Практическое занятие с элементами тренинга №10.

Содержание

Введение ………………………………………………...……………………………………….3

Практическое занятие №1.

Основные научные школы современной психологии………………………………………..4

Практическое занятие №2.

Психологический портрет личности…………………………………………………………..7

Практическое занятие №3.

Изучение сенсорно-перцептивной сферы…………………………………………………….13

Практическое занятие № 4.

Основные психические процессы.

Перцептивное внимание, мышление………………………………………………………….16

Практическое занятие № 5.

Основные психические процессы. Память и внимание……………………………………...20

Практическое занятие №6.

Деловая игра «Выявление и решение педагогической задачи»………………….27

Практическое занятие №7.

Ситуативное поведение и болезнь.

Измерение ситуативной и личностной тревожности..……………………………………….29

Практическое занятие №8.

Мотивация поведения и болезнь……………………………………………………………....34

Практическое занятие №9.

Коммуникативная компетентность врача…………………………………………………….37

Практическое занятие с элементами тренинга №10.

Психологические основы взаимодействия

медицинского работника с пациентом………………………………………………………..42

Практическое занятие №11.

Психолого-педагогические основы

взаимодействия врача с субъектами воспитательного процесса……………………………46

Введение

Согласно учебному плану и программе курса «Психология и педагогика» для студентов специальности 060101.65 «Лечебное дело», в учебном процессе предусмотрены наряду с лекционными, семинарские и практические занятия. Последние подразумевают следующие формы работы студента по освоению курса психологии: разработка схем психологического наблюдения, подготовка процедуры бесед с пациентами, создание дневника психологического наблюдения (подготовка студентом под руководством преподавателя индивидуального задания, подбор психодиагностических методик, проведение исследования, обсуждение выполненной работы), проведение психодиагностической процедуры (разработки психологического автопортрета или профиля личности пациента).

Исходя из этого, разработаны данные методические рекомендации, призванные оказать помощь студенту во время подготовки и проведения практического занятия.

В данных методических рекомендациях актуализируется теоретические знания по темам курса, предложен инструментарий для диагностики и задания для самостоятельной работы. По каждой теме предложен список дополнительной литературы, интернет ресурсы , что позволит студентам углубить знания при самостоятельном изучении. Потребность в такой разработке продиктована целями и задачами освоения студентами курсов по социально-гуманитарным дисциплинам и необходимостью формирования знаний, умений и навыков, которые применимы в практической деятельности будущего врача. Это способствует выработке базовых и профессиональных компетенций для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности. Таких как: практическое владение методиками психодиагностики и психологического воздействия, наблюдательность, понимание психического состояния людей, креативность как умение гибко применять разные средства психологической диагностики и воздействия в зависимости от исследуемого предмета и конкретных условий.

Практическое занятие №1.

Основные научные школы современной психологии

Цель занятия: знакомство студентов с главными тенденциями в развитии психологических представлений наших дней. Формирование у студентов представлений о генезе изучения человека, истории возникновения и развития основных психологических школ и категорий.

Рефлексия

Студенты письменно дают ответы на задания1 – 5. Оформляют отчет по образцу.

Задания для самостоятельной работы

Студентам предлагается взять на свой выбор направление в психологии и создать презентацию Microsoft Power Point.

Литература.

1. Лукацкий М.А .,Остренко М.Е., Психология(Учебник для медицинских вузов).-Москва ГЭОТАР-Медиа,2008.

2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998 (или более поздние издания).

5. Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб.: Речь, 2001.

6. История психологии. ХХ век. Хрестоматия. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 2003

7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб: Питер Пресс, 1997 (1999). – С. 60-64, 78-93, 112-118, 129-133.

Практическое занятие №2.

Задание 2. Исследование базисных измерений личности: экста- и интроверсии, а так же присущий вам тип темперамента с помощью Теста – опросника Айзенка EPI.

Инструкция. Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к вам. На все вопросы нужно дать однозначный ответ - «Да» или «Нет».

Стимульный материал:

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям?

2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?

3. Вы человек беспечный?

4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать «Нет»?

5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпринять?

6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то оснований и причин?

10. Сделали бы вы почти все, что угодно, на спор?

11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной женщиной (симпатичным мужчиной)?

12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?

13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?

16. Легко ли вас обидеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

19. Вероятно ли, что иногда вы полны энергии, так что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь друзей поменьше, но зато особенно близких вам?

21. Часто ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и во всю повеселиться в компании?

26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли вас человеком живым и веселым?

28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете об этом прочитать в книге, нежели спросить?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания? Бывают ли у вас приступы дрожи?

35. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

36. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

37. Раздражительны ли вы?

38. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действия?

39. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

40. Вы ходите медленно и неторопливо?

41. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

42. Часто ли вам снятся кошмары?

43. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

44. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

45. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

46. Можете ли вы назвать себя нервным?

47. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

48. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?

49. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?

50. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

51. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

52. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

53. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

54. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

55. Любите ли вы подшучивать над другими?

56. Страдаете ли вы от бессонницы?

Обработка результатов.

Результаты тестирования оцените с помощью следующего ключа: если ваш ответ совпадает с ответом ключевого списка вопросов, то ставьте 1 очко.

A. 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 - «Да».

5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51 - «Нет».

Эта шкала вопросов направлена на выявление степени экстраверсии - интроверсии. Если вы набрали здесь 12 и более очков, можно считать, что вы выраженный экстраверт, если меньше 8 очков - интроверт.

Набранные 8 или 9 очков говорят о том, что вы амбивалентны, но ближе к интровертам. Почти не нуждаетесь во внешней стимуляции. Недостаточно общительны, серьезны. Достаточно хорошо контролируете свои поступки и эмоции.

Набранные 10 или 11 очков - вы амбивалентны, но ближе к экстравертам. Достаточно общительны. Чувства и эмоции контролируете не всегда, импульсивны, в редких случаях даже агрессивны.

B. 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 - «Да».

Этот ряд вопросов направлен на выявление степени эмоциональной устойчивости. Отрицательные ответы здесь не учитываются, т.е. за них ставится нуль.

Если в группе вопросов В набрано менее 10 очков - вы отличаетесь эмоциональной устойчивостью и уравновешенностью; если больше 15 - вы эмоционально неустойчивый, неуравновешенный человек; при 10-13 очках - у вас наблюдается тенденция к поведению, характеризующемуся эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью.

Соотношение очков по группам вопросов А и В определяет тип темперамента:

А < 11 и В > 11 - меланхолический;

А < 11 и В < 10 - флегматический;

А > 10 и В > 11 - холерический;

А > 10 и В < 12 - сангвинический.

C. 6, 24, 36 - «Да»; 12, 18, 30, 42, 48, 54 - «Нет».

Это так называемая корректурная шкала, она позволяет проверить, насколько искренне вы отвечали на вопросы. Если вы набрали больше 4 очков - вы были не совсем искренни и честны перед самим собой.

Рефлексия

Студенты по результатам самодиагностики делают вывод о своей самооценке и анализ полученного психотипа. Оформляют отчет по образцу.

Задания для самостоятельной работы

Студентам предлагается исследовать тип темперамента и выявить степень экстра- и интроверсии людей разного возраста 10-14 лет,20-25 лет,40-50 лет. По аналогии с самодиагностикой сделать выводы о том, к какому типу темперамента они принадлежат, степень эмоциональной устойчивости.

Литература.

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998 (или более поздние издания).

4. Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб.: Речь, 2001.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2002

6. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. М., Высшее образование, 2006.

7. Дормашев, С.А. Капустин. М.: УМК Психология; Генезис, МПСИ, 2001- 2006.

8. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002.

9. Лукацкий М.А .,Остренко М.Е., Психология(Учебник для медицинских вузов).-Москва ГЭОТАР-Медиа,2008.

Практическое занятие №3.

Рефлексия

Студенты по результатам самодиагностики делают вывод о ведущей сенсорной системе, характеризуют свойства личности и особенности межличностной коммуникации характерные для данного типа. Оформляют отчет по образцу.

Задания для самостоятельной работы

Студентам предлагается продиагностировать на определение ведущей сенсорной системы людей разного возраста 10-14 лет, 20-25 лет, 40-50 лет. По аналогии с самодиагностикой сделать выводы о том, к какому типу визуальному, аудиальному, кинестетическому они принадлежат.

Литература

1. Лукацкий М.А .,Остренко М.Е., Психология(Учебник для медицинских вузов).-Москва ГЭОТАР-Медиа,2008.

2. Методические рекомендации по изучению и учету особенностей восприятия при организации учебного процесса., Ярославль, 1986.

3. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология. В 7 т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007

4. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 2002.

6. Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.1. М.: Академия, 2006

7. Кулешова Л. Н. Психология древних ощущений. - СПб, 1999.

Практическое занятие № 4.

Задание 3. Исследование быстроты мышления

Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе.

Оснащение.Бланк со словами, в которых пропущены буквы. Секундомер.

Инструкция испытуемому.Перед вами столбцы слов, в которых пропущены буквы. Ваша задача вставить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе. Старайтесь работать как можно быстрее. Для выполнения задания дается 3 мин.

Таблица 5. Образец бланка

Д-ЛО П-Л-А З-О-ОК С-Я-О-ТЬ
К-ША О-Р-Ч К-Н-А К-С-А-НИК
С-ДА К-Р-ОН С-Е-ЛО У-И-Е-Ь
В-ЗА З-Р-О К-Ы-А А-Е-Ь-ИН
Н-ГА В-С-ОК Т-А-А С-А-Ц-Я
М-НА С-Г-ОБ К-У-КА Ч-Р-И-А
Д-ЛЯ В-Т-А С-А-КА К-П-С-А
К-НО П-Д-АК С-У-А Т-У-О-ТЬ
Б-ДА П-Р-А С-А-А С-Е-О-А
Ч-ДО Б-ЛОН П-Е-А К-Н-О-А

Обработка и интерпретация результатов.Подсчитать количество правильно составленных слов.

Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов выступает количество составленных слов:

- Менее 20 слов - низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов;

- 21-30 слов - средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов;

- 31 слово и более - высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.

Рефлексия

Студенты по результатам самодиагностики делают вывод о наблюдательности, оценивают свой уровень обобщения, а так же быстроту мышления и подвижность нервных процессов. Оформляют отчет по образцу.

Задания для самостоятельной работы

Студентам предлагается исследовать перцептивное внимание, вербально-логическое мышление и быстроту мышления людей разного возраста 10-14 лет, 20-25 лет, 40-50 лет. Сделать выводы о различии проявления психических процессов у людей различных возрастных групп.

Литература

1. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология. В 7 т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007.

2. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995 (или более поздние издания).

3. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001.

4. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999.

5. Фаликман М.В. Внимание. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.2. М.: Академия, 2006.

6. Лукацкий М.А .,Остренко М.Е., Психология(Учебник для медицинских вузов).-Москва ГЭОТАР-Медиа,2008.

Практическое занятие № 5.

Задание 2. Определение объема кратковременной образной памяти

Оснащение.Карточка с изображенными на ней геометрическими фигурами (рис. 4), секундомер, бумага, карандаш.

Инструкция испытуемому.Сейчас Вам будут показаны 9 геометрических фигур по порядку и только один раз. Ваша задача запомнить их, а затем зарисовать.

Фигуры предъявляются последовательно, время экспозиции 9 фигур - 18 сек.

После окончания предъявления испытуемый рисует их в протоколе, исследователь регистрирует время воспроизведения.

Обработка и интерпретация результатов.При обработке результатов учитывается количество воспроизведенных фигур (с), количество ошибочно воспроизведенных фигур (m), количество пропущенных фигур (n); среднее время воспроизведения одной фигуры (t).

Практическое занятие с элементами тренинга №10. - student2.ru

Рис. 4. Набор фигур для изучения кратковременной образной памяти.

На первом этапе обработки рассчитываются среднее время (t) и точность памяти (b):

Практическое занятие с элементами тренинга №10. - student2.ru

Затем находят B - шкальная оценка точности памяти b, получаемая по табл. 7. Т - шкальная оценка среднего времени t, получаемая по табл. 6.

Таблица 7. Шкальные оценки кратковременной вербальной (KB) и кратковременной образной (КО) памяти

Оценка в баллах Точность памяти
KB КО
- -
-
90 и >
- 88-99
- 79-87
79-89
68-78
- 67-76
63-67 57-66
- 50-56
52-62 42-49
50-51 37-41
- 30-36
42-49 21-29
-
37-41 15-19
33-36 7-14
- -
24-32 -
10-23 0-6

Интегральный показатель кратковременной образной памяти вычисляется по формуле:

А = В + Т

Смысл перевода первичных оценок в шкальные заключается в том, чтобы получить возможность сопоставления индивидуальных данных с нормативной шкалой и определить уровень развития функции памяти в целом, определив соотношение вербальной и образной памяти.

Задание 3. Изучение избирательности и устойчивости внимания

Для изучения избирательности и устойчивости внимания предлагается вариант корректурной пробы с кольцами Ландольта.

Оснащение.Бланк с кольцами Ландольта (рис. 5), который выдается каждому испытуемому индивидуально. Секундомер.

Практическое занятие с элементами тренинга №10. - student2.ru

Рис. 5. Бланк для изучения внимания

Инструкция испытуемому.На бланке изображены кольца с разным направлением разрыва. Если сопоставить кольца с циферблатом часов, то можно видеть, что разрывы имеют направление 1, 3, 5, 7, 9 час и т. п. Ваша задача внимательно просматривать бланк по строчкам слева направо и вычеркивать вертикальной чертой только кольца, имеющие направление разрыва на 3 и на 5 час. Общее время работы 5 мин. В конце каждой мин по команде исследователя нужно ставить вертикальную черту в том месте, где Вы в данный момент работаете. Испытуемым необходимо показать образцы колец, которые подлежат вычеркиванию. Работать могут одновременно 8-10 человек под наблюдением одного исследователя.

Обработка и интерпретация результатов.Обработка производится путем наложения трафарета правильных ответов на бланк испытуемого. Подсчитывается количество просмотренных колец (по мин), количество ошибок (по мин). Ошибкой считается как пропуск кольца, подлежащего зачеркиванию, так и зачеркивание кольца, не подлежащего зачеркиванию.

На основании полученных результатов строятся графики динамики устойчивости внимания, при этом на вертикальной оси откладываются количество просмотренных знаков и количество ошибок. На горизонтальной оси - время, мин. Снижение скорости и увеличение количества ошибок к концу работы свидетельствуют о низкой устойчивости внимания. Необходимо сказать, что устойчивость внимания многими исследователями трактуется как показатель умственной работоспособности в целом.

Кроме того, вычисляются два показателя внимания: точность (А) и продуктивность (Е). Для вычисления точности вычисляют результаты за 5 минут работы: c - правильно зачеркнутые знаки; m - неправильно зачеркнутые; n - пропущенные знаки, и подставляют значения в формулу:

Практическое занятие с элементами тренинга №10. - student2.ru

Для вычисления продуктивности суммируют количество просмотренных за 5 минут знаков (F), а затем продуктивность (Е) вычисляют по формуле:

Е = А · F

Полученные результаты переводят в систему шкальных оценок (табл. 8),в которой низким шкальным оценкам соответствуют низкая точность и низкая продуктивность. Соотнесение этих двух показателей позволяет говорить о стратегии испытуемого: точностной (при высоких оценках точности и низкой скорости); либо скоростной (при высокой скорости и низкой точности).

Таблица 8. Шкальные оценки показателей внимания

Балл Внимание
Точность Продуктивность
0-0,21 100-121
0,22-0,26 122-137
0,27-0,31 138-153
0,32-0,36 154-169
0,37-0,41 170-185
0,42-0,46 186-201
0,47-0,51 202-217
0,52-0,56 218-233
0,57-0,61 234-249
0,62-0,66 250-265
0,67-0,71 266-281
0,72-0,74 282-297
0,35-0.44 298-313
0,78-0,80 314-329
0,81-0.83 330-345
0,84-0,86 346-361
0,87-0,89 362-377
0,90-0,92 378-393
0,93-0,95 394-409
0,96 и более 410-425

Рефлексия

По результатам каждого задания студенты делают вывод о своих особенностях протекания психических процессов. Оформляют отчет по образцу.

Задания для самостоятельной работы

Для выполнения самостоятельной работы студентам предлагается «Методика изучения линейного глазомера»

Оснащение.Стандартный лист бумаги, на котором нарисованы два отрезка 1 - 108 мм, 2 - 150 мм; 3 - прямая, ограниченная слева; 4 - прямоугольная ось ординат длиной 126 мм и отрезок - 21 мм; 5 - окружность диаметром 30 мм (размеры испытуемому не сообщаются). Объекты расположены таким образом, чтобы начало каждого отрезка находилось в различных точках листа (рис. 6, уменьшенный в 3 раза). Линейка.

Практическое занятие с элементами тренинга №10. - student2.ru

Рис. 6. Материал для изучения линейного глазомера.

Инструкция испытуемому.Вам необходимо выполнить, не используя линейку, следующие задания:

1. Разделить первый отрезок на 4 равные части.

2. Разделить второй отрезок на 3 равные части.

3. Отметить от точки вправо отрезок длиной 45 мм.

4. Отложить по осям ординат отрезки, равные по длине расположенному в правой нижней части листа.

5. Поставить точку в центре круга.

Обработка результатов:Измерьте величину ошибок (отклонений от заданных параметров в мм). Вычислите суммарную величину ошибок в мм, которая является показателем успешности. Проведите сравнительный анализ успешности (точности линейного глазомера) у студентов группы. Для этого необходимо составить таблицу всех показателей, вычислить среднее значение по группе. По результатам самостоятельной работы студенты оформляют отчет по образцу.

Литература

1. Головей Л. А. Профессиональная ориентация в связи с индивидными и личностными особенностями человека // Проблема индивидуальности в онтопсихологии. - СПб, 1994

2. Методические рекомендации по изучению и учету особенностей восприятия при организации учебного процесса. - Ярославль, 1986.

3. Методические материалы к лабораторным занятиям по общей психологии. - Кировоград, 1988.

4. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Ред. Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова. - М., 1976.

5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995 (или более поздние издания).

6. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001.

7. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998.

8. Лукацкий М.А .,Остренко М.Е., Психология(Учебник для медицинских вузов).-Москва ГЭОТАР-Медиа,2008.

Практическое занятие №6.

Деловая игра

«Выявление и решение педагогической задачи»

Цель занятия: развитие умений найти и сформулировать педагогическую задачу в производственных ситуациях, представить в общем виде ее решение, разделить ее на более частные подзадачи, найти оптимальный вариант решения.

Ход занятия.

Задание 1. Решение педагогических задач с целевыми установками. В конкретных педагогических ситуациях ставится цель проанализировать причины их возникновения и предположить свое поведение в аналогичной ситуации.

Студентам предлагается инсценировать педагогические задачи:

1. сделать замечание санитарке;

2. поговорить с больным, не выполнившим распоряжение врача;

3. сделать короткое внушение нарушителю дисциплины;

4. прокомментировать отказ больного принимать лекарства.

Непосредственно следующее за исполнением обсуждение мотивов поведения, тона, мимики и т.д. дает возможность прямо на занятии внести определенные коррективы в деятельность врача.

Задание 2.Инсценирование педагогических задач с вводными. Подобные упражнения способствуют развитию внутренней собранности, решительности, готовности к преодолению неожиданных трудностей и решению непредвиденных педагогических задач. Кроме того, эти упражнения развивают воображение, интуицию, тренируют умение выражать педагогически целесообразное чувство.

Студентам предлагается инсценировать следующие ситуации:

1. поговорить с пациентом спокойно;

2. поговорить с пациентом весело, жизнерадостно;

3. поговорить с пациентом равнодушно;

4. поговорить с пациентом доброжелательно;

5. поговорить с пациентом с юмором;

6. поговорить с пациентом с иронией и т.п.;

7. войти в палату и поговорить с тремя пациентами с разными эмоциональными нагрузками

Возможны такие варианты упражнений: обратиться к подчиненному (пациенту) с требованием-просьбой, с требованием-доверием, требованием-одобрением, с требованием-советом, с требованием-игрой, с требованием-намеком, с требованием-условием, с требованием-осуждением, с требованием-недоверием. Ситуации общения все время меняются, вводятся новые данные: например, сотрудник долго болел или у сотрудника конфликт с коллегами и т.п.

Задание 3. Педагогическая инициатива.

Во время беседы роль одного участника — лидер контакта: он держит нить разговора в своих руках. Другому партнеру нужно свою роль пассивного участника разговора (поддакивающего, подающего реплики) сменить на роль лидера — перехватить инициативу. Это удастся не сразу: очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать свое преимущество.

Рефлексия

По каждому заданию студенты отмечают свои предполагаемые действия, которые привели к разрешению (неразрешению) педагогической задачи; анализируют свои запланированные и импровизированные действия во вермя решения предложенных ситуаций, приемы, использованные при общении. Выделяют положительное и спорное в своей методике педагогического общения. Дают целостный коммуникативный анализ ситуации (стадии общения, система приемов, решение неожиданно возникающих коммуникативных задач, стиль общения, соответствие стиля общения состоянию группы общения и т.п.). Называют мотивы, которыми руководствовались в выборе способов воздействия; оценивают, можно ли было предотвратить возникшую задачу и как; существуют ли другие способы решения данной педагогической задачи; назвать их и обосновать свой выбор. Оформите отчет по образцу.

Задания для самостоятельной работы.Для выбора педагогической ситуации студентам предлагается использовать различные педагогические задачники, а также материалы уроков, педагогической и художественной литературы, детских и юношеских фильмов. На основании подобранного материала дайте психолого-педагогическую характеристику ситуации и аргументацию выбора требования. Выберите верную методику педагогического воздействия, используя тот или иной метод, найдите верную систему коммуникативных средств для его реализации, верный тон для работы с субъектами обучающего процесса.

Литература

  1. Лукацкий М.А .,Остренко М.Е., Психология(Учебник для медицинских вузов).-Москва ГЭОТАР-Медиа,2008.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика / учебное пособие. – М, 2006 г.

  1. Джеймс У. Психология. М., Педагогика, 1991.
  2. Конечный Р., Боухан М. Психология в медицине / мед. Газета / Прага, 1974, 1983 г.
  3. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными, М., 1991 г.
  4. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию, М., 1995 г.

Таблица 9. Ситуативная тревожность

№ п/п Суждение Ответы
Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
Я спокоен
Мне ничто не угрожает
Я нахожусь в напряжении
Я внутренне скован
Я чувствую себя свободно
Я расстроен
Меня волнуют возможные неудачи
Я ощущаю душевный покой
Я встревожен
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
Я уверен в себе
Я нервничаю
Я не нахожу себе места
Я взвинчен
Я не чувствую скованности, напряжения
Я доволен
Я озабочен
Я слишком возбужден, и мне не по себе
Мне радостно
Мне приятно

Таблица 10. Личностная тревожность

№ n/п Суждение Ответы
Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
У меня бывает приподнятое настроение
Я бываю раздражительным
Я легко могу расстроиться
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
Я сильно переживаю неприятности и не могу о них забыть
Я чувствую прилив сил, желание работать
Я спокоен, хладнокровен и собран
Меня тревожат возможные трудности
Я слишком переживаю из-за пустяков
Я бываю вполне счастлив
Я все принимаю близко к сердцу
Мне не хватает уверенности в себе
Я чувствую себя беззащитным
Я стараюсь избегать критических ситуаций
У меня бывает хандра
Я бываю доволен
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Бывает, что я чувствую себя неудачником
Я уравновешенный человек
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Таблица 11. Ключ

Суждение Ответы
Номер суждения Ответы Номер суждения Ответы
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 4 3 2 1
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 4 3 2 1
1 2 3 4 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 1 2 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
1 2 3 4 1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 1 2 3 4
Сумма СТ = Сумма ЛТ =

Рефлексия

Студенты по результатам самодиагностики делают вывод о уровне своей ситуативной и личностной тревожности. На основе оценки уровня тревожности составляются рекомендации для коррекции поведения испытуемого. Оформляют отчет по образцу.

Задания для самостоятельной работы

Студентам предлагается провести исследования тревожности как состояния (ситуативной тревожности) и тревожности как свойства (личностной тревожности) используя опросник Спилбергера, адаптированный Ханиным у здоровых и больных людей. По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе лечения. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой

Наши рекомендации