Сборник ситуационных задач по

Сборник ситуационных задач по

Лечебной физкультуре, спортивной медицине и физиотерапии

для студентов педиатрического, московского и лечебного факультетов

Под редакцией Б.А. Поляева

Москва 2010

Авторы: сотрудники кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины ГОУ ВПО РГМУ Росздрава

Поляев Б.А.-зав. кафедрой, д.м.н., профессор

Чоговадзе А.В. – заслуженный деятель наук РФ, д.м.н., профессор

Иванова Г.Е. – д.м.н., профессор

Плотников В.П. – д.м.н., профессор

Лобов А.Н. – д.м.н., профессор

Полунина В.В. – д.м.н., профессор

Черепахина Н.Л. – к.м.н., доцент

Житловский В.Е. - к.м.н., доцент

Миловская Т.В. – к.м.н., доцент

Красильникова Р.Г. - к.м.н., доцент

Бажев К.А. - к.м.н., доцент

Давыдов П.В. – к.м.н., ассистент

Суворов А.Ю. – к.м.н., ассистент

Панюков М.В. - к.м.н., ассистент

Тохтиева Н.В. - к.м.н., ассистент

Методические указания утверждены на заседании кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины 07.05.2010., протокол №13.

Для студентов педиатрического факультета

Тема: физическое развитие ребенка первого года жизни», «Роль ЛФК при заболеваниях у детей раннего возраста

Задача № 1

Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка первых недель жизни, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»

1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);

2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;

3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;

4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;

5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;

6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;

7. Ребенок переходит в положение сидя;

8. Голова повернута в сторону;

9. Голова расположена по условной продольной оси;

10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;

11. Ось туловища компенсаторно изогнута;

12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;

13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;

14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;

15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;

16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;

17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;

18. Ребенок сосет обе руки

19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;

20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры

Правильный ответ – 3; 4; 8; 11; 13

Задача № 2

Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка в возрасте 2-х месяцев, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»

1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);

2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;

3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;

4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;

5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;

6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;

7. Ребенок переходит в положение сидя;

8. Голова повернута в сторону;

9. Голова расположена по условной продольной оси;

10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;

11. Ось туловища компенсаторно изогнута;

12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;

13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;

14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;

15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;

16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;

17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;

18. Ребенок сосет обе руки

19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;

20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры

Правильный ответ – 1; 9; 12; 14

Задача № 3

Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка в возрасте 3-х месяцев, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»

1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);

2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;

3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;

4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;

5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;

6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;

7. Ребенок переходит в положение сидя;

8. Голова повернута в сторону;

9. Голова расположена по условной продольной оси;

10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;

11. Ось туловища компенсаторно изогнута;

12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;

13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;

14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;

15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;

16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;

17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;

18. Ребенок сосет обе руки

19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;

20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры

Правильный ответ – 9; 12; 15; 18

Задача № 4

Опишите позу покоя, характерную для ребенка в возрасте 3-х месяцев, родившегося на сроке 32 недели беременности, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»

1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);

2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;

3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;

4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;

5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;

6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;

7. Ребенок переходит в положение сидя;

8. Голова повернута в сторону;

9. Голова расположена по условной продольной оси;

10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;

11. Ось туловища компенсаторно изогнута;

12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;

13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;

14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;

15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;

16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;

17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;

18. Ребенок сосет обе руки

19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;

20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры

Правильный ответ – 1; 9; 12; 14

Задача № 5

Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка в возрасте 4-х месяцев, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»

1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);

2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;

3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;

4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;

5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;

6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;

7. Ребенок переходит в положение сидя;

8. Голова повернута в сторону;

9. Голова расположена по условной продольной оси;

10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;

11. Ось туловища компенсаторно изогнута;

12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;

13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;

14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;

15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;

16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;

17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;

18. Ребенок сосет обе руки

19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;

20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры

Правильный ответ – 5; 9; 12; 15

Задача № 6

Опишите позу покоя, характерную для ребенка в возрасте 4-х месяцев, родившегося на сроке 32 недели беременности, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»

1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);

2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;

3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;

4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;

5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;

6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;

7. Ребенок переходит в положение сидя;

8. Голова повернута в сторону;

9. Голова расположена по условной продольной оси;

10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;

11. Ось туловища компенсаторно изогнута;

12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;

13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;

14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;

15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;

16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;

17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;

18. Ребенок сосет обе руки

19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;

20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры

Правильный ответ – 9; 12; 15; 18

Задача № 7

Опишите позу покоя, характерную для ребенка в возрасте 4-х месяцев, родившегося на сроке 28 недель беременности, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»

1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);

2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;

3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;

4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;

5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;

6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;

7. Ребенок переходит в положение сидя;

8. Голова повернута в сторону;

9. Голова расположена по условной продольной оси;

10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;

11. Ось туловища компенсаторно изогнута;

12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;

13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;

14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;

15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;

16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;

17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;

18. Ребенок сосет обе руки

19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;

20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры

Правильный ответ – 1; 9; 12; 14

Задача № 8

Опишите позу покоя, характерную для доношенного здорового ребенка в возрасте 5-ти месяцев, и характерные динамические движения в этом возрасте в положении «лежа на спине»

1. Положение верхних конечностей соответствует первой фазе рефлекса Моро (руки в стороны);

2. Активное сгибание нижних конечностей во всех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном) на уровне 90°;

3. Затылочная рука расположена вверх и полусогнута во всех суставах;

4. Лицевая рука полусогнута во всех суставах и расположена перед собой;

5. Ребенок заводит руку перед собой в пространство противоположной руки, пересекая условную продольную ось туловища;

6. Ребенок заводит ногу перед собой в пространство противоположной ноги, пересекая условную продольную ось туловища;

7. Ребенок переходит в положение сидя;

8. Голова повернута в сторону;

9. Голова расположена по условной продольной оси;

10. Ребенок захватывает ногу руками и тянет ее в рот;

11. Ось туловища компенсаторно изогнута;

12. Голова и туловище расположены по условной продольной оси;

13. Нижние конечности пассивно полусогнуты во всех суставах;

14. Нижние конечности полусогнуты во всех суставах, это полусгибание носит пассивно-активный характер;

15. Нижние конечности активно полусогнуты во всех суставах;

16. Ребенок совершает 1-ую фазу поворота со спины на живот – поворот на бок;

17. Ребенок тянет руку в рот и сосет ее;

18. Ребенок сосет обе руки

19. Ребенок совершает координированный поворот со спины на живот;

20. Ребенок приподнимает таз над поверхностью опоры

Правильный ответ – 2; 5; 9; 10; 12; 20

Задача № 9

При осмотре ребенка в возрасте 4,5 мес. отмечается выраженная наружная ротация правого бедра. Двигательные навыки ребенка соответствуют возрасту. Что необходимо посмотреть у ребенка дополнительно на осмотре? Какие исследования необходимо провести?

Правильный ответ: При осмотре необходимо дополнительно отследить наличие следующих симптомов: ограничение отведения бедра с одной стороны, симптом соскальзывания, асимметрия ягодичных складок, укорочение нижней конечности. Необходимые исследования: В зависимости от возраста: УЗИ или рентгенография т/б суставов в прямой проекции и по Лаундштейну.

Задача №10

Родители ребенка возрастом 2,5 мес. жалуются на то, что ребенок лежит в кроватке криво. При осмотре: незначительная асимметрия тонуса мышц туловища верхних и нижних конечностей, выраженный наклон головы в правую сторону. При попытке вывести голову в центральное положение отмечается резкая негативная реакция ребенка. Опишите необходимые исследования для выяснения причин отклонения у ребенка? Какое лечение необходимо провести?

Правильный ответ:

Лечение положением

Массаж с первых недель жизни.

Гимнастика по методу Vojta

Тема: рефлексотерапия

1. Родители ребенка 5 лет обратились к педиатру с жалобами на частые простудные заболевания, ребенок начал посещать детский сад. Педиатр направил ребенка на консультацию к рефлексотерапевту. Какое лечение может предложить рефлексотерапевт?

Решение:

Учащение простудных заболеваний может быть связано с началом посещения детского сада, что свидетельствует о снижении защитных сил организма ребенка. Поэтому рефлексотерапевт может назначить поверхностную иглотерапию, иглоукалывание, прижигание, точечный массаж. Выбор методов воздействия зависит от поведения ребенка. Курс лечения обычно составляет 10-15 процедур, которые можно проводить ежедневно или через день.

2. В стационаре в течение 2-х недель находится пациент в возрасте 53 лет с диагнозом ишемический инсульт, правосторонняя гемиплегия с преимущественным поражением верхней конечности. Состояние больного удовлетворительное, утраченные двигательные функции постепенно восстанавливаются. Какие лечебные мероприятия может назначить рефлексотерапевт?

Решение:

Нарушение мозгового кровообращения в период восстановления нарушенных функций является показанием к назначению рефлексотерапии. Рефлексотерапевт может назначить поверхностную рефлексотерапию, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, скальповую рефлексотерапию, электроиглорефлексотерапию, микроиглотерапию в условиях стационара. Курс лечения обычно составляет 7-10 процедур, которые проводятся ежедневно. После выписки в поликлинике или в санатории необходимо продолжить лечение рефлексотерапией через 2-4 недели.

3. К неврологу обратилась девушка 19 лет с жалобами на повышенную утомляемость, раздражительность, головные боли, плохой сон. Врач поставил диагноз вегетативно-сосудистой дисфункции, с цефалгическим синдромом. Невролог направил пациентку на консультацию к врачу-рефлексотерапевту. Какие лечебные мероприятия может назначить рефлексотерапевт?

Решение:

Нарушение вегетативной функции, головные боли являются показанием для назначения рефлексотерапии. В амбулаторных условиях лечение этой патологии можно проводить ежедневно или через день, курс обычно составляет 10-15 процедур. Следует назначить: поверхностную иглотерапию, иглоукалывание, баночный массаж, электроиглорефлексотерапию, прижигание.

4. К аллергологу обратился подросток 16 лет с жалобами на заложенность носа, жидкие выделения из носа, гиперемию и отечность глаз, зуд. Эти жалобы появились в конце марта и беспокоят пациента в течение 2-х недель. Был поставлен диагноз поллиноз. Какие методы рефлексотерапии можно назначить пациенту и когда их надо начинать проводить?

Решение:

Поллиноз является показанием к назначению рефлексотерапии. Необходимо отметить, что лечение при данной патологии следует проводить заранее, за 1 месяц до возможного появления первых симптомов заболевания. В острый период тоже можно проводить лечение, однако эффективность лечения снижается, требуется более длительный курс лечения. Можно использовать поверхностную рефлексотерапию, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, микроиглотерапию, лазеропунктуру, баночный массаж. Сеансы следует проводить ежедневно или через день, курс лечения 10-15 процедур.

5. Ребенок 12 лет наблюдается окулистом с диагнозом миопия слабой степени, спазм аккомодации. Какое лечение может назначить рефлексотерапевт?

Решение:

Спазм аккомодации и миопия у детей являются показанием для назначения рефлексотерапии в составе комплексного лечения, назначаемого окулистом. Из методов рефлексотерапии можно использовать: поверхностная иглотерапия местная и общая, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, электроиглорефлексотерапия. Сеансы следует проводить ежедневно или через день, курс лечения 10-15 процедур.

6. Молодой человек в возрасте 32 лет страдает хроническим гастродуоденитом, периодические обострения обычно отмечаются осенью и весной. Какое лечение может назначить рефлексотерапевт?

Решение:

Хронический гастродуоденит является показанием для назначения рефлексотерапии. Лечение лучше проводить не менее 2-х раз в год, за 2-4 недели до начала возможного обострения, можно проводить в период обострения, но эффективность лечения может уменьшаться. Лечение можно проводить в санаторно-курортных и амбулаторных условиях. Используются следующие методы рефлексотерапии: поверхностная иглотерапия, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, прижигание. Сеансы следует проводить ежедневно или через день, курс лечения 10-15 процедур.

7. Больной 26 лет в течение недели наблюдается в поликлинике с диагнозом острый обструктивный бронхит. Получает медикаментозное лечение, назначенное терапевтом. У пациента сохраняется слабость, влажный кашель, температура нормальная. Какие процедуры может назначить рефлексотерапевт в амбулаторных условиях?

Решение:

При бронхите с обструктивным синдромом можно начинать лечение методом рефлексотерапии в амбулаторных условиях при отсутствии температуры выше 37,5 0С, когда пациент может самостоятельно ходить в поликлинику на сеансы рефлексотерапии. Могут использоваться следующие методики: поверхностная иглотерапия, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, прижигание, баночный массаж при нормальной температуре, лазеропунктура. Сеансы следует проводить ежедневно, курс лечения 8-12 процедур. Длительность лечения зависит от динамики улучшения состояния пациента.

8. На занятии девушка почувствовала головокружение и потеряла сознание. Была оказана первая помощь: обеспечен доступ свежего воздуха в помещение, где находится девушка, для чего было открыто окно. Девушку положили, опустив голову вниз. Какие еще мероприятия можно предложить для приведения пациентки в сознание?

Решение:

С точки зрения рефлексотерапии можно воздействовать на точки скорой помощи. Одна из них расположена на носогубной борозде на границе верхней и средней трети. На эту точку необходимо произвести точечное интенсивное давление ногтем или спичкой. Также можно использовать точки скорой помощи, расположенные в середине кончиков десяти пальцев рук. Воздействие должно быть аналогичным. Эти мероприятия способствуют приведению человека в сознание.

9. У девушки 19 лет отмечаются болезненные менструации, иногда плохое самочувствие перед началом месячных. Гинеколог направил больную на консультацию к рефлексотерапевту. Какие лечебные мероприятия может предложить рефлексотерапевт?

Решение:

Болезненные менструации являются показанием для проведения рефлексотерапии. Лечение можно проводить сразу после обращения пациентки. Необходимо использовать следующие методы рефлексотерапии: поверхностную иглотерапию, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, прижигание. Сеансы следует проводить ежедневно или через день, курс лечения 10-15 процедур.

10.Мужчина в возрасте 49 лет обратился к неврологу с жалобами на боли в области поясницы, появившиеся после интенсивной работы на даче. После обследования был поставлен диагноз поясничного остеохондроза с корешковым синдромом. Пациент был направлен на консультацию к рефлексотерапевту. Какие способы воздействия на акупунктурные точки может предложить рефлексотерапевт?

Решение:

Боли в спине при поясничном остеохондрозе являются показанием для проведения рефлексотерапии. Необходимо отметить, что для повышения эффективности лечения необходимо сочетание рефлексотерапии с проведением лечебного массажа и гимнастики. Можно использовать следующие рефлексотерапевтические методики: поверхностную иглотерапию, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, электроиглорефлексотерапию, прижигание, баночный массаж, лазеропунктуру. Сеансы следует проводить ежедневно, особенно в начале курса лечения, потом при наличии положительной динамики можно проводить сеансы через день, курс лечения 10-15 процедур. В конце курса лечения для закрепления положительного эффекта можно поставить микроиглы на зону ушной раковины на 1-2 недели.

11.К терапевту обратилась беременная женщина в возрасте 24 лет с жалобами на частые головные боли, утомляемость. Может ли терапевт направить пациентку на консультацию к рефлексотерапевту?

Решение:

Да, может, так как беременность не является противопоказанием для проведения рефлексотерапии. Однако сначала необходимо направить женщину на консультацию к неврологу для уточнения диагноза. При наличии у пациентки цефалгического синдрома можно проводить лечение методами рефлексотерапии. Можно использовать: поверхностную иглотерапию, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, электроиглорефлексотерапию, прижигание. Однако следует быть осторожным и не использовать акупунктурные точки, способствующие повышению тонуса матки. Сеансы следует проводить ежедневно или через день, курс лечения 10-12 процедур.

12.Мальчик в возрасте 12 лет наблюдается у отоларинголога с диагнозом гипертрофия миндалин, хронический тонзиллит. Какое лечение может назначить рефлексотерапевт?

Решение:

Гипертрофия миндалин, хронический тонзиллит являются показанием для назначения рефлексотерапии. Лечение лучше проводить в период ремиссии заболевания, но можно и в острый период. Используются следующие методики рефлексотерапии: поверхностную иглотерапию, корпоральное и аурикулярное иглоукалывание, прижигание, баночный массаж, лазеропунктуру на местные точки в области носоглотки. Сеансы следует проводить ежедневно или через день, курс лечения 10-15 процедур.

Лечебный факультет

Тема: физиотерапия

1. У больного хронический гастрит с пониженной секреторной функцией желудка. Жалобы: тяжесть и боль ноющего характера в эпигастральной области, возникающие после еды. Цель физиотерапии: купирование боли, воспаления, улучшение трофики. Назначение: гальванизация области желудка. Пример подробной прописи назначения: один электрод площадью 300 см2 помещают на эпигастральную область и соединяют с катодом, второй — площадью 300 см2 — по­перечно на нижнегрудной отдел позвоночника и соединя­ют с анодом. Сила тока 10—15—20 мА. Продолжи­тельность процедуры 15—20—30 мин. Ежедневно. Курс — 10—15 процедур.

Пример сокращенной прописи назначения: гальваниза­ция области желудка; сила тока 10—15—20 мА; 15— 30 мин; ежедневно; № 15.

2. У больного гипертоническая болезнь II стадии. Жалобы: периодически возникающая голов­ная боль, головокружение на фоне повышенного артери­ального давления. Цель физиотерапии: гипотензивное и седативное действие. Назначение: гальванизация воротни­ковой зоны (гальванический «воротник» по Щербаку). Один электрод в форме шалевого воротника площадью 800—1200 см2 располагают в области плечевого пояса и со­единяют с анодом, второй — площадью 400—600 см2 — размещают в поясничной области и соединяют с катодом. Сила тока при первой процедуре 6 мА, продолжитель­ность — 6 мин. Процедуры проводят ежедневно, увеличи­вая силу тока и время через каждую процедуру на 2 мА и 2 мин, доводя их до 16 мА и 16 мин, № 12.

3. У больного невралгия тройничного нерва. Жалобы: боль приступообразного характера в левой половине лица, появляющаяся в холодную ветреную погоду. Цель физиотерапии — обезболивание. Назначе­ние: 0,5 % новокаин-электрофорез на левую половину лица. Трехлопастной электрод (полумаска Бергонье) пло­щадью 250 см2, под прокладку которого помещают смо­ченные раствором новокаина листки фильтровальной бумаги такой же формы, располагают на левой половине лица и соединяют с анодом. Второй электрод прямоуголь­ной формы такого же размера помещают в межлопаточной области и соединяют с катодом. Сила тока до 10 мА, 15 мин, ежедневно, № 15.

4. У больного острый бронхит в стадии затухающего обострения. 8-й день заболева­ния. Жалобы: слабость, редкий кашель с небольшим коли­чеством мокроты серозного характера, в легких аускультативно — единичные сухие хрипы. Цель физиотерапии: противовоспалительное, десенсибилизирующее, бронхо-спастическое действие. Назначение: 5 % кальций-электрофорез. Электрод площадью 250 см2, под гидрофильную прокладку которого помещают смоченные раствором кальция хлорида листки фильтровальной бумаги, распола­гают в межлопаточной области и соединяют с анодом. Второй электрод такого же размера размещают попереч­но на передней поверхности грудной клетки и соединя­ют с катодом. Сила тока 5—10 мА, 20 мин, ежедневно, № 10-15.

5. У больного инфицированная рана ле­вого предплечья. Симптомы: отечность, боль, гнойное отделяемое из раны. Цель физиотерапии: анти­бактериальное действие, снятие отека. Назначение: пени­циллин-электрофорез (10 000 ЕД в 1 мл изотонического раствора хлорида натрия). После обработки рану покрыва­ют стерильной, смоченной раствором антибиотика сал­феткой и оставляют ее в ране после процедуры. Поверх салфетки помешают электрод с гидрофильной прокладкой толщиной 3 см и соединяют с катодом. Второй электрод размещают поперечно. Сила тока — по ощущению пока­лывания под электродами, 6—8 мин, ежедневно, № 10.

6. У больного нейроциркуляторная дистония по смешанному типу. Жалобы: го­ловная боль, тяжесть в левой половине грудной клетки, раздражительность, нарушение сна. Назначение: электросонтерапия по глазнично-сосцевидной методике; частота импульсов 10 имп · с­1, сила тока — до ощущений пока­лывания и безболезненной вибрации под электродами, 30 + 10 мин до 60 мин, через день, № 10.

7. У больного бронхиальная астма, экзо­генная форма в стадии неполной ремиссии. Жало­бы: редкие приступы удушья, редкий сухой кашель, чувст­во тревоги, нарушение сна. Назначение: электросонтерапия; частота импульсов 5—10 имп с‾1 в начале курса, затем постепенное увеличение до 30—40 имп · с­1, сила тока — по субъективным ощущениям слабой вибрации, 40—50 мин, через день, № 12.

8. У больного атеросклероз сосудов го­ловного мозга. Жалобы: снижение работоспособ­ности, рассеянность, плохой сон, головная боль, сниже­ние памяти. Цель физиотерапии: тонизирующе-катаболическое действие. Назначение: 1 % йод-электрофорез по глазнично-затылочной методике (по Бургиньону), ка­тод — на закрытые глаза, анод (площадь 50 см2) — на об­ласть верхних шейных позвонков, сила тока — по субъективным ощущениям (2—5 мА), 10—20 мин, через день, № 10,

9. У больного гипертоническая болезнь II стадии. Жалобы: боль в затылке, головокружение, шум в ушах, потеря координации. АД 160/100 мм рт.ст. Цель физиотерапии: седативное и гипотензивное дейст­вие. Назначение: электросонтерапия, катод — глазничный электрод, анод — сосцевидный. Частота 80 имп ·с­¹, сила тока — по субъективным ощущениям (6—8 мА), через день, № 6. Затем частота импульсов 10—15 имп · с­1, 40 – 60 мин, через день, №12.

10. У больного неврит локтевого нерва. Жалобы: боль по локтевому краю левого предплечья. Цель физиотерапии: обезболивание. Назначение: диа-динамотерапия на левое предплечье. Катод — на зону максимальной болезненности, анод — проксимальнее катода (продольная методика). Последовательность токов и время их воздействия: ДН — 1 мин, КП — 4 мин. Сила тока — до ощущения выраженной безболезненной вибрации, 2 раза в день, № 8.

11. После длительной иммобилизации конечности при переломе бедренной кости у больного развилась атро­фия мышц бедра. Цель физиотерапии: электростимуляция мышц левого бедра для ликвидации атрофии. На-значение: диадинамические токи на мышцы передней и задней поверхности бедра поочередно, продольно. После­довательность токов и время их воздействия: ДН — 1 мин, ОР — 8 мин на каждую поверхность. Сила тока — до ощу­щения выраженной безболезненной вибрации, ежедневно, № 12.

12. У больного корешковые проявления остеохонд­роза шейного отдела позвоночника. Жалобы: боль в верхней половине шеи слева при поворо­тах головы. Цель физиотерапии: обезболивание. Назначе­ние: 0,5 % новокаин-диадинамофорез на паравертебральные зоны верхнешейного отдела позвоночника. Анод с прокладкой, смоченной раствором новокаина, — в зоне болевого очага, катод — с противоположной стороны по­звоночника. Последовательность токов и время их воздей­ствия: ДН — 1 мин, КП — 3 мин, ДП — 3 мин. Сила то­ка — до ощущения выраженной безболезненной вибра­ции, ежедневно, № 8.

13. У больного артрит коленного сустава, подострая стадия. Жалобы: боль в левом коленном суставе при движениях, умеренная отечность сустава. Цель физиотерапии: купирование боли, снятие отека. На­значение: амплипульстерапия на левый коленный сустав. Поперечная методика. Режим работы — невыпрямленный. Последовательность токов и время их воздействия: III род работы (III РР) — 5 мин, IV род работы (IV РР) — 5 мин. Частота модуляций (ЧМ) — 120 Гц, глубина модуляции (ГМ) — 50 %. Длительность посылок каждого тока в от­дельном роде работы — по 3 с, ежедневно, № 8.

14. У больного экзема правого предплечья. Жалобы: локальный кожный зуд. Цель физиотерапии: уменьшение кожного зуда, улучшение трофики кожи. На­значение: местная дарсонвализация кожи правого пред­плечья в области экзематозных изменений большим грибовидным электродом. Методика контактная («тихий» разряд), лабильная. Средняя мощность воздействия (сту­пень мощности 5). Продолжительность процедуры 5— 7 мин, ежедневно, № 12.

15. У больного вялозаживающая рана ле­вой голени. Объективные данные: длительно незажи­вающая рана кожи диаметром 3,5 см; вялый рост грануля­ционной ткани, имеющей сероватую окраску, при микробиологическом исследовании — рост кокковой флоры. Цель физиотерапии: улучшение трофики, стиму­ляция регенерации, бактерицидное действие. Назначение: местная дарсонвализация раневой поверхности левой го­лени с захватом здоровых участков кожи по периферии раны шириной 2—3 см малым грибовидным электродом. Методика дистантная («искровой» разряд), лабильная. Мощность воздействия — средняя (ступень мощности 5), до ощущения легкого покалывания, 3—4 мин, ежедневно, № 10.

16. У больного постинъекционный ин­фильтрат правой ягодицы. Объективные данные: уплотнение в области правой ягодицы, слабо бо­лезненное при пальпации. Цель физиотерапии: рассасы­вание инфильтрата. Назначение: ультразвуковая терапия на область инфильтрата, частота 880 кГц, интенсивность 0,4—0,6 Вт · см­2, режим непрерывный, методика лабиль­ная, 10 мин, ежедневно, № 6—8.

17. У больного остеохондроз шейного от­дела позвоночника. Жалобы: боль в области шеи при поворотах головы. Цель физиотерапии: обезболива­ние. Назначение: ультрафонофорез гидрокортизона на об­ласть шейного отдела позвоночника, паравертебрально, частота 880 кГц, интенсивность 0,4 Вт · см­2, режим им­пульсный 10 мс, методика лабильная (медленно переме­щать излучатель по паравертебральной линии, по обе стороны от остистых отростков), 5 мин, ежедневно, № 10-12.

18. У больного шпора левой пяточной кос-т и. Жалобы: острая боль при ходьбе в области левой пятки. Цель физиотерапии: обезболивание. Назначение: ультрафонофорез гидрокортизона на область левой пяточ­ной кости, 880 кГц, интенсивность 0,2 Вт · см­2, методика стабильная, режим импульсный 4 мс, 7—10 мин, ежеднев­но, № 10-12.

19. У больной рубцовая контрактура об­ласти послеоперационного шва на передней стенке живота (1,5 мес после операции). Жало­бы: болезненность в области контрактуры при пальпации, боль тянущего характера внизу живота. Цель физиотера­пии: рассасывание рубцовой ткани. Назначение: ультра­фонофорез лидазы на область рубца, частота 3 МГц, ин­тенсивность 0,4 Вт · см­2, режим импульсный — 10 мс, ме­тодика лабильная (медленно перемещать излучатель по шву), 10 мин, ежедневно, № 10—12.

20. У больного язвенная болезнь в стадии неполной ремиссии (язва малой кри­визны желудка). Жалобы: периодически возникаю­щая боль в верхней половине живота после еды. Фиброгастроскопия: вяло эпителизирующийся язвенный дефект (0,4 х 0,3 см). Цель физиотерапии: улучшение местного кровотока пораженной области и метаболизма тканей. На­значение: низкочастотная магнитотерапия на переднюю брюшную стенку в проекции язвы желудка. Методика одноиндукторная. Индуктор устанавл<

Наши рекомендации