Статья 17. Финансирование психиатрической помощи

Финансирование деятельности учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляется из фонда здравоохранения, фонда медицинского страхования и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в размерах, обеспечивающих гарантированный уровень и высокое качество психиатрической помощи.

Комментарий к статье 17

1. Порядок финансирования учреждений здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь, определяется Законом "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (Ведомости РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920), а также Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 сентября 1993 г. N 222 "О мерах по реализации Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан".

2. В соответствии с указанными документами основными источниками финансирования учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, по обязательному медицинскому страхованию, являются средства муниципального бюджета, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, средства предприятий, организаций, учреждений, поступающие в фонды здравоохранения и фонды медицинского страхования, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

3. Порядок дотирования местных бюджетов для обязательного медицинского страхования неработающего населения, а также граждан, работающих в бюджетных учреждениях, организациях и на временно нерентабельных государственных предприятиях, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 г. N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" с изм. и доп. (СП РСФСР. 1992. N 8. Ст. 39), из которого следует, что общий объем средств, выделяемых на обязательное медицинское страхование, должен гарантировать предоставление медицинских услуг всему населению региона в соответствии с территориальными программами, утвержденными правительствами республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Федерации. В соответствии с п. 4 Положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1, а также разделом II Методических рекомендаций по установлению территориальными фондами обязательного медицинского страхования нормативов финансовых резервов и расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, которые утверждены Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 21 июля 1998 г. N 67, доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориального фонда ОМС могут быть использованы при финансировании региональных целевых программ совершенствования психиатрической помощи.

4. В случае недостатка средств для страховых взносов на обязательное страхование неработающего населения, а также работающих в бюджетных учреждениях, организациях и временно нерентабельных государственных предприятиях при формировании бюджетов территорий на предстоящий год предусматривается целевая дотация из бюджетных средств вышестоящих органов исполнительной власти, а именно:

- при недостатке средств в муниципальных бюджетах страховые взносы дотируются за счет районных, городских бюджетов;

- при недостатке средств в бюджетах районов, городов страховые взносы дотируются за счет бюджетов субъектов Федерации.

Перечисление страховых взносов из местных бюджетов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также работающих в бюджетных учреждениях, организациях и на временно нерентабельных государственных предприятиях осуществляют финансовые органы. Страховые взносы перечисляются в адрес органов управления здравоохранением для взаимных расчетов со страховыми медицинскими организациями и выполнения ими договорных обязательств. Объем указанных взносов устанавливается в пределах ассигнований, которые предусмотрены на эти цели в годовой росписи расходов (с поквартальным их распределением).

5. В качестве источников финансирования фондов здравоохранения, помимо страховых взносов органов управления субъектов Федерации и средств предприятий, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на эти цели, используются личные средства граждан, безвозмездные взносы, в том числе благотворительных фондов, а также доходы от ценных бумаг, принадлежащих учреждению здравоохранения, составляющие внебюджетные поступления. Наряду с перечисленными выше источниками финансирования Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" дает возможность получения дополнительных финансовых средств за счет оказания государственными и муниципальными медицинскими учреждениями платных медицинских услуг населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 194).

Средства фондов здравоохранения могут, помимо медицинского страхования, направляться на финансирование других целевых программ, профессиональную подготовку кадров, научные исследования, инвестиции для развития материально-технической базы по утвержденному Минздравом перечню.

6. Указанный объем и условия оказания медицинской помощи должны осуществляться в соответствии с Гарантированным перечнем видов медицинской помощи (Базовая программа), финансируемых из средств бюджета, выделяемых на здравоохранение, который утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 93 и согласован с Министерством финансов Российской Федерации 17 марта 1992 г.

Гарантированный уровень медицинской помощи подразумевает определенный объем услуг и условия их оказания, которые не должны быть ниже установленных территориальной базовой программой обязательного медицинского страхования. Контроль за качеством, объемом и сроками предоставления медицинской помощи осуществляется медицинской организацией, а также соответствующим органом управления здравоохранением по разработанным ими критериям (медико-экономические стандарты, нормы и нормативы материально-технического оснащения, квалификационный состав медицинского персонала и др.).

Раздел III. УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИЦА, ОКАЗЫВАЮЩИЕ

ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ

РАБОТНИКОВ И ИНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья 18. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь

(1) Психиатрическую помощь оказывают получившие на это разрешение государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры. Порядок выдачи лицензий на деятельность по оказанию психиатрической помощи устанавливается законодательством Российской Федерации.

(2) Виды психиатрической помощи, оказываемые психиатрическими и психоневрологическими учреждениями или частнопрактикующими врачами-психиатрами, указываются в уставных документах или лицензиях; информация о них должна быть доступна посетителям.

Комментарий к статье 18

1. Настоящая статья Закона вводит относительно новый для российской медицинской практики обязательный порядок получения разрешений на деятельность по оказанию психиатрической помощи. Такое государственное разрешение, дающее право на осуществление определенных, указанных в нем, видов медицинской деятельности, называется лицензией.

2. Впервые положение о лицензировании медицинских учреждений появилось в ст. 21 Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", который был принят 28 июня 1991 г. (Ведомости РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920). Следующим законом в этой области стал комментируемый Закон, конкретно касающийся только медицинской деятельности по оказанию психиатрической помощи. И наконец, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые 22 июля 1993 г., в ст. ст. 15, 54 и 55 установили обязательность получения лицензий на медицинскую деятельность для всех юридических лиц, а на определенные виды медицинской деятельности - и для физических лиц (Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1318). Медицинская деятельность отнесена к видам деятельности, на занятие которыми требуется получение лицензии, Федеральным законом от 13 июля 2001 г. (8 августа 2001 г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст. 17) (СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3430).

Порядок выдачи лицензий установлен Правительством РФ в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением от 21 мая 2001 г. N 402 (СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2247).

3. В соответствии с вышеназванным Положением лицензированию подлежит деятельность по оказанию психиатрической помощи, осуществляемая юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Это означает, что лицензии должны получать государственные, муниципальные и частные медицинские учреждения, оказывающие психиатрическую помощь, а также частнопрактикующие врачи. Именно лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного вида медицинской деятельности в течение установленного в ней срока.

В лицензии указываются: наименование лицензирующего органа; наименование и место нахождения юридического лица с указанием места нахождения его территориально обособленных подразделений; идентификационный номер налогоплательщика (для гражданина - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, ИНН); лицензируемая деятельность (с перечислением осуществляемых лицензиатом работ и услуг); лицензионные требования и условия; срок действия лицензии; дата принятия решения о выдаче лицензии; номер и дата выдачи лицензии.

Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении соответствующей деятельности.

В соответствии с п. 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности такими требованиями и условиями являются: выполнение требований законодательства Российской Федерации; наличие помещения, соответствующего экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, противопожарным нормам и правилам; наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженеров, техников и др.), имеющих профессиональное образование (с представлением соответствующих документов на право занятия профессиональной деятельностью по специальности), а также специальную подготовку, отвечающую требованиям и характеру выполняемой работы (для юридического лица), либо наличие высшего или среднего медицинского образования и специальной подготовки, необходимой для осуществления соответствующего вида медицинской деятельности (для индивидуального предпринимателя); наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения, включая оборудование и инструменты, для осуществления медицинской деятельности.

4. Лицензирование осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для получения лицензии соискатель подает в лицензирующий орган следующие документы: заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, включая территориально обособленные подразделения, реквизиты расчетного счета в банке либо фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, данных документа, удостоверяющего личность, и места осуществления медицинской деятельности. В заявлении также указываются лицензируемая деятельность с перечислением работ и услуг, которые предполагает осуществлять заявитель, и срок, в течение которого будет осуществляться лицензируемая деятельность. К заявлению должны быть приложены копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии; справка о постановке его на учет в налоговом органе с указанием ИНН; копии документов о праве пользования помещениями, где будет осуществляться лицензируемая деятельность, с копией поэтажного плана этих помещений; сведения о профессиональной подготовке специалистов, которые будут осуществлять медицинскую деятельность, данные о нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения соответствующих работ и услуг; документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение его заявления лицензирующим органом. Плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии составляет 300 рублей и поступает в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Важно указать, что приведенный перечень документов, представляемых для получения лицензии, является исчерпывающим. Лицензирующие органы не вправе требовать от соискателя лицензии каких-либо иных документов, не предусмотренных Положением о лицензировании медицинской деятельности.

5. В Положении о лицензировании медицинской деятельности установлен срок, в течение которого после получения заявления и всех необходимых документов рассматривается вопрос о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Этот срок не должен превышать 30 дней с даты приема заявления, а уведомление о принятом решении должно быть направлено (вручено) соискателю лицензии в течение 3 дней с даты его принятия. В этом уведомлении указываются реквизиты банковского счета для уплаты лицензионного сбора (его размер составляет 1000 рублей) и срок его уплаты. Уведомление об отказе в выдаче лицензии должно содержать причину отказа. В этом случае плата, внесенная соискателем за рассмотрение заявления, возврату не подлежит.

6. Решение лицензионной комиссии об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в административном порядке или в суд (порядок судебного обжалования установлен Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 15 ноября 1995 г. (14 февраля 1995 г.) N 197-ФЗ (Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970) и главой 24.1 ГПК в ред. Закона РФ от 28 апреля 1993 г. N 4882-1).

7. Продление срока действия лицензии осуществляется в том же порядке, который установлен для ее выдачи, по заявлению лицензиата. В случае если за время действия лицензии не зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий, продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее переоформления. Плата за это действие составляет 10 рублей. В продлении срока действия лицензии может быть отказано при наличии нарушений лицензионных требований и условий. Такой отказ также может быть обжалован в административном или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если медицинское учреждение либо частнопрактикующий врач, осуществляющие психиатрическую помощь, получили лицензию на территории одного субъекта Российской Федерации, то заниматься медицинской деятельностью на территории другого субъекта Российской Федерации они могут после регистрации уже выданной лицензии лицензирующим органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Такая регистрация проводится в течение тридцати дней по предъявлении оригинала имеющейся лицензии с проверкой, при необходимости, указанных в ней данных и условий осуществления соответствующего вида медицинской деятельности. В лицензии делается отметка о регистрации, плата за которую не взимается.

8. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случаях, предусмотренных п. 24 Положения о лицензировании медицинской деятельности. Аннулирование лицензии возможно как по решению лицензирующего органа (п. 27 Положения), так и по решению суда. Заявление в суд может быть подано лицензирующим органом или органом государственной власти, если: 1) обнаружены недостоверные или искаженные данные в документах, представленных для получения лицензии; 2) лицензиат неоднократно или грубо нарушал лицензионные требования и условия; 3) решение о выдаче лицензии было незаконным.

9. В соответствии с Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (см. п. 2 комментария) лицензирование медицинских учреждений дополняется их аккредитацией. Временное положение об аккредитации медицинских учреждений, предприятий и лиц в системе медицинского страхования граждан Российской Федерации было утверждено Приказом Минздрава РФ от 20 марта 1992 г. N 93 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в РСФСР". Аккредитация предполагает определение соответствия медицинского учреждения установленным профессиональным стандартам. Аккредитация проводится аккредитационными комиссиями, создаваемыми из представителей органов исполнительной власти в области здравоохранения, профессиональных медицинских ассоциаций, страховых медицинских организаций, и касается всех медицинских учреждений, независимо от форм собственности. По ее итогам органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо местные администрации выдают сертификат. Этот документ является подтверждением качества услуг, оказываемых медицинским учреждением.

10. Для обеспечения информирования граждан, проживающих на конкретной территории, и осуществления их прав при оказании психиатрической помощи ч. 2 комментируемой статьи устанавливает правило об обязательности и доступности информации о конкретных видах психиатрической помощи, оказываемой психиатрическим либо психоневрологическим учреждением или частнопрактикующим врачом-психиатром. Осуществить это требование комментируемой статьи можно различными способами, например вывесив при входе в кабинет либо в регистратуре, приемном отделении копию имеющейся лицензии, где содержатся сведения об оказываемых видах помощи. Возможно использование и специальных проспектов. По требованию посетителей им должна быть предоставлена возможность ознакомиться и с уставными документами учреждения, и с оригиналом имеющейся лицензии. Отказ в предоставлении такой информации может быть предметом обжалования в орган исполнительной власти в области здравоохранения субъекта Российской Федерации либо в орган местного самоуправления (в зависимости от принадлежности медицинского учреждения), а также в соответствующий лицензирующий орган.

11. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий, в которых указываются: сведения о лицензиатах; их идентификационные номера налогоплательщиков; лицензируемая деятельность с перечислением осуществляемых лицензиатом работ и услуг; сроки действия лицензий, их номера и даты выдачи; сведения о регистрации лицензий в реестре, а также основания приостановления и возобновления действия лицензий или их аннулирования с указанием дат принятия таких решений и сведения о выдаче копий лицензий. Информация, содержащаяся в реестрах, является открытой и на платной основе (10 рублей за сведения об одном лицензиате) предоставляется юридическим лицам и гражданам.

Наши рекомендации