Теменная область (поля 5, 7, 39 и 40)

6. височная область (поля 20, 21, 22, 36, 37, 38, 41, 42 и 52);

7. затылочная область (поля 17, 18 и 19);

8. поясная область (поля 23, 24, 25, 31, 32 и 33);

9. ретросплениальная область (поля 26, 29 и 30);

10. гиппокампова область (поля 27, 28, 34, 35 и 48);

Обонятельная область (поле 51, обонятельный бугорок, периамигдалярная область).

Не все из этих областей относятся к новой, или, по терминологии Бродмана, гомогенетической (гомотипической и гетеротипической) коре; некоторые из них (гиппокампова область, обонятельная область) входят в состав так называемой гетерогенетической коры. Гетерогенетическая кора делится, по Бродману, на «не имеющую никакого расслоения» примитивную кору, на имеющую «отдельные рудиментарные слои» рудиментарную кору и на имеющую «многие вторичные далее образованные слои» исчерченную кору.

Основное отличие гетерогенетической коры от гомогенетической заключается в отсутствии типического для гомогенетической коры расщепления корковой пластинки на шесть слоев. Однако Бродман сопоставляет слои гетерогенетической коры со слоями гомогенетической коры. Так, рудиментарная кора (аммонов рог, зубчатая фасция) состоит, по Бродману, из слоев 1 и VI, исчерченная кора (поле 28, энторинальная область) — из слоев 1, V и VI. Таким образом, известные части гетерогенетической коры выводятся Бродманом из гомогенетической путем выключения известных слоев, хотя фактическим матеииалом это не обосновано. Следует впрочем, отметить, что и сам Бродман не всюду придерживается своих сопоставлений; в одной и той же работе он то различает в поле 28 (энторинальная область) только слои I, V и VI, то выделяет здесь, как и в гомогенетической коре, все шесть слоев.

Экономо и Коскинас делят поверхность большого мозга на семь долей, отмечая, что их архитектонические границы не совпадают точно с границами, принятыми в макроскопической анатомии. Каждое поле имеет двойное или тройное буквенное изображение. Первая буква (печатный шрифт) обозначает ту долю, к которой принадлежит данное поле, вторая буква — порядок поля в данной доле, третья буква обозначает особые свойства данного подполя (р—parvocellularis, m—magnocellularis и т. д.). Доли, выделяемые Экономо и Коскинас, и их буквенные знаки следующие:

1. лобная доля, F, от центральной борозды до лимбической доли и до substantiaperforataanterior;

2. теменная доля, Р, от центральной до теменно-затылочной борозды;

3. островковая доля, I;

4. затылочная доля, 0;

5. височная доля, Т;

6. лимбическая доля, L;

Гиппокампова доля, Н.

Схема Экономо и Коскинас представляет большой недостаток в том отношении, что в ней не учтены данные филогенеза и онтогенеза. В пределы одной и той же большой единицы —доли — включаются как равнозначные члены поля очень различного происхождения. Так, в состав лимбической доли входят и гомогенетическое, по Бродману, поле LC, и поля LB, и LB2, принадлежащие аммоновой формации, относящейся к гетерогенетической коре. В то же время поля, относящиеся по существу к одному и тому же основному типу, отнесены в состав различных крупных классификационных единиц: поля аммоновой коры — в состав доли Н и доли L, поля примитивной коры Бродмана—в состав доли F и доли Т и т. д.

Поэтому в схему Экономо целесообразно внести изменения. За основной принцип деления должен быть принят онтогенетический, которого придерживался Бродман. Однако и классификация Бродмана имеет в этом отношении серьезные недостатки, отмеченные уже М. Розе: во-первых, она учитывает развитие только корковой пластинки, а не всей стенки конечного мозга, а во-вторых, она основывается на изучении только поздних фаз онтогенеза, в то время как основные зоны возникают и обособляются уже на ранних ступенях развития, когда, наряду с новой корой, представленной в типической форме только у млекопитающих, согласно нашим данным, как основные зоны ясно выделяются: древняя кора, или палеокортекс, раньше всего появляющаяся в филогенезе и характеризующаяся слабым отделением очень примитивно построенной коркопой пластинки от подлежащих ганглиозных скоплений; далее старая K'jpa, иллархикортекс, хорошо развитая, помимо млекопитающих, у рептилии и характеризующаяся, как и новая кора, полным отделением корковой пластинки от субкортикальных клеточных образований, но гораздо менее сложная по строению, чем новая кора, и, наконец, области, отделяющие новую кору от древней и старой коры и составляющие так называемые перипалеокортикальную и периархикортикальную межуточные зоны.

Выделение, наряду с неокортикальной, палеокортикальной и архикортикальной зонами, также и межуточных зон —перипалеокортикальной и периархикортикальной—соответствует общему принципу, который многое объясняет и в подразделении зон на области, а областей на поля и который обозначается нами как принцип межуточных формаций: если формации сильно отличаются друг, от друга структурно или же особенно генетически, то между ними всегда имеются межуточные формации, строение которых представляет собой известный переход структур основных формаций друг к другу, хотя эти формации и могут при этом оставаться ясно и линейно отделенными друг от друга.

В соответствии с изложенными данными классификация структур гетерогенетической коры, включающей в свой состав и древнюю, и старую, и межуточную кору, не согласуется с классификацией Бродмана. Обонятельная область карты Бродмана никоим образом не может быть признана областью в том смысле, как лобная, затылочная область и т. д., и не может быть сопоставлена с этими структурными единицами как равноценная им в классификационном отношении. Она может рассматриваться только как структурная единица высшего порядка и сопоставляться как таковая (древняя кора, или палеокортекс) только со всем неокортексом, или новой корой.

То же следует сказать и о «гиппокамповой области» Бродмана, соответствующей нашей периархикортикальной зоне и никак не отвечающей понятию области в классификационном отношении; это относится также к таким «полям» карты Бродмана, входящим в состав этих «областей», как поле 51 («areapraepirilormis»), поле 27 («areapraesubicularis»), поле 28 («areaenloihinalis») и т. д. Здесь имеются в действительности не структурные единицы, равноценные по классификационному значению таким единицам, как поля 17, 18, 4 и т. д., а области, построенные весьма сложно и включающие в свой состав целый ряд весьма четко отличающихся друг от друга полей.

Соответственно сказанному и номенклатура, применяемая нами для обозначения областей и полей древней, старой и межуточной коры, отлична oт номенклатуры Бродмана, цифровые обозначения заменены здесь буквенными Напротив, в новой коре цифровые обозначения Бродмана сохранены, так как его деление гомогенетической коры на области и поля в целом согласуется, как показывают исследования Г. И. Полякова, с данными эмбриогенеза.

Некоторые изменения необходимо было, однако, внести и здесь. Теменная область, единая у Бродмана, подразделяется на верхнюю теменную и нижнюю теменную. Там, где это было совершенно необходимо, увеличено количество нолей, хоть обозначения и здесь сохраняют связь с номенклатурой Бродмана так, поле, расположенное на дне центральной борозды между нолями 3 и 4, обозначается как поле 3,4, поле 38 Бродмана подразделяется на ноля 22/38, 21/38 и 20/38, чрезвычайно сложная по строению формация, обозначаемая Бродманом как поле 37, разделяется на ноля 37а, 37b, 37с, 37d, 37ab, 37ас, поле 47 Бродмана—на поля 47\ 472, 473, 475 и 476, поле 32 иричисляетсн в основном к лобной области и делится на поля 32/8, 32/9, 32/10 и 32/12.

Наши рекомендации