Масару Ибука. После трёх уже поздно. - Альпина нон-фикшн, 2011

51. John Sloboda. Science and Music: The ear of the beholder. - Nature, 2008 www.nature.com/nature/journal/v454/n7200/full/454032a.html

52. Frances H. Rauscher et al. Music and spatial task performance. Nature, 1993.www.nature.com/nature/journal/v365/n6447/abs/365611a0.html

53. Kenneth M. Steele et al. Prelude or requiem for the ‘Mozart effect’? Nature, 1999.www.nature.com/nature/journal/v400/n6747/full/400827a0.html#B1

54. E. Glen Schellenberg at al. Music Listening and Cognitive Abilities in 10- and 11-Year-Olds: The Blur Effect. - Annals of the New York Academy of Sciences, 2006. onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1196/annals.1360.013/abstract

55. Ravi Mehta. Is Noise Always Bad? Exploring the Effects of Ambient Noise on Creative Cognition. - Journal of Consumer Research, 2012 www.jstor.org/discover/10.1086/665048

56. Valorie N Salimpoor et al. Anatomically distinct dopamine release during anticipation and experience of peak emotion to music. - Nature, 2011.www.nature.com/neuro/journal/v14/n2/full/nn.2726.html

57. Oliver Sacks. Musicophilia: Tales of Music and the Brain. -Knopf, 2007.

58. H. Bettermann. Musical rhythms in heart period dynamics. - American Journal of Psychology, 1999ajpheart.physiology.org/content/277/5/H1762.full

59. Е. Наймарк. Музыкаиречьпередаютэмоцииодинаковымиспособами. - Элементы, 2012 elementy.ru/news?discuss=431793&return=1

60. Erin E. Hannon. Perceiving speech rhythm in music: Listeners classify instrumental songs according to language of origin. - Cognition, 2009 www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0010027709000663

61. Два пальца в рот берет народ. Что не так с жителями турецкой деревни, которые общаются посредством свиста. – Газета.Ру, 2015. www.gazeta.ru/science/2015/08/18_a_7692664.shtml

62. Норман Уэйнбергер. Музыка и мозг. - "В мире науки", 2005.

web.archive.org/web/20110120233416/http://www.sciam.ru/2005/2/neyrobiology.shtml

63. Raymond Ammann et al. The sound of a person: a music-cognitive study in the Finisterre Range in Papua New Guinea. – Oceania, 2013.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ocea.5012/abstract

64. Ричард Докинз. Слепой часовщик.–Проблемы эволюции, 2008.www.evolbiol.ru/blind/bw.html

65. C. J. Steele, J. A. Bailey, R. J. Zatorre, V. B. Penhune. Early Musical Training and White-Matter Plasticity in the Corpus Callosum: Evidence for a Sensitive Period. Journal of Neuroscience, 2013.dx.doi.org/10.1523/JNEUROSCI.3578-12.2013

66. James R. Murphy. String Theory: Can Cat’s Cradle Help Save Our Schools? Wall Street Journal, 2012 blogs.wsj.com/speakeasy/2012/09/17/string-theory-can-cats-cradle-help-save-our-schools/

67. Michael H. Thaut et al. Musical Mnemonics Induce Brain Plasticity and Oscillatory Synchrony in Neural Networks Underlying Memory. - Annals of the New York Academy of Sciences, 2006.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1196/annals.1360.017/abstract

Игра в одни ворота

А. С. Макаренко. Лекции о воспитании детей.

antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/vosp_det.htm

69. Stanford Marshmallow Experiment en.wikipedia.org/wiki/Stanford_marshmallow_experiment

70. Александр Гордон, Диалоги. - Предлог, 2006.

71. Николай Андреев: Как увлечь детей наукой. – Летидор, 2012.letidor.livejournal.com/78655.html

72. Александр Марков. Эволюция человека.– Астрель, 2011

73. Адель Фабер, Элейн Мазлиш: Братья и сёстры. Как помочь вашим детям жить дружно. - Эксмо-Пресс, 2011.

74. Уильям и Марта Сирс. Воспитание ребенка от рождения до 10 лет. - Эксмо, 2010.

Деньги, ложь и математика

75. Фурсенко хочет избавить российских школьников от высшей математики. - РИА Новости, 2009 ria.ru/society/20090211/161744109.html

76. Рачинский С. А. "1001 задача для умственного счета".

az.lib.ru/r/rachinskij_s_a/text_1899_1001_zadacha.shtml

Мобильное приложение: www.etudes.ru/ru/imath/

77. Джона Лерер. Как мы принимаем решения. – Астрель, 2011.

78.About 40% of economics experiments fail replication survey. - Science, 2016

www.sciencemag.org/news/2016/03/about-40-economics-experiments-fail-replication-survey

79. Banks gone bad: Our evolved morality has failed us - New Scientist, 2013. www.newscientist.com/article/mg21729090.200-banks-gone-bad-our-evolved-morality-has-failed-us

80. Бенуа Мандельброт. Фрактальная геометрия природы. — ИКИ, 2002.

81. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — Прогресс, 1986.

82. Бернар Лиетар. Будущее денег. - ACT: Астрель, 2007. fanread.ru/book/12444630/

В поисках учителя

83. Бондаренко Светлана, Курильский Виктор. Неизвестные Стругацкие. - АСТ, 2008

84. Ефремов и Стругацкие: о некоторых проблемах в воспитании. - Red-sovet.su, 2014

red-sovet.su/post/23131/efremov-and-strugatsky-some-problems-in-the-education

85. Denis Dutton. Aesthetics and Evolutionary Psychology. - Oxford University Press, 2003

www.denisdutton.com/aesthetics_&_evolutionary_psychology.htm

86. Иван Ефремов. Лезвие бритвы. –Советский писатель, 1992.

87. Роджер Пенроуз. Новый ум короля. - УРСС, 2011.

88. Oliver Sacks. Hallucinations. - Knopf, 2012.

Коробочка

89. Larson, A. M., & Loschky, L. C. The contributions of central versus peripheral vision to scene gist recognition. - Journal of Vision, 2009.www.k-state.edu/psych/vcl/documents/Larson_Loschky_2009_Contributions%20of%20central%20vs%20peripheral%20vision.pdf

Тёмная сторона Паутины

90. Попавшие в паутину: Чем опасен интернет для школьника? – МК, 2010. www.mk.ru/social/article/2010/07/05/514121-popavshie-v-pautinu.html

91. Fool’s Gold: A Critical Look at Computers in Childhood. - Alliance for Childhood, 2000. waste.informatik.hu-berlin.de/diplom/DieGelbeKurbel/pdf/foolsgold.pdf

92. Смартфоныипланшетыпортятдетямосанкуикалечатпальцы. – WebScience.ru, 2012. webscience.ru/news/smartfony-i-planshety-portyat-detyam-osanku-i-kalechat-palcy

93. Смотрите 3D - и вы ослепнете. – WebPlanet.ru, 2010. www.webplanet.ru/knowhow/gadgets/igor-krein/2010/02/15/bad_3d.html

94. Do Facebook and Other Social Media Encourage Narcissism? –Psychology Today, 2013. www.psychologytoday.com/blog/wired-success/201306/do-facebook-and-other-social-media-encourage-narcissism

95. Риски Интернета: Цифровой психоморфоз и инфантильность. – WebScience.ru, 2013. webscience.ru/details/riski-interneta-cifrovoy-psihomorfoz-i-infantilnost

96. Philip Zimbardo, Nikita Coulombe. Man, Interrupted.- Conari Press, 2016.

97. ВосьмаяМатрица. – Eva.ru, 2006. eva.ru/static/articles/lexa32.htm

98. A Silicon Valley School That Doesn’t Compute. – New York Times, 2011. www.nytimes.com/2011/10/23/technology/at-waldorf-school-in-silicon-valley-technology-can-wait.html

99. Интернет отупляет детей третьего мира. – WebPlanet.ru, 2010. webplanet.ru/news/research/2010/06/22/kidz.html

100. Digitizing Literacy: Reflections on the Haptics of Writing. By Anne Mangen and Jean-Luc Velay. - Advances in Haptics, April 1, 2010

101. Nicholas Carr. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. - W. W. Norton & Company, 2010.

102. Online time can hobble brain’s important work. - KTH, 2013. www.kth.se/en/aktuellt/nyheter/online-time-can-hobble-brain-s-important-work-1.415391

103. Mental muscle: six ways to boost your brain. - New Scientist, 2010. www.newscientist.com/article/mg20827801.300-mental-muscle-six-ways-to-boost-your-brain/

104. Zero to Eight: Young children and their internet use. - LSE, 2013 eprints.lse.ac.uk/52630/1/Zero_to_eight.pdf

105. Евгений Касперский заявил о физической опасности соцсетей. – Cnews, 2011. www.cnews.ru/news/top/evgenij_kasperskij_zayavil_o_fizicheskoj

106. Как Shodan стал «поисковиком спящих детей». –Habrahabr.ru, 2016. habrahabr.ru/company/pt/blog/275853/

Дневник заблуждений

107. Как перестать беспокоиться и полюбить истерики ребёнка. krylov.livejournal.com/2928259.html

108. Книга учёта жизни. – WebScience.Ru, 2013webscience.ru/visuals/kniga-uchyota-zhizni

Летучийдом

109. The Parable of Google Flu: Traps in Big Data Analysis. - Science, 2014 www.uvm.edu/~cdanfort/csc-reading-group/lazer-flu-science-2014.pdf

110. Александр Долгин. Как нам стать договоропригодными, или Практическое руководство по коллективным действиям. - ОГИ, 2013. www.adolgin.ru/

111. The Dunbar Number, From the Guru of Social Networks. - Bloomberg, 2013. www.bloomberg.com/news/articles/2013-01-10/the-dunbar-number-from-the-guru-of-social-networks

112. Семейнаяфотокнига: какраспорядитьсятоннамицифровыхснимков. - Letidor, 2012 letidor.livejournal.com/119320.html

Лагерь

113. Лагерь «Камчатка». Дневник вожатой. - Афиша, 2012.

gorod.afisha.ru/archive/kamchatka_diaries/

114. Теория больших дел. Филипп Бахтин и город для детей. - Афиша, 2012.

gorod.afisha.ru/archive/big_things_theory_bakhtin/

115. Организатор лагеря «Село» Филипп Бахтин о творческом воспитании детей. - Lenta.ru, 2014.

age.lenta.ru/selo/articles/2014/02/18/bakhtin/

116. Ликвидация «Страныдетей». - Медуза, 2015.

meduza.io/feature/2015/10/15/likvidatsiya-strany-detey

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………………………………......................2

Часть 1. Семья

ЗАЧЕМ ВАМ ДЕТИ………………………………………………………………………………………...............5

РОДИЛЬНАЯ ПСИХОЭКОНОМИКА……………………………………………………………..............11

СЯДЬТЕ НА ПОЛ…………………………………………………………………………………….................23

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА………………………………………………………………………...................31

СКРЫТЫЕ МИРЫ………………………………………………………………………............................55

НЕНУЖНЫЕ ИГРУШКИ…………………………………………………………….............................69

РАССКАЖИ МНЕ СКАЗКУ………………………………………………………………………………..........78

ДЕВИЦА С КОСОЙ………………………………………………………………………………….................92

Часть 2. Школа

ГЕН КРОКОДИЛА………………………………………………………………………………………………......105

НАСТОЯЩИЕ ИНДЕЙЦЫ…………………………………………………………………………………………116

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИНГ…………………………………………………………………………………………...129

ИГРА В ОДНИ ВОРОТА……………………………………………………………………………………………146

ДЕНЬГИ, ЛОЖЬ И МАТЕМАТИКА……………………………………………………………………………173

В ПОИСКАХ УЧИТЕЛЯ…………………………………………………………………………………………….187

Часть 3. Сеть

КОРОБОЧКА…………………………………………………………………………………………………………...209

ТЁМНАЯ СТОРОНА ПАУТИНЫ…………………………………………………………………………......219

ДНЕВНИК ЗАБЛУЖДЕНИЙ………………………………………………………………………………......233

ЛЕТУЧИЙ ДОМ………………………………………………………………………………………………………..242

Часть 4. Лагерь

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ: 2012 ГОД………………………………………………………………………….....254

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ: 2013 ГОД………………………………………………………………………………273

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ: 2015 ГОД….……………………………………………………………………………285

Источники и рекомендуемая литература…………………………………………………………..292

Наши рекомендации