Основные непсихологические источники, повлиявшие на психодраму

Психодрама и религия

Первоначально психодраматические идеи Морено развива­лись в рамках его духовных представлений, сопряженных с тео­логией и космологией. Эти идеи впоследствии сохранятся (во всяком случае у Морено и его апологетов), хотя и обретут более психологизированную форму. Современную ему религию, точ­нее, религиозную практику Морено критиковал за оторванность от человека. Она, по мнению Морено, обращает человека к ре­зультату божественного творения, а не к его процессу. Главное же, по Морено, — стремление к «встрече» с Богом тогда, когда Он пребывает в начале творения и творит. В этом плане основ­ное для Морено понятие — «искра Божья», космический источ­ник творчества. Спонтанность (это понятие подробнее обсудим позже) в этом аспекте означает активную причастность к боже­ственному творчеству. В человеке живет желание быть Богом, обрести состояние, названное основателем психодрамы «Я-Бог». Я-Бог — третья стадия эволюции искры Божьей; первая — Он-Бог — воплощена в отделенном от людей Яхве Ветхого Завета, вторая — Ты-Бог — воплощена в Иисусе, богочеловеке, к кото­рому можно «обратиться лично». Третья стадия — Я-Бог — еще предстоит; Морено полагал возможность ее начала с пробужде­нием креативности и спонтанности человека, призывая к «нор­мальной мегаломании».

В целом же Морено испытал влияние идей и образов, воз­никших в различных конфессиях. Библию Морено рассматри­вал как «психодраму Бога»; на него произвели неизгладимое впе­чатление призывы Иисуса к единству и любви, в Нагорной проповеди он видел пример одной из базовых техник психодрамы — «обмена ролями»; Будда для него воплощал принцип «здесь и теперь». Собственную позицию Морено обозначил как «позитивную религию», предполагающую особое измерение личности — космодинамику, сопряженную с божественным творчеством.

Психодрама и философия

Философская позиция Морено эклектична. Легче отследить линии философского влияния, нежели сформулировать в сис­тематизированном виде идеи самого Морено.

Прежде всего отметим влияние экзистенциализма, начиная с идей его предтечи Серена Кьеркегора. Однако Морено ближе не «монологический» экзистенциализм Кьеркегора, а экзистен­циализм «диалогический», ярко воплощенный Мартином Бубером, особенно в знаменитой работе «Я и Ты». Мы уже отме­чали вероятное взаимовлияние Морено и Бубера; Г. Лёйтц приводит примеры текстуальных совпадений, в частности в сти­хах того и другого. Едины для обоих идея диалога между Богом и человеком, идея равнозначности Я и Ты как условия настоя­щей «встречи», размышления об опасности прагматического отношения к Богу как к идолу, обоснование необходимости од­новременности встречи и обособленности. Наряду с этим большое впечатление на Морено произвели некоторые идеи Карла Маркса, в частности идея социальной сущности человека и идея отчуждения. Первая явилась основой концепции «соци­ального атома» (об этом ниже), вторая проинтерпретирована Морено не в экономическом плане, а как утрата спонтанности. Отмечается также близость взглядов Морено представлениям Спинозы о многообразии единой Природы, идее Дильтея о по­нимании как метода наук о духе, позиции Джеймса относитель­но множественности аспектов реальности, многообразии и роли особого опыта, континууме космического сознания.

Психодрама и театр

Предшественником психодрамы был созданный Морено в 1920-е годы театр импровизации. Как отмечал Морено по­зднее, непосредственное влияние на него и в плане театра им­провизации, и в плане собственно психодрамы оказала русская театральная школа, в особенности идеи К. С. Станиславского и М. Чехова. Из идей Станиславского близки Морено призыв следовать «истине страстей» (у Морено — принцип психологи­ческой правды в психодраме) и призыв идти от себя к роли, «под­нимаясь до нее», ставя себя на место персонажей; при этом чув­ства, переживаемые актером, принадлежат только ему (аналогия в психодраме — проживание вовне своих чувств, в том числе при участии в чужой драме в качестве выбранного на какую-либо роль, то есть «вспомогательного "я"»). М. Чехов в центр внимания ставил сочетание техники игры со спонтанностью пе­реживаний, понимая формулу Станиславского «идти от себя» как задачу найти себя в роли, воплотить в соответствующей фор­ме собственное отношение к жизни. Ведущая роль при этом отводилась интуиции и «душевной технике» актера. Сам же театр импровизации исходил из традиции рождественского мистериального театра. Морено критиковал традиционный театр за ригидность ролей, заранее определенных пьесой или сценари­ем. Театр импровизации, основанный в 1922 году и не пре­следовавший поначалу терапевтических целей, предполагал соб­ственно творение драмы и ее оформление по ходу действия. По ходу же действия создавались декорации, импровизировалась музыка, изготавливались маски, актеры общались спонтанно. Направленный терапевтический характер театр приобрел пос­ле того, как одной из актрис, страдавшей от домашних конфлик­тов, в которых она проявляла себя крайне агрессивно (а в театре она играла персонажей нежных и наивных), Морено предло­жил сыграть роль проститутки. Бурно отреагировав подав­лявшиеся чувства на сцене, она стала в обыденной жизни спо­койней и смогла наладить отношения в семье. В дальнейшем в театре импровизации шла работа, в частности, с супружескими парами (один из первых опытов семейной психотерапии), отыг­рывались социальные, национальные, международные кон­фликты (прообраз будущей социодрамы).



Наши рекомендации