Текст опросника Спилбергера.
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция испытуемому.Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений (табл. 9). Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
Таблица 9. Ситуативная тревожность
№ п/п | Суждение | Ответы | |||
Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | ||
Я спокоен | |||||
Мне ничто не угрожает | |||||
Я нахожусь в напряжении | |||||
Я внутренне скован | |||||
Я чувствую себя свободно | |||||
Я расстроен | |||||
Меня волнуют возможные неудачи | |||||
Я ощущаю душевный покой | |||||
Я встревожен | |||||
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | |||||
Я уверен в себе | |||||
Я нервничаю | |||||
Я не нахожу себе места | |||||
Я взвинчен | |||||
Я не чувствую скованности, напряжения | |||||
Я доволен | |||||
Я озабочен | |||||
Я слишком возбужден, и мне не по себе | |||||
Мне радостно | |||||
Мне приятно |
Шкала личностной тревожности (ЛТ)
Инструкция испытуемому.Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений (табл. 10). Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет. Обработка и интерпретация результатов. Подсчитать сумму баллов по всем ответам в соответствии с табл. 11. При интерпретации показателей можно применять следующие шкалы:
- до 30 баллов - низкая тревожность или отсутствие таковой;
- 31-44 балла - умеренная тревожность;
- 45 и более - высокая тревожность.
Таблица 10. Личностная тревожность
№ n/п | Суждение | Ответы | |||
Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда | ||
У меня бывает приподнятое настроение | |||||
Я бываю раздражительным | |||||
Я легко могу расстроиться | |||||
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | |||||
Я сильно переживаю неприятности и не могу о них забыть | |||||
Я чувствую прилив сил, желание работать | |||||
Я спокоен, хладнокровен и собран | |||||
Меня тревожат возможные трудности | |||||
Я слишком переживаю из-за пустяков | |||||
Я бываю вполне счастлив | |||||
Я все принимаю близко к сердцу | |||||
Мне не хватает уверенности в себе | |||||
Я чувствую себя беззащитным | |||||
Я стараюсь избегать критических ситуаций | |||||
У меня бывает хандра | |||||
Я бываю доволен | |||||
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | |||||
Бывает, что я чувствую себя неудачником | |||||
Я уравновешенный человек | |||||
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Таблица 11. Ключ
Суждение | Ответы | ||
Номер суждения | Ответы | Номер суждения | Ответы |
4 3 2 1 | 4 3 2 1 | ||
4 3 2 1 | 1 2 3 4 | ||
1 2 3 4 | 4 3 2 1 | ||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | ||
4 3 2 1 | 1 2 3 4 | ||
1 2 3 4 | 4 3 2 1 | ||
1 2 3 4 | 4 3 2 1 | ||
4 3 2 1 | 1 2 3 4 | ||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | ||
4 3 2 1 | 4 3 2 1 | ||
4 3 2 1 | 1 2 3 4 | ||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | ||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | ||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | ||
4 3 2 1 | 1 2 3 4 | ||
4 3 2 1 | 4 3 2 1 | ||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | ||
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | ||
4 3 2 1 | 4 3 2 1 | ||
4 3 2 1 | 1 2 3 4 | ||
Сумма СТ = | Сумма ЛТ = |
Рефлексия
Студенты по результатам самодиагностики делают вывод о уровне своей ситуативной и личностной тревожности. На основе оценки уровня тревожности составляются рекомендации для коррекции поведения испытуемого. Оформляют отчет по образцу.
Задания для самостоятельной работы
Студентам предлагается провести исследования тревожности как состояния (ситуативной тревожности) и тревожности как свойства (личностной тревожности) используя опросник Спилбергера, адаптированный Ханиным у здоровых и больных людей. По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе лечения. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление лечения и конкретное планирование процедур. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в лечении заболевания. По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица высоко- и низкотревожные.
Литература
- Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002.
- Психология эмоций. Автор-составитель В.К.Вилюнас. М., Питер, 2004
- Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах.
- В.В.Николаев. Влияние хронической болезни на психику, М., 1987 г.
- Конечный Р., Боухан М. Психология в медицине / мед. Газета / Прага, 1974, 1983 г.
- Квасенков А.В., Зубарев Ю.Г. «Психология больного», Л., 1980 г.
- Лукацкий М.А .,Остренко М.Е., Психология(Учебник для медицинских вузов).-Москва ГЭОТАР-Медиа,2008.
Практическое занятие №8.