По здравоохранению и социальному развитию
По здравоохранению и социальному развитию
Коми филиал
ГОУ ВПО Кировской государственной медицинской академии Росздрава
Основы финансирования и экономики
Здравоохранения
Учебное пособие для студентов
Медицинских вузов
Сыктывкар, 2009
УДК 614.2./003.13
Б12
Печатается по разрешению методического совета Коми филиала Кировской государственной медицинской академии от “____” _____________ _____ протокол N ____ .
Основы финансирования и экономики здравоохранения: Учебное пособие для студентов медицинских вузов / Л.Г. Бабенко – Сыктывкар: Коми филиал Кировской Государственной медицинской академии, 2008 г. - 114 с.
Рецензент:
В пособии изложены основные термины, понятия, принципы, методы и методики организации финансово-экономической деятельности отрасли здравоохранения с учетом перехода на бюджетно-страховую медицину, широко внедряемых рыночных отношений в отрасли здравоохранения. При разработке и написании пособия использованы действующие законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Оглавление
N п/п | Наименование | Стр. |
Раздел I | Введение | |
Раздел II | Финансирование здравоохранения | |
2.1. Основные термины и понятия финансирования | ||
2.2. Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы | ||
2.3. Бюджетная классификация. Бюджет Российской Федерации | ||
2.4. Бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | ||
2.5. Бюджетный процесс | ||
2.6. Финансирование отрасли здравоохранения | ||
2.7. Финансовый учет и контроль | ||
2.8. Функции и задачи бухгалтерского учета | ||
2.9. Модели финансирования здравоохранения | ||
2.9.1. Бюджетное финансирование | ||
2.9.2. Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования | ||
2.9.3. Платная медицинская помощь | ||
2.9.4. Добровольное медицинское страхование | ||
Раздел III | Экономика здравоохранения | |
3.1. Законы и функции экономики | ||
3.2. Цели и задачи экономической службы | ||
3.3. Смета и методы расчета сметных ассигнований | ||
3.3.1. Смета расходов | ||
3.3.2. Методы расчета сметных ассигнований | ||
3.4. Экономический анализ | ||
3.4.1. Термины, понятия, цели, задачи, принципы, черты и виды экономического анализа | ||
3.4.2. Методы экономического анализа | ||
3.4.2.1. Финансовые результаты | ||
3.4.2.2. Финансовое состояние. Платежеспособность. | ||
3.4.2.3. Показатели деловой активности. | ||
3.4.2.4. Экономическая эффективность здравоохранения. | ||
3.4.2.5. Клиническая эффективность медицинской помощи. | ||
Раздел IV | Контрольные вопросы | |
Раздел V | Тестовый контроль | |
Раздел VI | Контрольные задачи | |
Раздел VII | Литературные источники |
Раздел I. Введение.
С момента возникновения государства и общественных отношений возникли понятия о бюджете. В основе регулирования государством социально-экономических процессов заложены отношения, определяющие перераспределение доходов для удовлетворения потребностей в общественных услугах. Эти вопросы решает бюджет.
Бюджетобразует центральное звено системы финансов, отражает ее качественных признаки и представляет собой систему императивных (подчиненных) денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.
Бюджетные отношения возникают между государством и другими субъектами воспроизводства – как юридическими, так и физическими лицами в процессе мобилизации и использования денежных средств, необходимых для выполнения государственных функций – экономических, управленческих, внешнеполитических, социальных.
Количественную определенность важнейших общественных потребностей выражает бюджетный план.
Бюджет как социально-экономическая категория выполняет ряд функций:
- образование бюджетного фонда (доходы);
- использование бюджетного фонда (расходы);
- контроль за бюджетным фондом.
Государство постоянно использует различные методы и формы для направления средств бюджетного фонда на удовлетворение социальных потребностей населения, конкретизирую объемы и структуры, порождающие объективную необходимость в ресурсах.
Одной из главенствующих общественных потребностей является “Здоровье”.
“Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов. Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения”. (Устав всемирной организации здравоохранения)
Деятельность отрасли здравоохранения характеризуется, прежде всего, социальным эффектом, выраженным в укреплении здоровья людей, воспроизводстве трудовых ресурсов страны. Однако наряду с определением социальной эффективности здравоохранительных и медицинских мероприятий большое значение имеет оценка их экономической эффективности.
Проблема эффективности в здравоохранении включает медицинский, социальный и экономический аспекты.
Главным является медицинская и социальная эффективность мероприятий по охране здоровья. Однако экономическое обоснование мероприятий по охране здоровья, определение экономической эффективности лечебно-профилактических мероприятий, экономический анализ использования средств в здравоохранении крайне необходимы для выбора наиболее оптимальных вариантов финансирования отрасли, с тем чтобы выделяемые ресурсы на здравоохранение, использовались с максимальной эффективностью и достигались наилучшие результаты в охране общественного здоровья.
В системе здравоохранения, как и в других отраслях на рубеже 80 – 90 годов 20 столетия сложилась критическая ситуация по обеспечению охраны здоровья населения вообще, в том числе по обеспечению доступной и качественной медицинской помощи населению.
Возникшие проблемы были обусловлены следующими причинами:
- не достаточное ресурсное обеспечение;
- не рациональное использование выделяемых ресурсов;
- одноканальное (бюджетное) финансирование отрасли без использования альтернативных источников денежных поступлений;
- низкий уровень контроля качества, оказываемой медицинской помощи;
- отсутствие стандартизации медицинских услуг и видов деятельности;
- бюрократическое сдерживание развития рыночных отношений;
- не внедрение прогрессивных организационно-правовых форм хозяйствования и т.д.
Между тем здравоохранения являясь составной часть не производственной сферы, оказывает существенное влияние на решение социальных и экономических задач, связанных с качеством жизни людей, их благосостоянием, с реализацией социальных гарантий общества, воспроизводством национального валового продукта за счет прогрессивного типа развития общества.
Жизнеспособность любого государства обуславливается высоким уровнем воспроизводства здорового населения, в том числе работающего контингента только в том случае, если между различными отраслями хозяйственной деятельности имеет место комплексные взаимосвязи и взаимодействия, основанные на тесных функциональных отношениях, технологических и информационных потоках.
Именно поэтому один из рейтинговых показателей конечных результатов деятельности отрасли здравоохранения эффективность отражает совокупность параметров, включающих в себя следующие аспекты:
- санитарно-профилактические;
- социальные;
- экономические.
Медицинский аспект эффективности деятельности здравоохранения охватывает вопросы качества и результативность диагностических, лечебных и профилактических мероприятий.
Социальные вопросы в здравоохранении сопряжены с комплексом показателей отражающих степень воздействия на уровень жизни населения, оздоровление общества, обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических и др. норм и пр.
Экономические аспекты эффективности затрагивают вопросы вклада здравоохранения в экономику государства. Например, проводить оценку влияния отрасли здравоохранения на такие показатели как:
- валовый национальный продукт;
- национальный доход;
- чистый доход общества и т.д.
По сути, на практике здравоохранение, оказывая населению медицинские услуги, обеспечивая снижение заболеваемости, инвалидности и смертности, удлиняя период трудовой активности людей, является составляющей частью производственной деятельности. Как любая производственная составляющая отрасль требует постоянного применения в ней разнообразных регуляторов, оптимизирующих технологические процессы, что позволяет достичь максимально эффективного конечного результата.
Регуляторами в сфере экономики вообще и в частности в здравоохранении являются:
- многоканальные источники финансирования;
- новые формы финансово-хозяйственных отношений;
- новые формы экономической деятельности, опирающиеся на рыночные отношения (рыночная экономика);
- внедрение бюджетно-страховой модели в медицинскую практику и т.д.
Для создания оптимальных условий функционирования отрасли здравоохранения государство в период перехода к рыночным отношениям поставило во главу угла решение вопросов, среди которых ведущее место заняли:
- создание новой финансово-экономической методологии;
- организация экономического анализа, бухгалтерского учета и анализа, управления медицинским персоналом;
- совершенствование механизмов оплаты его труда;
- оценку экономической эффективности лечебно-профилактической помощи с учетом ее качества и т.д.
В настоящем учебном пособии будут изложены новые подходы к организации экономической деятельности учреждений здравоохранения и механизмы финансирования отрасли, основанные на действующем законодательстве, правовых и нормативных актах Российской Федерации.
Бюджетное устройство и принципы построения
Бюджетная классификация
Бюджетная классификация Российской Федерации включает (схема 2):
схема 2
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Нормативы поступления в бюджеты различных уровней определены Бюджетным Кодексом Российской Федерации на долгосрочной основе, что позволит лучше планировать бюджет и обеспечить их сбалансированность.
В настоящее время все налоги делятся на три вида: федеральные, региональные и местные.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются(таблица 1):
таблица 1
N п/п | Налоговые и неналоговые доходы | Безвозмездные поступления |
налоги на прибыль, доходы | безвозмездные поступления от нерезидентов | |
налоги и взносы на социальные нужды | безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | |
налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Российской Федерации | безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций | |
налоги на товары | безвозмездные поступления от негосударственных организаций | |
налоги на совокупный доход | безвозмездные поступления от наднациональных организаций | |
налоги на имущество | прочие безвозмездные поступления. | |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | ||
и др. |
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:
1) федеральный бюджет;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации;
3) бюджеты муниципальных районов;
4) бюджеты городских округов;
5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) бюджеты городских и сельских поселений;
7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие (таблица 2).
таблица 2
N п/п | Капитальные расходы | Текущие расходы |
Инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица | Текущее финансирование органов государственной власти | |
Бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам | Текущее финансирование бюджетных организаций | |
Расходы на проведение капитального ремонта | Оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование | |
Иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством | Другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы | |
Расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество |
Расходы бюджета могут осуществляться в следующих формах:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- оплата товаров, работ и услуг по государственным контрактам;
- трансферты населению (бюджетные средства для финансирования населению пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и др. социальных выплат);
- ассигнования на осуществление государственных полномочий, предаваемых на другие уровни власти;
- компенсация дополнительных бюджетных расходов и т.д.
Код классификации расходов бюджетов состоит из:
- кода главного распорядителя бюджетных средств;
- кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
- кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
4) национальная экономика;
5) жилищно-коммунальное хозяйство;
6) охрана окружающей среды;
7) образование;
8) культура, кинематография, средства массовой информации;
9) здравоохранение, физическая культура и спорт (стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь; медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; скорая медицинская помощь; санаторно-оздоровительная помощь; заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие; физическая культура и спорт и др.);
10) социальная политика (пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики);
11) межбюджетные трансферты (дотации; субсидии; субвенции и пр.).
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления осуществляются на основании Закона Российской Федерации от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Муниципальное образование существует в двух видах:
- районное и городское (в крупных городах);
- городское (в небольших городах), поселковое и сельское.
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет свой бюджет.
Бюджет муниципального образования– форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением ими полномочий по вопросам местного значения и выполнения отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, доходов от использования муниципального имущества, а так же ассигнований на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий.
К собственным доходам местных бюджетов относятся налоговые и неналоговые доходы согласно бюджетному законодательству.
Бюджетный процесс.
В ходе бюджетного процесса осуществляются следующие этапы (схема 3)
схема 3
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент Российской Федерации;
- Государственная Дума;
- Правительство Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Федеральное казначейство;
- органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
- Центральный Банк Российской Федерации;
- Счетная плата Российской Федерации;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- государственные внебюджетные фонды;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Составление проектов бюджетов входит в обязанность Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.
Исходной базой для проектирования Федерального бюджета являются:
- бюджетное послание Президента России;
- перспективный финансовый план;
- прогноз социально-экономического развития России на очередной год;
- отчет об исполнении Федерального бюджета и прогнозы исполнения бюджета;
- доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
- проекты федеральных законов о внесении изменений в налоговое законодательство;
- реестр расходных обязательств Российской Федерации.
Проект Федерального бюджета должен определять:
- общий объем доходов и расходов бюджета, объем дефицита или профицита бюджета;
- направления и объемы использования средств Стабилизационного Фонда;
- закрепление источников дохода бюджета за администраторами доходов;
- нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты различных уровней; нормативы отчислений неналоговых доходов в федеральный бюджет и т.д.
Проект Федерального бюджета вносят на рассмотрение в Государственную Думу после одобрения его Правительством Российской Федерации, где он рассматривается в четырех чтениях, принимается и передается в Совет Федерации. Федеральный бюджет считается принятым после одобрения его Советом Федерации и утверждении соответствующего Указа Президента.
Подобным образом организуется бюджетный процесс на уровне субъекта Федерации и муниципальных образований субъекта Федерации с учетом нисходящих управленческих потоков связей. По отрасли здравоохранения субъекта Федерации бюджетный процесс регулируется Правительством через министерства финансов и экономического развития. Министерство здравоохранения представляет общую смету расходов по отрасли, которая после согласования на уровне правительства утверждается Государственным Советом субъекта с распределением по муниципальным образованиям. На уровне Советов народных депутатов муниципальных образований принимается бюджет по отрасли здравоохранения. В дальнейшем он дифференцируется по каждому учреждению здравоохранения и доводится до их сведенья в виде сметы расходов.
Финансовый учет и контроль
В основе реализации финансовой политики заложен финансовый учет.
Финансовый учет состоит из трех составных частей (схема 4).
схема 4
А. Оперативный (оперативно-технический) учет осуществляется для повседневного текущего руководства и управления. Он позволяет собирать информацию о движении материальных ресурсов, об объемах выпущенной продукции, ее реализации, о наличии производственных запасов. Источником информации по этому разделу работы служат сведения, получаемые по факс, телефону, телетайпу, и в устной форме.
Б. Статистический учет изучает явления, носящие обобщающий, массовый характер по вопросам экономики, тенденциях ее развития, движении рабочей силы, товаров, ценных бумаг, материальных запасов, численности населения и т.д. Для своих целей статистический учет использует информацию бухгалтерского и оперативно-технического учета.
Этот раздел финансовой деятельности неразрывно связан с отчетностью, которая осуществляется по периодичности срочно(данные за месяц или менее), квартально, за полгода и год.
Наиболее важные формы статистической отчетности:
- сведенья о производстве и отгрузке товаров и услуг (форма № П – 1 месячная, квартальная);
- сведенья о численности, заработной плате и движении работников по руду (форма № П – 4 месячная, квартальная);
- сведенья о движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов (форма 11);
- сведенья о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (форма № 5-з месячная, квартальная);
- сведения о финансовом состоянии организации (форма № П – 3 месячная, квартальная);
В. Бухгалтерский учетизучает следующие вопросы:
- количественную сторону хозяйственной деятельности в неразрывной связи с их качественной стороной;
- упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе; обязательствах организации и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
С позиций законодательства регулирование бухгалтерского учета осуществляется по следующей схеме системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию (схема 5):
схема 5
Бюджетное финансирование.
Вопросы о целях, задачах, принципах, источниках и порядке бюджетного финансирования изложены в подразделе 2.1.-2.6.
2.9.2.Финансирование здравоохранения в условиях обязательного
Медицинского страхования
Система финансирования учреждений здравоохранения оказывает непосредственное воздействие на следующие позиции:
- заинтересованность медицинских учреждений в оказании оптимального (с точки зрения поддержания и улучшения здоровья населения) объема медицинской помощи и обеспечении соответствующего качества профилактики и лечения;
- величину общего объема финансирования медицинской помощи, возможность его прогнозирования;
- рациональное использование и контроль за потреблением финансовых и материальных ресурсов, направляемых на медицинское страхование (система оплаты медицинской помощи должна предусматривать противозатратные механизмы, обеспечивать минимизацию расходов страховщика на оплату медицинских услуг и связанные с этим контрольные функции и т.д.);
- формирование экономического интереса работников здравоохранения и их доходов в целом.
Одноканальность финансирования отрасли здравоохранения показала свою не состоятельность. В связи с этим был принять закон о Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, установивший дополнительные источники финансирования отрасли здравоохранения за счет обязательного и добровольного медицинского страхования граждан.
Для реализации выше приведенного закона Правительством Российской Федерации были созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются самостоятельным государственным некоммерческим финансово - кредитным учреждением.
Одними из задач фондов по реализации финансовой политики для отрасли здравоохранения являются:
- участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
- разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации.
В месте с этим Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции в обеспечении финансово-экономической деятельности учреждений отрасли здравоохранения:
- осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
- проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
- утверждает Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан;
- вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;
- осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
- осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования;
- аккумулирует финансовые средства Федерального фонда и осуществляет финансово - кредитную деятельность для выполнения задач, предусмотренных законодательством и правовыми актами Российской Федерации.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
- части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Верховным Советом Российской Федерации;
- взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
- ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
- нормированного страхового запаса финансовых средств Федерального фонда;
- поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Финансовые средства Территориального фонда образуются за счет:
- части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Верховным Советом Российской Федерации, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств Территориального фонда;
- финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;
- добровольных взносов физических и юридических лиц;
- иных поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Законом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования являютсяпредприятия, учреждения, организации и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности.
Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Страховые взносы в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся плательщиками в установленных законодательством Российской Федерации размерах по отношению к начисленной оплате труда. Из них осуществляются отчисления на государственное социальное страхование.
Процесс финансирования отрасли здравоохранения за счет средств фондов обязательного медицинского страхования включает в себя несколько этапов.
Изначально лечебно-профилактическое учреждение осуществляет формирование объемов медицинской помощи населению в виде Территориальной Программы государственной гарантированной бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Методика изложена в учебном пособии “Организация государственной гарантированной бесплатной медицинской помощи населению”: Учебное пособие для студентов медицинских вузов / Л.Г. Бабенко – Сыктывкар: Коми филиал Кировской Государственной медицинской академии, 2009 г.
На втором этапе лечебно-профилактическое учреждение рассчитывает стоимость медицинской помощи по видам служб, отделений и т.д. Методика изложена в учебном пособии “Медицинские услуги. Рынок медицинских услуг”: Учебное пособие для студентов медицинских вузов / Л.Г. Бабенко – Сыктывкар: Коми филиал Кировской Государственной медицинской академии, 2009 г.
На третьем этапе лечебно-профилактическое учреждение на основании сформированных объемов медицинской помощи населению и стоимость медицинской помощи по видам служб, отделений и т.д. рассчитывает объемы потребности в финансовых средствах фонда обязательного медицинского страхования для работающих контингентов.
На четвертом этапе лечебно-профилактическое учреждение утверждает сформированные объемы потребности финансовых средств (лимит) по обязательному страхованию с территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
На пятом этапеПравительство субъекта Федерации принимается решение о выделении необходимых лимитов финансовых средств для организации оказания медицинской помощи работающему населению.
В частности утверждается стоимость территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи по источникам финансирования (таблица 9).
Утвержденная стоимость
территориальной программы государственных гарантий
оказания населению бесплатной медицинской помощи
по источникам финансирования на _____ год <*>
таблица 9
Источники финансирования территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи | N стр. | Утверждена стоимость территориальной программы | |
Всего (млн. руб.) | На 1-ого жителя (руб.) | ||
Стоимость территориальной программы всего (сумма строк 02, 03, 09) в том числе: | |||
1. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации <*> | |||
2. Расходы на территориальную программу ОМС всего, том числе за счет: | |||
2.1. средств ОМС из них: | |||
- ЕСН и других налоговых поступлений | |||
- страховых взносов (платежей) на ОМС неработающего населения | |||
- прочих поступлений | |||
2.2. средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС | |||
3. Другие источники поступлений |
<*> Без учета средств на ДЛО и реализацию национального проекта "Здоровье".
Утвержденная территориальная программа Государственных гарантий по оказанию
населению бесплатной медицинской помощи
на _____ год _______________________________________ территории
(наименование субъекта российской федерации)
Таблица 10
Виды медицинской помощи по источникам финансирования | NN строки | Единица измерения | Территориальные нормативы объемов медицинской помощи на 1-ого жителя | Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема объемов медицинской помощи | Подушевые нормативы финансирования территориальной программы | Стоимость территориальной программы по источникам финансирования | ||||
руб. на 1 жит. в год | млн. руб. | в % к итогу | ||||||||
из средств бюджета | из средств ОМС | Сретва бюджета | Сретва ОМС | Всего | ||||||
А | ||||||||||
1. Медицинская помощь, предоставленная за счет бюджетов - ВСЕГО: в т.ч. | &n Наши рекомендации
|