Инфекция. Врожденный иммунитет
ЗАНЯТИЕ 1.3.1
Инфекция. Врожденный иммунитет
Цель занятия:изучить роль микро- и макроорганизма в развитии инфекционного процесса; условия возникновения инфекционного процесса; свойства возбудителей. Изучить виды и формы иммунитета, врожденный иммунитет.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного процесса. Механизмы передачи инфекции. Формы инфекционного процесса.
- Стадии развития и характер протекания инфекционной болезни.
- Патогенность и вирулентность бактерий. Характеристика факторов патогенности.
- Понятие об иммунитете, виды иммунитета.
- Неспецифические факторы защиты организма человека:
• механические барьеры;
• физико-химическая защита (рН среды, ферментативная активность
лизоцима, пепсина и др.);
• клеточные факторы защиты (фагоцитоз, фагоцитирующие клетки и их
классификация). Механизм и фазы фагоцитоза. Завершенный и
незавершенный фагоцитоз;
• гуморальные неспецифические факторы защиты (система комплемента,
β-лизины, интерфероны, лейкины, противовирусные ингибиторы,
лизоцим и др.).
6. Иммунобиологическое значение интерферонов. Их получение,
использование.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
определять факторы патогенности (вирулентность) микробов; дать оценку значимости факторов врожденный иммунитет.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
о биологических методах исследования и их применении для изучения инфекционного процесса..
Работа № 1. Методы определения факторов патогенности и вирулентности микроорганизмов (на примере золотистого стафилококка)
Цель:изучить методы определения факторов патогенности и вирулентности золотистого стафилококка.
Самостоятельная работа:
а)регистрировать результат плазмокоагулазной активности золотистого стафилококка при посеве в цитратную плазму крови. Сделать вывод.
«О» - посев S. aureus в цитратную кроличью плазму крови.
«К» - цитратная кроличья плазма
«К» «O»
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)регистрировать результат фибринолитической активности золотистого стафилококка при посеве на свернутую сыворотку. Сделать вывод.
«К» - свернутая сыворотка
«О» - посев культуры в свернутую сыворотку
«К» «О»
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в)зарегистрировать результаты опыта по выявлению лецитиназной активности у золотистого стафилококка при посеве на желточно-солевой агар (ЖСА).
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г)регистрировать результат опыта по выявлению гемолитической активности у золотистого стафилококка при посеве на кровяной агар. Сделать вывод.
Результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Свойства возбудителей
Патогенность - это видовой признак, определяющий способность определенного вида микроорганизмов вызывать инфекционный процесс у определенного вида макроорганизма.
Вирулентность - фенотипический признак микроорганизма, мера патогенности
Факторы патогенности
I. Адгезии и колонизации.
Адгезия - это пусковой момент инфекции. Адгезия обусловлена чувствительностью микроба к рецепторам клеток хозяина и органотропностью (комплементарное взаимодействие макромолекул на поверхности микроба с рецепторами эукариотической клетки).
Адгезины - структуры микроба (макромолекулы) ответственные за прилипание, т.е. связывание с клетками хозяина.
Адгезины:
- Гр+ бактерий - основные белки (они активируют транслокацию микроба вглубь эпителиальной клетки) и тейхоевые кислоты клеточной стенки;
- Гр- бактерий - белки наружной мембраны, ЛПС и фимбрии (пили первого или общего типа);
- капсульных бактерий – капсула;
- микоплазм - макромолекулы, входящие в состав выростов цитоплазматической мембраны;
- вирусов - специфические структуры белковой или полисахаридной природы.
Колонизация зависит как от дозы микробов, так и количества рецепторов для них
на поверхности клеток макроорганизма.
При отсутствии адгезинов и комплементарных рецепторов инфекционный процесс не развивается.
III. Факторы персистенции
Персистенция - длительное переживание возбудителя в организме
Факторы | Механизмы персистенции |
Капсула, оболочечный антиген | Экранирование клеточной стенки и препятствие фагоцитозу |
L-формы | Утрата клеточной стенки |
Антигенная мимикрия | Антигенное сходство с клетками макроорганизма |
Секретируемые микробные факторы - антилизоцимная активность (АЛА) - антикомплементарная активность (АКА) - антииммуноглобулиновая активность (АИГА) - антиинтерфероновая активность (АИА) | Инактивация механизмов естественной (неспецифической) защиты хозяина |
Методики выявления:
а) плазмокоагулазной активности бактерий
Посев выделенной культуры бактерий проводят в разведённую физ. раствором 1:4 стерильную цитратную плазму крови. Пробирки ставят в термостат при 37°С на 2 - 5 часов. При наличии у выделенной культуры фермента плазмокоагулазы происходит коагуляция плазмы, а при отсутствии данного фермента жидкость будет прозрачной.
б) фибринолитической активности бактерий
Продлив время пребывания пробирок в термостате, можно наблюдать растворение сгустка, что свидетельствует о наличии фибринолитической способности изучаемого штамма.
в) лецитиназной активности бактерий
Лецитиназная активность проявляется при посеве на агар с яичным желтком в образовании вокруг колоний характерного помутнения с радужным венчиком.
г) гемолитической активности бактерий
Гемолитическая активность проявляется при посеве на кровяной агар образованием вокруг колоний зоны просветления.
Работа № 2. Экспериментальное заражение животных
Цель: ознакомиться с техникой заражения животных (фильм).
Самостоятельная работа:используя теоретическую справку и учебный фильм, ответить на воросы:
- значение экспериментального заражения животных в диагностике;
- отбор животных для экспериментального заражения;
- подготовка животного;
- способы заражения животного.
Теоретическая справка
Самостоятельная работа во внеурочное время
Нарисовать схему«Этапы развития стафилококковой инфекции и с учетом факторов патогенности возбудителя».
Работа № 6. Фагоцитоз
Цель:Микроскопировать готовые препараты-мазки стафилококка и гонококка. Зарисовать в тетради картину фагоцитоза микроорганизмов. Выявить отличительные особенности завершенного (№ 1) и незавершенного (№ 2) фагоцитоза в препаратах-мазках. Сделать вывод.
Работа № 3
Бактерицидная функция кожи
Важным фактором неспецифической резистентности является функция кожи как механического барьера для внедрения паразита. Отторжение верхних слоев эпидермиса, секреты сальных и потовых желез способствуют их удалению с поверхности кожи. Существенную роль в элиминации микробов с поверхности кожи играют различные микробоцидные субстанции (молочные и жирные кислоты и др.), обеспечивающие ее «самоочищение». Поэтому различные микроорганизмы, не являющиеся ее постоянными обитателями, не могут в течение продолжительного времени сохраняться на коже. Бактерицидность кожных секретов зависит от их кислотности.
Работа № 4
Работа № 5
Работа № 6
Фагоцитоз
Фагоцитоз (от греч. phagos - пожираю, cytos - клетка), открытый и изученный И.И. Мечниковым, является одним из основных мощных факторов, обеспечивающих резистентность организма, защиту от инородных веществ, в том числе микробов. Это наиболее древняя форма иммунной защиты. Механизм фагоцитоза состоит в поглощении, переваривании, инактивации инородных для организма веществ специализированными клетками - фагоцитами.
Фагоцитарная реакция осуществляется поэтапно. При завершенном фагоцитозе, заканчивающемся разрушением микроба, различают 4 стадии:
1) приближение фагоцита к объекту (положительный хемотаксис) обусловлено наличием специфических рецепторов на мембране фагоцита;
2) прилипание (адгезия) также осуществляется за счет соответствующих рецепторов;
3) поглощение (эндоцитоз, захват) - основная физиологическая функция фагоцитов. Захват крупных частиц происходит за счет обтекания их псевдоподиями без участия специфических рецепторов (фагоцитоз). Бактерии, дрожжеподобные грибы и др. микроорганизмы захватываются посредством рецепторов фагоцитов, распознающих углеводные компоненты поверхностной структуры микроорганизмов (пиноцитоз). В результате захвата образуется фагоцитарная вакуоль - фагосома;
4) переваривание - слияние фагосомы с лизосомой и разрушение микроорганизмов лизосомальными ферментами. Если микробные антигены разрушаются частично, вслед за фагоцитозом начинается антителообразование.
Незавершенный фагоцитоз отличается отсутствием последней стадии - переваривания. Многие вирулентные бактерии часто не погибают и могут длительно находиться внутри фагоцита и даже размножаться внутри них, вызывая их гибель. Выживание микроорганизмов внутри фагоцитов обеспечивают следующие механизмы:
1) одни патогенные агенты способны препятствовать слиянию лизосом с фагосомами (токсоплазмы, микобактерии туберкулеза);
2) другие обладают устойчивостью к действию лизосомальных ферментов за счет наличия микрокапсул (гонококки, стрептококк А);
3) третьи после эндоцитоза покидают фагосому, избегая действия микробоцидных факторов и могут длительно находиться в цитоплазме фагоцитов (риккетсии).
Иммуномодуляторы (ИМ)
n Иммуномодулирующая терапия - важный метод неспецифической коррекции дисфункций иммунной системы
n ИМ – лекарственные препараты, которые в терапевтических дозах восстанавливают нарушенные функции иммунной системы
n Цель при выборе ИМ – воздействие на те звенья иммунитета, которые нарушаются при внедрении конкретного возбудителя инфекции.
Самостоятельная работа во внеурочное время
Схема классификации препаратов:
Название
Классификационное положение
Получение
Применение
Способ применения
Интерферон лейкоцитарный
Гриппферон
Полиоксидоний
Пирогенал
Тактивин
Подпись преподавателя_________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ 1.3.1
Инфекция. Врожденный иммунитет
Цель занятия:изучить роль микро- и макроорганизма в развитии инфекционного процесса; условия возникновения инфекционного процесса; свойства возбудителей. Изучить виды и формы иммунитета, врожденный иммунитет.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного процесса. Механизмы передачи инфекции. Формы инфекционного процесса.
- Стадии развития и характер протекания инфекционной болезни.
- Патогенность и вирулентность бактерий. Характеристика факторов патогенности.
- Понятие об иммунитете, виды иммунитета.
- Неспецифические факторы защиты организма человека:
• механические барьеры;
• физико-химическая защита (рН среды, ферментативная активность
лизоцима, пепсина и др.);
• клеточные факторы защиты (фагоцитоз, фагоцитирующие клетки и их
классификация). Механизм и фазы фагоцитоза. Завершенный и
незавершенный фагоцитоз;
• гуморальные неспецифические факторы защиты (система комплемента,
β-лизины, интерфероны, лейкины, противовирусные ингибиторы,
лизоцим и др.).
6. Иммунобиологическое значение интерферонов. Их получение,
использование.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
определять факторы патогенности (вирулентность) микробов; дать оценку значимости факторов врожденный иммунитет.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
о биологических методах исследования и их применении для изучения инфекционного процесса..
Работа № 1. Методы определения факторов патогенности и вирулентности микроорганизмов (на примере золотистого стафилококка)
Цель:изучить методы определения факторов патогенности и вирулентности золотистого стафилококка.
Самостоятельная работа:
а)регистрировать результат плазмокоагулазной активности золотистого стафилококка при посеве в цитратную плазму крови. Сделать вывод.
«О» - посев S. aureus в цитратную кроличью плазму крови.
«К» - цитратная кроличья плазма
«К» «O»
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)регистрировать результат фибринолитической активности золотистого стафилококка при посеве на свернутую сыворотку. Сделать вывод.
«К» - свернутая сыворотка
«О» - посев культуры в свернутую сыворотку
«К» «О»
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в)зарегистрировать результаты опыта по выявлению лецитиназной активности у золотистого стафилококка при посеве на желточно-солевой агар (ЖСА).
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г)регистрировать результат опыта по выявлению гемолитической активности у золотистого стафилококка при посеве на кровяной агар. Сделать вывод.
Результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________