Организация дневного сна для первоклассников и ослабленных детей.
Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.
Для организации дневного сна должны быть выделены либо специальные спальные, либо универсальные помещения, площадью из расчета 4,0 м2 на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600Х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.
При расстановке кроватей необходимо соблюдать расстояние между: длинными сторонами кровати — 50 см; изголовьями — 30 см; кроватью и наружной стеной — 60 см, а для северных районов страны - 100 см.
За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раз в 10 дней.
Спальные помещения рекомендуется проветривать за 30 минут до сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках.
Подготовка домашних заданий.
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:
- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;
- начинать самоподготовку в 15-16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
- ограничивать длительность выполнения домашних задании, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах – 2 ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах – до 3,5 ч.
- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
- предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
- проводить «физкультурные минутки» длительностью 1—2 минуты;
- предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, чтобы предоставить возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).
Внеурочная деятельность.
Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.
Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов и 1,5— для обучающихся 4-8 классов.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Питание.
Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении, должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак - на второй или третьей перемене во время учебных занятии; обед - в период пребывания на продленном дне в 13—14 часов, полдник - в 16—17 часов.
Приложение 7
к СанПиН 2.4.2.2821-10
Таблица 1
Рекомендации по проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорость ветра, в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года.
Климатическая зона | Возраст обучающихся | Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе | |||
без ветра | при скорости ветра до 5 м/сек | при скорости ветра 6-10 м/сек | при скорости ветра более 10 м/сек | ||
Северная часть Российской Федерации (Красноярский край, Омская область и др.) | до 12 лет | - 10-110 С | - 6-70 С | - 3-40 С | Занятия не проводятся |
12-13 лет | - 120 С | - 80 С | - 50 С | ||
14-15 лет | - 150 С | - 120 С | - 80 С | ||
16-17 лет | - 160 С | - 150 С | - 100 С | ||
В условиях заполярья (Мурманская область) | до 12 лет | - 11-130 С | - 7-90 С | -4-50 С | Занятия не проводятся |
12-13 лет | - 150 С | - 110 С | - 80 С | ||
14-15 лет | - 180 С | - 150 С | - 110 С | ||
16-17 лет | - 210 С | - 180 С | - 130 С | ||
Средняя полоса Российской Федерации | до 12 лет | - 90 С | - 60 С | - 30 С | Занятия не проводятся |
12-13 лет | - 120 С | - 80 С | - 50 С | ||
14-15 лет | - 150 С | - 120 С | - 80 С | ||
16-17 лет | - 160 С | - 150 С | - 100 С |
Таблица 2
Рекомендации по проведению занятий физической культурой в условиях муссонного климата Приморского края
Сезоны | Возрастные категории | Температура воздуха 0C | Влажность воздуха % | Скорость ветра м/сек |
Зима | Для 1-4 классов | -1 -7 | 0-75 | <2 |
Для 5-11 классов | -1 -15 | 0-100 | <5 | |
Весна | Для 1-4 классов | 0 +5 | 0-80 | 0-2 |
Для 5-11 классов | -1 +5 | 0-100 | 0-7 | |
Лето | Для 1-4 классов | <+25 | <60 | 2-6 |
Для 5-11 классов | <+30 | <80 | 0-8 | |
Осень | Для 1-4 классов | > +3 | 0-75 | 0-2 |
Для 5-11 классов | >0 | 0-100 | 0-8 | |
Весеннее межсезонье | Для 1-4 классов | 0 -3 | 0-60 | 0-2 |
Для 5-11 классов | 0 -7 | 0-100 | 0-6 | |
Осеннее межсезонье | Для 1-4 классов | 0 -5 | 0-80 | 0-3 |
Для 5-11 классов | 0 -10 | 0-100 | 0-8 |
* Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»