В системе охраны материнства и детства различают 7 этапов оказания профилактической и лечебной помощи:
1) формирование здоровья девочки как будущей матери;
2) оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству, совершенствование работы женских консультаций, центров "Брак и семья", генетических центров и др.;
3) комплекс мероприятий по антенатальной охране плода в женских консультациях, отделениях патологии беременности, специализированных отделениях и др.;
4) интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов;
5) охрана здоровья новорожденного, организация правильного вскармливания, создание оптимальных условий для физического развития;
6) охрана здоровья ребенка в дошкольный период, обеспечение условий для оптимального физического развития, создание нужного иммунологического статуса;
7) охрана здоровья детей школьного возраста.
Среди основных медико-социальных и правовых актов охраны материнства и детства следует выделить закон РФ "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" (04.04.92 г.), который предусматривает продолжительность отпуска по беременности и родам в 70 календарных дней до родов и 70 дней после родов, а в случаях осложненных родов – 70 дней до родов, 86 дней после родов; при рождении двух детей и более – 84 дня до родов, 110 дней после родов. Введено единовременное пособие (50% от минимального размера оплаты труда) дополнительно к пособию по беременности и родам.
Постановлением Верховного Совета РФ от 01.10.90 г. "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" женщинам устанавливаются ежегодные отпуска не менее 28 календарных дней, гарантирована 36-часовая рабочая неделя, предусмотрены гигиенические и социально-правовые нормативы работы на опасных видах производства.
Указ Президента "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения" (№ 468 от 20.04.93 т.) предусматривает комплекс государственных мер по охране материнства и детства. Основные законодательные акты по здравоохранению, труду, социальной поддержке и др. создают предпосылки к укреплению здоровья женщин и детей.
Трудовые льготы женщинам в связи с материнством гарантирует трудовое законодательство, запрещающее труд женщин на тяжелых и вредных для ее здоровья и здоровья будущего ребенка производствах (список отраслей промышленности периодически пересматривается). Расширены льготы работающим беременным женщинам и имеющим малолетних детей: режим неполного рабочего времени, возможность выполнения работы на дому, получение дополнительного отпуска без сохранения содержания, привлечение к сверхурочным работам и направление в командировку только с согласия женщины, увеличение оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком.
В соответствии с приказом МЗ Российской Федерации № 206 от 19.10.94 г. при амбулаторном лечении ребенка в возрасте до 7 лет листок нетрудоспособности выдается одному из родителей на весь период заболевания или до наступления ремиссии (в случае обострения хронического заболевания). При заболевании ребенка старше 7 лет листок нетрудоспособности выдается на срок до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. При стационарном лечении ребенка до 7 лет больничный лист выдается родителю на весь срок лечения ребенка. При лечении в стационаре ребенка старше 7 лет листок нетрудоспособности выдается после заключения экспертной комиссии о необходимости осуществления ухода за ребенком.
Охрана материнства и детства обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений, женских консультаций, детских поликлиник, родильных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, санаториев. Профилактическая, лечебная и реабилитационная помощь матери и ребенку гарантируется законодательством. Закон предоставляет женщине право самой решать вопрос о материнстве.
В последнее время вышел ряд постановлений, направленных на улучшение материального положения малообеспеченных семей (многодетные семьи, семьи с одним родителем или опекунами и др.); увеличен отпуск без сохранения содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности). Комплексными программами охраны здоровья предусматривается интеграция деятельности государственных, ведомственных служб и медицинских учреждений по охране здоровья женщин и детей. Основная задача учреждений по охране материнства и детства – снижение материнской и младенческой смертности, заболеваемости детей, достижение высокого уровня здоровья в различные периоды их развития.
Одним из основных механизмов реализации стратегии охраны материнства и детства является программно-целевой метод, позволяющий сосредоточить финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства. Минздрав принимал активное участие в реализации пяти важнейших подпрограмм Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ № 732 от 03.10.02 г. В рамках программы «Здоровый ребенок» решались задачи по снижению показателей материнской и детской, в том числе младенческой, смертности, снижению заболеваемости, инвалидности, повышению уровня здоровья детей и подростков. Подготовленные проекты Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 г. и план мероприятий по ее реализации и Проект Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2010 г. (Национальный план действия в интересах детей) также ставили перед собой цели и задачи, в том числе и в области охраны здоровья матери и ребенка, направленные на снижение материнской и младенческой смертности, детской смертности, инвалидности; профилактику инфекционной заболеваемости у детей, в том числе ВИЧ/СПИДом; предотвращение вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку; продолжение мероприятий по поддержанию страны, свободной от полиомиелита; ликвидацию кори у детей и др. В настоящее время решаются вопросы, связанные с модернизацией социальной сферы, в том числе системы здравоохранения, в сфере реализации Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.04, касающиеся организации первичной медико-санитарной помощи женщинам и детям, специализированной помощи, организации питания детей и беременных женщин и т.п.
В целях охраны здоровья детей, повышения эффективности и качества медицинской помощи беременным женщинам, новорожденным детям, снижения материнской, перинатальной и младенческой смертности в Российской федерации принят Приказ Минздравсоцразвития России №808 от 02.10.09г. «Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи», регламентирующий условия и порядок оказания амбулаторной и стационарной медицинской помощи женщинам и детям.
Развитие амбулаторно-поликлинической помощи предполагает дальнейшее укрепление поликлинической сети, в том числе детских поликлиник и женских консультаций, развитие общих врачебных практик. Введение Приказом МЗ РФ №701 от 28.11. 05 с 1 января 2006 года во всех регионах Российской Федерации родовых сертификатов имеет своей целью повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи.