Психофизиологические особенности подростков

Они обусловлены во многом спецификой взаимодействия центральной и эндокринной систем.

С этой точки зрения в половом созревании можно выделить два этапа. На первом этапе происходит повышение активности нервных центров, приводящее к началу полового созревания, которое стимулируется повышением активности гипоталамуса и гипофиза. На втором этапе происходит рост активности половых желез, выброс в кровь половых гормонов усиливается, и под их влиянием начинаются сдвиги во всем организме, контролируемые центральной нервной системой.

Половые гормоны оказывают специфическое влияние на все клетки тела без исключения, в том числе на клетки головного мозга. Это влечет за собой изменения состояния, самочувствия и настроения подростка, что отражается и на его поведении в различных ситуациях. Перестройка гормональной системы в первой фазе полового созревания (от 11 до 12-14 лет) может повлечь за собой резкую возбудимость, ослабление процессов центрального торможения, нервность, быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость и агрессивность. Отмечается повышенная активность подкорковых структур, усиление их влияния на кору больших полушарий, что в конечном итоге приводит к снижению адаптационных возможностей высших отделов центральной нервной системы, а также ухудшению восприятия и внимания.

Для младшего подростка (особенно мальчика) характерны и сопутствующие различной деятельности дополнительные движения рук, ног, туловища, например, размахивание руками во время речи, «качание» на стуле, постоянные попытки на что-нибудь облокотиться, опереться. Подростку тяжело сохранять стабильную прямую позу во время стояния, сидения.

Психоэмоциональная сфера младшего подростка зачастую представляет собой комок противоречий. Как указывала Анна Фрейд, «подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. С одной стороны они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, с другой – охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному им лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время погружаются в распущенность самого примитивного характера».

Противоречивость психоэмоциональных реакций подростков заключается и в том, что, проявляя грубость и нетерпимость, они одновременно очень ранимы. Их настроение может меняться в короткий промежуток времени от оптимизма до мрачного пессимизма и негативизма. С настроением и эмоциональным состоянием тесно связана способность подростка выполнять не только трудную, но и привычную, хорошо знакомую или любимую работу: иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, иногда – медлительны и апатичны. Поэтому младшим подросткам необходим, прежде всего, щадящий режим, предотвращение различных перегрузок в связи с повышенной утомляемостью и раздражительностью. Несоблюдение рационального режима жизни, чрезмерные умственные, физические нагрузки и сильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести к невротизации подростка и болезненным формам поведения.

Половые различия в поведении младших подростков чаще сводятся к тому, что у девочек, несмотря на повышенную впечатлительность, наблюдается преимущественно сонливое, апатичное состояние, а у мальчиков – сравнительно более активное поведение и негативные поступки по отношению к взрослым и товарищам.

Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие и средние, настроение у них чаще жизнерадостное, оптимистическое. На смену неуравновешенности и неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная их оценка. Эти особенности имеют под собой глубокую физиологическую основу.

На втором этапе полового созревания (после 12-14 лет) половые гормоны становятся не только мощным фактором усиления обмена веществ, но и, как следствие, фактором, повышающим регуляторные возможности центральной нервной системы, ее работоспособность и уравновешенность нервных процессов. На поздних стадиях пубертата, в основном, складывается свойственный взрослым характер корково-подкорковых взаимоотношений, усиливается и становится более экономичной функциональная активность коры больших полушарий. У старших подростков, как девочек, так и мальчиков, увеличивается способность к концентрации внимания, умственным и физическим усилиям, эмоциональная устойчивость и адекватность поведенческих реакций. Поэтому старшие подростки больше нуждаются в том, чтобы их избыточная энергия находила правильный выход, и в работе с ними требуется в первую очередь правильная организация и содержательное наполнение их повседневной деятельности.

В период полового созревания многие подростки проявляют особую чувствительность к критике, насмешкам, особенно по поводу своей внешности, поэтому необходимо формирование правильного отношения подростков к особенностям своего тела. В определенные моменты тревожная мнительность подростков (особенно девочек) в связи с любыми критическими замечаниями относительно их внешности может настолько усилиться, что на этой почве возникают нарушения настроения, неврозы или неврозоподобные состояния, подавленность. Хронически угнетенное состояние может спровоцировать психосоматические отклонения или обострить уже имеющиеся хронические заболевания. Особенно тяжело переживаются подростками такие заболевания, как псориаз, нейродермит, экзема, частые аллергические высыпания на коже. Не меньше проблем доставляют подростку юношеские угри, сальность волос, изменившийся запах собственного тела, полнота (худоба) и общие пропорции фигуры. В некоторых случаях, например, в ответ на замечание об излишней полноте, может развиться нервная анорексия (упорный отказ от еды вплоть до резкого истощения организма).

Следует очень тактично относиться к внешности подростка, избегать каких-либо конкретных оценок, в то же время поддерживать «режим вербальной открытости» для индивидуального обсуждения с ним проблем такого рода. В случае необходимости целесообразно в общей безадресной форме указать на реальные возможности исправления большинства недостатков с помощью гигиенических средств (в том числе и косметических средств для подростков), а также путем соблюдения гигиенических правил и норм, выполнения специальных физических упражнений.

Характер течения пубертатного периода всегда определяется особенностями среды, в которой происходит развитие подростка, и при благоприятных условиях кризисы в этом возрасте совсем не обязательны. Однако нередки и отклонения в развитии различных систем (в том числе репродуктивной) организма подростка, которые могут носить не только функциональный, но и патологический характер.

Подростки в группе

Микросоциум подростка это группа из которой он происходит как социальная личность( школьная, клубная , спортивная, дворовая, криминальная и т.д.)

Эти группы могут быть авторитарные или демократические, но в то же время просоциальные, антисоциальные, асоциальные. Официальные или неформальные

Контр культурные организации- это объединения людей, совместно реализующих программы , противостоящие ценностям общества. Бывают и подростковые контр культурные организации( скины, панки и прочее)

Роли в группе

Лидер

Шестерка( фаворит лидера)

Козел отпущения( его все «шпыняют» ,но его нельзя трогать представителям других групп)

Паршивая овца( просто при группе, обидеть может любой, заступается только лидер и то редко)

Однако если нет козла или овцы группа распадается

Одинокий волк- личность иногда общающаяся с группой, живущая вблизи, но независимая. Общение в основном с лидером. Сильная личность, не антагонистичная группе, рядовые испытывают уважение и трепет, шестерки и козлы не любят, паршивые овцы иногда получают защиту, иногда бывают «съедены»( например сексуально использованы).

Состав школьники, ПТУ, и те и другие. Группы бомжат

Размеры групп. Детство- группы маленькие, ранний подростковый возраст- большие, старший подростковый- маленькие, в юности распадаются , иногда на пары. Гендерный ( деление по половому признаку)состав: сначала разнополые, потом однополые, потом снова разнополые и потом парные.

Задачи группы

1.Помочь обособиться сверстникам в обществе( одежда, сленг, места тусовок)

2. Научение полоролевому поведению. Компенсация проблем школьного и семейного воспитания У каждой команды свой модуль.

3. Изживание волнующих переживаний , связанных с проявлениями сексуальности. Грубость по отношению друг к другу это вербальная агрессия, заменяющая сексуальную агрессию.

4. Это среда самоопределения здесь и теперь : избегание некоторых реалий, определение форм реактивного поведения. Самый опасный в плане социальных ошибок возраст это 13- 15 лет

ГРУППА В ЛАГЕРЕ( личностные задачи)

Становление самосознания вне контроля родителей и диктата школьных учителей

Отряд это арена самореализации

В лагере создается реальная возможность пережить успех.

Педагогика и стабильное общество.

У педагогики, как одного из инструментов образования, два основных вопроса, вытекающих из главной цели- создание культурной среды:

1.Как транслировать культуру?

2.Как развивать человека в процессе транслирования, чтобы поддержать стабильность в обществе?

Вожатый в лагере в том числе и педагог( в буквальном переводе педагог- водящий детей).

Стабильная обстановка в лагере- залог оздоровления и полноценного отдыха.

Таким образом все перечисленные ниже задачи воспитания актуальны для воспитательной работы в лагере. Естественно по каждому пункту должна делаться коррекция на местные условия. Например в лагере не готовят политических лидеров, но помогают раскрыться лидерским качествам отдельных личностей. Воспитать в ребенке и подростке уважительное отношение к различным видам труда, обучить ребят навыкам какого-то полезного дела, создать и закрепить мотивацию уважительного отношения к членам группы, выявить интересы и склонности- все это возможно в условиях летнего

оздоровительного лагеря и все это соответствует стандартным задачам воспитания.

Задачи воспитания в стабильном обществе:

1. Передача основ культуры общества

2. Воспитание новаторов для различных сфер деятельности- техника, политика, искусство

3. Подготовка политических лидеров

4. Воспитание населения в духе лояльности

5. Социальный отбор

6.Поставка производству квалифицированной профессионально подготовленной рабочей силы.

Некоторые особенности общения с подростками.

Большое значение при контактах с подростками имеет правильная постановка системы общения. Особенно важно учитывать особенности подростковой психологии при индивидуальном общении в тех случаях, когда подросток обратился за помощью.

А. Навыки общения

Выслушивание(несловесный язык, зрительный контакт, расстояние между собеседниками, наклон корпуса, особенности интонации, жесты)

Поощрение (желательно, чтобы подросток понял, что в нем видят самостоятельную личность и что он может рассчитывать на конфиденциальность)

Рефлексия факта ( в подростковом возрасте происходит смещение внешнего контроля над поведением к внутреннему самоконтролю, что и нужно донести до подростка, подчеркнув таким образом его «взрослость»)

Рефлексия чувства (помочь понять подростку, что он /она может быть хозяином своей судьбы, может сделать многое для самостоятельного решения проблем, имеет право действовать в соответствии со своим решением, может самостоятельно прогнозировать и оценивать результат, желательно донести до подростка сведенья о том, что чувства возникают вне зависимости от нашей воли и в отличии от эмоций мы не можем ими управлять, а потому их нельзя выбрать, человек не несет за них ответственность, их не следует стыдиться и испытывать за чувства вину. Здесь же уместно разобраться с понятием чувства любви)

Методика опроса( понятие об открытых и закрытых вопросах.Трудности общения: подросток молчит, подросток чувствует себя неловко из-за пола косультанта, подросток и консультантне нравтся друг другу, консультант не нравится подростку, подросток не нравится консультанту, консультант знаком с подростком ,подросток говорит много и не по существу)

Словесное подтверждение внимания(дать подростку возможность испытать успех, подтвердить его положительные эмоции и чувства, провести словесное вознаграждение, помочь выйти на самоодобрение)

Выработка чувства времени( в отношении самого консультанта)

Сосредоточенность как основа навыка ( обратить внимание на сиюминутное сотояние подростка:волнение, злость, подшучивание, безразличие и противопоставить этому :утешение, исследование причин гнева и понятие об неприемлемости гнева в данной ситуации, спокойное неприятие подшучивания, доброжелательно деликатно попытаться расшевелить подростка)

Резюме и обобщение ( в результате беседы подросток может проникнуться ощущением, что

1.вы его понимаете правильно и сочувствуете ему,

2 вы его неправильно поняли

3 вы не хотите его понять

4 вы не поняли его, но тем не менее сочувствуете его переживаниям

Каждый из этих выводов может привести его к желанию продолжить или прекратить общение с вами.В первом случае он придет ,если будет испытывать в вас потребность, но может и не придти в случае необходимости, так как обретет некоторую самоуверенность и ваше хорошее отношение сочтет всеобщим кредитом доверия.Во втором случае не придет, если факт непонимания вызвал у него раздражение , а вы ощущение неприязни. Если вы показались ему приятным человеком, то придет, дабы попытаться заставить вас понять его. В третьем случае вероятность повторного визита крайне мала, он возможен только в том случае, если вы вызвали у подростка, девочки или мальчика, платонический сексуальный интерес( вы красивая женщина, вы интересный мужчина).В четвертом случае вероятнее всего будет заходить часто и в том числе для коротания досуга, зачислив вас в категорию «хороший человек»

Варианты бесед с подростками на темы, связанные со здоровым образом жизни.

Беседа первая

Понятие об основах здорового образа жизни.

Наши рекомендации