Основные непсихологические источники, повлиявшие на психодраму
Психодрама и религия
Первоначально психодраматические идеи Морено развивались в рамках его духовных представлений, сопряженных с теологией и космологией. Эти идеи впоследствии сохранятся (во всяком случае у Морено и его апологетов), хотя и обретут более психологизированную форму. Современную ему религию, точнее, религиозную практику Морено критиковал за оторванность от человека. Она, по мнению Морено, обращает человека к результату божественного творения, а не к его процессу. Главное же, по Морено, — стремление к «встрече» с Богом тогда, когда Он пребывает в начале творения и творит. В этом плане основное для Морено понятие — «искра Божья», космический источник творчества. Спонтанность (это понятие подробнее обсудим позже) в этом аспекте означает активную причастность к божественному творчеству. В человеке живет желание быть Богом, обрести состояние, названное основателем психодрамы «Я-Бог». Я-Бог — третья стадия эволюции искры Божьей; первая — Он-Бог — воплощена в отделенном от людей Яхве Ветхого Завета, вторая — Ты-Бог — воплощена в Иисусе, богочеловеке, к которому можно «обратиться лично». Третья стадия — Я-Бог — еще предстоит; Морено полагал возможность ее начала с пробуждением креативности и спонтанности человека, призывая к «нормальной мегаломании».
В целом же Морено испытал влияние идей и образов, возникших в различных конфессиях. Библию Морено рассматривал как «психодраму Бога»; на него произвели неизгладимое впечатление призывы Иисуса к единству и любви, в Нагорной проповеди он видел пример одной из базовых техник психодрамы — «обмена ролями»; Будда для него воплощал принцип «здесь и теперь». Собственную позицию Морено обозначил как «позитивную религию», предполагающую особое измерение личности — космодинамику, сопряженную с божественным творчеством.
Психодрама и философия
Философская позиция Морено эклектична. Легче отследить линии философского влияния, нежели сформулировать в систематизированном виде идеи самого Морено.
Прежде всего отметим влияние экзистенциализма, начиная с идей его предтечи Серена Кьеркегора. Однако Морено ближе не «монологический» экзистенциализм Кьеркегора, а экзистенциализм «диалогический», ярко воплощенный Мартином Бубером, особенно в знаменитой работе «Я и Ты». Мы уже отмечали вероятное взаимовлияние Морено и Бубера; Г. Лёйтц приводит примеры текстуальных совпадений, в частности в стихах того и другого. Едины для обоих идея диалога между Богом и человеком, идея равнозначности Я и Ты как условия настоящей «встречи», размышления об опасности прагматического отношения к Богу как к идолу, обоснование необходимости одновременности встречи и обособленности. Наряду с этим большое впечатление на Морено произвели некоторые идеи Карла Маркса, в частности идея социальной сущности человека и идея отчуждения. Первая явилась основой концепции «социального атома» (об этом ниже), вторая проинтерпретирована Морено не в экономическом плане, а как утрата спонтанности. Отмечается также близость взглядов Морено представлениям Спинозы о многообразии единой Природы, идее Дильтея о понимании как метода наук о духе, позиции Джеймса относительно множественности аспектов реальности, многообразии и роли особого опыта, континууме космического сознания.
Психодрама и театр
Предшественником психодрамы был созданный Морено в 1920-е годы театр импровизации. Как отмечал Морено позднее, непосредственное влияние на него и в плане театра импровизации, и в плане собственно психодрамы оказала русская театральная школа, в особенности идеи К. С. Станиславского и М. Чехова. Из идей Станиславского близки Морено призыв следовать «истине страстей» (у Морено — принцип психологической правды в психодраме) и призыв идти от себя к роли, «поднимаясь до нее», ставя себя на место персонажей; при этом чувства, переживаемые актером, принадлежат только ему (аналогия в психодраме — проживание вовне своих чувств, в том числе при участии в чужой драме в качестве выбранного на какую-либо роль, то есть «вспомогательного "я"»). М. Чехов в центр внимания ставил сочетание техники игры со спонтанностью переживаний, понимая формулу Станиславского «идти от себя» как задачу найти себя в роли, воплотить в соответствующей форме собственное отношение к жизни. Ведущая роль при этом отводилась интуиции и «душевной технике» актера. Сам же театр импровизации исходил из традиции рождественского мистериального театра. Морено критиковал традиционный театр за ригидность ролей, заранее определенных пьесой или сценарием. Театр импровизации, основанный в 1922 году и не преследовавший поначалу терапевтических целей, предполагал собственно творение драмы и ее оформление по ходу действия. По ходу же действия создавались декорации, импровизировалась музыка, изготавливались маски, актеры общались спонтанно. Направленный терапевтический характер театр приобрел после того, как одной из актрис, страдавшей от домашних конфликтов, в которых она проявляла себя крайне агрессивно (а в театре она играла персонажей нежных и наивных), Морено предложил сыграть роль проститутки. Бурно отреагировав подавлявшиеся чувства на сцене, она стала в обыденной жизни спокойней и смогла наладить отношения в семье. В дальнейшем в театре импровизации шла работа, в частности, с супружескими парами (один из первых опытов семейной психотерапии), отыгрывались социальные, национальные, международные конфликты (прообраз будущей социодрамы).