Эпизод 3. «Освобождение и Парад Победы»

На ступенях центрального входа под колоколом пляшут сол­даты в подлинной форме моряков и пехотинцев, летчиков и тан­кистов, пограничников и медсестер 1945 года. Пляшут, как пля­сали когда-то на ступенях рейхстага, бросая в небо фуражки, пилотки, шлемы и бескозырки, без всякого выстроенного рисун­ка, кто во что горазд. Одновременно из города Жизни выбега­ют на поле другие советские солдаты (участники танцевальных коллективов в стилизованной военной форме), а из ворот города Смерти им навстречу бегут девушки с цветами в народных ко­стюмах тех стран, которые освободила от ига фашизма Крас­ная Армия. Звучит попурри известных народных мелодий этих стран, по всему полю стадиона солдаты с девушками лихо пля­шут краковяк и чардаш, чешскую польку и венский вальс. Но вот звучит марш Победы. По дорожке стадиона, как на Параде Победы, движется огромное знамя СССР, сопровождаемое дву­мя знаменами фронтов, за ними марширует сводный военный духовой оркестр в полной парадной форме с тамбурмажором, лирой и бунчуками, за ними печатает шаг сводная рота почет­ного караула трех родов войск, каждая со своим флагом. У кромки поля их встречают и приветствуют советские солдаты и девушки освобожденных стран Европы. (В этот момент в еди­ном порыве стадион встал во второй раз, во всю силу легких приветствуя победителей). А слева от города Жизни на трибу­нах выросли и застыли боевые ордена: орден Победы, орден Отечественной войны, орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Славы и Золотая Звезда Героя Советского Сою­за. И над городом, над орденами, над зубцами Кремлевской стены всплыла в небо и затрепетала на ветру пятицветная ра­дуга. И конструкция города Смерти вдруг закрылась бело-го­лубыми фермами и превратилась в символ Стройки.

Эпизод 4. «Никто не забыт, ничто не забыто»

Тихо, погребально, траурно звучит колокол. Из-под фоно­вой трибуны по всей ширине поля медленно идут попарно, за­полняя все пространство стадиона, красные бойцы. Каждая пара несет большую (1,5x2,5 м) фотографию погибшего солдата. В основном это советские воины, но есть и лица американских, английских, французских, польских, чешских солдат, снявших­ся в солдатской форме своих армий. Это 400 подлинных фото­графий павших, переснятые с найденных воинских документов. Навстречу им из-под правительственной трибуны идут 400 де­тей в пионерской форме. У каждого в руках гвоздика. Они подходят к портретам, втыкают цветок за раму в нижний левый угол и замирают рядом в почетном карауле. Пауза, только звонит колокол (В этот момент стадион встал в третий раз. Делегаты из разных стран, пришедшие на стадион со своими национальными флагами, опустили их к земле. Это была никем не спровоцированная минута молчания, минута Памяти и Скор­би, и длилась она гораздо дольше минуты, люди молча стояли, пока не закончился эпизод...) По дорожке стадиона слева на­право медленно едут военные «газики» с названиями городов-героев на борту. В каждом — парень и девушка, делегаты от одного из городов-героев с горящими факелами в руках, заж­женными от Вечного огня в этом городе. Солдаты-водители выходят из машин, открывают дверцы. Юноши и девушки спу­скаются на поле и медленно идут сквозь ряды фотографий к центральному входу, на площадку под колоколом. Одновремен­но уезжают машины, бойцы с фотографиями вновь идут вперед, поднимаются на трибуны и уходят, пронося фотографии между рядами, прямо перед лицом стоящих зрителей. Затем они спу­скаются по боковым ступеням и уходят с поля, прислонив фо­тографии к ограде боковых трибун, так что все дальнейшее представление мертвые смотрят наравне с живыми. На пустом поле остаются только замершие дети, а вдали, на площадке, — 11 горящих факелов. На табло — надпись: «50000000 павших — кровавый итог второй мировой войны. И среди них: 20 000 000 советских людей, 6 000000 поляков, 1700 000 югосла­вов, 600 000 французов, более 400000 граждан США, 370000 ан­гличан, 300 000 чехов и словаков, сотни тысяч людей других национальностей!..» И вновь на шести языках вспыхивает ог­ромное слово: «ПОМНИ!»

Эпизод 5. «Предостережение»

Звучит веселая детская музыка. Все поле заполняют дети (те, что стояли, смешиваются с ними). Они поют и танцуют, играют и веселятся. Здесь танцоры и гимнасты, жонглеры и акробаты, скоморохи и велофигуристы (самодеятельные детские цирковые и хореографические коллективы). Вместе с ними пля­шут огромные куклы, изображающие людей и зверей, игрушки и героев мультфильмов и книг. На поле закручивается огром­ная веселая карусель. А встречным движением из города Жиз­ни справа налево едет по дорожке яркая праздничная каваль­када поезд с вагончиками (электрокар с прицепами), раскра­шенный как большая мультипликационная гусеница с глазами-фарами, ртом-бампером и т. п. К карнавальной процессии при­страиваются велофигуристы, огромные куклы: жирафы и страу­сы, верблюды и медведи, петухи и аисты. А в самом поезде едут веселые дети (куклы кемеровского ансамбля «Люди и куклы». Актеры, которые управляют ими, сидят внутри вагон­чиков), они пляшут и веселятся, выглядывая в двери и окна, а некоторые сидят прямо на крыше и болтают ножками. Ка­валькада еще не успела полностью уехать в северо-западные ворота, как раздается тревожный звук набата. Резко обрывает­ся веселая музыка. Из-под правительственной трибуны бегут на поле сотни людей. В руках у них черно-белые (одна сторо­на белая, другая — черная) куски ткани. Они бегут, спасаясь от чего-то, размахивая этими полотнищами. Паника. Разбе­гаются дети, бросая свои игрушки. За фоновой трибуной в районе города Смерти раздается чудовищный взрыв — грохот, вспышка, клубы черного дыма (пиротехнический эффект). Лю­ди падают на землю и накрываются черной тканью. И из их тел на зеленом поле образуется огромный черный силуэт атом­ного «гриба». Медленно выплывает над верхним козырьком фо­новой трибуны огромная ракета (надувная). На ней — злове­щий индекс «А». На электротабло—слова, написанные латин­скими буквами: «Евросима, Афросима, Азиясима, Америкосима...» Тишина. Бьет метроном. Все люди на поле вдруг как-то конвульсивно перекатываются и переворачивают куски ткани белой стороной вверх. И черный «гриб» превращается в огром­ный белый череп с пустыми глазницами. А по дорожке стадио­на слева направо медленно едет тот же поезд. Только теперь он совершенно белый, а в окнах, дверях и на крыше лежат, свесив ноги и руки, «мертвые дети» (куклы кемеровского ансамбля, брошенные артистами). На табло вспыхивает на шести языках огромное слово: «НЕТ!»

Здесь я должен несколько отвлечься от описания представ­ления, чтобы прокомментировать то, что происходило в эти ми­нуты на трибунах. Каждый режиссер знает приемы, которыми можно рассмешить публику. Несколько сложнее, но тоже не очень трудно вызвать у зрителей слезы (кстати, в этом эпизоде многие плакали). Но самое ценное завоевание любого спек­такля— это мгновения полной, абсолютной тишины, когда ка­жется, что в зале никого нет, когда вся аудитория настолько поглощена зрелищем, что простуженные перестают кашлять, а нервные — ронять номерки.. Этими мгновениями режиссер гор­дится, он их лелеет и коллекционирует, как драгоценные камни. Но это в обычном зале, на традиционном спектакле. А как сделать, чтобы 45000 зрителей на стадионе затаили дыхание?! Так вот, когда по дорожке поехал поезд-призрак, наступила та самая минута. Это не траурная минута молчания, это минута полного безмолвия, это поступь Смерти в пустыне... На миг по­казалось, будто на стадионе все умерли, в полной тишине был слышен лишь шелест шин по тартановой дорожке... И этим мгновением я горжусь по сей день.

Финал. «За мирное небо над мирной землей!»

Вновь звучит фанфарный сигнал, и люди встают. Они опять в костюмах пяти фестивальных цветов. Из свернутых белых полотнищ они выкладывают на поле контуры пяти континентов. И в каждом идут маршем мира молодые люди в костюмах цве­та этого континента. А по дорожке стадиона слева направо идет Марш мира с плакатами и лозунгами, с флагами всех стран, приславших на фестиваль своих представителей, с фе­стивальными флагами, с эмблемами борцов за мир, борцов за ядерное разоружение, за уничтожение американских ракет в Европе. И зрители вновь вскакивают со своих мест. Они поют и танцуют па трибунах, приветствуя участников Марша мира, размахивают флагами и скандируют лозунги. В районе города Жизни начинают бить подсвеченные цветными прожекторами (уже стемнело) струи фонтанов, еще более разжигая всеобщий энтузиазм. Артисты на поле присоединяются к этим привет­ствиям. Они набросили черно-белые полотнища на шею, как шарфы, а их руки в ритме марша то сжимаются в кулак в меж­дународном пролетарском приветствии «Рот-фронт», то растопы­риваются пальцами в виде латинской буквы «V» («Виктория» — «Победа»), то сжимаются в братском рукопожатии, то аплоди­руют, то раскрываются ладонями к небу... А там, в небе над стадионом, буквально «испускает дух» (выпускают воздух), сморщивается и падает черная ракета. Там, на фоне закатного неба, восходят огромные планеты и звезды Солнечной системы (надувные) и поднимаются над трибуной яркие горящие слова «Мир», «Дружба», «Солидарность» на шести языках (подъем­ные устройства). Эти же слова вспыхивают на электротабло. Актеры на поле собираются в центре, приседают, образуя полу­сферу, и вот над головами появляются сотни трепещущих крыльями белых голубей (руки в белых перчатках). Участники Марша мира заполняют все поле, смешиваясь с участниками предыдущего эпизода, все вместе со зрителями скандируют лозунги, аплодируют в такт маршу... И в этот момент все небо над Москвой расцветает огнями праздничного фейерверка.

II. КАРНАВАЛ В ГОРОДЕ

Этот карнавал мы с художником А. В. Стрельниковым и балетмейстером Б. Е. Кобринским впервые придумали и поста­вили в г. Геленджике в 1977 году. С тех пор праздник стал традиционным. Ежегодно он посвящался какой-то крупной да­те или событию (150-летие со дня основания города, Между­народный год защиты детей, Всемирный фестиваль молодежи и студентов и т. п.), что и определяло его образное решение. Но в 1986 году такой даты не было, если не считать десятилетнего юбилея самого праздника. К тому же за эти 10 лет карнавал неимоверно разросся, каждое следующее представление добав­ляло новые костюмы и куклы, декоративное оформление машин и улиц. Праздник стал поистине массовым, глобальным, он ох­ватывал весь город и длился уже не часы и не весь день, а целую неделю. Но при этом он стал каким-то бесформенным, потерял логику развития, стройность и цельность. И вот нас попросили «обновить» карнавал, придумать для него новый «ход» с учетом всего того, что уже было сделано.

В поисках образного решения мы рассуждали так. Чем зна­менит курорт Геленджик, чем он отличается от других курорт­ных городов Черноморского побережья? Здесь нет целебной воды или грязей, а климат не лучше, чем, скажем, в Туапсе или Планерском. Но зато здесь ежегодно проходит карнавал. Геленджик — это самый веселый курорт страны. А смех — это тоже целебное средство. Недаром английский врач XVII века Сиденхелл писал: «Прибытие в город комедиантов важнее для здоровья его жителей, чем прибытие обоза, груженного лекар­ствами». А группа американских ученых из Стэнфордского уни­верситета (штат Калифорния) после многолетних исследований доказала, что смех улучшает здоровье и продлевает жизнь. Итак, лечение смехом, смехолечение. Главный герой — смехолекарь, «смехарь». Так родился образ, а затем и «ход» будущего представления: первая часть — переаттестация всех медиков ку­рорта, проверка их «смехолечебных» умений, вторая часть — собственно смехолечение всех в оном нуждающихся: бюрокра­тов и лодырей, пьяниц и фарцовщиков, и т. д. и т. п. Так ро­дился и единый изобразительный мотив — образ «смехаря», ры­жего веселого клоуна в докторской шапочке с красным крестом (художник В. Бортяков). Это изображение было на плакатах и программках, на пригласительных билетах и листовках, на машинах и костюмах, на фонарях и витринах. Во всех ларьках и киосках продавались значки с изображением веселого смехаря, керамические медали, оригинальные куклы-сувениры и т. п. Театрализованное шествие было разбито на девять тематиче­ских колонн («Геленджик — город мира», «Геленджик — город дружбы», «Геленджик — город здоровья», «Геленджик — город солнца» и т. д. до «Геленджик — город будущего»), во главе каждой шагал униформист со штандартом, на котором была нарисована рожица веселого «смехаря» и начертано название колонны. И, наконец, огромный «смехарь» встречал зрителей на стадионе. Голова его в докторской шапочке поворачивалась то вправо, то влево и подмигивала трибунам (машина с теле­скопической вышкой), а огромные руки с букетами цветов под­нимались и опускались, пытаясь обнять всех разом (две маши­ны типа «мехрука»). Платье «смехаря» с учетом ветровой на­грузки было собрано из старых рыболовных сетей, покрашенных в разные цвета. Оно же, естественно, стало задником, фоном для выступающих, местом, где сосредоточивались и переодева­лись коллективы.

На форму юбилейного карнавала несомненно наложило от­печаток еще и то обстоятельство, что 1986 год был годом XXVII съезда КПСС, а по решению ЮНЕСКО 1986 год был объявлен годом мира. В течение семи дней в городе работали выставки «Геленджик вчера, сегодня, завтра», цветов, аранжи­ровок и композиций под названием «Праздник, который всегда с тобой», домашних животных и птиц под названием «Любовь со взаимностью», картин, гравюр и карикатур местных худож­ников под названием «Искусство на панели» (выставка была под открытым небом), книг местных авторов и т. д. и т. п. На этих выставках продавали книги и эстампы с автографами ав­торов, грампластинки и кассеты, семена и выкройки, устраи­вались аукционы породистых животных и птиц, редких блюд и поделок народных умельцев, демонстрировались моды нового курортного сезона и проводились комические спортивные со­ревнования, проводились консультации врачей, поваров, офици­антов, парикмахеров, массажистов, косметологов, юристов, мо­дельеров. Все это проходило в рамках семидневной театрали­зованной ярмарки. Помимо этого, был марш-парад духовых оркестров, конкурс бальных, народных и современных танцев, выборы «королевы курортного сезона-86», бал-концерт приехав­ших на праздник коллективов и исполнителей, народное гу­лянье на набережных и т.д. Но главным мероприятием, гвоз­дем и «изюминкой» всей этой праздничной недели было костю­мированное шествие по улицам, бульварам и набережным го­рода с театрализованными представлениями на площадях (у кинотеатра, у Морского порта) и на стадионе. Узкие улочки города, небольшие размеры площадей и стадиона (одна три­буна на 2500 мест), а также стационарное звукоусиление на всей трассе и на всех площадках позволили использовать до­вольно много звучащего текста. Кроме того, комические надписи были на бортах машин, на плакатах, на парапетах и заборах, на витринах и уличных «перетяжках». Помимо оригинальных текстов, мы кое-где использовали репризы и стихи известных авторов агитбригадных представлений А. Аксельрода и М. Левинтона (на одном из первых карнавалов М. Левинтон был у нас консультантом по медицинской тематике и «черному юмо­ру») с их любезного согласия, а также отдельные строфы С. Маршака, Ф. Кривина, подлинные тексты русских скоморо­хов, балаганных дедов, петрушечников, раешников и др. Об­щий сценарий всех представлений составлял 140 машинописных страниц. Естественно, здесь мы приведем не все, а только сце­нарий ярмарки и костюмированного шествия с представления­ми на площадях.

«ЧТО УГОДНО ДЛЯ ДУШИ!»

(Сценарий театрализованной ярмарки)

В последние годы все чаще и чаще в городах и поселках вспоминают о древней русской традиции — осенней ярмарке, связанной со сбором урожая. На площадях и возле рынков устанавливаются ларьки и киоски, Агропром торгует прямо с борта рефрижераторов, заодно продают изделия местных ма­стеров и умельцев, тут же разворачивается коопторг, общепит организует передвижные чайные и закусочные, повсеместно предлагают свой товар специалисты в области индивидуальной трудовой деятельности... Иногда на территории ярмарки строит­ся помост, на котором время от времени выступают коллекти­вы художественной самодеятельности. Вое это происходит от­дельно друг от друга — торговля сама по себе, а творчество — само по себе. Но опыт традиционных русских ярмарок с их скоморохами и зазывалами, раешниками и балаганами говорит о том, что связь между этими двумя течениями может быть го­раздо теснее, если театрализовать торговлю, а в репертуар кол­лективов внести соответствующие коррективы. Тогда ярмарка превратится в народное гулянье, в праздник. Ниже предла­гается сценарий подобного праздника для карнавала в Геленд­жике.

Итак, на улицах и площадях, находящихся в треугольнике между кинотеатром «Буревестник», портом и рынком, идет тор­говая ярмарка. Помимо сельхозпродукции колхозов и совхозов Геленджика, в ларьках и киосках торгуют цветами, плодами и овощами члены садово-огородных товариществ и объединений. Они не только продают излишки своей продукции, но и органи­зовали выставку лучших образцов, дают советы и рекомендации по обработке почвы, по уходу за растениями, кустарниками и деревьями, по переработке урожая, продают семена, черенки. Рядом — выставка-продажа домашних животных, декоративных рыб и птиц. Кругом клетки и аквариумы, вольеры и консульта­ционные столы. Здесь можно получить консультацию по уходу за животными, купить щенков и котят, попугайчиков и рыбок, корм для них и новую клетку, постричь собаку. Здесь же голу­беводы, продавцы хомяков.

В ларьках, расположенных рядом с эстрадами, идет торгов­ля изделиями народных мастеров и дегустация национальных блюд.

Сувениры и изделия декоративно-прикладного искусства не только продаются, но тут же, на глазах зрителей, изготавли­ваются. Рядом с домиками сидят и работают мастера. Они не только сами изготавливают свои изделия, но и обучают этому зрителей. У каждого несколько гончарных кругов, или ткацких станков, или наковален. Человек делает изделия сам, показы­вает, как их делать, приглашает всех желающих попробовать, продает готовые изделия, предлагает желающим глину, солому, металл и т. п. исходный материал, рекламирует свой промысел.

В других киосках идет торговля полуфабрикатами и готовы­ми изделиями национальной кухни, их дегустация, тут же раз­даются рецепты и показываются приемы приготовления пищи, объясняется назначение незнакомых предметов кухонной утва­ри и т.д. Здесь же бармены готовят, проводят дегустацию и дают рецепты безалкогольных коктейлей, врачи-диетологи ре­комендуют, как похудеть, врачи-косметологи — как следить за своей внешностью, массажисты обучают приемам самомассажа.

На пирсе в промежутках между концертными программами проходит показ моды летнего сезона-86. Участвуют манекенщи­цы и модельеры Геленджикского, Новороссийского, Краснодар­ского и Сочинского домов моделей. Зрители располагаются на берегу и на верандах нового здания морпорта. В конце пирса пришвартованы два прогулочных судна, где манекенщицы ме­няют платья. Тут же модельеры предлагают эскизы и выкрой­ки, дают консультации. Коопторг и местная промышленность продают майки, сумки, кепи, сувениры с эмблемой ярмарки и надписями, специальные значки. Последняя модель — пляжные костюмы и купальники. Проходя по пирсу, манекенщицы сни­мают с себя пляжные куртки, юбки, шорты, остаются в купаль­никах, прыгают в воду и добираются до берега вплавь Финал показа — танец на берегу. Показ мод проходит в утренние ча­сы, когда солнце светит с берега, из-за спин зрителей, на пирс.

В некоторых киосках идет продажа пластинок, пленок и кассет с записью музыки местных композиторов, книг местных писателей, картин, эстампов, офортов местных художников. Все это продают сами авторы, раздают автографы, отвечают на во­просы посетителей. Рядом продаются конверты и марки со спецгашением, посвященным празднику. На аллеях самодея­тельные художники рисуют портреты всех желающих, продают свои картины, гравюры, статуэтки.

Особое место отведено выставке технического самодеятель­ного творчества. Авторы объясняют, из чего и как сделаны их самоделки, дают чертежи и рекомендации, показывают машины в действии.

К празднику приурочены выставки коллекционеров (марки, монеты, этикетки, экслибрисы и т. д.), клубов по интересам, кактусоводов, живописи, карикатуры, фотографии, детского ри­сунка и т. п. Проходят они в обоих домах культуры. Тут же владельцы и авторы дают пояснения, советы, рекомендации.

В оформлении сценических площадок и киосков максималь­но используются товарные знаки фирм и обозначения товаров, флаги расцвечивания, герб города, эмблема карнавала, фольга, воздушные шары, а также цветы и зелень В оформлении сле­дует максимально использовать уже имеющиеся архитектурные элементы гирлянды флагов натягивать между деревьями и столбами, фонари раскрашивать клоунскими рожицами, стенки киосков и витрины расписывать лозунгами и разрисовывать смешными рисунками. Надо также расписать заборы, парапеты и мостовые. На стенах и заборах надо наклеить плакаты и афиши карнавала, нарисовать эмблемы и карикатуры, написать рекламные тексты и шутливые надписи типа: «Здесь самое удобное место для обзора карнавального шествия», «На этом углу кавалькада остановится на 27,5 секунды», «Стоянка карна­вала строго воспрещается!» и т. д.

На всех перекрестках стоят комические указатели со стрел­ками — где, что происходит. Это может быть однорукое огород­ное пугало, указывающее рукой на эстраду, или камень с надписью типа:

Направо пойдешь — товары найдешь,

Налево пойдешь — поешь и попьешь,

Прямо пойдешь — со смеха помрешь,

Домой уйдешь — с тоски пропадешь!

Могут быть просто полосатые столбы со стрелками. На од­ной стороне надписи: «Что? Где? Когда?» На другой: «Все, что твоей душеньке угодно! Повсюду! Сегодня и ежедневно!»

Наконец, это могут быть большие схемы территории ярмар­ки, где яркими рисунками обозначены места торговли и верни­сажа, показа мод и спортивных состязаний, концертов и вы­ставки цветов, следами ног показан путь к центральной эстра­де. Везде — графики с почасовым «раскладом» концертов, по­казов, торговли и т.п.

У входов на ярмарку находятся костюмированные зазыва­лы с мегафонами. Они выкрикивают рекламные тексты, рас­хваливают товары, заманивают зрителя. В толпе бродят ло­тошники, коробейники, разносчики с мелким товаром. Они, в свою очередь, громко расхваливают свой товар. Наконец, на ярмарке работают группы скоморохов, которые просто веселят публику, загадывают мудреные загадки, водят хороводы, втяги­вая в них зрителей, предсказывают судьбу, гадают на картах, поют «нескладухи», пляшут на руках и на ходулях, играют на бубнах, ложках, трещотках, свистульках. Народные забавы, иг­рища, шутливые обряды, конкурсы. Победители получают шу­точные призы, проигравших «парят» березовым веником. Все скоморохи работают со зрителями и внутри толпы. Основная задача — вовлечь зрителя в действие, создать праздничное на­строение, «завести» людей. Все это — стилизация под старинное народное ярмарочное гулянье, балаганы. Ездят открытые ма­шины с оркестрами и группами артистов, останавливаются в любом месте, выступают и едут дальше. Диксиленды и костю­мированные группы ездят на машинах клуба автомотостарины, на машинах-самоделках, на веломобилях. Вдоль всего берега плавают баржи и прогулочные корабли с оркестрами и участ­никами самодеятельности. Они пристают к берегу, показывают представление и плывут дальше. По улицам и бульварам мар­шируют духовые оркестры, останавливаются, играют, снова маршируют.

Перед началом гала-концерта на центральной эстраде вы­ступают ВИА, семейные ансамбли, малые коллективы, отдель­ные исполнители-виртуозы.

Ниже приводятся тексты зазывал, торговцев и скоморохов. Если понадобится, количество текстов можно увеличить (зави­сит от номенклатуры товаров, репертуара коллективов и т. п.).

Тексты зазывал

Кавалеров и дам

Приглашаем к нам!

У нас сегодня ярмарка,

У нас сегодня базар,

Выбирай какой хочешь товар!

Бублики, квас

Специально для вас!

Чашки, блюдца —

Никогда не бьются!

Чайники, кофейники

Разносят коробейники.

Шелковые шали

Сами вышивали!

Разноцветная кайма,

Золотая бахрома!

Ближе подходите,

Щупайте, смотрите!

Раз взглянул,

На второй — купил,

На третий — нас

Поблагодарил!

Петушки-леденцы,

Ложки, плошки, бубенцы,

Сухари, коврижки,

Пироги да пышки!

Потешные книжки

Дочке иль сынишке!

Палех, Гжель и Хохлома

Здесь почти что задарма,

Ну а соком соковары

Угощают просто даром!

Есть всегда для детворы

Разноцветные шары!

Халва, изюм,

Рахат-лукум,

Козинак, шербет,

Слаще в мире нет!

Пряники, ватрушки,

Детские игрушки!

На всех аллеях стоят буфеты,

В них крепче «Байкала» напитков нету!

Впродаже конфеты, торты, печенье,

Пирожные и прочее угощенье!

В двенадцать — показ современной моды,

Той, что годится для всякой погоды!

Курортная мода! (Отнюдь не стриптиз,

А лишь современной моды каприз!)

Повсюду ярмарка-распродажа,

Здесь все, что вам нужно, и лишнее даже,

Товары все, как один, хороши —

Для дела, для тела, для глаз, для души!

Эй, народ, шевелись, суетись,

Пой, пляши, веселись, не толпись,

Налетай на товар, поворачивайся,

Но не думай, что в дар, а

расплачивайся!

Собирайтесь, люди,

Здесь торговля будет!

Старики, старухи,

Парни, молодухи,

Налетай, подешевело,

Было рубль, стало два!

Эй, честной народ,

Проходи вперед,

Дефицит вас ждет,

От угла поворот,

За столбом наоборот,

Как аллея вас ведет,

Вправо, влево и в проход —

Вот!

Ярмарка открывается,

Публика собирается!

Приглашаем всех сюда,

Почтеннейшие господа!

Продавщицачая (из чайной).

Если ты в тоске отчаянной,

Плюнь и не скучай,—

Приходи-ка в нашей чайной

Пить почаще чай!

Чай хорош от всех болезней,

С чаем день встречай,

И учти, что всех полезней

Краснодарский чай!

Продавец кваса.

А вот квас

Специально для вас!

Квас медовый,

Квас хреновый,

Квас хлебный —

Самый целебный!

Дешево и сердито,

До краев налито!

Выпьешь кваску —

Забудешь тоску!

Продавщица семечек.

Семечки каленые,

Семечки печеные

Лузгайте, жуйте,

На землю не плюйте.

Горсть — за гривенник,

Полгорсти — пятак,

А самому веселому

Отдам за так!

Тыква и подсолнух

Хорошо подсохли,

А самые вкусные

Семечки арбузные!

Горсть за гривенник,

Полгорсти — пятак,

А самому пригожему

Отдам за так!

Продавец пирожков.

А вот пироги —

Не очень дороги!

С пылу, с жару —

Гривенник пара!

Пироги с зайчатиной

И со всякой всячиной,

С луком, с мясом,

Запиваем квасом!

С требухой и с кашей

Изделия наши,

С яйцами, с картошкой —

Отведайте немножко!

С пылу, с жару —

Гривенник пара!

Продавцы соков.

1. Плодоягодный напиток наш насмешливый народ

«Краской» или «бормотухой подловыгодной» зовет...

Ни наливку, ни настойку не поставим на поток —

Требуйте и пейте только ягодно-фруктовый сок!

2. Если хочешь сил моральных

И физических сберечь,

Пейте соков натуральных —

Укрепляет грудь и плеч!

3. Давным-давно

Не пью вино,

Мне все равно

Во вред оно!

Все вина — вон!

Пошел мне впрок

Здоровый сон

И свежий сок!

4. Вы скажете, что это чересчур,

Но я, клянусь, ни слова не соврал,—

Сменил фамилию Владимир Винокур

На псевдоним Владимир Соковар!..

Продавец фруктов и овощей.

Коль растолстел, не кричи о помощи,

Кушай, товарищ, фрукты и овощи!

Это богатство на праздник привез

Наш «Дивноморский» богатый совхоз!

Продавец рыбы

Пироги с капустой—

Дорого и пусто!

Дешево и вкусно—

Пироги с лангустом!

Продавец обуви.

Любая обувь для всякой погоды

Туфелька Золушки, сапоги-скороходы!

Но лучше всего — если снег иль гроза —

Родная расейская наша кирза.

Продавец готовой одежды.

Последний крик моды —

Костюм для любой погоды

Такого не видели до сих пор

Карден и Зайцев, Бурда и Диор!

Продавец мячей.

Скачет мяч

Как циркач,

По лужам и по крышам.

Чем сильней

Ударишь мяч,

Тем он скачет выше.

Подходи, покупай —

Мячик легче пуха...

А купив,— поиграй,

Чтоб не падать духом!

Продавщица бубликов.

Мой миленок похудел—

Долго бубликов не ел,

Наконец меня послушал,

Бубликов полфунта скушал.

Моментально растолстел,

И теперь я — не у дел!

Почтеннейшая публика,

Покупайте бублики —

Бублики с маком,

Бублики со смаком,—

Покупайте бублики

Лучшие в республике!

Продавщица леденцов.

Лучшие подарочки—

Петушки на палочке!

Хочешь—сам пососи,

Хочешь — милой отнеси!

Штука — гривенник,

За пару — два,

Налетай, братва!

Продавщица пряников.

Для Манек и Ванек Медовый пряник!

Пряники тульские,

Пряники московские,

Спечены еще

Во времена петровские!

Гривенник штука,

Дешевле лука!

Сами жуем

И вам продаем.

Пряники мятные —

Самые приятные!

Кто сломает зуб,—

Возвращаем руп!

Продавец воздушных шаров (ко всем парочкам).

Юноша! Купите воздушный шар!

Преподнесете вашей девушке в дар!

Продавщица цветов (тоже к парам).

Мужчина! Купите вашей даме цветы!

Это символ нежности и красоты!

Продавщица масок.

Яркие краски,

Карнавальные маски,

Мушкетерские усы,

Маскарадные носы!

Налетай, покупай,

Да скорей надевай, —

Небольшая цена,

Купишь — теща, жена,

Даже дети и мать

Вряд ли смогут узнать.

Продавец сувениров.

Веера не от жары,

Зонтик не от влажности,

А для смеха, для игры

И для пущей важности!

Продавец детских музыкальных инстру­ментов.

Дудки и барабаны,

Бубны, свистульки, трещотки!

Смеха, шума и гама

Больше, чем от щекотки!

Продавщица карнавальной мишуры.

Карнавал без серпантина?

Что за грустная картина!..

Балаган без конфетти?

Лучше сразу же уйти!..

Конфетти и серпантин

Вам сегодня продадим!

И т. д. и т. п. Здесь же на ярмарке граверы могут сделать всем желающим памятные надписи на покупках, удостоверяю­щие, что товар куплен в день десятилетия Геленджикского кар­навала.

Над торговыми и ярмарочными павильонами, ларьками, до­миками надо сделать различные веселые вывески, оформленные под старину. Например:

У продавца овощей: «Посадил дед репку. Выросла репка боль­шая-пребольшая! Окучивала бабка. Опрыскивала внучка. Про­палывала Жучка. Выкапывала кошка. А продает теперь... мышка!..»

У врача-диетолога:

«К диете — со всем уважением!

К режиму — со всем почитанием!

И вскоре из телосложения

Получим тело-вычитание!

Диетология — лучший друг!

Самая стройная из наук!»

На кондитерском магазине: «Выплюнь цигарку — соси леденец!»

У продавщицы минеральной воды: «Пей со дна!»

На магазине «Оптика»: «Дадим Западу 100 очков вперед!»

На аптеке: «Лечение — свет, самолечение — тьма!»

У мастеров народных промыслов: «Тульский оружейник Левша. Подковывание блох из ма­териала заказчика.

Вышивка гладью по паутине. Марья-искусница. Там же все желающие могут метать бисер перед нежелающими.

Портные Ганс и Христиан, поставщики нового платья дляего величества — датского короля. Здесь же — перелицовка шапок-невидимок». У стендов коллекционеров и др.:

«Чувствуй себя, как дома, но веди себя, как в гостях.

Уносить с собой можно только впечатления». У точек общепита:

«Завтрак съешь сам, Обедом поделись с другом, А ужин отдай врачу!»

Вернисаж под открытым небом

Здесьвыставка картин, скульптур, карикатур, гравюр, офор­тов, эстампов и т. д. Зазывалы рекламируют выставку:

А здесь — художники-станковисты, Монументалисты и моменталисты, Плакатисты и графики, анималисты, Маринисты и даже карикатуристы. Любители, полупрофессионалы! Впрочем, и членов Союза немало...

Вдоль аллеи сидят художники-моменталисты, которые тут же рисуют карикатуры, шаржи, вырезают силуэты и продают эти произведения.

Это, в общем, серьезное мероприятие, но и его следует как-то «оюморить», чтобы оно тоже вписалось в стиль карнаваль­ного праздника. Поэтому, помимо карикатур, дружеских шар­жей и т. п., возможны и желательны пародийные и иронические лозунги типа:

— Выставка станково-инструментальной живописи.

— Вернисаж «Искусство на панели».

— Картина всегда падает маслом вниз!

Спортивные состязания

На всех спортивных площадках города проходят показатель­ные выступления как по общеизвестным, так и по националь­ным видам спорта. Предлагается и желающим зрителям посо­ревноваться в разных видах народной борьбы, или пробить пе­нальти в ворота, охраняемые вратарем местной футбольной команды, или забросить мяч в баскетбольную корзину из трехочковой зоны. Здесь же идет запись в различные кружки и сек­ции: группу «Здоровье», секции аэробики, атлетической гимна­стики, оздоровительного бега, зимнего плавания и т. д.

Но помимо этого, скоморохи проводят со зрителями комиче­ские соревнования. Эти соревнования не обязательно проводить на спортивных площадках, их можно провести на аллее, на на­бережной, на пляже. Нужно только иметь соответствующие спортивные снаряды, реквизит и костюмы. Зазывалы реклами­руют эти соревнования так:

Товарищи, граждане, просим внимания!

Уникальные спортивные соревнования!

Бег по водной дорожке и мотохоккей, —

Хочешь смотреть — подходи скорей!

Чудеса ожидают со всех сторон:

Стоклеточный бокс и ножной бадминтон!

Побежденных не будет, призы ждут всех,

Награда — здоровье, веселье и смех!

Ниже мы предлагаем несколько таких соревнований, но по этому принципу могут быть придуманы и другие.

Из числа зрителей приглашаются желающие посоревно­ваться в каком-то виде спорта (бокс, хоккей, баскетбол, под­водное плавание и т. д.). Им выдается соответствующая экипи­ровка: боксерские перчатки, хоккейные щитки, маски и клюш­ки, маски для подводного плавания и ласты и т. п. Секунданты и судьи (это могут быть те же скоморохи) тщательно контро­лируют правильность экипировки, помогают боксерам зашну­ровать перчатки, хоккеистам — надеть амуницию и т. п. Это делается подчеркнуто серьезно. Но затем зрителям предлагается состязаться в совершенно ином виде спорта. Например:

1. «Боксеры», не снимая перчаток, должны сыграть трех­минутную партию-блиц в карманные шахматы. Ходы демон­стрируются на специальной домонстрационной доске.

2. «Аквалангисты» в масках и ластах должны пробежать по аллее сколько-то метров и вернуться обратно — кто первый.

3. Ту же дистанцию должны пройти «баскетболисты» (са­мые высокие зрители), но на детских педальных машинах.

4. «Хоккеисты» в полном боевом облачении и вратарских масках должны фехтовать клюшками.

И т. д. и т. п.

Комментаторы и репортеры (те же скоморохи) ведут с мегафонами комический репортаж, путая терминологию соответ­ствующих видов спорта. Скажем, если «боксеры» играют в шах­маты, то шах — нокдаун, <

Наши рекомендации