Какую форму может иметь возбудитель дифтерии?
А. Кокковидную
Б. Полиморфных палочек
В. Извитую (2-3 завитка)
Г. Ветвящуюся
2. Микроскопию возбудителя дифтерии проводят:
А. При окраске по Цилю – Нельсену
Б. В темном поле зрения
В. При окраске по Нейссеру
Г. Негативным способом
3. По типу дыхания клостридии:
А. облигатные анаэробы
Б. Факультативные анаэробы
В. Облигатные аэробы
Г. Факультативные аэробы
Д. Микроаэрофилы.
4. Последовательность этапов бактериологического метода исследования при дифтерии:
А. Определение токсичности
Б. Посев исследуемого материала на специальные среды
В. Изучение биохимических свойств
Г. Пересев колонии для получения чистой культуры.
5. Токсичность дифтерийной палочки определяют с помощью реакции:
А. Агглютинации на стекле
Б. Гемагглютинация
В. Кольцепреципитации
Г. Преципитации в геле
6. Назовите основной метод микробиологической диагностики дифтерии:
А. Микроскопический
Б. Биологический
В. Бактериологический
Г. Аллергический
7. Метод микробиологической диагностики коклюша:
А. Бактериоскопический
Б. Бактериологический
В. Аллергический
Г. Биохимический.
Какими морфологическими структурами обладает возбудитель дифтерии?
А. Агглютинации на стекле
А. Спорами
Б. Пилями
В. Жгутиками
Г. Зернами волютина
Составьте логические пары: вопрос-ответ
1. Расщепляют мочевину А. Возбудитель дифтерии
2. Не обладают цистиназой Б. Условно-патогенные коринебактерии
3. Не имеют уреазу В. Оба
4. Вырабатывают цистиназуГ. Ни то, не другое
10. Опишите ход исследования при дифтерии
1. 1 этап А. Пересев подозрительных колоний на свернутую сыворотку
2. 2 этап Б. Посев исследуемого материала на среду Клауберга
3. 3 этап В.Идентификация выделенной чистой культуры
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 9
ТЕМА: ПАТОГЕННЫЕ МИКОБАКТЕРИИ.
Микобактерия туберкулеза и лепры: морфология, физиология, антигены, экология и распространение, патогенез возбудителя и патогенез, иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение.
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Таксономия возбудителей туберкулеза и лепры.
2.Морфологические, культуральные, биохимические и антигенные свойства возбудителей туберкулеза и лепры.
3.Методы лабораторной диагностики возбудителей туберкулеза и лепры.
4. Препараты для специфической профилактики, диагностики и лечения.
II. Целевые задачи
Студент должен знать: 1.Таксономию, морфологию, культуральные свойства - туберкулеза и лепры. 2.Основные лабораторной методы диагностики: бактериологический, экспресс-методы. 3.Лечение и профилактика, эпидемиология. | Основная литература: 1. Микробиология, вирусология и иммунология /Под редю Царева В.Н.- Москва, 2009. с. 288-294. 2. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2003. 3. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – М., 1994. 4. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М., 2001. |
Студент должен уметь: 1. Приготовить мазок и окрасить по методу Циля-Нильсена, зарисовать препараты. 2. Посев исследуемого материала на питательные среды. 3.Определение чувствительности микобактерий к антибиотикам. 4. Провести учет реакции и сделать заключение. | Дополнительная литература: 1. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии./ Под. ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева. М.,2008. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии./Под ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии./Под ред. Л.Б. Борисова.-М., 1984. |
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы указанной выше
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Чтобы выделить чистую культуру возбудителя туберкулеза необходимо определенные сроки:
1) 1-3 день;
2) 5-7 день;
3) 30-45 день
2. Для лечение туберкулеза используют:
1) антибиотики и химиопрепараты;
2) бактериофаги;
3) лечебные сыворотки
3. В клинической практике для диагностики проказы используют:
1) бактериологический метод;
2) бактериологический
4. Проба Манту используется для диагностики –
1) Туберкулеза;
2) Дифтерии;
3) Отбора лиц подлежащих вакцинации вакциной БЦЖ;
4) Отбора лиц подлежащих вакцинации вакциной АКДС
5. Перечислить лабораторные методы диагностики туберкулеза
__________________________________________________________________________________________________________________________
6. Впишите отличительные признаки:
Свойства | Mycobacterium tuberculosis | Mycobacterium bovis | Mycobacterium avium |
Культуральные свойства | |||
Антигенная структура | |||
Биохимические свойства |
7. Особенностью лабораторной диагностики являются:
1) Обработка материала перед исследованием кислотой для устранения сопутствующей флоры;
2) Прогревание для устранения сопутствующей флоры;
3) Посев материала «у постели больного»;
4) Отсутствие элективных питательных сред для выделение чистой культуры, в связи с чем используют биологический метод.
8. Для обнаружения возбудителя в патологическом материале используют метод окраски по:
1. Цилю-Нильсену;
2. Здродовскому;
3. Грамму;
4. Ожешко
9. Охарактеризуйте морфологические и тинкториальные свойства микобактерии туберкулеза__________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
10. Опишите эпидемиологию, патогенез и пути передачи микобактерии лепры
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
САМОКОНТРОЛЬ
(выберите один правильный ответ)
1. Пути передачи возбудителя туберкулеза:
А. Воздушно- капельный
Б. Половой
В. Фекально-оральный
Г. Трансмиссивный
2.Назоввите основные источники туберкулеза:
А. Больные с открытой формой туберкулеза
Б. Больные с закрытой формой туберкулеза
В. Птицы
Г. Морские свинки