По специальности 051301 - Общая медицина
Факультет: Общая медицина
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для самостоятельной работы студентов по селективной дисциплине – «Раннее выявление опухолевых заболеваний в условиях ПМСП. Предрак»
По специальности 051301 - Общая медицина
ТЕМА: «Раннее выявление опухолевых заболеваний желудка в условиях ПМСП. Предраковые заболевания желудка»
Курс: 5
Семестр: IX- X
Составитель: профессор Исаева Б.Г.
Алматы, 2016
Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры,
протокол №______ от _____________ 2016 г.
«Утверждено»
Заведующий кафедрой,
д.м.н., профессор _____________________Исаева Б.Г.
1. Тема: «Раннее выявление опухолевых заболеваний желудка в условиях ПМСП. Предраковые заболевания желудка»
2. Цель: формирование знаний и умений по общим принципам профилактики, диагностики, лечения и динамического наблюдения при раннем выявлении опухолевых заболеваний желудка в практике врача общей практики (ВОП).
3. Задачи обучения:
· научить студентов принципам, методам и основным лечебно-диагностическим вмешательствам при раннем выявлении опухолевых заболеваний желудка для оказания населению медицинской помощи в условиях организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);
· формировать навыки осмотра, выделения диагностических критериев, проведения дифференциальной диагностики, составления программы обследования и лечения, основанной на доказательной медицине, с учетом возрастных особенностей;
· научить студентов основным принципам динамического наблюдения при раннем выявлении опухолевых заболеваний желудка в амбулаторных условиях, врачебно-трудовой экспертизы принципам и методам формирования здорового образа жизни человека и семьи;
· совершенствовать навыки межличностного общения, осознания важности взаимного понимания и отношений между врачом и пациентом, членами семьи, соблюдение принципов конфиденциальности;
· формирование знаний по правам и обязанностям в области здравоохранения и гарантии их обеспечения; основному положению Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»; нормативно-правовым и законодательным документациям в сфере здравоохранения.
· формирование способности у студентов обучать других и совершенствовать свои знания и навыки, постоянной самостоятельной работе с учебными, научными и нормативными документами
4. Основные вопросы темы:
· эпидемиология, основные принципы профилактики при предопухолевых заболеваниях желудка, раке желудка;
· факторы риска, классификация заболеваний желудка;
· клинические проявления, особенности течения заболеваний желудка у подростков, беременных и лиц пожилого и старческого возраста;
· алгоритм диагностического поиска в амбулаторных условиях; показания к госпитализации в стационар, дневной стационар;
· современные лабораторно-инструментальные методы диагностики при заболеваниях желудка;
· тактика ведения, основные принципы динамического наблюдения больных с заболеваниями желудка в амбулаторно-поликлинических условиях и мероприятия по укреплению здоровья населения;
· вопросы врачебно-трудовой экспертизы при заболеваниях желудка;
· методы эффективной коммуникации с больными при заболеваниях желудка, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками.
Задания
1. Амбулаторный прием больных в кабинете ВОП, в кабинете хирурга, гинеколога, онколога, работа в доврачебном кабинете.
2. Курация больного с оформлением ситуационной задачи с проведением экспертизы нетрудоспособности
3. Сбор анамнеза у больных с предопухолевыми заболеваниями желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка).
4. Составление схем диспансерного наблюдения больных с предопухолевыми заболеваниями желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка).
5. Принципы организации и ведения школ для пациентов с предопухолевыми заболеваниями желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка).
6. Работа в кабинетах лабораторно-инструментальной диагностики в организациях ПМСП.
7. Поиск достоверной информации по актуальным вопросам ведения больных с предопухолевыми заболеваниями желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка) на основе принципов доказательной медицины.
Форма выполнения:
Вариант 1.Составить ситуационную задачу разной степени сложности по теме «Больной с предопухолевыми заболеваниями желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка). Сформулировать вопросы по диагнозу и лечению, в виде презентации, алгоритма диагностики и лечения.
Вариант 2. Составить альбом по эндоскопической картине предопухолевых заболеваний и рака желудка в виде презентации, алгоритма диагностики и лечения.
Вариант 3. Составить альбом по рентгенологической картине предопухолевых заболеваний и рака желудка в виде презентации, алгоритма диагностики и лечения.
Вариант 4. Представить план образовательной программы больного с предопухолевыми заболеваниями желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка). Составить план занятий, к примеру: какие есть синдромы с предопухолевыми заболеваниями желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка) . Изменения внутренних органов при выявленных синдромах. Клинические проявления основных синдромов с предопухолевыми заболеваниями желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка) ; основные принципы терапии, привитие приверженности к терапии. Основы правильного питания и здорового образа жизни, представить в виде презентации.
Вариант 5. Подготовить схему диспансерного наблюдения больных с предопухолевыми заболеваниями желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка) в виде презентации.
Вариант 6. Поиск достоверной информации с предопухолевыми заболеваниями желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка) в виде эссе, реферата, кроссворда.
6. Критерии выполнения (требования к выполнению заданий).
Вариант 1.
Примерная структура ситуационной задачи :
1) титульный лист(оформляется по форме);
2) паспортная часть(ФИО, возраст);
3) жалобы больного;
4) анамнез заболевания(отразить в хронологическом порядке течение заболевания в динамике с указанием проведенного обследования и лечения);
5) анамнез жизни(указать только сведения, имеющие отношение к данному заболеванию);
6) физикальные данные больного(изложить по системам с описанием патологии соответственно темы задачи);
7) лабораторно - инструментальные методы исследования(описать анализы и данные инструментальных исследований, необходимые для постановки диагноза);
8) список литературы.
Требования к оформлению:
а) объем должен быть достаточным для постановки диагноза;
б) ситуационная задача должна быть выполнена грамотно, с соблюдением культуры изложения;
в) правильное оформление библиографии.
Вариант 2. Примерная структурасхемы сбора анамнеза больных с предопухолевыми заболеваниями желудка
1) титульный лист(оформляется по форме);
2) введение(обоснование актуальности темы);
3) основная часть(схема сбора анамнеза больных);
4) заключение(подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме);
5) список литературы.
Требования к оформлениюсхемы сбора анамнеза больных синдромами поражения желудка.
Схема должна быть:
1. доказательна и логична, раскрывающая различные аспекты рассматриваемой проблемы
2. В заключении приводится обобщенный вывод по сбору анамнеза больных с предопухолевыми заболеваниями желудкаи список использованной литературы ( не менее 5).
3. Объем печатных листов – 6-7 .
Вариант 3. Примерная структура схемы диспансерного наблюдения больных с предопухолевыми заболеваниями желудка
1) титульный лист(оформляется по форме);
2) введение(обоснование актуальности темы);
3) основная часть(схема диспансерного наблюдения больных с предопухолевыми заболеваниями желудка раскрывает этиологическое, патогенетическое и симптоматическое лечение, диспансерное наблюдение);
4) заключение(подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме);
5) список литературы.
Требования оформлению плана диспансерного наблюдения больных с предопухолевыми заболеваниями желудка
Схема должна быть:
1. Обоснована актуальность и значимость темы
2. Адекватно подобрана литература по теме
3. план диспансерного наблюдения больных с предопухолевыми заболеваниями желудка, должна бытьдоказательна и логична, раскрывающая различные аспекты рассматриваемой проблемы
4. план диспансерного наблюдения больных с предопухолевыми заболеваниями желудка, должна бытьс использованием иллюстрации (таблицы, графики, схемы) ссылки на авторов
5. В заключении приводится обобщенный вывод по диспансерному наблюдению больных с предопухолевыми заболеваниями желудка по схеме «Д» и список использованной литературы ( не менее 5).
6. Объем печатных листов – 6-8 .
Вариант 4. Примерная структура организации и ведения школ для пациентовс предопухолевыми заболеваниями желудка
1) титульный лист(оформляется по форме);
2) введение (определение актуальности темы);
4) основная часть (принцип организации и ведения школ для пациентовс предопухолевыми заболеваниями желудка) в виде реферата, эссе.
5) заключение(подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме);
6) список литературы.
Требования к оформлению организации и ведения школ для пациентовс предопухолевыми заболеваниями желудка
а) объем работы должен быть в пределах 3-4 печатных страниц;
б) работа должна быть выполнена грамотно, с соблюдением культуры изложения;
в) по ходу изложения текста должны иметься ссылки на используемую литературу;
г) правильное оформление библиографии.
Вариант 5.
Примерная структура отчета работы в кабинетах лабораторно-инструментальной диагностики.
1) титульный лист(оформляется по форме);
2) введение (определение актуальности темы);
4) основная часть (отчет работы в УЗИ кабинетах.
5) заключение(подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме);
6) список литературы.
Требования к оформлению отчета работы в кабинетах функциональной диагностики
а) объем работы должен быть в пределах 3-4 печатных страниц;
б) работа должна быть выполнена грамотно, с соблюдением культуры изложения;
в) по ходу изложения текста должны иметься ссылки на используемую литературу;
г) правильное оформление библиографии.
Вариант 6.
Примерная структура альбома по эндоскопической и рентгенологической картине предопухолевых заболеваний.
1) титульный лист(оформляется по форме);
2) введение (определение актуальности темы);
4) основная часть (картина по нозологии).
5) заключение(подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме);
6) список литературы.
Требования к оформлению
а) объем работы должен быть в пределах 10 слайдов;
б) работа должна быть выполнена грамотно, с соблюдением культуры изложения;
в) по ходу изложения текста должны иметься ссылки на используемую литературу;
г) правильное оформление библиографии.
Критерии оценки.
Поправочный коэффициент: 4
Критерии оценки СРС, выполненной в форме кроссворда
Баллы Критерии качества СРС | 0 баллов | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
1. Вопросы поставленные в кроссворде (по горизонтали и вертикали) соответствует заданию СРС | Вопросы не соответсвует теме СРС | Большинство вопросов не соответствует теме СРС | Часть вопросов не соответствует заданию СРС | Отдельные вопросы не коррелируют с темой СРС | Вопросы кроссворда корректны |
2. Подобранные в кроссворде вопросы могут способствовать развитию клинического мышления | Не могут способствовать развитию клинического мышления | Большинство вопросов не способны развить клиническое мышление | Могут оказать слабое влияние на развитие клинического мышления | В известной мере могут оказать влияние | Могут способствовать развитию клинического мышления |
3. Оцениваемый кроссворд свидетельствует о глубоком освоении темы составителем | Свидетельствует об отсутствии знания темы | Свидетельствует о слабых знаниях темы составителя | Свидетельствует об отсутствии глубоких знаний у составителей | В целом составитель владеет темой | Имеет глубокие знания по теме |
4. Кроссворд способствует приобретению умения проведения дифференциальной диагностики | Не способствует | Во многом не способствует | Мало способствует | В целом может способствовать | Во многом способствует |
5. Составленный автором (ами) кроссворд может быть оценен как творчество или попытка к нему | Не представляет дидактической ценности | Кроссворд не удался | Нет элементов творчества | Есть элементы творчества | Составленный автором кроссворд является творчеством и решением кафедры включен в число дидактических пособий кафедры |
* Сумма баллов умножается на поправочный коэффициент "4"
Критерии
Качества СРС
* Сумма баллов умножается на поправочный коэффициент "4
Поправочный коэффициент: 4
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СРС ( эссе)
Критерии качества СРС | 0 баллов | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
1. Правильность отражения вопросов выбранной формы исполнения эссе | Не нашло отражения по всем вопросам | Неправильно отражено большинство из поставленных вопросов | Поставленные вопросы в работе освещены недостаточно | Есть отдельные неточности в отражении поставленных вопросов | Все вопросы отражены правильно с современных позиций |
2. Полнота отражения вопросов выбранной формы исполнения эссе | Поставленные вопросы не отражены | Вопросы весьма слабо отражены в работе | Большинство из поставленных вопросов отражены неполно | Отдельные вопросы отражены не в полном объеме | Все вопросы отражены полно, с современных позиций |
3. Информативность выбранной формы исполнения эссе | Выбранная форма выполнения эссе неинформативна | Выбранная форма выполнения эссе низкого качества, малоинформативна | В выбранной форме исполнения эссе информация имеется, но её недостаточно | Выбранная форма выполнения эссе информативна | Выбранная форма выполнения эссе содержит высокого уровня информацию |
4. Наличие резюме, его качество | Нет резюме | Резюме сумбурное, расплывчатое | Резюме малоинформативное, не дает честкого представления о работе | Резюме достаточно информативное, но не дает четкого предсталвения о работе | Резюме краткое, четкое, достаточно информативное |
5. Наличие адекватно подобранной и использованной при составлении эссе литературы | Нет списка литературы | Список ограничен лишь учебной литературой | Список включает источники, не отражающие современное состояние вопроса, освещённого в эссе | Неполный список источников, отражающих современное состояние вопроса | Полный список адекватно подобранной и использованной при составлении эссе литературы, отражающей современное состояние вопроса (литература последних лет) |
Поправочный коэффициент: 4
Например: по 5 критериям получил 25 баллов х 4 =100 баллов
Рубежный контроль: тестирование (50 тестов) – 100 баллов
Критерии оценки тестирования
Оценка в баллах | % выполнения | Оценка по традиционной системе |
90-100 | 90 - 100 | отлично |
75 -89 | 89 - 75 | хорошо |
74-50 | 74 - 50 | удовлетворительно |
49 и менее | 49 - 0 | неудовлетворительно |
Литература
основная:
1. Шайн А.А. Онкология: учебник для студентов медицинских вузов. Тюмень: Издат. Центр «Академия», 2004. 544с.
2. Байпеисов Д.М., к.м.н. Жылкайдарова А.Ж., д.м.н., профессор Сейтказина Г.Д., д.м.н. Балтабеков Н.Т. Методические рекомендации для медицинских работников ПМСП. – Алматы, 2012. Принципы онконастороженности и ранней диагностики злокачественных новообразований у населения казахстана
3. Абисатов К.А. Клиническая онкология. Алматы, 2008.
4. Ахмедов В.А. Практическая гастроэнтерология. Руководство для врачей. М.,2011,416 с.
5. Якубчик Т.Н. Клиническая гастроэнтерология: пособие для студентов. Гродно ГГМУ,2014, с.324
6. Онкология: учебник с компакт-диском / под ред. В.И. Чиссова, С.Л. Дарьяловой. М., 2007.
7. Заридзе Д.Г. Профилактика рака. Руководство для врачей. Москва, ИМА-Пресс, 2009. 221 с.
8. Заридзе Д.Г. Эпидемиология и профилактика рака. Вестник РАМН. - № 9 2001. – с.6- 14.
Дополнительная:
9. Нургазиев К.Ш., Сейтказина Г.Д., Байпеисов Д.М., Сейсенбаева Г.Т., Ажмагамбетова А.Е., Жылкайдарова А.Ж. Показатели онкологической службы Республики Казахстан за 2012 год (статистические материалы). – Алматы, 2013, 108 с.
10. Байпеисов Д.М., Жылкайдарова А.Ж., Сейтказина Г.Д., Балтабеков Н.Т. Принципы онконастороженности и ранней диагностики злокачественных новообразований у населения Казахстана. Методические рекомендации для медицинских работников ПМСП. – Алматы, 2012, 35 с.
11. Globocan, 2012 The International Agency for Research on Cancer, Lyons, France, 2014
9. Контроль (вопросы, тесты, задачи)
1. Современные представления об этиологии, основных звеньях патогенеза и факторах риска при заболеваниях желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка);
2. Классификация заболеваний желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка);
3. Клиническая картина при заболеваниях желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка), особенности течения в зависимости от возраста и пола;
4. Диагностические критерии заболеваний желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка);
5. Современная тактика ведения больных при заболеваниях желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка) в амбулаторных условиях;
6. Врачебно-трудовая экспертиза и динамическое наблюдение при заболеваниях желудка (гастриты, язвенная болезнь желудка).
Факультет: Общая медицина
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для самостоятельной работы студентов по селективной дисциплине – «Раннее выявление опухолевых заболеваний в условиях ПМСП. Предрак»
по специальности 051301 - Общая медицина
ТЕМА: «Раннее выявление опухолевых заболеваний желудка в условиях ПМСП. Предраковые заболевания желудка»
Курс: 5
Семестр: IX- X