Методика проведения гигиенического
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Учебное пособие для внеаудиторной самостоятельной работы
студентов лечебного факультета
Оренбург, 2003
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Оренбургская государственная медицинская академия
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
с курсом последипломной подготовки специалистов
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор ОГМА
«_____» ___________ 2003г.
А.А. Стадников
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Учебное пособие для внеаудиторной самостоятельной работы
студентов лечебного факультета
СОГЛАСОВАНО
Председатель ЦМК
лечебного факультета
«____» _____________ 2003г.
Г.С. Галяутдинов
Оренбург, 2003
Рекомендовано к изданию ЦМК лечебного факультета и ЦКМС ОГМА.
Составлено в соответствии с программой «Общественное здоровье и здравоохранение» для студентов высших медицинских учебных заведений. Москва, 2000.
Авторы: доцент О.И. Матчина, доцент В.А. Романов.
Рецензенты: зав. кафедрой общей врачебной практики, профессор Г.Г. Багирова.
Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов лечебного факультета.
© Оренбургская государственная медицинская академия, 2003.
ВВЕДЕНИЕ
Охрана здоровья и контроль за медико-демографической ситуацией является одной из основных задач социальной политики государства.
О важности профилактики заболеваний и укрепления здоровья на протяжении всей истории человечества писали многие известные ученые и врачи. Ибн Сина в «Каноне врачебной науки» первостепенное внимание отводил правилам охраны здоровья, физической активности. В XVI веке философ Ф.Бэкон писал «… первая обязанность медицины – сохранить здоровье, вторая – лечение болезней». В трудах великого русского ученого Н.И.Пирогова, в лекциях и речах Г.А.Захарьина и др. в XIX столетии звучали общественные мотивы профилактики: «Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя об руку с государственной принесет несомненную пользу человечеству». В Советской России в 1919 году в программе РКП (б) было определено профилактическое направление – «проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний». Были достигнуты значительные успехи в борьбе с инфекционными болезнями. В последующем, в СССР, на государственном уровне не раз подчеркивалась необходимость профилактики заболеваний в различных секторах общества, но, зачастую эти меры носили лишь декларативный характер.
Прежде всего, необходимо определиться с понятием «профилактика».Профилактика заболеваний – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.
Система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения, классифицируется как медицинская профилактика.
Медицинская профилактика по отношению к населению определяется как:
§ индивидуальная (профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами);
§ групповая (профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющих сходные симптомы и факторы риска (целевые группы);
§ популяционная или массовая (профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяции) или все население в целом). Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это коммунальные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.
Согласно существующим приказам МЗ РФ в профессиональную деятельность каждого медицинского работника независимо от занимаемой должности и специальности, включаются как неотъемлемый компонент - профилактическая деятельность.
Виды профилактической работы:
· групповая ("школы пациента", группы психосоциальной адаптации, лектории для пациентов);
· массовая ("День здоровья", выступления на радио, телевидении, публикации в прессе).
Формы профилактической работы с населением:
· беседы;
· интерактивные семинары;
· выставки;
· информационные стенды;
· конференции;
· опросы общественного мнения;
· распространение печатной продукции для пациентов;
· видеодемонстрации;
· публикации;
· участие в теле-, радиопередачах.
Место проведения профилактической работы:
· в лечебно-профилактическом учреждении;
· на коммунальном уровне (вне ЛПУ);
· на предприятиях.
Одним из средств реализации профилактической работы медицинского учреждения является комплекс мер по гигиеническому воспитанию и образованию населения и пропаганде здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни включает в себя овладение и правильное пользование санитарно-гигиеническими знаниями и навыками, уровень культуры и поведение, позволяет избегать вредных привычек, постоянно проводить адекватные меры по укреплению и сохранению здоровья, поддержанию оптимального качества жизни, создание необходимых условий и возможностей в обществе для реализации поставленных задач.
Целью работы по гигиеническому воспитанию является сохранение и укрепление здоровья населения, повышение работоспособности, увеличение продолжительности жизни.
Эта работа является неотъемлемой частью деятельности медицинских учреждений.
Задачи гигиенического воспитания:
1. Пропаганда медицинских и гигиенических знаний;
2. Воспитание гигиенических навыков, бережного отношения к здоровью (собственного и окружающих);
3. Обучение и руководство санитарным активом.
Принципы гигиенического воспитания:
1. Участие всего медицинского персонала, всех медицинских учреждений в проведении этой работы; (Согласно приказа Министра здравоохранения № 770 пропаганда здорового образа жизни является обязательной служебной обязанностью всех врачей и среднего медперсонала ( 4 часа в месяц).
2. Наличие в системе отечественного здравоохранения специальных учреждений, возглавляющих всю работу по пропаганде здорового образа жизни (центры, отделения, кабинеты медицинской профилактики).
3. Участие в ее проведении немедицинских организаций, учреждений и ведомств.
4. Непосредственное участие в ней общественного актива из населения.
Методы и средства пропаганды (см. схему):
1. Метод устной пропаганды. Средства: лекция, беседа, выступление по радио, громкая читка, доклад, вечер вопросов и ответов.
2. Метод печатной пропаганды. Средства: книга, брошюра, памятка, листовка, лозунг, дока вопросов и ответов, статья в газете, санитарный бюллетень.
3. Метод изобразительной пропаганды или наглядный метод. Средства: натуральные объекты; объемные ( модель, макет, муляж); плоскостные (плакаты); фотолистовки; слайды; диаграммы, графики, схемы.
4. Комбинированный метод.
Среди всех имеющихся методов гигиенического воспитания населения наиболее простым и экономичным является метод устной пропаганды. Самыми распространенными средствами этого метода являются лекция и беседа.
Беседа - это маленькая лекция медицинского работника в больничной палате, цехе, бригаде и т.д. Задача беседы – рассказать, что и как надо делать для предупреждения болезни. Ее отличие от «больших» публичных лекций заключается в сжатости изложения (15-20 минут), отсутствие развернутых теоретических обоснований, сугубо практическая направленность.
Преимущества беседы – отсутствие каких-либо трудностей в организации, возможность самого тесного контакта выступающего со слушателями
Для освоения методики гигиенического воспитания населения каждый студент должен самостоятельно подготовить беседу по одной из тем (перечень тем прилагается: см. Приложение 1) и выступить с ней перед определенной группой населения в процессе прохождения производственной практики. При прохождении производственной практики целесообразно взаимодействие с отделением (кабинетом) профилактики поликлиники.