Принимает иные меры, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами.

(3) Обеспечение всеми видами психиатрической помощи и социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляется федеральными органами государственной власти и управления, органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 16

1. В данной статье определяется минимальный объем психиатрической помощи и социальной защиты, который гарантируется государством. Перечень основных видов психиатрической помощи и мер социальной защиты, приведенный в ч. 1, дает представление об уровне их развития в стране, а также о том, какие из них законодатель считает наиболее необходимыми для обеспечения потребностей граждан в специализированной медицинской помощи.

2. В отношении каждого из перечисленных в статье видов психиатрической помощи и социальной защиты целесообразно дать краткие пояснения.

Под неотложной психиатрической помощью понимают комплекс мероприятий, направленных на оказание экстренной помощи больным либо находящимся в состоянии острого психоза, нередко сопровождающегося помрачением сознания, возбуждением, выраженными эмоциональными расстройствами, растерянностью, образным бредом, обманом восприятий, либо обнаруживающим хотя и хроническое, но тяжелое психическое расстройство, которое обусловливает в данное время их опасность для себя или для окружающих. Одной из основных мер неотложной психиатрической помощи является госпитализация в психиатрическую больницу, а также (в меньшей мере) применение медикаментозных средств, снижающих возбуждение, удерживание и другие способы ограничения двигательной активности больного. Поскольку большая часть этих мер может быть предпринята по решению врача-психиатра (см. также комментарии к ст. ст. 11, 23, 24, 25, 29), их исполнение возлагается в основном на службу скорой психиатрической помощи либо на учреждения, оказывающие внебольничную психиатрическую помощь (психоневрологические диспансеры или кабинеты). Частично эти функции могут также выполнять до прибытия врача-психиатра бригады общей скорой помощи, а иногда и органы милиции (в части предотвращения опасных действий).

Пункт о консультативно-диагностической, лечебной, психопрофилактической, реабилитационной помощи во внебольничных и стационарных условиях включает в себя, по существу, все виды плановой психиатрической помощи, основную часть которых составляют диагностика и лечение. Именно к этому сводится в конечном итоге вся деятельность психиатрической службы. Однако государство берет на себя и обеспечение определенных мер по предупреждению психиатрических заболеваний (первичная профилактика) или их рецидивов и обострений (вторичная профилактика), а также по восстановлению уровня социальной адаптации, снизившегося в результате психического расстройства (реабилитация).

К компонентам психиатрической помощи и социальной защиты отнесены и все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности. Действительно, без проведения экспертизы с целью оценки характера и глубины психического расстройства в аспекте его влияния на выполнение тех или иных социальных функций невозможно защитить права и законные интересы больного, а также оказать ему необходимую поддержку и помощь. Наряду с судебно-психиатрической экспертизой (см. комментарий к ст. 14) имеются в виду также военно-психиатрическая экспертиза, медико-социальная (врачебно-трудовая) психиатрическая экспертиза, проведение обследований для определения пригодности к некоторым особым видам деятельности, в частности, связанным с источником повышенной опасности. Такого рода экспертные обследования позволяют выносить квалифицированные и обоснованные заключения, которые, в свою очередь, помогают решить вопросы, связанные с психическим состоянием лица, страдающего психическим расстройством, и влекущие для него определенные правовые последствия. Не меньшую роль играет и определение временной нетрудоспособности, повседневно осуществляемое наряду с лечением любым психиатром государственных лечебно-профилактических учреждений и обоснованно рассматриваемое в Законе как один из видов психиатрической помощи.

Социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами, издавна являются одной из существенных сторон деятельности психиатра. Имеются в виду различные меры по обеспечению лицам, страдающим психическими расстройствами, некоторых предусмотренных законодательством привилегий и льгот, например жилищных, права на бесплатное медикаментозное лечение и др.; рекомендации местным органам власти, администрации учреждений и предприятий по разрешению социально-бытовых, трудовых вопросов, касающихся лиц, страдающих психическими расстройствами. Такого рода помощь может быть оказана и путем психотерапевтического вмешательства врача-психиатра в межличностные отношения больного с членами семьи, соседями и т.п., если это не приведет к разглашению врачебной тайны. Особое значение для реализации данного положения Закона имеет помощь врачей в трудоустройстве пациентов. Для этого могут быть установлены необходимые контакты с местными предприятиями, органами трудоустройства; инвалиды по психическому заболеванию могут непосредственно направляться в лечебно-трудовые мастерские или лечебно-производственные предприятия. Правовым основанием для создания таких предприятий является Положение о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 522 (СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 606). Положением предусмотрено, что такое предприятие является структурным подразделением государственного или муниципального учреждения, оказывающего психиатрическую помощь. Важно подчеркнуть, что в рамках одной организации объединены и трудовая терапия, и трудовое обучение, и трудоустройство лиц, страдающих психическими расстройствами, что позволяет одному больному беспрепятственно пройти все эти ступени. Приему на предприятие подлежат не только инвалиды, но и лица с психическими расстройствами, не являющиеся инвалидами. Аналогичные функции могут выполнять также спеццеха и участки, организованные на различных производствах для лиц, страдающих психическими расстройствами, и располагающие специально созданными для этого условиями. К сожалению, все подобного рода предприятия и их подразделения испытывают в настоящее время значительные экономические трудности, что существенно затрудняет реализацию названного Постановления.

Решение вопросов опеки для защиты личных и имущественных прав и интересов лиц, признанных в установленном порядке недееспособными (см. комментарий к ст. 4), в значительной степени является сферой деятельности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь. В соответствии со ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, именно им принадлежит право утверждения персонального опекуна. Проведение же конкретных мероприятий по осуществлению опеки в отношении недееспособных возлагается ими обычно на отделы здравоохранения. На практике часть таких функций делегируется медицинским учреждениям, оказывающим амбулаторную психиатрическую помощь. Особенно это касается выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки, подборе кандидатуры опекуна, реальном контроле за его деятельностью и т.п. Именно психиатрические учреждения в случае необходимости обычно ставят вопрос перед органом местного самоуправления об освобождении или отстранении опекунов от их обязанностей (ст. 39 ГК). Выполнение обязанностей опекунов недееспособных лиц с психическими расстройствами, находящихся в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении социального обслуживания, возлагается на эти учреждения (ч. 4 ст. 35 ГК).

Осуществление консультаций по правовым вопросам и других видов юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях предполагает наличие в них специалистов, компетентных в вопросах права (имеются в виду прежде всего вопросы, касающиеся правового положения лиц, страдающих психическими расстройствами). Определенным минимумом таких знаний должны обладать по должности некоторые медицинские работники (врачи-психиатры, медицинские сестры по опеке, медицинские сестры социальной помощи и др.). На выполнение в полном объеме этого требования Закона направлен Приказ Минздравмедпрома России от 13 февраля 1995 г. N 27 "О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь", которым предусмотрено введение в штат указанных учреждений юрисконсультов из расчета 1 должность на 800 коек, но не менее 1 должности на больницу и 1 должность на диспансер (диспансерное отделение); социальных работников - 1 должность на 50 коек и 1 должность на диспансерный участок; специалистов по социальной работе - 1 должность на 75 тыс. населения.

Социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, и уход за ними тоже являются необходимым компонентом системы мер психиатрической помощи и социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами. Эта мера предполагает заботу о таких больных в амбулаторных условиях с помощью посещений их на дому, направления в дневные или ночные стационары, лечебно-производственные (трудовые) мастерские и предприятия с бесплатным медикаментозным лечением и питанием. Однако осуществление основного объема такой помощи падает на психоневрологические учреждения социального обслуживания или специального обучения, которые полностью берут на себя обязанности по содержанию и уходу за такого рода пациентами, а также по их бытовому устройству (обеспечение жилплощадью, прописка и т.п.) в случае выбытия из учреждения.

Существенную роль в реабилитации инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами, играет их обучение. В отношении несовершеннолетних имеется в виду прежде всего общеобразовательное обучение, которое обеспечивается сетью школ и интернатов для умственно отсталых детей, где обучение проводится по специальной программе педагогами, имеющими соответствующую профессиональную подготовку. Особое значение имеет отбор в эти школы, осуществляемый так называемыми медико-педагогическими комиссиями, и своевременный перевод в обычные школы в случае улучшения психического состояния. В России и за рубежом имеется опыт создания специализированных школ и для детей, страдающих некоторыми другими видами психических расстройств. Важно, чтобы во всех случаях длительного проведения лечебных или оздоровительных мероприятий дети и подростки не отрывались от учебного процесса. С этой целью при помещении в стационар или в санаторий им должно быть обеспечено продолжение обучения, для чего в штате этих учреждений предусматривается определенное число педагогов. Привитие трудовых навыков и элементов профессионального обучения также осуществляется в названных школах. Кроме того, местными органами самоуправления определяются производственно-технические училища, принимающие несовершеннолетних и инвалидов, страдающих психическими расстройствами, для обучения доступным для них профессиям. Самостоятельное значение имеет профессиональное обучение взрослых инвалидов, утративших способность работать по имевшейся у них специальности. В настоящее время частично эту функцию могут осуществлять лечебно-производственные (трудовые) мастерские психиатрических (психоневрологических) учреждений с последующим трудоустройством, специальные участки или цеха, в которые могут приниматься эти лица для работы по новой специальности, а также лечебно-производственные предприятия.

Психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах является очень важной, поскольку указанные явления, как правило, сопровождаются выраженным психотравмирующим воздействием, что нередко приводит к психическим расстройствам, носящим массовый характер. Последние могут возникать также в результате токсических, травматических поражений центральной нервной системы. Опыт работы по ликвидации последствий указанных явлений говорит о необходимости участия в них специализированных психиатрических (психоневрологических) бригад или включения психиатров в состав общемедицинских подразделений, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим.

3. В ч. 2 комментируемой статьи приводятся конкретные меры, применяемые на практике для обеспечения граждан различными видами психиатрической помощи и социальной защиты.

Среди организационных мер психиатрической помощи и социальной защиты названо прежде всего создание всех видов учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов. Эта мера, по существу, обязывает местные органы власти обеспечить граждан, проживающих на данной территории, специализированной медицинской (психиатрической) помощью в учреждениях, способных квалифицированно осуществлять основные лечебно-профилактические, диагностические и реабилитационные мероприятия, а в случае отсутствия на территории некоторых из них - принимать меры к их созданию. Реализация данной меры существенно облегчается благодаря утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 522 Положению об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь.

Если лицу в связи с его заболеванием необходимы какие-либо специальные виды психиатрической помощи, которые по организационным или иным причинам не могут быть обеспечены в каждом населенном пункте, оно должно быть направлено в соответствующее медицинское учреждение, максимально приближенное к месту проживания его самого или его родственников. Так происходит, в частности, с некоторыми видами принудительного лечения, которое осуществляется в узкоспециализированных больницах; с интернатами для социального обслуживания психически больных хроников и т.п. Это положение Закона соответствует международным стандартам и направлено на реализацию важного принципа о проведении лечения в условиях, по возможности не отрывающих больного от его социальных связей, а также на предупреждение его социальной дезадаптации.

Организация общеобразовательного и профессионального обучения несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами, обеспечивается, как уже было сказано, созданием ряда специальных учреждений (школы и интернаты для умственно отсталых детей, санаторные лесные школы-интернаты, специальные ПТУ), а также проведением школьных занятий в психиатрических (психоневрологических) стационарах и санаториях.

В этом же плане следует рассматривать и требование о создании лечебно-производственных предприятий для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами. Названные задачи рассматриваются в едином комплексе, хотя до принятия настоящего Закона и Положения о лечебно-производственном предприятии для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов (утверждено тем же Постановлением Правительства - см. выше), трудоустройство на данных предприятиях не допускалось и их роль ограничивалась лишь временным пребыванием больных для проведения трудотерапии и обучения. Если лечебно-производственные предприятия (мастерские) создаются в основном при лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, или в их структуре, то специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда организуются на промышленных либо сельскохозяйственных предприятиях (государственных, кооперативных, акционерных) с участием учреждений психиатрической помощи. Их назначение в значительно большей степени состоит именно в трудоустройстве на постоянной основе лиц, страдающих психическими расстройствами. Организационные формы, полностью совмещающие три названные функции (трудотерапия, профессиональное обучение, трудоустройство), имелись и раньше. С лучшей стороны зарекомендовал себя, к примеру, цех Турбинного завода при Калужской областной психиатрической больнице N 1. Такая форма представляется наиболее удачной.

Профессиональное обучение и трудоустройство могут быть обеспечены и с помощью установления обязательных квот рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, страдающих психическими расстройствами. Имеется в виду квотирование рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, включая лиц с психическими расстройствами. Право квотирования предоставлено местным органам самоуправления. Руководители психиатрических учреждений, проявляя инициативу на местном уровне, могут добиваться квотирования рабочих мест для соответствующих контингентов лиц с психическими расстройствами. Данная форма позволяет создать для таких лиц облегченные условия труда, хотя и лишена некоторых преимуществ, свойственных уже рассмотренным формам, например не дает возможности обеспечить в производственных условиях повседневное психиатрическое наблюдение, фармакотерапию, психокоррекцию.

Для обеспечения возможности профессионального обучения и трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами, местным органам самоуправления дано право предоставлять некоторые льготы и применять методы экономического стимулирования предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих для них рабочие места. Предполагается прежде всего предоставление определенных налоговых льгот, которые уже существуют для предприятий, на которых трудятся инвалиды. Но лица, страдающие психическими расстройствами, могут нуждаться в специальном трудоустройстве и не будучи инвалидами.

Большое значение для социальной защиты и социальной помощи имеет требование Закона о создании общежитий для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи. К сожалению, с такими лицами психиатрам приходится сталкиваться нередко. При наличии относительно острого состояния с продуктивной психотической симптоматикой (бредовые идеи, галлюцинации, выраженные аффективные расстройства и т.п.) имеются основания для их содержания в стационаре, иногда весьма длительного. Если же таких явлений нет, больные обычно подлежат выписке, однако отсутствие семьи и близких родственников, которые могли бы взять на себя заботу о них, отсутствие собственного жилья и регистрации (что позволило бы возложить заботу о социально-бытовом устройстве на психиатрическую службу определенного региона) резко затрудняют их социальную адаптацию, ставят их перед неразрешимыми, с учетом имеющегося психического расстройства, бытовыми проблемами и нередко приводят к совершению такими больными общественно опасных действий (в Москве, например, в разные годы от 10 до 15% всех общественно опасных действий психически больных совершается лицами, не имеющими определенного места жительства). Наиболее адекватной формой социального устройства таких лиц и являются общежития, создаваемые при учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, при лечебно-производственных предприятиях и других государственных предприятиях, использующих труд лиц, страдающих психическими расстройствами. Положение об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 522. Пребывание в данном общежитии предполагает прописку в нем, возможность трудоустройства на общих основаниях либо на одном из предназначенных для этого предприятий. В случае успешной адаптации больной в дальнейшем может жить самостоятельно. Направлению в такие общежития подлежат не только больные, социально дезадаптированные в результате самого психического расстройства, но и лица, утратившие социальные связи по каким-либо иным причинам и впоследствии заболевшие психическим расстройством.

Последний пункт ч. 2 ст. 16 подчеркивает, что приведенный перечень имеет примерный характер и ориентирует органы государственной власти, а также органы местного самоуправления на применение и иных организационных форм для реализации ч. 2 настоящей статьи Закона.

4. Ответственность за обеспечение граждан всеми видами психиатрической помощи и социальной защиты в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи возлагается на органы государственной власти и управления всех уровней и органы местного самоуправления. Закон не предписывает органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, как конкретно они должны осуществлять свою деятельность. Для Федерального закона важно закрепить соответствующую обязанность этих органов, гарантированный минимум видов психиатрической помощи и социальной защиты, а также дать примерный перечень форм их реализации.

Наши рекомендации