Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей до 7 лет

(Н. В. Ежова, Е. М. Русакова, г. и. Кащеева, 1997)

Первый год жизни

Воз- раст Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентиро- . вочные реакции Эмоции Движения рук и действия с предметами Движения общие Подготовительные этапы развития Навыки и умения в процессах    
   
Понимание речи Активная речь    
   
   
(Аз) (Ас) (Э) (др) (До) (ПР) (АР) (Н)    
дней Удерживает в поле зрения движущиеся предметы (ступенчатое движение) Вздрагивает и мигает при резком звуке     -          
18-20 дней Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) Успокаивается при сильном звуке                
1-й месяц Появляется плавное прослеживание движущегося предмета Прислушива- ется к звуку и голосу взрослого Первая улыбка в ответ на разговор взрослого   Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову          
2-й месяц Дпительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете Дпительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (на расстоянии до 1 м.) Поворачивает голову к источнику длительного звука Быстро отвечает улыбкой на разговор   Лежа на животе, поднимает и непродолжительно (1-2 мин) удерживает голову        
З-й месяц Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любом положении Отчетливое слуховое сосредоточе- ние В ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями ножек, звуками (комплекс оживления) Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечье, высоко подняв голову При поддержке подмышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого        
4-й месяц У знает мать (радуется) Находит глазами невидимый источник звука Громко смеется Захватывает подвешенную игрушку -   Гулит Придерживает руками грудь или бутылочку во время кормления  
                                 

  Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентиро- вочные реакции 3моции Движения рук и действия с предметами Движения общие Подготовительные этапы развития Навыки и умения в процессах  
Воз- раст  
 
Понимание речи Дктивная речь  
 
(ДЗ) (Де) (3) (Др) (до) (ПР) (ДР) (Н)  
5.й месяц Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует) Узнает голос матери Различает строгую и ласковую интонацию речи   Четко берет игрушку из рук взрослого Удерживает в руке игрушку Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук Переворачивается со спины на живот Ровно устойчиво стоит при поддержке подмышКи   Подолгу певуче гулит Ест с ложки густую и полугустую пищу  
б-й месяц   Па-разному реагирует на свое и чужое имя   Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается, перекладывает из одной руки в другую Переворачивается с живота на слину Пытается ползать   Произносит отдельные слоги (начало лепета) Хорошо ест с ложечки, снимая пищу губами  
 
 
 
 
 
 
 
       



7-й месяц       Игрушкой стучит, размахивает, бросает ее Хорошо ползает На вопрос Подолгу лепечет Пьет из чашки,  
«где?» находит которую  
взглядом держит  
предмет, взрослый  
находящийся    
постоянно в    
определенном    
  месте    
8.й месяц       Игрушками занимается долго, подражает действиям взрослого (катает, стучит, вынимает ит. д.) Самостоятельно садится, сидит, ложится Встает, держась за барьер, стоит и опускается Переступает, держась за барьер На вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах, по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа, \ например, «ладушки», «дай ручку» И др.) .   Сам держит корочку хлеба (сухарик)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
           
9-й месяц   Плясовые движения под плясовую мелодию   Действует с предметами по разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь руками На вопрос <<[де?» находит и достает предмет из множества игрушек Знает свое имя Подражает взрослому, повторяя слоги, имеющиеся в его лепете Хорошо пьет и чашки, слегка придерживая ее руками Спокойно сидит на горшке  
   
 
 
 
 
     



  Зрительные Слуховые   Движения рук   Подготовительные этапы Навыки и
  ориентиро-     развития  
Воз- ориентировочные ЭМОЦИИ и действия с Движения общие     умения в
вочные   Понимание    
раст реакции реакции   предметами   речи Активная речь процессах
  (Аз) (Ас) (Э) (Др) (до) (пР) (АР) (Н)
1О-й месяц       Самостоятель- но и по проо,бе Выполняет раз- личные действия: открывает, закрывает, до- стает, выкла- дывает и др. Поднимается на невысокую поверхность и сходит с нее По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лексиконе  
 
11-й месяц       Oвладевает новыми действиями и начинает выполнять их по просЬбе взрослого, накладывает кубики, снимает и одевает кольца с большими отверстиями Стоит самостоятельно без опоры Делает первые самостоятельные шаги Первые обоб- щения в пони- маемой речи (по слову нахо- дит любой предмет, лю- бую куклу, все машины и пр.) Произносит первые слова - обозначения (дай, на, ав, па, ба и пр.)  
2-й Узнает на фотографии знакомоnз взрослого     Выполняет самостоятель- но разученные действия с игрушками (катает, кормит и т.д.). Переносит все действия разученные с одним предметом, на другой (возит, кормит, баюкает и Т'п.) Ходит самостоятельно без опоры Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (принеси , найди, отнеси, попожи на место) Понимает слово « нельзю, Легко подражает новым словам Произносит до 10 облеNенных слов Самостоятель- но берет чаШК) и пьвт  
месяц  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
                Второй год ЖИЗНИ          
Возраст Понимание речи Активная речь Сенсорное развитие Игра и действия Движения   Навыки  
с предметами      
1 г. 1 мес- 1г.Змес Запас понимаемых слов быстро расширяется Пользуется отдельными облеNенными словами в момент двигательной а ктивности и радости (машина - би би, собака - ав ав) Играя, различает два разных по величине предмета (два кубика)   Воспроизводит в игре разученные действия (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Самостоятельно ест густую пищу пожкой  
   
   
   
   
   
   
       
                                             
Возраст Понимание речи Активная речь Сенсорное развитие Игра и действия Движения Навыки
с предметами
1 г.Змео- Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету или величине Попьзуется облегченными и правильно произносимыми словами. Называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности Играя, разпичает три разных по величине предмета (например три кубика) Отражает в игре наблюдаемые действия Перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу) Самостоятепьно ест жидкую пищу ложкой
1 г.6мес
 
 
 
 
     
       
1 г.7мео- Понимает несложный Пользуется двсложными предложениями из предметов разной формы (3-4) по образцу и слову подбирает предмет такой же формы (например к кv6икv кУбик) Строит ворота, домик, скамейку Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см и приподнятой над полом на 15-20 см. Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (ботинки, шапку)
1 г.9мес рассказ по сюжетной
  картинке. Отвечает
  на вопросы взрослого
   
       
1 г .1Омес- Понимает короткий рассказ о знакомых ему по опыту событиях При общении со взрослыми пользуется двухсловными предложениями, употребляя припагательные и местоимения По образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета Вигре воспроизводит ряд последовательных действий, начало сюжетной игры (куклу купает и вытирает) Преодолевает препятствия, чередуя шаг Частично надевает одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощыо взрослого
2г.
 
   
       
       
         

Третий год жизни

Возраст Активная речь (Ар) Сенсорное развитие, Сюжетная игра (И) Навыки в одевании Движения (д)
грамматика вопоосы восприятие цвета (С) (Н)
2 года Строит предложения из трех и более слов Появляются вопросы «где?», «когда?» Подбирает по образцу предметы основных цветов Игра носит сюжетный Самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, веревка, кубик) при расстоянии между ними около 20 см.
6 мес характер, в игре действует
  взаимосвязанно и после-
  довательно (кормит кукол,
  укладывает их спать)
     
       
3 года Начинает употреблять придаточные предложения Появляются Называет четые Появляются элементы ро- левой игры (например, играя с куклой говорит «я - мама», «Я- доктор») Одевается самостоятельно, может застегивать ny- говицы, зашнуровывать обувь с небольшой по- мощью взрослого Переступает через препятствие высотой 1 15 см чередующимся шагом
  вопросы «ког- основных цвета
  да?»,  
  «почему?»  
     
     
     

Четвертый год

Моторное развитие Сенсорное развитие Умственное развитие Игровая деятельность Поведение Навыки
Свободные, координированные движения рук, лри ходьбе не шаркает ногами Бросает мяч двумя руками, опвnкивает и ловит его, не прижимая к груди Прыгает с высоты и в длину на 15- 20 см, подскакивает на месте с отрывом от пола По сигналу может задерживать движение Заводит ключом механическую игрушку, умеет правильно держать карандаш и проводить линии Любит лазать Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии Знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и опенку Знает и подбирает «КРУГ», «квадрат», «треугольник», умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте Правильно ориентируется в пространстве, знает «около», «рядом», «за», узнает на ощупь предметы Знает «много», «мало», «ОДИН», считает до пяти, знает времена года, времена суток Знает вопросы «что?», «зачем?», «почему?» Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картины Речь фразовая, грамматически оформленная Появляется сюжетно-ролевая игра с 2-3 детьми Продолжительность игры от 1 О до 40 мин Появляются любимые игры, любит играть со строительными материалами Занимается конструированием более 10 мин, обыгрывает постройку - «гараж», «комната», «домию) Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по имени, отчеству Соблюдает элементарные правила поведения в обществе Сформированы гигенические навыки - опрятность, умывание, мытье после туалета Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, не не зашнуровывает ботинки Самостоятельно кушает, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой Самостоятельно умывается и вытирается
   
       

Пятый год жизни

Моторное развитие Сенсорное развитие Умственное развитие Игровая деятельность Поведение Навыки
Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге Хорошо координирует дви- жения рук и ног при ходьбе Умеет ходить и бегать по кругу на носочках, взявшись за руки, без боязни прыгает с высоты Может ходить по бруску высотой 20- 30 см и шириной 20 см Ударяет мяч о землю и ловит его Четко координирует движения пальцев при конструиро- вании Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их опен- ки Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке Ориентируется в сторонах соб- ственного тела и тела собеседника Считает до пяти; сравнивает небольшие количества Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», <пранспорп) и т.д. В рассказе может выделить причинно- следственные отно- шения Речь фразовая, с хорошим про- . изношением Увеличивается разнообразие игр, обобщается сюжет -ный замысел игры Стержнем игры являются вза- имоотношения между людьми В игре подчиняется определенным правилам, отража- ющим общественные фун- кции Продолжительность игры 40-50 мин. Рассуждает по поводу увиденного, делает критические замечания Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим Умеет подчинять свои желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода Умеет поддерживать чистоту и порядок в комнате Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки

Шестой год жизни

Моторное развитие Сенсорнoe развитие Умственное развитие Игровая деятельность поведение Навыки
Движения приобретают лег- кость и изящество, энергичны и точны Увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину Размахивается при метании предмета Ловит мяч одной рукой Может ходить боком по скамейке Умеет прыгает на месте, чередуя ноги Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы Тщательно, планомерно ис- следует предметы зрительно и осязательно Определяет и называет новые геометрические формы - ромб, овал Правильно называет опенки цветов roлубой, розовый, фиолетовый, серый Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части Последовательно называет дни недели, времена года Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие понятий, обобщаюших предметы Делает последовательные умозаключения по 2- 4 картинкам, рассуждает, речь не косноязычная Проявляет устойчивый интерес к игре Есть любимые игры и роли Сюжет игры приобретает на- ибольшую полноту, яркость и выразительность В игре наиболее часто отражается жизнь окружающих людей Согласует свою деятельность с другими людьми Начинает соэнательно выполнять правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети Все умеет делать самостоятельно - умываться, одевать- ся, пользоваться столовыми приборами Активно поддерживает порядок и чистоту в доме и детсаде Свободно пользуется ножницами

Седьмой год жизни

Моторное развитие Сенсорное развитие Умственное развитие Игровая деятельность Поведение Навыки
Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в шеренге, колонне, круге Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном велосипеде Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис Хорошо умеет работать с разными материалами - бумаroй, картоном, тканью Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицу Может пользоваться пилой и молотком Правильно называет. простые и сложные геометрические формы Правильно указывает основные различия между геометрическими формами При рисовании использует не только цвета, ни и их опенки Владеет прямым и обратным счетом в пределах десяти, решает простейшие задачи на сложение и вычитание Дифференцирует количество независимо от формы, величины, обобщает методом исключения, мотивирует Четко устанавливает связи, выделяет существенное звено Владеет большим запасом слов, речь грамматически офор- млена, знает буквы, читает слоги Создает план игры, совершенствует ее замысел В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность Игра может продолжаться в течение нескольких дней Отдает предпочтение групповым играм Испытывает сложные мораль- ные переживания за сеои и чужие поступки Способен крити- чески анализиро- вать черты харак- тера и взаимоотно- шения людей Первым здоровается со взрослым, благодарит, усту- пает место, бережно относится к вещам Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки, убирает комнату, ухаживает за цветами Способен критически анализировать черты характера Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком


Глава X

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела ) в разные периоды детства.

На физическое развитие детей влияет множество факторов,
что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения.Косновным критериям физического развития относятмассуидлинутела,окружность головы и грудной клетки, пропорциитела(телосложение,осанку).Основные показатели и формулы, применяемые для ориентировочной оцен-
ки физического развития ребёнка, приведены в таблице 10.1

Таблица 10.1

Основные показатели физического развития детей

Период развития Показатели и формулы развития
Плод Масса тела плода в 30 нед — 1300 г; на каждую последующую неделю прибавляют 200 г, на каждую недостающую отнимают 100 г Длина тела плода в 25—40 нед: срок гестации в неделях +10 см Окружность головы плода в 34 нед — 32 см; на каждую последу- ющую неделю прибавляют 0,5 см, на каждую недостающую отнимают 1 см Окружность грудной клетки плода в 25—40 нед: срок гестации в неделях — 7 см
Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей до 7 лет - student2.ru Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей до 7 лет - student2.ru Новорождённый   Масса тела 3300-3500 г Длина тела 51-53 см Окружность головы 35-36 см Окружность грудной клетки 33—34 см Физиологическая убыль массы тела к 3— 5-му дню жизни составляет 3—6%; масса тела восстанавливается к 7— 10-му дню жизни
1 мес   Прибавка массы тела (рассчитывают от массы тела при рождении) — 600 г Увеличение длины тела на 3—4 см Увеличение окружности головы на 1,5—2 см Увеличение окружности грудной клетки на 2 см
3 мес Среднемесячная прибавка массы тела — 700 г Увеличение длины тела ежемесячно — 3 см Увеличение окружности головы до 40 см (ежемесячная прибавка 1,5—2 см) и окружности грудной клетки до тех же размеров
6 мес   Среднемесячная прибавка массы тела — 700 г Увеличение длины тела ежемесячно (после 3 мес) на 2,5 см Увеличение окружности головы до 43 см (ежемесячная Прибавка после 3 мес — 1 см)
1 год Среднемесячная прибавка массы тела (после 6 мес) — 400—600 г, масса тела к 1 году — 10— 11 кг Увеличение длины тела от 6 до 9 мес на 1,5-2 см в месяц; от 9 до 12 мес — на 1 см в мес. К 1 году длина тела увеличивается на 25 см и составляет 75—77 см Увеличение окружности головы до 46-47 см (ежемесячная прибавка после 6 мес — 0,5 см)
Старше 1 года Масса тела после 1 года увеличивается в среднем на 2—2,5 кг в год до 10—11 лет; в дальнейшем масса рассчитывается по формуле n x 5— 20 кг, где n — возраст ребёнка от 12 до 15 лет К 4—5 годам жизни длина тела новорождённого удваивается, т.е. составляет 100—106 см (ежегодная прибавка рассчитывается по формуле: длина тела годовалого ребёнка + 6 х n, где n — возраст в годах). Затем (до 15 лет) исходят из роста 8-летнего ребёнка, равного 130 см. На каждый последующий год прибавляют 5 см, на каждый недостающий отнимают 7 см Окружность головы увеличивается за всю жизнь на 22 см (на 11 см в 1-й год жизни, затем на 1 см ежегодно до 5 лет и составляет в этом возрасте 50 см; в последующем до 15 лет по 0,6 см за год)

Таким образом, наиболее активно ребёнок растёт в 1-й год жизни. Так, масса тела новорождённого к 4,5-5 мес удваивается, а к10—11месутраивается. Длина тела за год увеличивается на 25 см. В течение всей жизни человека только у
детей до 3-месячного возраста окружность головы превышает окружность грудной клетки. У доношенных новорождённых эта разница составляет 2см. Быстрое увеличение окружности головы косвенно свидетельствует об интен-
сивном развитии ЦНС в 1-й год жизни.

Для более точной оценки физического статуса разработаны соответствующие таблицы стандартов, в частности, центильные шкалы распределения, получившие широкое распространение во всем мире с середины 70-х годов
XX века. Чаще всего применяют шкалу Стюарта. В ней выделены коридоры 3, 10, 25, 75, 90, 97. Для центильных кривых на оси абсцисс откладывают возраст ребёнка в годах, на оси ординат — значение соответствующего признака.
Кривые разработаны с учётом половой принадлежности. Возрастной (идеальной) нормой служит диапазон признака, свойственный50%здоровыхдетейтого же возраста и пола. Нормальные показатели физического развития ле-
жат в диапазоне 25—75 центилей. Отклонения за пределы 97-го и3-гоцентилей считают патологическими. В тех странах, где нет своих национальных таблиц, ВОЗ рекомендует применять в качестве международного стандарта графики, полученные Национальным центром по статистике здоровья.

Увеличение массы и длины тела у детей происходит неравномерно, волнообразно. Периоды «округления», когда нарастает преимущественно масса тела,
приходятся на возраст 1-4 и 8—10 лет; периоды «вытяжения», когда нарастает преимущественно длина тела, — на возраст 5—7 и 11 — 15 лет.

При оценке физического развития необходимо также обращать внимание на эластичность кожи, толщину подкожной клетчатки, тургор мягких тканей, мышечный тонус, психомоторное развитие.

Наши рекомендации