Анатомо-функциональная структура интеллекта

В настоящее время «интеллект» понимается как психофизи­ологическая система приема (внимание, восприятие), хранения (память), переработки (мышление) и использования информации (знания, умения, навыки).

Психическое развитие человека представляет собой процесс биологического созревания, главным образом, головного мозга ребенка в социальной ситуации воспитания. Благодаря воспита­нию, получению образования в обучении, включению человека в бытовую, игровую, учебную и трудовую деятельность происхо­дит его социализация, культуризация личности. Происходит ин-териоризация внешних воздействий в собственные внутренние свойства человека, при этом присущая ему функциональная систе­ма природных задатков трансформируется в способности и опе­рациональную систему индивидуального поведения, деятельности (знания, умения, навыки).

Л.С. Выготский в этой связи выделял актуальную и ближай­шую зоны психического развития: то, что ребенок может сделать самостоятельно (актуальная зона), и сверх того, что он спосо­бен сделать с помощью взрослого (зона ближайшего развития). В каждый период возрастного созревания переходу из ближай­шей зоны развития во все более расширяющуюся актуальную зону способствует освоение ребенком ведущей на данный пери­од деятельности (Д.Б. Эльконин). До года ведущей деятельностью

является эмоциональное общение с матерью; в раннем возрасте (до 3 лет) — предметно-манипулятивная деятельность; в дошколь­ном (3-7 лет) - ролевая игра; в школьном возрасте - учебная и общественная деятельность.

В связи с социально-биологической природой развития интел­лекта в нем различают биологическую (свободный интеллект) и социальную (связанный интеллект) подсистемы.

Биологический интеллект основан на индивидуальных задат­ках развитости анатомических структур мозга, определяющих качество психических процессов внимания, восприятия, памя­ти, наглядно-действенного и образного мышления. Выражен­ность именно этих свойств измеряется в психодиагностике био­логического (в традициях Ф. Гальтона) и невербального интеллекта (по Векслеру).

Входными воротами, определяющими пропускную способ­ность системы интеллекта, служат анатомические структуры, ко­торые обеспечивают тонус мозга, активацию организма, энерге­тические возможности деятельности, непроизвольное внимание, умственную и физическую (мышечную) работоспособность, силу мотивации -<• ретикулярная формация и лимбическая система го­ловного мозга, а также моторные зоны нервной системы, пере­дающие и поддерживающие циркуляцию возбуждения за счет работающих мышц. Объем поступающей информации, который становится строительным материалом актуальной зоны развития социального интеллекта, интенсивность такого процесса опреде­ляются здесь. Эта функция биологического интеллекта получила название его аттенционного (англ. attention — «внимание») ком­понента. Аттенционный компонент интеллекта играет первосте­пенную роль на ранних этапах онтогенеза в развитии наглядно-действенного мышления.

Построение зрительных, слуховых, двигательных образов (вос­приятие), их сохранение и воспроизведение (память), оперирова­ние ими (образное мышление) происходит в затылочных, височ­ных, теменных отделах коры головного мозга, взаимодействую­щих в так называемых «зонах перекрытия анализаторов» (третич­ные зоны анализаторов, по А.Р. Лурия). Целостную деятельность невербального интеллекта обеспечивает правое полушарие голо­вного мозга (первая сигнальная система, по И.П. Павлову).

Развитие речи от звукоподрожательного лепета до абстрактных понятий, заключенных в форму знаков, слов, приводит к фор­мированию, как правило, в левом полушарии головного мозга анатомо-функциональных центров речи, вербального интеллек­та. Созревание лобных долей, продолжающееся наиболее долго (более двадцати лет), позволяет программировать и анализиро­вать деятельность, контролировать ошибки. Словесно-логическое мышление, завершая развитие наглядно-действенного и образно­го видов мышления, на основе эрудиции, накопленного запаса знаний, умений и навыков придает мышлению качество обрати­мости — гибкости перехода от одного вида к другому. Деятель­ность становится обеспеченной смыслами жизни, целями, логи­ческой и волевой регуляцией. Ближайшая зона развития репро­дуктивных способностей к воспроизведению с помощью чужого опыта трансформируется в зону саморазвития творческих способ­ностей самостоятельного производства, в том числе новых про­дуктов культуры.

Наши рекомендации