Текст опросника Спилбергера.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция испытуемому.Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений (табл. 9). Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

Таблица 9. Ситуативная тревожность

№ п/п Суждение Ответы
Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
Я спокоен
Мне ничто не угрожает
Я нахожусь в напряжении
Я внутренне скован
Я чувствую себя свободно
Я расстроен
Меня волнуют возможные неудачи
Я ощущаю душевный покой
Я встревожен
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
Я уверен в себе
Я нервничаю
Я не нахожу себе места
Я взвинчен
Я не чувствую скованности, напряжения
Я доволен
Я озабочен
Я слишком возбужден, и мне не по себе
Мне радостно
Мне приятно

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция испытуемому.Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений (табл. 10). Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет. Обработка и интерпретация результатов. Подсчитать сумму баллов по всем ответам в соответствии с табл. 11. При интерпретации показателей можно применять следующие шкалы:

- до 30 баллов - низкая тревожность или отсутствие таковой;

- 31-44 балла - умеренная тревожность;

- 45 и более - высокая тревожность.

Таблица 10. Личностная тревожность

№ n/п Суждение Ответы
Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
У меня бывает приподнятое настроение
Я бываю раздражительным
Я легко могу расстроиться
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
Я сильно переживаю неприятности и не могу о них забыть
Я чувствую прилив сил, желание работать
Я спокоен, хладнокровен и собран
Меня тревожат возможные трудности
Я слишком переживаю из-за пустяков
Я бываю вполне счастлив
Я все принимаю близко к сердцу
Мне не хватает уверенности в себе
Я чувствую себя беззащитным
Я стараюсь избегать критических ситуаций
У меня бывает хандра
Я бываю доволен
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Бывает, что я чувствую себя неудачником
Я уравновешенный человек
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Таблица 11. Ключ



Суждение Ответы
Номер суждения Ответы Номер суждения Ответы
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 4 3 2 1
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 4 3 2 1
1 2 3 4 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 1 2 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
1 2 3 4 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
Сумма СТ = Сумма ЛТ =

Рефлексия

Студенты по результатам самодиагностики делают вывод о уровне своей ситуативной и личностной тревожности. На основе оценки уровня тревожности составляются рекомендации для коррекции поведения испытуемого. Оформляют отчет по образцу.

Задания для самостоятельной работы

Студентам предлагается провести исследования тревожности как состояния (ситуативной тревожности) и тревожности как свойства (личностной тревожности) используя опросник Спилбергера, адаптированный Ханиным у здоровых и больных людей. По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе лечения. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление лечения и конкретное планирование процедур. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в лечении заболевания. По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица высоко- и низкотревожные.

Литература

  1. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002.
  2. Психология эмоций. Автор-составитель В.К.Вилюнас. М., Питер, 2004
  3. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах.
  4. В.В.Николаев. Влияние хронической болезни на психику, М., 1987 г.
  5. Конечный Р., Боухан М. Психология в медицине / мед. Газета / Прага, 1974, 1983 г.
  6. Квасенков А.В., Зубарев Ю.Г. «Психология больного», Л., 1980 г.
  7. Лукацкий М.А .,Остренко М.Е., Психология(Учебник для медицинских вузов).-Москва ГЭОТАР-Медиа,2008.

Практическое занятие №8.

Наши рекомендации