Особеннности проведения гигиенического
ВОСПИТАНИЯ НА ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТАХ
Проведение гигиенического воспитания в лечебно-профилактических учреждениях
Проведение гигиенического воспитания в поликлинике
В поликлинике работа по гигиеническому воспитанию проводится как среди больных, так и среди здоровых лиц, которым угрожает заболевание. Гигиеническое воспитание среди посетителей поликлиники заключается в пропаганде здорового образа жизни.
В настоящее время особое внимание обращается на лиц группы риска. В основе многих из имеющихся у них факторов риска утраты здоровья лежат нарушения гигиенических норм поведения, здорового образа жизни. Задача медицинских работников – добиваться изменения такого поведения. Речь идет о так называемой коррекции гигиенического поведения.
Гигиеническое воспитание среди больных лиц направлено на то, чтобы добиться выполнения больными врачебных назначений и рекомендаций, способствующих успешному лечению заболевания, а также предупреждению осложнений и перехода болезни в хроническую форму. При хронических формах заболеваний стоит задача предотвращения обострения, рецидивы. Советы и рекомендации в подобных случаях касаются главным образом режима, диеты, лечебной физкультуры и др. Работа по гигиеническому воспитанию с больными острыми заболеваниями должна включать в себя информирование больных о необходимости ранней обращаемости за медицинской помощью и всестороннего лечения болезни в соответствии с рекомендациями врача. При этом в беседах следует конкретизировать советы и рекомендации и объяснять возможность перехода заболевания в хроническую форму, если больной не будет следовать советам врача.
Групповые беседы лучше всего проводить в холле (ожидальне) поликлиники пред началом приема.
Проведение гигиенического воспитания среди населения участка. Работа с населением участка ведется в жилых домах, общежитиях, клубах, красных уголках предприятий, учреждений, учебных заведений и др.
Основным содержанием бесед, проводимых с населением обслуживаемой территории является пропаганда здорового образа жизни. Освещаются вопросы профилактики болезней системы кровообращения, травматизма, болезней органов дыхания и др.
Проведение гигиенического воспитания в стационаре
Данная работа направлена на разъяснение правильного гигиенического поведения во время пребывания в больнице и особенно после выписки с целью предупреждения осложнений и рецидивов.
Групповые беседы лучше всего проводить в палатах, в холле.
Кроме норм гигиенического поведения, связанных с заболеванием, дается дополнительная информация по общегигиеническим вопросам.
Проведение гигиенического воспитания в женской консультации и
Стационаре родильного дома
В деятельности лечебно-профилактических учреждений по охране здоровья женщин гигиеническое воспитание занимает особое место. На всех этапах оказания медицинской помощи женщине-матери разработана стройная система гигиенического воспитания, которая включает:
§ проведение работы по гигиеническому воспитанию среди здоровых женщин, проживающих на территории обслуживаемой женской консультацией;
§ гигиеническую подготовку молодоженов;
§ гигиеническое воспитание беременных;
§ проведение работы по гигиеническому воспитанию среди беременных и родильниц в стационаре родильного дома;
§ проведение работы по гигиеническому воспитанию среди гинекологических больных в женской консультации.
При проведении работы по гигиеническому воспитанию среди здоровых женщин особое внимание обращается на пропаганду здорового образа жизни, гигиену женщин детородного возраста и профилактику наиболее распространенных гинекологических заболеваний.
Особые задачи стоят перед врачами и средним медицинским персоналом при наблюдении беременных женщин. Прежде всего, это – гигиеническая подготовка беременных соответственно срокам беременности, разъяснение необходимости правильного режима труда, отдыха и питания, строгое выполнение медицинских назначений и рекомендаций. Все это способствует благополучному течению беременности и сохранению здоровья потомства.
Одна из специфических форм проведения данной работы – школы беременных, которые обязаны посещать все беременные. Заниматься в этих школах они начинают с первых же дней после обращения к врачу по поводу беременности.
В программу занятий включаются такие вопросы как: анатомо-физиологические особенности женского организма, гигиена первой половины беременности, гиена второй половины беременности, физиологические особенности новорожденного и приемы ухода за ним.
Следует учесть, что число беременных на занятиях не должно превышать 8-10 человек. Увеличение количества слушательниц не даст возможности вести занятие целенаправленно с каждой из них, снизит эффективность этой работы.
Кроме того, в женских консультациях проводятся также занятия по психопрофилактической подготовке к родам.
Работа по гигиеническому воспитанию, начатая в женской консультации, продолжается в стационаре родильного дома. Здесь родильницы проходят программу школы матерей, рассчитанную на в среднем на 4 занятия, которые проводятся врачами-гинекологами и педиатрами. Цель занятий – знакомство с гигиеной послеродового периода, профилактика послеродовых осложнений, а также обучение приемам вскармливания и гигиенического ухода за новорожденным.
Проведение гигиенического воспитания на промышленных
Предприятиях
Гигиеническое воспитание является обязательной и важной частью общего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья рабочих и инженерно-технических работников (ИТР).
Основными задачами работы по гигиеническому воспитанию на промышленных предприятиях являются:
§ сообщение рабочим необходимых сведений по вопросам гигиены труда применительно к профессии;
§ пропаганда гигиенических знаний об организации здорового образа жизни;
§ воспитание у работающих правильного гигиенического поведения в условиях производства и быта;
§ воспитание у работающих правильного отношения к своему здоровью и здоровью коллектива;
§ содействие активному участию работников в проведении санитарно-оздоровительных и профилактических мероприятий на предприятиях.