Мышечная система. Нервная регуляция работы мышц.

МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА-совокупность мышц, обеспечивающая движение, равновесие, дыхательные движения, транспортировку пищи, крови, мимику, формирование речи.

Нервная регуляция работы мышц осуществляется на основе безусловных и условных рефлексов. К мышце подходит много двигательных аксонов, которые иннервируют группы мышечных волокон.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА – это группа мышечных волокон с иннервирующим ее аксоном.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕВАЯ ПЛАСТИНКА – место контакта аксона с мышечным волокном.

Мышечная система. Нервная регуляция работы мышц. - student2.ru

Импульсы из ЦНС по двигательному нерву поступают на двигательную концевую пластинку. В синаптическую щель выделяется медиатор. Возникает потенциал действия, распространяющийся в глубь мышечного волокна → сокращение мышцы.

Пример безусловнорефлекторной регуляции – коленный рефлекс:

1. удар по сухожилию четырехглавой мышцы вызывает возбуждение в рецепторах→

2. чувствительный нерв→

3. СМ→

4. двигательный нерв→

5. рабочий орган( мышца сокращается и колено подпрыгивает)

Пример условнорефлекторной регуляции задержки коленного рефлекса:

1. удар по сухожилию четырехглавой мышцы вызывает возбуждение в рецепторах→

2. чувствительный нерв→

3. ЦНС моторная зона→ СМ→

4. временное торможение импульсов, идущих по двигательному нерву→

5. мышца сокращается через некоторое время

Термины: гормон, шина, фермент, ткани, анатомия.

· Гормоны - биологически активные в-ва, вырабатываемые ЖВС и оказывающие целенаправленное действие на органы и ткани. Гормоны регулируют: рост, развитие, метаболизм, работу органов, гомеостаз, адаптацию организмов к среде.

· Шина – приспособление для обездвиживания при повреждениях костей, суставов и мягких тканей.

· Ферменты - белковые катализаторы, ускорители химических реакций в клетках.

· Анатомия человека - наука о строении, форме человеческого организма, его органов и систем, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

· Ткань- группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.

Билет №3.

История изучения человека.

УЧЕНЫЙ ВЗГЛЯДЫ
древнегреческий философ и ученый АРИСТОТЕЛЬ ввел в науку термин «организм», считал живые организмы строго организованными, отметил общие черты сходства человека с животными и заложил основы описательной и сравнительной анатомии
древнегреческий врач и анатом ГИППОКРАТ сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента, изучал влияние на здоровье природных факторов: воды, температуры, влажности, провозгласил принцип, что врач обязан не вредить больному
мыслитель древней Греции ГЕРАКЛИТ считал, что организмы развиваются по законам природы
Римский врач КЛАВДИЙ ГАЛЕН первый изучал функции органов, подробно описал нервную систему, изучал опорно-двигательную систему (ОДС) обезьян и сделал вывод, что человек устроен сходным образом ,его труды были основным источником медицинских знаний в течение 14 веков
среднеазиатский врач, математик, поэт АВИЦЕННА (АБУ АЛИ ИБН-СИНА) изучал физиологию и анатомию человека, считал, что болезни вызываются невидимыми для глаз организмами, его «Канон врачебных наук» в течение 5 веков считался важнейшим учебным руководством
Эпоха Возрождения XIV-XVII век развития науки
итальянский ученый, художник ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ сделал 800 рисунков ОДС
итальянский художник РАФАЭЛЬ САНТИ считал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета
итальянский врач и естествоиспытатель ВЕЗАЛИЙ точно описал внутренние органы человека, определил, что желудочки сердца не сообщаются между собой, его труды были учебным пособием для медиков в течение 2 веков
английский врач основатель современной физиологии ГАРВЕЙ Доказал, что кровь в организме движется по замкнутому кругу (описал большой и малый круги кровообращения) ,что центральным органом кровообращения является сердце, первый применил экспериментальный метод
французский философ, математик, физик, физиолог ДЕКАРТ открыл рефлекс
XIX –XX век
1. изобрели оптический и электронный микроскоп и изучали строение клеток и тканей; 2. изобрели электронные приборы для изучения мозга и нервного импульса; 3.нашли методы борьбы с рядом инфекций с помощью: 1) лекарств; 2) прививок; 4. развитие иммунологии – науки о защитных силах организма (иммунитете), благодаря трудам французского ученого Луи Пастера и русского ученого И.И.Мечникова; 5. иммунология и хирургия позволили проводить операции по пересадки органов.
     




Наши рекомендации