Всеобщая связность: как пережить лавину?

«Вчера в детском саду Кита мне открыл дверь один из детей. У них там домофон на внешней двери, а пульт для открывания находится в группе, на втором этаже. Один пацан заметил, какую кнопку воспитательница нажимает, когда звонят снизу. А когда я позвонил, воспиталка как раз отошла куда-то. Пацан быстро подтащил стул, залез на него и нажал кнопочку. Вот тебе и безопасность в цифровом мире! Трёхлетний ребенок дистанционно открывает большую железную дверь всего детсада - кому угодно». (октябрь 2007)

В апреле 2011 года Иван Касперский, сын Евгения и Натальи Касперских, был похищен с требованием выкупа в 3 миллиона евро. К счастью, всё закончилось хорошо: через пять дней его освободили в результате операции ФСБ, МУРа и спецназа. Один из неприятных уроков этой истории состоял в том, что для подготовки похищения злоумышленники использовали адреса (домашний и рабочий), фотографии и другие данные Ивана из его открытого профиля в социальной сети «Вконтакте» [105].

Многие удивлялись, что такие ведущие эксперты по безопасности, как родители Ивана, не смогли объяснить сыну, какую угрозу представляет публикация персональных данных. Мне такая ситуация не кажется удивительной, поскольку я работаю в той же индустрии - и знаю, что бизнес информационной безопасности закрывает лишь немногие "дыры". И это не потому, что ИБ-эксперты плохо работают.

На одном этаже со мной сидит сотня хакеров, которые находят уязвимости в чём угодно, от детской радионяни до атомной электростанции. Но для того, чтобы дыры были залатаны, их недостаточно найти. Нужно, чтобы этой информацией заинтересовались пользователи и производители тех самых радионянь или атомных станций. Недавно видел исследование, где говорилось, что 70% утечек персональных данных происходят в медицинской отрасли. Это может создать неприятности похуже, чем социальные сети. Но пока гром не грянул, никто особо не парится.

Между тем процесс появления дыр идёт лавинообразно. Пока вы читаете эти строки, на рынок выходят тысячи новых устройств. Большинство из них имеют новые, никем не исправленные уязвимости. Но все эти устройства тут же подключаются к Интернету по упрощённой процедуре «в пару кликов». Реклама не рассказывает о лишних настройках для защиты, поскольку защита - это всегда ограничения, а бизнесу надо побыстрее получить новых клиентов. Таким образом, все дыры становятся открыты для всех желающих. А среди желающих всё чаще фигурируют роботы, которые способны просканировать тысячи устройств за пару минут. Хотите посмотреть в миллион веб-камер, которые используются для присмотра за детьми? Да пожалуйста: они подключены к Интернету через открытые порты без пароля [106].

Однако я подозреваю, что вам уже надоели страшилки. Хочется узнать, кто виноват и что делать. Ну, по первому вопросу ответ уже прозвучал: есть огромный бизнес, который зарабатывает на цепных реакциях, лавинах и эпидемиях. Это не значит, что они продают именно дыры. Продавцы устройств и интернет-услуг активно разгоняют «свою лавину» - ту, которая вызывает взрывную популярность айфона или тотальное заражение населения «Фейсбуком». Но залогом этих взрывов является отказ от безопасности.

Для меня всегда было символично, что «урановое топливо» для первого интернет-взрыва создали физики-ядерщики, скучавшие без денег после окончания Холодной Войны. До этого Интернет был другим: он рос естественными деревьями почтовых рассылок, ньюс-групп и конференций ФИДО. Но в 1991 году в Европейской лаборатории физики элементарных частиц (CERN) Тимоти Бернерс-Ли придумал ту самую Паутину (WorldWideWeb), которая очень похожа на цепную ядерную реакцию: ссылки откуда угодно на что угодно. Дикая связность, которую Станислав Лем назвал «Мегабитовой бомбой». Первый веб-сайт CERN заработал 6 августа - день бомбардировки Хиросимы.

Бывших физиков в этом лавинном бизнесе ещё много. Крис Андерсон, главред журнала Wired и автор «теории длинного хвоста», в прошлом работал в Национальной лаборатории Лос-Аламоса: там делали «Манхеттенский проект», первые атомные бомбы. А создательMail.ruGroup, совладелец DSTGlobal и один из инвесторов Facebook Юрий Мильнер - выпускник физфака МГУ. Если вспомнить ещё Эстер Дайсон и её папу-физика, можно сочинить отличную теорию заговора.

Но я обещал вам реалистичную книжку для родителей. Поэтому здесь даже не будет прогнозов будущего. Наоборот, я готов посмеяться над визионерами XIX века, которые обещали нам двухметровый уровень навоза в городах, с учётом тогдашнего роста популярности конного транспорта. На практике, я вижу живую лошадь лишь пару раз в год, когда вожу детей в зоопарк. Логично предположить, что наши страхи относительно Интернета окажутся таким же пшиком, и лет через двадцать все будут относитьсяк этой всемирной сети так же спокойно, как мы относимся сейчас к унитазу.

Однако в истории крупных городов действительно были периоды, когда они задыхались в нечистотах. Кажется, такой период развития Интернета достался и нам. А значит, вместо затыкания пальцем отдельных дыр стоит понять общий метод ограничения заразы.

Именно так сделал в 1854 году британский врач Джон Сноу, который отметил на карте Лондона адреса людей, умерших от холеры - и таким образом нашёл водоразборную колонку на Брод-стрит, из которой все заражались. В то время ещё не было представлений о "бактериях" и "вирусах", но угрозу массовой коммуникации Сноу вычислил очень точно – и добился закрытия опасной колонки. Впрочем, в этой истории отметились и другие знатоки безопасности: монахи находившегося поблизости монастыря не пользовались сырой водой, а пили только пиво из собственной пивоварни, поэтому никто из них не подцепил холеру.

Итак, два главных вывода:

- Использование Интернета детьми, а также рекламу интернет-сервисов для детей стоит запретить ровно так же, как запрещены для них продажа табака или вождение автомобиля. Аргументы типа «дети уже пользуются!» нужно считать такими же несостоятельными, как «мой папа курил с семи лет» или «мой дедушка давал моему папе рулить своим трактором в четыре года».

- Зато родителям Интернет может помочь - как для индивидуального просвещения, так и для создания родительских сообществ. Этим же путём развивается индустрия альтернативного образования и детского досуга, основу которой составляют некомпьютерные занятия, а Интернет используется взрослыми для решения организационных вопросов. Однако это уже другая пивоварня, и последние главы этой книги будут именно о ней.

ДНЕВНИК ЗАБЛУЖДЕНИЙ

«Ездил за старшим к бабушке. Долго выбирал книжку с собой. Четыре часа в "Сапсане" - редкая возможность почитать спокойно. Сначала бросил в рюкзак "Пинбол-эффект". Блин, думаю, какой тяжеленный кирпич. Вынул обратно. Положил вместо неё "Расширенный фенотип". Нет, тоже слишком тяжелая. Отложил. Поискал ещё по шкафам. Взял "Антрополога на Марсе". Ага, нормально, почти карманный формат.

Но перед самым выходом нашёл вариант ещё лучше: пачка собственных блокнотов-дневников за 2011 год. Отличное чтиво оказалось, и очень компактное. Надо вообще завязывать с чтением чужих текстов. Когда тебе уже за сорок, когда ты уже бросил смотреть телевизор и курить - пора пересмотреть и другие вредные привычки». (май 2013)

Самое странное открытие, сделанное мною в роли писателя - нездоровое уважение людей к чужой писанине, одновременно с собственным отказом что-нибудь записывать. Сколько раз я слышал от знакомых дивные и поучительные истории - никакому писателю не выдумать! Этими историями можно было бы поломать множество стереотипов, которые моя книжка даже мизинцем не задела.

Но каждый раз, когда я советую людям записывать интересный жизненный опыт, я слышу в ответ: «Да ну, какой из меня писатель... Да и кому это нужно вообще…». Им даже не приходит в голову, насколько это может быть полезно для себя самого.

Сначала я думал, что эту мысль можно обосновать очень коротко. Окружающий мир ежедневно заваливает нас своей (не нужной нам) информацией, отвлекая и перехватывая внимание. А поскольку память - не резиновая, это приводит к тому, что важные для нас вещи мы можем не заметить, пропустить, забыть. Значит, надо либо хорошенько изолироваться от мусора... либо научиться получше сохранять своё личное. Например, записывать важные наблюдения в блокнот. Всё просто.

Но с появлением Интернета история усложняется. Публичные блоги тоже называются «дневниками», и вроде бы это удобней блокнота… однако на практике выходит нечто совершенно иное. Так что давайте, как обычно, взламывать по порядку.

Пределы смехотерапии

Мне повезло: я застал первое поколение настоящих блогов, которые называлисьвеб-логами, то есть записями о том, что человек нашёл на Вебе. Дело было в середине 90-х, первые сайты только появлялись, первопроходцам было интересно находить их и описывать свои находки, это стало чем-то вроде новой исследовательской профессии. В русском Интернете их называли "веб-обозревателями".

Наверное, именно этот опыт помог мне впоследствии вывести первое правило из серии «Как не свихнуться с блогом». Правило гласило: «пиши о своём». То есть о работе, о хобби, о личных интересах. Это удерживает блог от превращения в свалку. Когда мы запускали проекты Газета.Ру и Лента.Ру, мой блог Time O'Clockбыл посвящен «новостной кухне» - забавные новости, не попавшие в печать, ошибки перевода и другие производственные приколы. Потом я несколько лет писал футурологические статьи в журналы – и блог стал складом ссылок на технологические новинки для будущих обзоров.

А когда родился Кит, я переключил блог на детскую тему: так на сайте Eva.ru появился «Дневник Адама», в котором футурология перемежалась с педагогикой.

«В разгар перемены памперса позвонил тёзка Кита, Никита Максимов. Теперь он в Newsweek, пишет статью про умную одежду. Ну и он решил спросить моего мнения, благо я всё это в "2048" описывал. Начинаю ему рассказывать: мол, есть три направления. Во-первых, в одежду переместится персональный комп с персональным же искусственным интеллектом-секретарем. Во-вторых, одежда - идеальное место для распределенной системы датчиков, от медицинской диагностики "внутри" до сети микрофонов "снаружи". Ну и третье - собственно умные ткани, которые не имеют ничего общего со стереотипными "чипами", а просто сами по себе обладают новыми свойствами как материал. Например, способны переключаться с режима водонепроницаемости на режим гигроскопичности, или форму подошвы менять под разный тип ходьбы.

И вот несу я всю эту пургу в телефонную трубку, а в голове вертится: "Памперс! Самоходный памперс! Умный памперс, перерабатывающий какашки в электричество для освещения целого жилого квартала!» (июль 2004)

Изначально я воспринимал такой дневник как прикол. Но если задуматься, что заставляет нас сильнее всего шутить? Конечно, проблемы. И в этом главный плюс публичного дневника: он позволяет молодым родителям выговориться и получить ответы на свои многочисленные вопросы - даже если они не умеют или стесняются озвучивать эти вопросы напрямую, и маскируют свои проблемы шутками. Этот психотерапевтический эффект блога хорошо описал Константин Крылов в заметке про сайт, где родители публикуют фото своих плачущих детей[107]:

«Что, собственно, делает мужчина, который фотографирует ревущего ребёнка, публикует это в блоге и комментирует причины рёва? Он делает из крайне неприятного и притом постоянно повторяющегося события коллекцию кейсов, складывающихся в "интересную историю". Системный лайфбаг превращается в забавную фичу».

Правда, у других людей тот же сайт вызвал возмущение: дескать, родители-садисты издеваются над ребенком, выставляя его плач напоказ, вместо того чтобы разобраться и помочь. Но проблема в том, что помощь требует знаний. Раньше люди получали знания в основном из прямых контактов (сразу представляется жизнь молодых родителей в коммуналке с родителями - ооох, сколько знаний сразу со всех сторон...) Но сейчас социальные связи слабее, отдельная жизнь молодых родителей стала нормой - и они хватаются за ту коммуникацию, которая возможна.

Конечно, связь с миром через Интернет посредством вышучивания детских фоток - это извращение. Но это всё-таки контакт, который может дать полезную обратную связь. Человек поймет, что он не один с такой проблемой. Обсудит с товарищами по несчастью. Может, это всё-таки лучше, чем вообще не реагировать на плачущего ребенка, а вместо этого смотреть футбол?

Однако где-то здесь главный плюс публичного дневника действительно переходит в минусы. Ведь гораздо эффективнее было бы пойти в тематический форум и задать прямой вопрос специалисту. Но там ты будешь выглядеть как лох, это неприятно. А блог, эдакий "форум на одного" - вроде как своя площадка. Можно слушать только тех, кто хвалит.

Привычка к такой обратной связи может привести к тому, что вы вообще перестанете писать для себя. Вы увидите, что банальная, но смешная картинка вызвала много откликов; а нечто личное, важное именно для вас - ни одного коммента или лайка. Реакция очевидна: писать поменьше личного и побольше смешного, общественно-понятного.

Многие даже не осознают, как происходит этот сдвиг. Но поглядите на топ-блогеров, у которых больше 5 тысяч читателей. В их записях нет почти ничего личного. Это уже не люди. Это ретрансляторы чужих новостей, приколов и прочих массовых вирусов.

Есть простой способ проверить, для кого вы ведёте свой блог: давно ли вы сами его перечитывали? Бывало ли так, что вы сели и прочли все записи за какой-то год? Или поискали все записи на одну тему - и выявили интересную закономерность о собственном характере? Если вы давно не делали таких вещей, то скорее всего, вы пишете не о своём и не для себя.

Электрическая дисциплина

Наверное, я немного перегнул с полным выгоранием топ-блогеров. Люди по своим врождённым способностям очень разные, и если одних обратная связь превращает в маньяков, то других наоборот, дисциплинирует. Ты думаешь о следующих записях, потому что их ждут. Да и сами записи стараешься сделать более аккуратными и интересными. А значит, начинаешь внимательнее относиться к теме - например, к воспитанию детей. Видите, совершенно другой вывод из той же технологии блога!

Поэтому, прежде чем вернуться к своим любимым бумажным блокнотам, скажу ещё пару слов о другой форме дневников, которая набирает популярность. Эти дневники тоже связаны с «чужим присутствием» - разные автоматические системы, которые регистрируют события нашей жизни. Смартфон отмечает на карте пройденные маршруты. Банковская карта ведёт историю ваших покупок. Персональный трекер FitBit отслеживает параметры, важные для здоровья – как много вы ходите или бегаете, насколько беспокойно спите.

Можно представить, что на основе всех этих «больших данных» возникнут дивные новые сервисы персональной аналитики, которые будут делать интересные выводы и давать полезные советы. Усервиса Foursquare пару лет назад уже появилась Time Machine: карта с визуализацией всех мест, где чекинился пользователь (foursquare.com/timemachine). А изучить кластеры своих френдов из Фейсбука позволяет сервис Wolfram Alpha Personal Analytics: можно узнать свои наиболее значимые контакты в отдельных группах (учёба, работа), а также понаблюдать, как меняется ваш граф отношений с годами (wolframalpha.com/input/?i=facebook+report). Аналогичное исследование своих социальных связей на основе личной переписки вы можете провести через проект Immersion, который запустили в MIT (immersion.media.mit.edu). С помощью этой программы некоторые люди обнаружили, что зациклились в своей жизни на одном человеке - а другие, наоборот, с удивлением узнали, что делятся интимной информацией с множеством посторонних.

Но в целом я скептически отношусь к подобным сервисам. Даже помогая нам анализировать наши привычки, они льют воду на мельницу «всеобщей открытости», отбивая привычку к элементарным правилам безопасности. Ведь сами персональные данные по-прежнему остаются на хранении у «чужого дяди», который может извлекать из них гораздо больше выводов, чем показывает пользователю. Вспомните, что говорилось в прошлой главе о платном и бесплатном поиске: какой будет лучше развиваться? Уже сейчас банки, телекомы и владельцы социальных сетей знают о вас очень много. И они уже давно используют эти данные для своей выгоды. Но что-то не торопятся они делиться с нами этой аналитикой, правда?

«Восемь лет назад, когда мы забавлялись технологическими прогнозами в моём супер-секретном стартапе Progno.ru, Вовка Волошин напрогнозировал сервис предсказания погоды с помощью социальной сети людей, регулярно сообщающих своё самочувствие; в первую очередь имелась в виду баросенсорика, то есть больная голова перед дождём.

Вспомнил об этом сегодня, когда читал про новый метео-сервис «Яндекса», который обещает использовать барометры пользовательских мобильников для корректировки прогнозов погоды. И действительно, зачем вообще людей спрашивать? Современный человек - это же просто послушный носильщик для высшей формы жизни: мобильника. Правда, не очень понятно, какая польза мобильнику от прогноза погоды. Ему нужен прогноз ближайших розеток, например. В перспективе - прогноз энергетических кризисов. Очевидно, "Яндексу" надо пересмотреть бизнес-модель. К чему прогнозы погоды для послушных носильщиков? Они же всё равно пойдут на работу, от звонка до звонка». (ноябрь 2015)

Звучит грубовато, но увы, это уже не шутка. Эволюция неорганических форм жизни показывает, что собственное развитие интересует этих «существ» куда больше, чем развитие людей. И если вы хотите окунуться в антиутопию, вам уже не нужны фантасты. Достаточно воспользоваться современным электронным дневником школьника, этим высшим достижением образовательных технологий:

«Не будучи подписан ни на какие рассылки, трансляции, каналы или френдленты, я всё равно ежедневно получаю письма с одним и тем же заголовком. В заголовке написано "Новое домашнее задание!" Текст письма тоже начинается с восклицательного предложения: "Вам выдано новое домашнее задание!"Даже спустя двадцать лет после окончания университета у меня иногда бывают сны, в которых меня заваливают на экзамене по высшей геометрии. Неудивительно, что я внутренне вздрагиваю каждый раз, когда получаю это восклицательное письмо.

Словно бы в страшном сне проследовав по ссылке, я попадаю в мир загадочных сокращений, как если бы передо мной был астрологический прогноз, бухгалтерский отчёт или компьютерная программа (что, впрочем, одно и то же, хотя не все об этом догадываются). Выглядит это так:

#1153165895 упр. 195, р.т. с.47 №56 с.54 (3 ст), с.44 (4 посл.сл)

И только иногда, как глоток свежего воздуха, в этих нечеловеческих кодах звучит короткая и милая родная речь:

Читать басни И.А. Крылого

Эти редкие вкрапления "великого и могучего" очень меня успокаивают. Мрачный морок развеивается, и я снова знаю, как заткнуть за пояс любого астролога, бухгалтера или программиста». (ноябрь 2013)

Ну хорошо, не будем отдавать свои персональные данные кому попало. Однако зачем отказываться от автоматизации? Вот, скажем, известный фанат персональной статистики Николас Фелтон [108] придумал мобильное приложение, которое каждые 90 минут задаёт пользователю вопросы - с кем ты сейчас? что ты делаешь? как ты себя чувствуешь? что ты ел?

Таким образом в дневнике Фелтона появилось много новой информации. Он узнал, сколько воды выпил за год (1484 стакана), и как много времени проводит с неинтересными коллегами по работе (очень много).

С одной стороны - да, это тоже полезная дисциплина. Таким образом можно собрать кучу фактов о себе и о своих детях. Но мне кажется, это тот случай, когда инструмент слишком серьёзно влияет на эксперимент. Наша собственная наблюдательность и наша память устроены нелинейно - и в этом есть свой резон. Механически записывая все выпитые стаканы воды, мы можем пропустить нечто более важное, что регистрируется нашими собственными внутренними датчиками гораздо лучше.

«Впервые за долгое время отлично сходили за грибами: набрали с Евой большую корзинку. Причём полкорзинки - лисички, а другая половина - белые и подберёзовники, и все чистые!

Нашли ещё пару редких грибов дубовиков. Выглядит как белый, но в оранжевом светофильтре: ножка жёлтая, а нижняя часть шляпки красная. Его легко спутать с ядовитыми боровиками - сатанинским грибом и розовокожим боровиком. Отличие в том, что дубовик на срезе синеет сильно, а ядовитые лишь слегка.

Но это всё теория, которую я не стал проверять на себе. А вместо этого показал детям правильный принцип грибника: не уверен - выбрасывай. Хотя жалко было. Дубовики очень красивые.

А Маша с Лёвой в это время собирали землянику. На дачу вернулись все страшно усталые. Сделали грибной суп и жареную картошку с лисичками, компот из земляники и варенье-пятиминутку из дачной клубники. Как раз зарядил дождь, и дети заснули. Ева потом рассказала, что ей приснилась лесная поляна с гигантскими лисичками. Сразу вспомнились мои детские сны после леса.

Зато машин Fitbit насчитал ей в этот день "0 активности". Там за активность считается то, что делается несколько минут. А при сборе земляники ты постоянно останавливаешься, садишься и снова встаёшь. Так что даже если у тебя ноги гудят после нескольких часов такой работы, хипстерский гаджет тебя не понимает.» (июнь 2015)

Работа над ошибками

Итак, когда я говорю "дневник", я имею в виду вовсе не блог и не приложение для смартфона. Я говорю про бумажный блокнот-молескин, который помещается в любой карман, исправно функционирует в любом месте, не требует никакой зарядки и оплаченной мобильной связи, не отвлекает никакими сообщениями, баннерами или лайками. И главное, он не доступен публике. Я давно перестал публиковать Time O'Clock и «Дневник Адама», я редко пишу о детях в «Живом Журнале» - но дневники в карманных блокнотах продолжаются.

Зачем? Как уже сказано, вначале это было лишь развлечение, продолжавшее мои блогерские сборники прикольных новостей. Хотя в отношении детских дневников развития я придумал себе более «полезное» обоснование. Вдруг мне понадобится вспомнить, каким кремом F99 лучше всего мазать дерматит, или какой укропный чай давать ребенку при коликах. А у меня все ходы записаны!

Но реальность быстро ткнула меня носом в суровую правду. К чему тебе укропный чай, если твой второй ребенок не страдает коликами, а вместо этого ломает ногу или притаскивает из садика вшей?

Однако, перечитывая старые дневники, я обнаружил другую пользу: это замечательная коллекция моих собственных заблуждений, страхов и дурацких интерпретаций детского поведения. И выявляется это именно в ретроспективном сравнении.

Вот четырёхлетняя дочь Ева громко зовёт меня, стоя передо мной на стуле. Она кричит так, что ухо почти закладывает. "Ева, ну когда же ты перестанешь орать!" - говорю я.

"После пяти лет, - говорит жена. - Вспомни, Кит точно так же орал".

И я вспоминаю, да. Порывшись в дневнике, нахожу мои размышления о том, не сводить ли его к лору. Но оказывается, это особенность возраста. Ближе к школе они обучаются контролировать громкость, хотя многие и в первом классе говорят на повышенных тонах.

Наверное, про это можно прочитать в умных книжках. Но подобных загадочных ситуаций с детьми очень много, и ты никогда не знаешь, в какой книжке и на какой странице искать своё сегодняшнее заблуждение.Другое дело - когда у тебя есть несколько детей и дневники их развития. Тогда можно обнаружить общие паттерны - и посмеяться над самим стилем своего мышления, над мета-ошибкой излишней рациональности.

«Кит почему-то всегда смотрит в бинокль с неправильной стороны, чтобы всё уменьшалось. И никакие мои объяснения не помогают перевернуть бинокль правильно.» (июнь 2007)

Еве было около полутора лет, когда я увидел эту загадку с биноклем снова. И на этот раз понял, в чём дело: они все смотрят в бинокль с той стороны, где большие и очевидные линзы. Как иллюминатор. А идея смотреть в щёлочку – совсем неочевидная.

«Кит увлекся строительством домов из стульев. Причем дома обязательно на проходе. К тому же дома связывает веревками, а верёвки привязывает другим концом к ручкам дверей. Интересно, не вызвано ли это ссорой родителей - может, он старается восстановить связи?» (сентябрь 2007)

Экий тонкий психологизм! Однако Ева в три года точно так же увлеклась «колыбелью для кошки» - и как я обнаружил в лагере, эти верёвочные игры невероятно популярны у большинства детей с того же возраста. А у трёхлетнего Лёвы верёвка играла важную роль в подпоясывании и обматывании ручек деревянных мечей.

«Когда Еве было два года, я очень переживал, глядя, как она перелезает из своего кормильного кресла в моё кресло-качалку, держась буквально кончиками пальцев. Но по опыту с Китом уже знал: сколько ни переживай, а в этом возрасте они обязательно хоть раз да свалятся через спинку кресла. Кажется, они специально это делают. Для них кресло – не место для сидения, а тренировочная трапеция. И они принципиально перелезают его «по самому трудному пути».

Сегодня Лева проделал то же самое в возрасте года. Я уже не психовал и не тормозил его, просто держал руки под ним. Но он плевал на мою страховку. Подтянулся, лёг животом на столик, развернулся на нём, как парашютист, и перелетел в моё кресло». (январь 2012).

На первый взгляд кажется, что у бумажного дневника есть большой минус: в нём нельзя искать по ключевым словам. Но примеры, которые приведены выше, отлично демонстрируют, какой тут «дьявол в мелочах». При написании этой книжки я использовал и бумажные, и электронные дневники – и могу честно сказать, что найти большинство из описанных здесь явлений в цифровом файле не намного легче, чем в бумажном блокноте. Потому что у самых интересных явлений нет названий, нет однозначных ключевых слов.

Остаётся одно - перечитывать полностью. И это приносит свои сюрпризы, особенно если перечитывать вслух, вместе с детьми.

«Чтение дневников перед сном как-то само собой стало перерастать в нечто новое, вроде Семейного Совета. Пару недель назад читали про лагерь и вспомнили о том, как здорово писать друг другу письма – можно заодно и письменный русский улучшить. Решили сделать дома почтовые ящики. Так постепенно стали перед сном обсуждать разные планы, навеянные дневниковыми воспоминаниями.

А на этой неделе, когда выбирали, какого года дневник почитать (это обычно спор: каждому хочется про себя), я предложил им самим по очереди рассказать, что каждому нравится в других членах семьи. А Кит предложил каждый раз перед сном такое устраивать: чтобы кто-то один по очереди задавал всем другим какой-нибудь вопрос. Так и стали играть, когда вместе собираемся вечером: какое животное ты бы завёл? чему быты хотел научиться? что бы ты пожелал персонально каждому в нашей семье? Получается уже настоящий психологический семинар». (ноябрь 2015)

ЛЕТУЧИЙ ДОМ

«Киту семь лет. Чувствует себя большим экспертом в педагогике:

- У меня столько малышей, поэтому я знаю, как с ними играть. У меня как будто в голове сайт для мам, и я туда всё записываю. У меня сайт ещё больше, чем у тебя!" (июнь 2011)»

Когда я рассказываю знакомым айтишникам, что работал главредом мамских форумных сообществ и нашёл там много полезного, обычная реакция: «Да как в этом женском хаосе вообще можно что-то найти?! Там же одни бесконечные обсуждения соплей и поноса!»

Обычно я отвечаю, что это только «нулевой уровень», а на более продвинутые уровни вас, лохов, не пускают. На самом деле, продвинутые уровни есть не у всех родительских сайтов. Ведь Интернет является внебрачным ребёнком Телефона и Библиотеки; поэтому, убегая от шума болтающих домохозяек, вы гораздо скорее свалитесь в другую крайность: статичный глянцевый сайт-журнал, где никакого хаоса нет - но и жизни нету тоже.

Более интересные явления происходят где-то посередине, на грани хаоса и порядка, между паром и льдом. Найти такие родительские сообщества непросто, самостоятельно построить - ещё сложней. Но оно того стоит.

Плоские сети

Когда только появились поисковые системы, некоторые люди считали, что можно прийти в Googleи просто заплатить денег за то, чтобы их сайт всегда был в первых строчках выдачи поиска на нужный запрос. Скажем, продавец валенок очень хотел бы, чтобы все люди, ищущие валенки, находили в первую очередь его сайт.

Но реальность оказалась ещё веселей: такую услугу стали предоставлять люди, не имеющие никакого отношения к самим поисковикам – так называемые «оптимизаторы». Достаточно было скормить поисковому боту правильную «наживку», чтобы он считал ваш сайт самым лучшим по теме «валенки» - даже в тех случаях, когда сайт на самом деле посвящён чему-то другому.

Ровно так же можно «оптимизировать» и переводчик Google Translate: он ведь не переводит тексты буквально, он ищет переводы. Поэтому знакомые регулярно присылают мне такие шуточные примеры: вводят в переводчик фразы "Обама не был тираном" и "Саддам не был тираном" - и видят, что первое перевелось корректно ("Obama was not a tyrant") и во втором исчезла частица "не" ("Saddam was a tyrant").

Есть примеры и посерьёзней. Сервис Google Flu Trends, отслеживающий динамику поисковых запросов с симптомами гриппа, уже не раз предсказывал большие эпидемии, которых в действительности не случалось. Этот косяк даже разбирали в журнале Science [109]. Увы, основные выводы статьи связаны с интерпретацией данных, а не с архитектурой сети сбора данных. Лишь в одном коротком абзаце исследования мелькнуло предположение, что массовый сервис может быть легко атакован для накрутки. И действительно: кто угодно может "перекормить" поисковик симптомами гриппа - например, чтобы разрекламировать новое лекарство.

Такая лёгкость стороннего управления массовым сервисом достигается за счёт неудачной организации: слишком плоская сеть, в которой все узлы напрямую связаны с общим центром. Такие сетевые структуры существовали и в прошлом: вам наверняка доводилось видеть, как один рок-музыкант заводит многотысячную толпу на концерте. Однако теперь толпы стали совсем огромными. Плоская сеть дотягивается через мобильник до миллионов людей, вызывая лавины и цепные реакции, о которых рассказано в прошлой главе.

И для многих эта сеть остаётся «невидимой». Я постоянно встречаю людей, которые ярко демонстрируют свою независимость в одежде или протестуют против обучения детей по стандартным программам - но при этом они целыми днями смотрят в совершенно одинаковые окошечки с синим логотипом Facebook и выражают весь спектр своих эмоций одинаковой кнопкой Like.

Что же делать? Очевидно, правильное решение должно быть связано с архитектурой системы в целом, а не с «одним хорошем парнем» у руля. Просто представьте, какая разница между кучей опавших листьев — и листвой на живом дереве. С точки зрения удаленного космического фотографа — никакой. Разницу показывает ветер. Куча листьев полетит туда, куда он подует. Все за одним. А дерево никуда не полетит. Там сеть фрактальная, не плоская.

Таким образом, вместо всеобщего сервиса Google Flu Trends, на который может влиять кто угодно, достаточно построить сеть с ещё одним уровнем иерархии. И даже не надо гадать, кто будет на этом уровне — практикующие врачи, которые имеют дело с реальными симптомами и результатами анализов. Так была организована, например, компьютерная сеть предупреждения о заболеваниях Sentinelles Network во Франции.

Но самое главное, что до этих методов безо всякого журнала Science доходит любой веб-мастер, сайт которого предполагает взаимодействие с пользователями. Любое голосование в Интернете будет накручено, любой форум будет завален рекламным мусором, любая дискуссия соберёт троллей и психопатов - если ты не придумаешь разумных ограничений, плюнув на теоретическое равноправие.

Саранча и муравьи

«Чудесный разговор о политике c четырёхлетним Китом:

- Папапап, а у нас всегда один президент?

- Нет, его выбирают каждые четыре года. Если он плохой, выбирают другого.

- А как люди определяют, что он плохой?

- Ну, они могут сказать, что он не сделал их жизнь лучше...

- Пап, а разве президент может сделать жизнь всех людей лучше? Он ведь один!» (март 2008)

Известная басня Крылова о тяжёлой допелевинской жизни насекомых начинается с удивительного косяка: «Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела». Но стрекозы не прыгают и не поют. Учёные-крыловеды до сих пор не сошлись на том, почему кузнечик из басни Эзопа-Лафонтена превратился в стрекозу. Одни говорят, что Крылову нужно было существо женского рода, чтобы противопоставить его (её) организованному мужчине-муравью; другие считают, что "стрекозой" в те времена называли всех, кто стрекочет, включая цикад и кузнечиков; я же подозреваю, что "стрекоза" просто лучше ложилась в ритм стихотворения.

Десять лет назад мой приятель Владимир Волошин, создатель сайтов Mama.ru и Eva.ru, использовал крыловскую басню для объяснения того, как правильно организовать сетевое сообщество. В то время как раз начался блоговый бум, и было очень модно пророчить блогосфере большое будущее. Владимир же уподобил блогера кузнечику, а блогосферу сравнил со стаей саранчи, которая собирается вместе только для того, чтобы пожрать. Отдельно взятый кузнечик в такой стае заботится только о личном благополучии, вместе они не создают ничего нового. Блогосфера - это марш одиночек.

У муравьёв же наблюдается более сложная социальная организация. Муравьи не просто пожирают всё вокруг: они устойчивы к плохой погоде, занимаются строительством, разводят домашний скот и заботятся о потомстве. И даже друг друга кормят, а заодно обмениваются полезной информацией. В общем, создают нечто более продвинутое, чем толпа одиночек.

Достигается такая организация с помощью многих трюков, но для наших целей наиболее интересны два: система поощрения "хороших дел" (которые для общего блага) и ролевая специализация, своего рода кастовая система внутри муравейника. Эти механизмы Волошин использовал при создании в 2002 году сообщества Eva.ru - деятельность пользователей стала влиять на их статус в сообществе. А статус стал влиять на права: старожилы-эксперты, которые внесли большой вклад в общее дело, могут модерировать форумы и придумывать всякие новшества для сайта, в то время как новичок с улицы первое время не может даже проголосовать в самом простом конкурсе.

Позжемы много экспериментировали со «статусами» и «кармами», пытаясь найти или создать такие инструменты для сообщества, чтобы оно самоорганизовывалось в разумный и полезный муравейник, а не в стаю тупой саранчи. Стало понятно, например, что рейтингование контента по пятибальной шкале даёт более вменяемую оценку, чем бинарное «нравится/не нравится».

Другая логичная мысль - многофакторные оценки. Текст может нравится нам потому, что в нём много интересных фактов, но при этом он написан плохим языком: вот уже две разные шкалы. А у пользователей, помимо статуса «активности», появляется шкала «профессия».То есть специализация.

После такого опыта забавно оглядываться на офлайновый мир – и замечать, насколько архаичные формы организаци<

Наши рекомендации