Iii. детские игровые представления летнее представление
НА СТАДИОНЕ В ПИОНЕРЛАГЕРЕ «МЫ СТРОИМ ГОРОД МИРА, МЫ СТРОИМ ГОРОД ДЕТСТВА, МЫ СТРОИМ ГОРОД СЧАСТЬЯ И МЕЧТЫ!»
Это представление было впервые поставлено во Всесоюзном пионерском лагере «Артек» в 1983 году. Читателю оно может показаться очень сложно выполнимым технически — декорации,, куклы, костюмы, маски... Однако это было сделано за десять дней силами двух художников и самих детей. Каким образом нам удалось одеть 4500 пионеров «Артека»? Один (!) художник вырезал из бумаги лекала и выкройки для каждого костюма и трафареты для каждого отдельного цвета. Затем дети, наложив эти лекала на картон или ткань, вырезали по контуру деталь костюма. Другие дети, наложив на нее трафарет, закрашивали вырезанное отверстие краской указанного цвета. За десять дней мы все вместе сделали так сотни рыцарских лат и шлемов, мушкетерских плащей и шляп, клоунских колпаков и блуз, дамских сарафанов и кринолинов.
За те же десять дней и тоже с помощью самих детей мы сделали все декорации (художник А. В. Стрельников) и около шестидесяти разнообразных кукол (художник по куклам Ф. 3. Файнштейн). Куклы были трех типов. Подавляющее большинство таких, что одевались на взрослого человека (вожатого, спортрука). Это были 13 Мастеров, которые помогали детям строить их город,— они появлялись в самом начале из старинных часов и не уходили с поля до конца представления. Помимо этого, по нескольку аналогичных кукол появлялось в каждом эпизоде: три мушкетера и прекрасная дама, шахматные .фигуры, старик Хоттабыч и семь гномов, матрешки и т. п. Конструктивно они были сделаны так, что голова и плечи куклы, изготовленные из папье-маше, па специальных обручах, крепились на плечи исполнителя и затем привязывались к его поясу. Голова куклы была над головой человека, а лицо актера — в грудной клетке куклы. Руки и ноги у куклы были «человеческие», костюм скрывал исполнителя целиком. Высота таких людей-кукол была порядка 2,5—3 метров. Помимо этого, было несколько кукол высотой в 4—5 метров (Нептун, Юпитер, злые силы), сделанных из поролона, которые крепились на специальных каталках и вывозились на стадион группой актеров, изображающих свиту. Руки и другие движущиеся части таких кукол управлялись с помощью шестов и веревок. Наконец, в финале представления из-за больших старинных часов вырастали пять гигантских кукол, изображающих детей пяти континентов. Они были смонтированы на телескопических вышках ремонтных машин. Фанерные головы кукол целиком закрывали кабинку вышки, к которой были прикреплены, вырастали куклы до высоты 15 метров, платье их было сделано из лент, цвет которых символизировал данный континент, а их «руки» поднимались и соединялись в общем круговом пожатии. Конечно, детям помогали руководители соответствующих технических кружков (столярного, слесарного, мягкой игрушки, кройки и шитья и т. п.), но все дети должны были делать сами, своими руками, по своему детскому разумению и представлению. Взрослые им показывали, как это сделать технически, если они не умели (как выпилить из фанеры контур по силуэту, сделанному художником, как скрепить рейками два листа фанеры, как сделать откосы, чтобы декорация стояла, как разводить краску и т. д. и т. п.), и объясняли в общих чертах что нужно сделать. Иногда подсказывали и прием изготовления. Например, чтобы сделать костюм бабочки, надо взять большой кусок материи (можно старую простыню), раскрасить цветными пятнами, прикрепить за концы к рукам и ногам и стянуть в талии ярким поясом. (Все это в принципе можно прочитать и в соответствующей литературе, которая есть в любой клубной библиотеке.) Дети принимали самое активное участие на всех этапах работы — от эскизов до монтировки на стадионе. Заранее всем детям было предложено придумать и нарисовать Город детского счастья, как они себе его представляют. После изготовления деталей оформления, костюмов и кукол каждой дружине (их в «Артеке» десять по 400—500 человек в каждой) мы предложили воплотить на стадионе то, что они придумали. Каждая дружина была разделена на три отряда (по желанию детей) — «строители», «художники» и «артисты». Строители на глазах у зрителей сооружали на стадионе «театр» и «цирк», «зоопарк» и «ледовый дворец спорта»; художники тут же раскрашивали эти «здания», а артисты изображали рыцарей и мушкетеров, зверей и птиц, героев любимых мультфильмов и клоунов. Каждый эпизод шел 10 минут, включая строительство, раскрашивание п обыгрывание площадки. Эскизы для последующего разрисовывания декораций дети тоже делали сами, мы вместе отбирали лучшие и договаривались, кто, какую часть, каким цветом и каким инструментом (кисть, валик, пульверизатор и т. д.) будет раскрашивать. Само представление шло таким образом: пока одна дружина строила, рисовала и играла, следующая спускалась с трибун и наряжалась на выходе, а предыдущая возвращалась на свои места. Все остальные в это время были зрителями, сидели на трибунах в сценических костюмах. И только в финале, когда Город счастья и мечты был уже полностью построен, когда в гости к детям уже пришли «гости со дна морского и других планет», все зрители-участники вместе повалили на поле, на трибунах осталась только кучка взрослых гостей, и начались массовые пляски и игры в городе, созданном руками и фантазией самих детей. Помимо того, что все зрители были и участниками и болельщиками, это еще придало представлению дух здорового соревнования. В ходе представления можно было премировать детей за лучший костюм, лучшую куклу или маску, лучшую песню, танец, пантомиму, лучшее решение темы, эпизода в целом, лучшую постановку, лучший рисунок на фоне, оригинальность, артистичность и т. д. и т. п. Премировать предполагалось и всерьез и в шутку (допустим, награждать «лавровым венком», но в разобранном виде, то есть пакетиком с лавровым листом). В финале можно было наградить и лучших болельщиков — они получали право первыми уйти со стадиона по палатам Призы могли вручать те же Мастера перед самым финалом. Но в «Артеке» мы этого не сделали.
Впоследствии этот сценарий я переделал так, чтобы его можно было поставить в любом пионерлагере на стадионе. Этот обобщенный сценарий мы сейчас и публикуем. Внимательный читатель найдет в нем какие-то строфы и фразы из вышеприведенных представлений, по я утешаю себя тем, что занимался плагиатом у самого себя.
Итак, представим себе, что мы зрители. И когда мы приходим на стадион, то видим в центре его огромный старинный замок — с башенками, колоннами, воротами, арками. В центре замка — большие часы. Вправо и влево от замка выстроен контур какого-то города: шпили, башни, купола, островерхие крыши, трубы, зубчатые стены... От контура книзу весь этот фон белого цвета. Это рамы из реек или листы фанеры, обтянутые белой бумагой. Рамы скреплены друг с другом и установлены гармошкой так, что они держат сами себя, стоят, как раскрытая книга. (Можно для крепости сделать откосы или просто прибить рамы к земле большими гвоздями.) По контуру замка, по периметру часов, по верху крыш натянуты гирлянды елочных лампочек. Но пока они не горят, они зажгутся только в финале. И вообще, все остальное оформление будет появляться и начнет «работать» по ходу представления. А пока что на поле стадиона кроме яркого замка и белого фона вообще ничего нет. Просто зеленое поле...