Ваши учащиеся уже достаточно образованные люди, для того , чтобы приблизиться к философскому обоснованию понятия о здоровом образе жизни. С этой целью Вы можете предложить им концепцию.
КОНЦЕПЦИЯ -это набор основных идей, составляющих понятие.
Например, концепция хорошо Вам известной науки педагогики может быть выражена в трёх пунктах: кого учить, чему учить и зачем учить. Всё остальное: способы дидактики, педтехнологии, виды и формы учебных пособий и многое другое, известное Вам, относится к сущности науки. На примере концепции школьного образования Вы можете объяснить понятие «концепция» и Вашим ученикам. Затем предложите им вместе с Вами вывести концепцию здорового образа жизни. Попросите сосредоточиться на основополагающих, или как ещё говорят базисных идеях. К этим идеям они придут через вопросы. Вот они:
1Чей здоровый образ жизни нас интересует : общества в целом или личности в частности?
ОБОСНОВАНИЕ.Личное и общественное здоровье взаимосвязаны. От здоровья общества зависит здоровье каждого его члена. Но вот представим себе эпидемию гриппа. Она начинается с того, что заболевает один человек, он заражает ещё нескольких членов группы, затем по закону математической прогрессии количество больных, заразивших друг друга людей становится всё больше. Скорость распространения и количество заболевших зависит от погоды - в сырое, холодное время организм человека восприимчивее к инфекции. От условий труда и быта людей - переутомление, скученность и плохая вентиляция увеличивают степень риска. От степени комфортности, самоощущения, человека - если он замёрз, то он восприимчивей к болезни. От питания человека - голодный человек ослаблен, в организме не хватает белков для выработки защитных антител, убивающих вирусы. От настроения человека. Если он слишком поглощен какими-то проблемами, то может вовремя не среагировать на первые признаки недомогания.
2 Согласны ли Вы, что все перечисленные признаки являются субъективными, то есть по воле человека или других людей они могут быть изменены?
ОБОСНОВАНИЕ. Первичный источник инфекции может быть помещён в отдельную палату. Если эпидемия уже началась, то каждый член общества может теплее одеваться, не общаться с больными, следить за гигиеной помещения, правильно питаться, принимать профилактические средства. То есть быть сосредоточенным на своём здоровье. Некоторым людям это удаётся. Однако это почти нереально. Таким способом можно уберечь разве что грудного ребёнка или лежащего больного. Но даже в жесточайшие эпидемии переболевают гриппом не все.
3 С чем это связано?
ОБОСНОВАНИЕ. С объективными показателями здоровья человека. Сопротивляемость организма зависит:
Во - первых, от его наследственных, генетических возможностей, некоторые люди от природы хорошо сопротивляются инфекциям.
Во- вторых, от пола и возраста: у мужчин и женщин, молодых и старых различная сопротивляемость организма.
В -третьих, от степени тренированности теплообмена, то есть от степени закалённости. Смысл закаливания заключается в выработке быстрой реакции сосудов на изменение температуры. Кожа и слизистые оболочки - это барьеры на пути инфекционных агентов. У закалённых людей они надёжнее. Зависит восприимчивость к инфекциям и от вредных привычек. Организм пьяницы должен беспрестанно бороться с ацетоальдегидом, ядовитым веществом, которое образуется в результате распада алкоголя. Курильщик тратит внутренние силы на очистку самого себя от продуктов, содержащихся в табачном дыме. Ломка наркомана, очень тяжёлое состояние, о котором мы ещё будем говорить, вообще лишает тело сил.
Если генетический код изменить невозможно, то натренировать свой организм на сопротивление и избавиться от вредных привычек можно.
Таким образом, еще одним объективным показателем, определяющим возможности для здорового образа жизни служит состояние здоровья.
Попробуем вывести концепцию.
Возможность вести здоровый образ жизни зависит:
1 от пола, возраста и состояния здоровья
2 от условий обитания /климат, жилище/
3 от экономических условий /питания, одежда, работа, отдых/
4 от наличия полезных привычек /соблюдение гигиены, закаливание/
5 от отсутствия вредных привычек /курение, пьянство, малоподвижный образ жизни и т.д./
Методический совет. Постарайтесь вывести учащихся на самостоятельный вывод, что здоровье человека не страдающего врождёнными или приобретёнными заболеваниями нужно в первую очередь охранять и укреплять, здоровье человека имеющего недуги нуждается в коррекции.
Вопрос о коррекции здоровья и успешности большинства случаев этой коррекции именно в молодом возрасте обсудить необходимо. В каждом классе есть дети с отклонениями в здоровье. Внушить им уверенность в себе- важный аспект работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Не секрет , что в основе приобретения вредных привычек нередко лежит комплекс неполноценности. Ребята должны понять , что коррекция может быть сугубо медицинская, может сочетать в себе медицинские методы и нетрадиционные методы укрепления и восстановления, может опираться на индивидуально подобранный режим. Однако осознать вред самолечения они тоже должны на уроках ОБЖ .Понять, что безграмотное целительство, проводимое зачастую людьми алчными или просто амбициозными может повлечь за собой тяжелые последствия. Сейчас публикуется огромное количество различных комплексов упражнений, диет,