Среди всех классификаторов расходов основное значение имеют два –функциональный и экономический.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение:

- основных функций государства и решение вопросов местного значения;

- на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти;

- муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления;

- на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Экономический классификатор – группировка расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

По кодам этой классификации осуществляется внешний контроль со стороны органов Казначейства России, Росфиннадзора, Счетной палаты России. Эта классификация состоит из 4 групп:

- расходы;

- поступление нефинансовых активов;

- поступление финансовых активов;

- выбытие финансовых активов.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и

муниципальных образований.

В государственной собственности субъекта Федерации находится имущество. В состав собственности субъекта Федерации входят:

- средства регионального бюджета;

- средства территориального фонда обязательного медицинского страхования;

- ценные бумаги;

- имущество унитарных предприятий;

- средства региональных государственных учреждений;

- земли;

- природные ресурсы;

- объекты культурного наследия регионального значения и иное имущество.

Бюджет субъекта Федерации – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для расходных обязательств соответствующего региона.

Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 56) определен перечень федеральных налогов и их доля отчисления в региональный бюджет (таблица 3).

таблица 3

N п/п Налог Доля Отчисления (%)
Налог на прибыль организации
Налог на доходы физических лиц
Акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья
Акцизы на спиртосодержашую продукцию
  и т.д. (всего 15 налогов)  

Неналоговые поступления в региональный бюджет (ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации) состоят из нескольких видов:

- часть прибыли унитарных предприятий, создаваемых субъектами государства (размер поступления устанавливает субъект);

- плата за негативное воздействие на окружающую среду – 40 %;

- платежы за пользование лесным фондом – 100 %.

Таким образом, формируется доходная часть бюджета субъекта.

Расходные полномочия субъекта Федерации представляются в виде определенных направлений, которые имеют свою классификацию, в том числе и по отрасли здравоохранения (таблица 4).

таблица 4

N п/п Направления Расходные полномочия субъекта Федерации
Органы государственной власти субъекта
……  
Специализированные медицинские диспансеры
Обязательное медицинское страхование неработающего населения
Специализированная медицинская помощь
  и т.д.

Распределение и закрепление между бюджетами различных уровней расходов производится по согласованию между федеральной властью и властью субъекта Федерации.

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления осуществляются на основании Закона Российской Федерации от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Муниципальное образование существует в двух видах:

- районное и городское (в крупных городах);

- городское (в небольших городах), поселковое и сельское.

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет свой бюджет.

Бюджет муниципального образования– форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением ими полномочий по вопросам местного значения и выполнения отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, доходов от использования муниципального имущества, а так же ассигнований на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий.

К собственным доходам местных бюджетов относятся налоговые и неналоговые доходы согласно бюджетному законодательству.

Бюджетный процесс.

В ходе бюджетного процесса осуществляются следующие этапы (схема 3)

Среди всех классификаторов расходов основное значение имеют два –функциональный и экономический. - student2.ru

схема 3

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;

- Государственная Дума;

- Правительство Российской Федерации;

- Министерство финансов Российской Федерации;

- Федеральное казначейство;

- органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

- Центральный Банк Российской Федерации;

- Счетная плата Российской Федерации;

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Составление проектов бюджетов входит в обязанность Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

Исходной базой для проектирования Федерального бюджета являются:

- бюджетное послание Президента России;

- перспективный финансовый план;

- прогноз социально-экономического развития России на очередной год;

- отчет об исполнении Федерального бюджета и прогнозы исполнения бюджета;

- доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;

- проекты федеральных законов о внесении изменений в налоговое законодательство;

- реестр расходных обязательств Российской Федерации.

Проект Федерального бюджета должен определять:

- общий объем доходов и расходов бюджета, объем дефицита или профицита бюджета;

- направления и объемы использования средств Стабилизационного Фонда;

- закрепление источников дохода бюджета за администраторами доходов;

- нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты различных уровней; нормативы отчислений неналоговых доходов в федеральный бюджет и т.д.

Проект Федерального бюджета вносят на рассмотрение в Государственную Думу после одобрения его Правительством Российской Федерации, где он рассматривается в четырех чтениях, принимается и передается в Совет Федерации. Федеральный бюджет считается принятым после одобрения его Советом Федерации и утверждении соответствующего Указа Президента.

Подобным образом организуется бюджетный процесс на уровне субъекта Федерации и муниципальных образований субъекта Федерации с учетом нисходящих управленческих потоков связей. По отрасли здравоохранения субъекта Федерации бюджетный процесс регулируется Правительством через министерства финансов и экономического развития. Министерство здравоохранения представляет общую смету расходов по отрасли, которая после согласования на уровне правительства утверждается Государственным Советом субъекта с распределением по муниципальным образованиям. На уровне Советов народных депутатов муниципальных образований принимается бюджет по отрасли здравоохранения. В дальнейшем он дифференцируется по каждому учреждению здравоохранения и доводится до их сведенья в виде сметы расходов.

Наши рекомендации