Возбудители коклюша и паракоклюша

Таксономия:

Отдел_____________________________________________

Семейство_________________________________________

Род_______________________________________________

Вид______________________________________________

Морфология:_____________________________________________________________________________________________________________________________

Культуральные свойства:____________________________________ ____________________________________________________________________

Ферментативные свойства:___________________________________ ____________________________________________________________________

Антигенная структура:_______________________________________________________________________________________________________________________________

Токсигенность:___________________________________________________________________________________________________________________________

Патогенез:_______________________________________________________________________________________________________________________________

Источник инфекции ____________________________________________ ________________________________________________________________

Пути передачи___________________________________________________

________________________________________________________________

Инкубационный период__________________________________________________________________________________________________________________________________

Клиника:________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной метод диагностики:____________________________________________________________________________________________________________________________

Иммунитет:____________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическое лечение_________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая профилактика:___________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

Лабораторная диагностика

Экспресс – диагностика: пр. РИФ.

Компоненты:

Бактериологический метод.

1.Этап. Материал________________________________________)

засевают методами:

на среду

2. Этап.

1) Учет культуральных свойств:

возбудители коклюша и паракоклюша - student2.ru

возбудители коклюша и паракоклюша - student2.ru возбудители коклюша и паракоклюша - student2.ru B. pertussis B. parapertussis

2) Микроскопия мазка по Граму

 
  возбудители коклюша и паракоклюша - student2.ru

3) Ориентировочная РА

Компоненты:

возбудители коклюша и паракоклюша - student2.ru

4) Пересев на скошенную среду

3. Этап. Изучение чистой культуры:

1) Определение культуральных свойств на среде

2) Микроскопия мазка по Граму.

3) Ориентировочная РА.

4) Дифференциация бодетелл по ферментативной активности:

ТЕСТ B. pertussis B. parapertussis
Рост на МПА    
Рост на среде с тирозином    
Образование уреазы    

4. Этап. Заключение о виде.

Серологическое исследование.

1) РСК ( Борде – Жангу )

Компоненты:

Заключение:

РНГА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема: Патогенные микобактерии. Возбудители микозов.

Цель: Усвоить характеристику возбудителей, лабораторную диагностику,

лечение и профилактику туберкулеза, кандидоза, актиномикоза.

Вопросы для подготовки:

1) Возбудители туберкулеза. Таксономия, характеристика, лабораторная диагностика, лечение и профилактика.

2) Актиномицеты. Виды, свойства. Лабораторная диагностика актиномикоза, лечение и профилактика.

3) Классификация грибов. Характеристика. Роль в патологии человека.

4) Грибы Кандида. Характеристика. Роль в патологии человека. Лабораторная диагностика. Лечение.

Самостоятельная работа:

1) Изучить мазок из мокроты туберкулезного больного, зарисовать.

2) Изучить и зарисовать культуральные свойства микобактерий на среде Левенштейна -Йенсена.

3) Изучить и зарисовать ускоренный метод Прайса – Школьниковой.

4) Промикроскопировать и зарисовать мазки актиномицет и грибов Кандида.

5) Познакомиться с характером роста грибов Кандида на среде Сабуро.

6) Описать бак. препараты, применяемые для диагностики, лечения и профилактики данных инфекций.

7) Выписать бланки-направления материала от больных с туберкулезом, кандидозом, актиномикозом.

ВОЗБУДИТЕЛИ ТУБЕРКУЛЕЗА

Таксономия:

Отдел_____________________________________________

Семейство_________________________________________

Род_______________________________________________

Вид______________________________________________

Морфология:_____________________________________________________________________________________________________________________________

Культуральные свойства:____________________________________ ____________________________________________________________________

Ферментативные свойства:___________________________________ ____________________________________________________________________

Антигенная структура:_______________________________________________________________________________________________________________________________

Токсигенность:___________________________________________________________________________________________________________________________

Патогенез:_______________________________________________________________________________________________________________________________

Источник инфекции ____________________________________________ ________________________________________________________________

Пути передачи___________________________________________________

________________________________________________________________

Инкубационный период__________________________________________________________________________________________________________________________________

Клиника:________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной метод диагностики:____________________________________________________________________________________________________________________________

Иммунитет:____________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическое лечение_________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая профилактика:___________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная диагностика

Бактериоскопические методы.

1) пр. РИФ. Компоненты:

2) Микроскопия мазка по Цилю-Нильсену:

 
  возбудители коклюша и паракоклюша - student2.ru

3) Мазки приготовленные методами концентрации:

а) метод накопления

б) метод флотации

4) Ускоренный метод Прайс-Школьниковой.

Бактериологический метод.

Подготовка материала.

Посев на среду

Серологический.

КАП. Постановка:

ВОЗБУДИТЕЛИ АКТИНОМИКОЗА

Таксономия:

Отдел_____________________________________________

Семейство_________________________________________

Род_______________________________________________

Вид______________________________________________

Морфология:__________________________________________________________________________________________________________

Культуральные свойства:_____________________________________

___________________________________________________________

Ферментативные свойства:___________________________________ ___________________________________________________________

Патогенность:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Токсигенность:_________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура:_______________________________________

___________________________________________________________

Источник инфекции:_________________________________________

___________________________________________________________

Пути передачи:_____________________________________________

___________________________________________________________

Патогенез: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Клиника:______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Иммунитет:________________________________________________

Специфическое лечение:_____________________________________ ___________________________________________________________

Специфическая профилактика:________________________________

___________________________________________________________

Лабораторная диагностика

1. Бактериоскопический.

- непр. РИФ;

- микроскопия мазка по Граму

 
  возбудители коклюша и паракоклюша - student2.ru

- микроскопия нативных препаратов

2. Бактериологический.

Материал______________________________________________

засевают на среды_______________________________________

_______________________________________________________

3. Серологический.

КАП

ВОЗБУДИТЕЛИ КАНДИДОЗА

Таксономия:

Отдел_____________________________________________

Семейство_________________________________________

Род_______________________________________________

Вид______________________________________________

Морфология:__________________________________________________________________________________________________________

Культуральные свойства:_____________________________________

___________________________________________________________

Ферментативные свойства:___________________________________ ___________________________________________________________

Патогенность:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Токсигенность:_________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура:_______________________________________

___________________________________________________________

Источник инфекции:_________________________________________

___________________________________________________________

Пути передачи:_____________________________________________

___________________________________________________________

Патогенез: _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы, обусловливающие развитие кандидоза _________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Клиника:______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Иммунитет:________________________________________________

Специфическое лечение:_____________________________________ ___________________________________________________________

Специфическая профилактика:________________________________

Лабораторная диагностика

Микологический метод.

1. Этап. Материал_________________________________________

1) Микроскопия мазка по Граму

 
  возбудители коклюша и паракоклюша - student2.ru

2) Посев на среду

2. Этап. 1) Оценка культуральных свойств и подсчет колоний.

 
  возбудители коклюша и паракоклюша - student2.ru

2) Пересев на скошенную среду

2. Этап. Идентификация чистой культуры

Признак C. albicans C. tropicalis
Форма клеток      
Вид колоний    
Ферментация углеводов Лактоза Глюкоза Сахароза      

3. Этап. Заключение о виде.

Результат микологического метода оценивается в динамике.

Диагноз кандидоз ставится в случае, если в повторном посеве через

7 дней число колоний увеличивается.

Серологическая диагностика:

КАП, РСК, РА.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

ТЕМА: Возбудители зоонозных инфекций: чумы, туляяремии, сибирской язвы,

бруцеллеза.

ЦЕЛЬ: Усвоить характеристику возбудителей, принцип лабораторной диагностики,

лечения и профилактики особо опасных инфекций.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Особенности сбора материала, его транспортировки, микробиологической диагностики при карантинных инфекциях. Экспресс – диагностика.

2. Возбудители чумы. Таксономия, характеристика, лабораторная диагностика, специфическое лечение и профилактика.

3. Возбудитель туляремии. Таксономия, характеристика, лабораторная диагностика, специфическое лечение и профилактика.

4. Возбудитель сибирской язвы. Таксономия, характеристика, лабораторная диагностика, специфическое лечение и профилактика.

5. Возбудители бруцеллеза. Таксономия, характеристика, лабораторная диагностика, специфическое лечение и профилактика.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Зарисовать морфологию чумной палочки.

2. Зарисовать характер роста чумной палочки на МПА и МПБ.

3. Зарисовать морфологию в окраске по Граму возбудителей сибирской язвы, туляремии и бруцеллеза.

4. Поставить кровяно – капельную агглютинацию на стекле для диагностики туляремии.

5. Оформить рисунком культуральные свойства сибиреязвенной палочки.

6. Описать дифференциальные признаки возбудителя сибирской язвы и антракоида.

7. Поставить и оценить реакцию Хеддельсона в диагностике бруцеллеза.

8. Учесть результат и сделать вывод по готовой реакции Райта при бруцеллезе.

9. Выписать бланки – направления материала при сибирской язве, чуме, туляремии, бруцеллезе.

10. Описать бак. препараты, используемые в диагностике, лечении и профилактике данных инфекций.

ВОЗБУДИТЕЛИ БРУЦЕЛЛЕЗА

Таксономия:

Отдел_____________________________________________

Семейство_________________________________________

Род_______________________________________________

Вид______________________________________________

Морфология:_____________________________________________________________________________________________________________________________

Культуральные свойства:____________________________________ ____________________________________________________________________

Ферментативные свойства:___________________________________ ____________________________________________________________________

Антигенная структура:_______________________________________________________________________________________________________________________________

Токсигенность:___________________________________________________________________________________________________________________________

Патогенез:_______________________________________________________________________________________________________________________________

Источник инфекции ____________________________________________ ________________________________________________________________

Пути передачи___________________________________________________

________________________________________________________________

Инкубационный период__________________________________________________________________________________________________________________________________

Клиника:________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной метод диагностики:____________________________________________________________________________________________________________________________

Иммунитет:____________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическое лечение_________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая профилактика:___________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная диагностика

Серологические методы:

РА: Реакция Хеддельсона

Компоненты:

возбудители коклюша и паракоклюша - student2.ru

Вывод:

Реакция Райта

Компоненты:

Заключение:

ИФА, РНГА, РСК, КАП

Бактериологический метод.

ВОЗБУДИТЕЛЬ ТУЛЯРЕМИИ

Таксономия:

Отдел_____________________________________________

Семейство_________________________________________

Род_______________________________________________

Вид______________________________________________

Морфология:__________________________________________________________________________________________________________

Культуральные свойства:_____________________________________

___________________________________________________________

Ферментативные свойства:___________________________________ ___________________________________________________________

Патогенность:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Токсигенность:_________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура:_______________________________________

___________________________________________________________

Источник инфекции:_________________________________________

___________________________________________________________

Переносчики__________________________________________________________________________________________________________

Пути передачи:_____________________________________________

___________________________________________________________

Входные ворота____________________________________________

Патогенез: _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Клиника:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иммунитет:___________________________________________________________________________________________________________

Специфическое лечение:_____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая профилактика:________________________________

___________________________________________________________

Лабораторная диагностика

Серологические методы:

РА: Кровяно – капельная реакция.

Компоненты:

 
  возбудители коклюша и паракоклюша - student2.ru

Постановка:

Микросерореакция:

Компоненты:

 
  возбудители коклюша и паракоклюша - student2.ru

Прямая РИФ, РНГА, РСК, КАП

Биологический метод.

ВОЗБУДИТЕЛЬ ЧУМЫ

Таксономия:

Отдел_____________________________________________

Семейство_________________________________________

Род_______________________________________________

Вид______________________________________________

Морфология:__________________________________________________________________________________________________________

Культуральные свойства:_____________________________________

___________________________________________________________

Биовары____________________________________________________________________________________________________

Ферментативные свойства:___________________________________ ___________________________________________________________

Патогенность:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Токсигенность:_________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура:_______________________________________

___________________________________________________________

Источник инфекции:_________________________________________

___________________________________________________________

Переносчики__________________________________________________________________________________________________________

Пути передачи:_____________________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Тема: Лептоспироз. Коллоквиум № 3.

Цель: Усвоить характеристику возбудителей лептоспирозов, принцип лабораторной

диагностики, лечения и профилактики.

Вопросы для подготовки:

1. Возбудители лептоспирозов. Таксономия, характеристика, диагностика, лечение и профилактика.

2. Подготовка к коллоквиуму по теме: « Микобактерии. Микозы. Зоонозные инфекции.»

ВОЗБУДИТЕЛИ ЛЕПТОСПИРОЗА

Таксономия:

Отдел_____________________________________________

Семейство_________________________________________

Род_______________________________________________

Вид______________________________________________

Морфология:__________________________________________________________________________________________________________

Культуральные свойства:_____________________________________

___________________________________________________________

Ферментативные свойства:___________________________________ ___________________________________________________________

Патогенность:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Токсигенность:_________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура:_______________________________________

___________________________________________________________

Источник инфекции:_________________________________________

___________________________________________________________

Переносчики__________________________________________________________________________________________________________

Пути передачи:_____________________________________________

___________________________________________________________

Входные ворота____________________________________________

Инкубационный период______________________________________

Патогенез: _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Клиника:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иммунитет:___________________________________________________________________________________________________________

Специфическое лечение:_____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________

Специфическая профилактика:________________________________

___________________________________________________________

Лабораторная диагностика

Бактериологический метод.

1 неделя заболевания.

1. Этап. Материал_________________________________________

1. Бактериоскопические методы:

2.

возбудители коклюша и паракоклюша - student2.ru

-

 
  возбудители коклюша и паракоклюша - student2.ru

-

3. Посев на среды:

2. Этап. ( дн.)

1. Оценка культуральных свойств:

2. Микроскопия мазков:

3. Серотипирование РМА (реакция микроагглютинации).

Компоненты:

Постановка:

Оценка результата:

Серологическая диагностика.

Биологический метод.

Лабораторное занятие №12

ТЕМА: Возбудители вирусных респираторных инфекций: гриппа, парагриппа,

кори, эпидемического паротита, краснухи, атипичной пневмонии.

Аденовирусные инфекции.

ЦЕЛЬ: усвоить принципы диагностики, лечения и профилактики респираторных

заболеваний, вызванных вирусами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Методы диагностики вирусных инфекций.

2. Возбудители гриппа. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая

диагностика. Специфическая профилактика.

3. Возбудители ОРВИ: парамиксо-, корона-, рео-, рино-, аденовирусы.

Таксономия. Характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая

профилактика и лечение.

4. Парамиксовирусы. Таксономия. Характеристика. Вирус паротита.

Лабораторная диагностика парамиксовирусных инфекций.

Специфическая профилактика и лечение.

5. Вирус кори. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика.

Специфическая профилактика.

6. Вирус краснухи. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика.

Специфическая профилактика.

7. Аденовирусы. Классификация. Лабораторная диагностика, профилактика.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Просмотреть культуру фибробластов в норме и при ЦПД вируса.

2. Зарисовать реакцию гемадсорбции на культуре клеток.

3. Зарисовать ЦПД на культуре клеток при аденовирусной инфекции

4. Провести идентификацию вируса гриппа в РТГА на стекле. Сделать вывод..

5. Оценить готовый результат определения антител в парных сыворотках

с помощью РТГА при диагностике гриппа

6. Оценить готовый результат РСК при диагностике кори.

7. Выписать бланки - направления для исследования различного материала

при респираторных вирусных инфекциях.

8. Описать иммунопрепараты, используемые в диагностике, лечении

и профилактике данных инфекций.

Наши рекомендации