Теоретико-психологические основы психодрамы

Как уже отмечалось, трудно говорить о развернутой, четко сформулированной целостной психологической теории, на ко­торой базируется психодрама как метод. Келлерман говорит о влиянии на психодраму прагматизма, психоанализа, бихеви­оризма, экзистенциалистской традиции в психологии и др.

С нашей точки зрения, собственную теоретическую базу пси­ходрамы составляют три взаимосвязанных концепции Морено: теория ролей, теория спонтанности и социометрия.

Теория ролей

Отталкиваясь в 20-е годы от театральных представлений о роли (шекспировское «весь мир — театр» было исполнено для Морено символического смысла, свою психиатрию он называл шекспировской), Морено в дальнейшем разработал разверну­тую теорию ролей, вышедшую за пределы собственно театраль­ной метафоры. Приведем несколько определений роли, данных Морено:

· Роль — это единица консервированного поведения.

· Роль — это единица синтетического опыта, куда вкрапле­ны частные, социальные и культурные элементы.

· Роль — это форма функционирования, которую прини­мает индивид в определенный момент, реагируя на опре­деленную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

Определения вызывают очевидные ассоциации из области би­хевиоризма, за исключением второго, адресующегося к более ши­рокой сфере опыта, который включает в себя не только внешние проявления, но и внутренние движения субъекта (переживания, отношения и др.) По сути, речь идет о позиции субъекта относи­тельно бытия, что выражается, в частности, в предложенных Морено ролевых категориях. К первичным ролевым категориям относятся соматические, психические, социальные и трансцен­дентные роли. Соматические (психосоматические, соматопсихические) роли соотносятся с поведением человека как телесного существа (например, таковы роли «принимающего пищу», «осуществляющего половой акт», «сидящего на стуле»). Психические роли соотносятся со сферой интрапсихических состояний и про­цессов. Так, речь может идти о ролях «наслаждающегося», «страдающего», «задумавшегося», «растерянного» и др. Эти роли, как отмечает Лёйтц (Лёйтц, 1994), почти всегда выступают корреля­тами других ролей, влияя при этом на характер их исполнения.

Социальные роли — это роли, в которых человек выступает в отношении других людей и социальных институтов (роли «друга», «брата», «рабочего», «начальника» и т. п.). Социальным ролям соответствуют ролевые статусы, для каждой из них ха­рактерна определенная стереотипность, поскольку они относи­тельно независимы от исполнителя. Вместе с тем человек мо­жет в определенных границах отказываться от старых ролей и принимать новые, что в ряде случаев означает саморазвитие. Представление о трансцендентных (интегративных) ролях было введено Лёйтц; оно соответствует убеждению Морено относительно включенности человека в отношения с Космо­сом и соотносится с высшими аспектами бытия, в частности с ре­лигиозными убеждениями, этикой, высшими чувствами, то есть с идеей о надындивидуальном бытии. Спектр ролей на этом уровне обширен: «любящий», «творящий», «сострадающий», «жертвующий собой»... В одном из примеров Лёйтц такой ро­лью стала роль Христа, принятая Иисусом из Назарета (Лёйтц, 1994). Зерка Морено (Морено 3., 1998) предлагает несколько иную классификацию ролей: психосоматические, то есть отно­сящиеся к душе и телу, психодраматические, или фантастичес­кие, и социокультурные.

В норме в каждый момент жизни (за исключением началь­ных стадий развития) человек выступает во всех названных ро­лях. Они взаимопроникают и определяют друг друга, хотя в кон­кретной ситуации некоторые могут быть более выражены, чем другие.

Роли могут консервироваться, то есть закрепляться в стерео­типной форме (понятие «консервированная роль» относится к так называемым вторичным ролевым категориям, так как не обозначает самостоятельного вида ролей). Типичный, но не единственный пример консервированной роли — театральная роль, оставляющая (в традиционном театре) очень мало возмож­ностей для ее спонтанного изменения, вплоть до абсолютной невозможности, например, в театре Но. Консервация ролей пре­пятствует спонтанности; необходимо их обновление, что про­исходит в Игре, в том числе психодраматической.

Как явствует из вышеизложенного, понятие «роль» в теории психодрамы относится ко всем жизненным проявлениям. В свя­зи с этим развитие человека видится как ролевое развитие (дру­гой его аспект — социоэмоциональное развитие).

Рассмотрение стадий ролевого развития служит обоснова­нием важнейших техник психодрамы.

Стадии ролевого развития

1. Эмбриональная стадия (матрица органического развития).Первая и на этой стадии единственная роль человека — сомати­ческая роль паразита в материнском теле. Ребенок и мать образуют органическое единство. Уже на этой стадии Морено видит детскую спонтанность, рассматривая рождение как достижение ребенком цели и не разделяя при этом распространенных пред­ставлений о психотравмирующем характере появления на свет. В результате рождения соматическая паразитарная роль сменя­ется соматической ролью новорожденного.

2. Стадия «первой вселенной».Эта стадия включает две фазы. На фазе вселенской идентичности ребенокне различает себя и мир, равно как для него нет различия между психикой и сомой. В своей реальности ребенок тождествен с миром. Вместе с тем в отличие от предыдущей стадии ребенок вступает во взаимоотношения с ми­ром, в частности с важнейшей его составляющей — матерью. Те­перь мать и дитя образуют интеракциональное единство. В этих отношениях ребенок выступает в психосоматических ролях, самая очевидная из которых — роль воспринимающего пищу. Интерак­ции с матерью осуществляются благодаря процессам разогрева (ак­тивизации), которые разворачиваются в зонах интеракции, вклю­чающих на этой стадии определенные телесные элементы ребенка и матери (например, рот ребенка и сосок матери). Разогрев вызы­вает актуализацию ролей: детской роли сосущего молоко и мате­ринской роли кормящей. В результате возникают взаимные роле­вые ожидания. (Разогрев в терапевтическом процессе, бытийный аналог которого только что описан, будет рассмотрен ниже, при обсуждении процедур психодрамы.) В фазе вселенской реальнос­ти — во второй фазе первой вселенной — ребенок начинает раз­личать и узнавать людей и предметы.

3. Вторая вселеннаяпредполагает различение мира реально­сти и мира фантазии. В нормальном развитии эта дифференци­ация необходима (опасность представляет возможная фиксация на одном из этих миров). Такая дифференциация приводит к по­явлению ролей нового типа — психических и социальных (на­ряду с уже появившимися психосоматическими).

4. Третья вселенная(выделенная Лёйтц) соответствует уже обозначенным трансцендентным ролям. Речь идет о новом пе­реживании единства с Космосом, но уже — в отличие от первой вселенной — в форме сознательной ему сопричастности.

Наши рекомендации