Тема: «Современные методы исследования органов пищеварения. Исследование желудочного сока, рентгенологические, эндоскопические, ультразвуковые методы исследования».
Вопросы для проверки исходного уровня знаний.
1. Из курса физиологии - моторно-эвакуаторная, секреторная функции желудка.
2. Из курса патофизиологии – нарушения моторно-эвакуаторной, секреторной функции желудка.
3. Из гистологии – особенности строения слизистой пищевода, желудка, кишечника (тонкого и толстого).
4. Из курса анатомии – анатомическое строение желудочно – кишечного тракта.
Целевые задачи: научиться технике и методике исследования желудочного сока, знать основные инструментальные методы исследования больных с заболеваниями пищевода, желудка, кишечника.
Студент должен знать: 1. Технику и методику исследования желудочного сока. 2. Диагностические возможности рентгенологического метода исследования. 3. Диагностические возможности эндоскопического метода исследования 4. Диагностические возможности ультразвукового метода исследования. 5. Другие методы исследования больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. | Литература: 1. Методические разработки кафедры пропедевтики внутренних болезней. 2. Руководство по гастроэнтерологии под. ред. Академика РАМН Ф.И.Комарова, чл.-корр. А.Л.Гребенева.М: «Медицина»1996г. |
Студент должен уметь: 1. Читать результаты фракционного исследования желудочного сока. 2. Дать клиническую интерпретацию рентгенологическим методам исследования органов желудочно-кишечного тракта. 3. Дать клиническую интерпретацию эндоскопическим методам исследования органов желудочно-кишечного тракта. 4. Дать клиническую интерпретацию ультразвуковым методам исследования органов желудочно-кишечного тракта. | Литература: «Общий уход за больными», учебное пособие |
Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
1. Составьте задачу по аналогии с представленной:
Задача № 1
Больному произведено зондирование желудка, извлечено его содержимое натощак и отправлено для исследования в лабораторию. Результаты исследования оказались следующими:
Объём желудочного сока – 30 мл.
Цвет – желтоватый.
Примеси – имеется большое количество слизи.
Общая кислотность – 10 т.е.
Свободная соляная кислота не обнаружена.
Вопросы к ситуационной задаче:
1. Какая секреция желудочного сока изучалась у данного больного: тощаковая, базальная или стимулированная?
2. Какое диагностическое заключение можно сделать по наличию желтоватого цвета желудочного сока?
3. Можно ли говорить по этому анализу о снижении желудочной секреции?
4. Наблюдается ли у этого больного гиперацидность желудочного сока.
5. Наблюдается ли у больного гипоацидность или анацидность желудочного сока?
6. Что такое ахлоргидрия?
7. Согласны ли вы с выводом о наличии ахлоргидрии у данного больного?
Ответы к ситуационной задаче:
1. Тощаковая. Из желудка был извлечен сок, который имелся там натощак.
2. Желтый цвет желудочного сока является следствием попадания желчи в желудок (дуодено-желудочный рефлюкс).
3. Нельзя, у здорового человека в желудке может быть от 0 до 50 мл сока.
4. Не наблюдается. О гиперацидности говорят, если общая кислотность желудочного сока натощак превышает 40 т.е.
5. В желудочном соке обнаружена соляная кислота. Анацидности нет. Исследование желудочного сока натощак не позволяет ответить на вопрос о понижении кислотности, так как у здоровых людей также натощак может быть низкая кислотность.
6. Отсутствие в желудочном соке свободной соляной кислоты.
7. У данного больного такой вывод был бы необоснованным. Об ахлоргидрии можно говорить только при отсутствии свободной соляной кислоты в желудочном соке, полученном после её стимуляции. В желудочном соке, взятом натощак, и у здоровых людей может отсутствовать свободная соляная кислота.
Рентгенологическое исследование по праву завоевало прочное место в диагностике заболеваний желудочно-кишечного тракта. Общедоступность, простота, высокая эффективность, относительная безвредность – несомненные достоинства метода. С его помощью можно изучать анатомию и функцию органов желудочно-кишечного тракта в их единстве и рассматривать во взаимосвязях с окружающими органами. Несомненна физиологичность метода, так как обеспечивается наблюдение продвижения контрастного вещества по желудочно-кишечному тракту. Объём и методика рентгенологического исследования зависят от задач, сформулированных врачом, и от результатов предшествовавших клинических основных и дополнительных методов исследований.
Дайте ответы на вопросы:
1. Какое рентгеноконтрастное вещество чаще всего используют при рентгенологическом исследовании?
2. Какие заболевания пищевода можно выявить при рентгенологическом исследовании?
3. Что можно выявить с помощью рентгеноскопии или рентгенографии желудка?
4. Чем отличается рентгеноскопия от рентгенографии?
5.Через какое время контрастное вещество поступает в тонкий кишечник, в толстый кишечник?
6.Что можно выявить с помощью рентгенографии кишечника?
7.Как проводится ирригоскопия и для чего?
8. Назовите противопоказания к проведению эндоскопического исследования кишечника: а) …….., б)……….., в)………, г)………..
9. Ультразвуковое исследование органов желудочно-кишечного тракта не имеет самостоятельного диагностического значения. Оно может использоваться :1) как метод отбора, определяющий тактику дальнейшего обследования больного; 2) для дополнения и уточнения результатов других методов исследования; 3) для прослеживания за распространением патологического процесса, развитием осложнений.
10. До настоящего времени не утратило своего диагностического значения копрологическое исследование, которое позволяет составить представление о топографии пораженного отдела органов пищеварения. Дайте ответы на вопросы:
1. Что такое копрологическое исследование?
2. Какие исследования включает клинический анализ кала?
3. Какие параметры оцениваются при макроскопическом исследовании кала?
4. Дайте определение понятию ахоличный стул.
5. Когда наблюдается выделение жидкого, чёрного кала, напоминающего дёготь?
6. Дайте определение понятию стеаторея.
7. Дайте определение понятию креаторея.
8. Дайте определение понятию амилорея.
9. Какая самая простая и точная химическая проба для выявления следов крови в кале?
10. Когда кал приобретает зловонный, гнилостный запах?
11. Когда запах кала приобретает кисловатый характер?
11. Решите задачу:
Больной жалуется на вздутие живота, кашицеобразные желтоватые испражнения с кислым запахом и большим количеством пузырьков газа. Реакция кала кислая. При микроскопическом исследовании кала обнаружены в большом количестве крахмальные зёрна, растительная клетчатка, иодофильные микробы.
Задание для самостоятельной работы студентов
3 курса лечебного факультета по пропедевтике
Внутренних болезней.