Основными способами оказания клинико-психологической помощи являются

1) психологическое консультирова­ние,

2) психологическая коррекция (психокоррекция) и

3) психотерапия.

Все они направлены на различные стороны личности, но различают­ся по целям и способам воздействия. Все виды психологической по­мощи могут применяться раздельно и в сочетании.

Психологическое консультирование — главной целью его яв­ляется научно организованное информирование клиента (пациен­та) о его психологических проблемах с учетом его личностных цен­ностей и индивидуальных особенностей с целью формирования активной личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь (принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценно­стей).

От классической психотерапии психологическое консультирова­ние отличает отказ от концепции болезни, при этом основное внима­ние уделяется ситуации и личностным ресурсам клиента по ее пре­одолению.

От обучения консультативную психологию отличает придание значения не столько знаниям, которые сообщаются паци­енту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотноше­ниям между консультантом и клиентом, порождающим у последне­го дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей.

Однако между этими тремя областями жестких границ нет — модели обучения, консультирования и психотерапии взаимо­обогащают друг друга.

Консультирование в большей степени ориентируется на психо­логическое воздействие, т.к. учитывает цели пациента.

Вследствие этого в процессе консультирования с помощью специальных мето­дов воздействия осуществляется нормализация психического со­стояния индивида, расширение представлений о себе, ситуации, вариантах преодоления жизненных сложностей, внутриличностных конфликтов и приобретения навыков психологической защиты и компенсации.

Психологическая коррекция (психокоррекция)— понимается как деятельность специалиста по исправлению (корректировке) тех особенностей личности, психического развития клиента, которые не являются оптимальными для него.

Ее целью является выработка и овладение навыками адекватной для индивида и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

Методы коррекции, как и психологического консультирования, многообразны, выбор их зависит от того, к какой школе принадлежит психолог (подходы: поведенческий, психоаналитический, экзистен­циально-гуманистический, когнитивный, деятельностный, транс­персональный и другие).

Психокоррекция в большей степени ориентируется на процессы манипулирования, управления и формирования, что обычно связа­но с неспособностью человека самостоятельно (даже при приобре­тении знаний и навыков саморегуляции) изменить параметры своей психической деятельности в силу аномалий или дефектов психики.

Психотерапия— в узком понимании термина является систе­мой комплексного лечебного вербального и невербального воздей­ствия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических).

Основной своей задачей психотерапия ставит купирование психопато­логической симптоматики, посредством чего предполагается дости­жение внутренней и внешней гармонизации личности.

В широком понимании психотерапия рассматривается как процесс психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение гармонии с собой и миром в настоящем (Макаров В.В., 1999).

Такое широкое понимание психотерапии, по сути, выводит ее за рамки только медицинской деятельности, применимо к различным ви­дам психологической помощи и может обеспечить ее развитие в различ­ных направлениях.

Профессиональной компетенцией медицинского психолога в сфере оказания психологической помощи является психическая патология (но не психотические расстройства) и психологические проблемы как соматически здорового, так и больного человека.

При этом медицинский психолог вправе применять все виды психологической помощи (консультирование, коррекцию и психотерапию).

Он может оказывать психологическое воздействие, манипулировать в процессе общения, управлять собеседником или формировать у него определенные качества (Г.С. Абрамова, 1996).

Различные виды психологической помощи включают все эти способы психического воздействия на человека в условиях клинического взаимодействия, но представлены они по-разному.

Воздействие в процессе оказания психологической помощи — изменение психической реальности другого человека с целью создания для него новых переживаний и качеств. Воздействие предполагает ценность другого человека как меру изменении психической реальности.

Манипулирование — изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-либо или чего-либо. Оно предполагает скрытое или явное обесценивание человека, своеобразное "прибирание его к рукам" манипулятора, "помыкание" им, производимое настолько искусно, что у человека создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением (Доценко Е.Л., 1996).

Управление—изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами. Применяется при отсутствии у индивида возможности адекватной саморегуляции, к примеру, при патологии характера, личностных аномалиях или психопатологических симптомах невротического регистра.

Формирование — это изменение психической реальности человека в соответствии с представлениями о ее социальной и индивидуальной норме. В этом случае предполагается, что сам человек не может достичь этой нормы вследствие дефекта или дефицита каких-либо качеств, например интеллектуальным или волевых.

Считается, что психотерапия относится к сфере деятельности врача-психиатра в силу того, что, с одной стороны, она ориентируется на симптомы и синдромы (т.е. болезненные проявления психической деятельности), а с другой, в связи с возможностью развития неблагоприятных последствий оказания психологической помощи.

Этих особенностей в значительной степени лишены психологическое консультирование и психокоррекция, которые либо полностью, либо частично исключают возможность развития негативных последствий для соматического или психического здоровья человека.

Если сравнить психотерапию с консультированием и коррекцией, то обнаружится факт обязательности учета для ее применения показаний и противопоказаний.

Т.е. психотерапевт должен учитывать целую гамму особенностей при назначении психотерапии — от индивидуально-психологических особенностей пациента до его соматического статуса.

Противопоказаний для психологического консультирования практически не обнаруживается, поскольку состояние здоровья человека не имеет принципиального значения для оказания данного вида психологической помощи.

Психокоррекция в этом отношении занимает промежуточное положение между психотерапией и консультированием, поскольку косвенно может влиять на физическое состояние человека и провоцировать ухудшение здоровья.

Следовательно, при проведении некоторых психокоррекционных мероприятии целесообразен медицинский или психиатрический контроль (Менделевич В.Д., 1998).

Наши рекомендации