Темы бесед не должны повторяться в одной группе.
Ниже приводятся основные требования к подготовке, оформлению и проведению этой работы.
Требования к оформлению.Текст беседы пишут (печатают) на отдельных, пронумерованных листах бумаги.
Первый лист (титульный) должен быть оформлен следующим образом (см. Приложение 1).
Затем приводится составленный Вами план беседы. Он поможет Вам последовательно излагать материал, во время проведения беседы с населением.
Целесообразно подчеркнуть те места, которые хотелось бы выделить голосом.
Весь материал необходимо сгруппировать в три большие группы: введение, основная часть, заключение.
Во введении обосновывается актуальность данной проблемы. По необходимости приводится цифровой материал, который поможет лучше показать актуальность излагаемого вопроса. Здесь приводятся определения основных понятий; называются факторы, влияющие на образ жизни; пути формирования здорового образа жизни; основные правила гигиенического поведения и значение его как фактора, оказывающего влияние на здоровье.
Затем осуществляется переход к основной части. Здесь излагается собственно материал. Необходимо раскрыть вопрос. Материал излагается последовательно, с нарастанием сложности, доступным для слушателей языком, в речи, по возможности, необходимо избегать непонятных аудитории научных (медицинских) терминов, с другой стороны нельзя опускаться до просторечия. Для обеспечения доступности материала для слушателей необходим дифференцированный подход к аудитории. В этих целях необходимо, прежде всего узнать состав аудитории, образовательный уровень слушателей, особенности условий их труда. Чрезвычайно важно найти «золотую середину» в изложении вопроса: не целесообразно в значительной мере «сгущать краски» и тем самым формировать у слушателей чувство безысходности, с другой стороны, не рационально и стремиться к формированию у них безудержного оптимизма. У слушателей не должно сформироваться мнение, что, только (!) соблюдая основные правила гигиенического поведения и придерживаясь здорового образа жизни, можно совершенно избежать болезней. Это поведение лишь один из факторов, способствующих укреплению здоровья. Это требование особо важно соблюдать при общении с пациентами ВИЧ-инфицированными.
Беседа завершается заключением. В заключении подчеркивается значение здорового образа жизни и гигиенических навыков как факторов, влияющих на здоровье. Особо подчеркивается роль того фактора, которому посвящена проводимая Вами беседа.
Текст беседы (последние страницы) заканчивается перечислением источников литературы, использованных при подготовке беседы.
Если в процессе работы над беседой возникают какие-либо вопросы, то Вы имеете возможность проконсультироваться у любого дежурного преподавателя. Консультации преподавателей проводятся на кафедре ежедневно с 16 до 18 часов (кроме выходных дней).
Тексты бесед сдаются на кафедру для проверки. Срок сдачи – не позднее, чем месяц до окончания семестра. Студенты, не сдавшие своевременно тексты бесед, не получают выполнения по предмету «Общественное здоровье и здравоохранение».
Требования к выступлению. Приведем пример содержания беседы.
Так, выступая в больничной палате, медицинский работник говорит: «Товарищи, рассаживайтесь, пожалуйста! Я хотел вам сообщить, что за последние дни в стационар нашей больницы поступает все больше и больше пациентов с кишечными инфекциями. Оно и не мудрено. Летом обычно учащаются случаи этих заболеваний.
Посмотрим, как чаще всего начинаются эти заболевания, чем они опасны, как ими заражаются, почему они охватывают много людей». Далее идет изложение (оно целиком может быть в форме вопросов самому себе и ответов, возможно более компактных). Выступающий не забывает сообщить и о различных (в т.ч. тяжелых) формах течения этих заболеваний, о возможных осложнениях, о том, что болезнь бывает мучительна, опасна для заболевшего.
Заканчивается выступление новым вопросом: «А что же следует делать, чтобы предупредить болезнь, не дать ей распространиться?» В ответ пойдут правила поведения больного, ухода за ним. В заключение выступающий призывает к точному выполнению всех рекомендаций.
Форма выступления должна быть тщательно продумана, речь прорепетирована от первых до заключительных слов. Готовясь к выступлению, необходимо сразу решить, каким способом излагать материал: индуктивным (т.е. сразу идти от конкретных фактов к выводу) или дедуктивным (т.е. сначала рассказать об обобщениях, тех или иных закономерностях, а затем подкрепить их примерами, фактами). Практика показывает, что лучше пользоваться и тем и другим методом. Это разнообразит выступление, оставляет слушателям возможность самим делать выводы. Кроме того, выбор зависит от степени подготовленности аудитории к восприятию данного вопроса. К речи выступающего, ее словарному составу предъявляется ряд требований. Говорить следует просто, как бы беседуя, по возможности короткими фразами. Обязательные требования к речи выступающего: абсолютная грамотность, соответствие языковых средств стилю речи, логичность построения и чередования фраз. Следует избавляться от навязчивых слов-сорняков: «значит», «так сказать», «собственно говоря»; не надо злоупотреблять глаголом «являться» (является), который нередко искажает смысл фразы (например, «он является больным» – то ли «он» просто болен, то ли пришел больным). По возможности лучше избегать иностранные слова и профессиональные медицинские термины. Приводить поговорки, пословицы можно при соблюдении условия, что они приводятся без искажений. Цитаты в процессе выступления следует читать по тексту соответствующего источника – книги, статьи и т.д. Качество и доходчивость устных выступлений повышает использование наглядных пособий. В небольших аудиториях можно еще до выступления изобразить мелом на доске нужные цифры, чертеж, схему и т.д. Для более значительных аудиторий то же можно нарисовать на листе ватмана или использовать слайды.
Заканчивая беседу, необходимо поблагодарить слушателей за внимание.