Расстройства познавательной деятельности

Познавательная деятельность начинается с ощущения и восприятия. Ощущения отражают одно из свойств предмета или явления, а восприятие - предмет или явление в целом. Наиболее часто встречающимися нарушениями познавательной деятельности являются иллюзии, галлюцинации и психосенсорные расстройства.

Иллюзия - искаженное, неверное восприятие реального предмета. Например, висящее пальто на вешалке воспринимается больным как забравшийся в квартиру вор. Иллюзии бывают иногда и у здоровых людей. Они могут возникнуть при недостаточной силе раздражителя (плохое освещение, слышимость) и при таких сильных эмоциональных состояниях как страх, тревога.

Галлюцинация - чувствительное восприятие при отсутствии внешнего объекта. Если галлюцинаторные образы проецируются во внешнюю сферу, их называют истинными, если в пределы собственного тела - ложными (псевдогаллюцинациями).

Различают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые галлюцинации. При зрительных галлюцинациях больные видят людей, животных, чудовищ, картины гибели мира. Слуховые галлюцинации делятся на элементарные (треск, шум) и вербальные - «голоса». «Голоса» бывают императивными (приказывающими ), комментирующими поведение и мысли больного и нейтральными. При вкусовых и обонятельных галлюцинациях ощущаются, как правило, неприятные, отвратительные запахи и вкус. Псевдогаллюцинации больные локализуют в собственном теле, голове. Человек слышит голоса, которым он не может дать чёткого определения: мужские они или женские, тихие или громкие - голоса «вообще» - нечто вроде «громких мыслей».

Психосенсорные расстройства характеризуются нарушением восприятия пространственной формы предметов и собственного тела. При них окружающие предметы кажутся искажёнными, как в кривом зеркале, а собственное тело воспринимается непропорциональным: с увеличенной головой или конечностями. Иногда появляются ощущения невесомости, лёгкости или наоборот неимоверной тяжести тела.

Довольно часты состояния, при которых незнакомая обстановка воспринимается как уже виденная. Они встречаются и у здоровых людей. Восприятие знакомой обстановки как чужой называется дереализацией.

При некоторых заболеваниях (шизофрения) кажутся чужими собственная личность, тело, лицо, голос.

Расстройства памяти

Память включает в себя процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации. Различают кратковременную и долговременную память. Кратковременная память обеспечивается циркуляцией потоков импульсов по замкнутым нейронным цепям. В основе долговременной памяти лежат процессы, связанные с синтезом белковых молекул в клетках головного мозга. Наиболее частым расстройством памяти является гипомнезия - ослабление памяти. При этом человек с трудом воспроизводит недавние или отдалённые события. Например, у лиц пожилого и старческого возраста запоминание и воспроизведение нового происходит с большим трудом, чем давних событий.

Усиление памяти называется гипермнезией. Оно встречается у больных в маниакальном состоянии.

Одним из важных мнестических расстройств является амнезия - пробелы памяти. Они могут охватывать ограниченный отрезок времени, например, при обмороке, или же занимать большой период жизни. Так, при старческом слабоумии у больных выпадают из памяти почти все события зрелого возраста.

Расстройства мышления

Мышление - высшая форма познавательной деятельности. Оно характеризуется обобщённым и опосредованным отражением действительности. Выделяют конкретное (образное) и абстрактное (логическое) мышление. Материальной основой образного мышления является деятельность правого полушария мозга, логического - левого. Логическое мышление оперирует второй сигнальной системой (речью). Благодаря речи образуются представления и понятия. В процессе мышления устанавливаются логические связи между понятиями, формируются цели и программы будущих действий.

Расстройства мыслительной деятельности многообразны. Они выражаются в виде нарушения темпа мышления, его целенаправленности и содержания.

При заболеваниях, сопровождающихся возбуждением, мыслительные процессы ускоряются. Так, при маниакальном состоянии отмечается скачка идей, когда легко образуются новые ассоциации, возникает много мыслей, образов.

Замедление темпа мышления наблюдается при депрессии. При шизофрении встречается расстройство мышления, называемое резонёрством. Это бесплодное, бесцельное мудрствование. Например, на вопрос: «Как вы себя чувствуете?» - больной отвечает: «А как я могу себя чувствовать? Кто в наше время чувствует себя иначе? И вообще, что такое чувство?»

Другое расстройство, называемое обстоятельностью мышления, часто встречается у больных эпилепсией. Оно характеризуется инертностью мыслительных процессов. Больные, рассказывая о чём-нибудь, всё время отвлекаются от главной цели разговора, застревают на малозначащих деталях.

При шизофрении у больных часто теряется целенаправленность мышления вследствие нарушения логических связей между понятиями и представлениями. Такое расстройство называется разорванностью мышления. Больной заявляет: «Да здравствует свобода, в саду ягода цветёт». Крайним выражением разорванности мышления является словесная окрошка - шизофазия. Речь таких больных понять невозможно. Она состоит из отрывочных понятий, вновь образованных слов (неологизмов). Например: «Я игнорирую ваши тенденции парадоксальных эмоций и веду назад чефактор вины».

К расстройствам мышления относят также навязчивые, сверхценные, бредовые идеи.

Навязчивые идеи - это мысли, от которых человек хочет, но не может избавиться. Они преследуют его постоянно. По содержанию навязчивые мысли очень разнообразны, но чаще встречаются навязчивые страхи. Например, боязнь заболеть какой-нибудь тяжёлой или постыдной болезнью: раком (канцерофобия), сифилисом (сифилофобия), инфарктом миокарда (кардиофобия). К навязчивым мыслям человек, как правило относится критически.

Сверхценные идеи - ярко эмоционально окрашенные мысли, преобладающие в сознании. Например, человек с переоценкой своих способностей считает, что окружающие, завидуя ему, строят различные козни и препятствия для осуществления задуманных им преобразований. Путем переубеждения иногда можно ослабить или устранить сверхценные идеи.

Бредовые идеи - ложные, не соответствующие действительности убеждения, не поддающиеся коррекции. При бреде отмечается искажённое, извращённое отражение действительности.

Бредовые идеи классифицируют по содержанию бреда. Различают бред преследования, отношения, величия, самоуничижения и др. При бреде преследования больные утверждают, что их преследуют, хотят убить, нанести какой-либо ущерб. Бред отношения отличается менее четкой характеристикой в намерениях окружающих. Больными отмечается необычное отношение к ним знакомых и незнакомых людей: «Особенно смотрят, перешептываются, делают какие-то замечания, необычно расставляют мебель в учреждении». Всё это приобретает для больных особый смысл и вызывает тревогу.

Близок к бреду преследования бред воздействия. В этих случаях больные испытывают неприятные ощущения в теле и связывают их с воздействием на них электрического тока, магнитного поля, «телепатических» лучей и т.д.

При бреде величия больные убеждены в своих высоких интеллектуальных способностях, художественной одарённости или считают себя необыкновенно красивыми и сказочно богатыми.

Противоположными идеям величия являются бредовые идеи самоуничижения. При этом больные утверждают, что они страдают тяжёлым физическим недугом или уверены в своей интеллектуальной и моральной неполноценности: «Я - негодяй, из-за меня рушится мир, наступает конец света».

Расстройства эмоций (аффективные расстройства)

Эмоции (чувства человека) занимают ключевые позиции в механизме удовлетворения потребностей. Они сигнализируют о появлении потребности и о вероятности её удовлетворения. Чем ниже вероятность удовлетворения потребности, тем эмоциональное напряжение более выражено, при этом эмоции носят негативный характер. Возрастание вероятности достижения цели порождает положительные эмоции.

Интенсивность эмоций может быть различной. Стабильный эмоциональный фон называется настроением. Бурные, но кратковременные эмоции, возникающие в ответ на сильные внешние раздражители получили название аффекта. Они сопровождаются выраженными двигательными и вегетативными реакциями. Сильное и продолжительное чувство называется страстью.

Наиболее частыми эмоциональными расстройствами являются эйфория и депрессия. Они отличаются стойким доминированием положительных или отрицательных эмоций.

Эйфория характеризуется неадекватно повышенным настроением, состоянием полного довольства и блаженства. Окружающее больными воспринимается в розовом цвете. Они веселы, радостны, беспечны.

Одним из распространённых эмоциональных симптомов является слабодушие. При этом расстройстве больные с трудом владеют своими чувствами. При чтении книг, просмотре кинофильмов они легко умиляются, плачут по незначительному поводу, раздражаются.

Неадекватность эмоций выражается в их несоответствии ситуации. Так, радостное известие может вызывать у больного чувство досады, злобы.

При шизофрении часто наблюдается расстройство, называемое амбивалентностью, при котором по одному и тому же поводу у человека могут возникнуть два противоположных чувства. Например, любовь и ненависть, печаль и радость.

Одним из тяжёлых аффективных расстройств является эмоциональная тупость - опустошение эмоциональной сферы. Больные с этим синдромом ко всему равнодушны, им безразличны страдания близких, а также своё собственное здоровье, благополучие. Большую часть времени они проводят в постели, не в состоянии что-либо делать.

При некоторых заболеваниях незначительные по силе и значимости раздражители могут вызывать бурную эмоциональную реакцию - патологический аффект. Как правило, такой аффект сопровождается агрессивными действиями.

Часты также аффекты страха, тревоги. При белой горячке, например, страх бывает настолько выражен, что больной, спасаясь от воображаемых преследователей, может соскочить с быстро идущего поезда или выпрыгнуть из окна.

Наши рекомендации