Отечественные подходы к изучению девиантного поведения: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Н.Узнадзе, А.А.Александров, А.Е.Личко.
По мнению А. С. Личко (1983), классификация нарушений поведения должна проводится в двух направлениях (56, С. 47): по форме проявления нарушений (деликвентное, побеги из дома и бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидальное поведение); в отклонении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основании (биологические и социо-психологические).
К биологическим основам нарушения поведения автор относит генетические факторы, поражения головного мозга, явления акселерации и инфантилизма; к социо-психологическим – социальную среду и психологические особенности подросткового возраста. Девиантное поведение имеет сложный генез.
К числу его причин следует в первую очередь отнести социально-психологическую (непатологическую) деформацию личности и особенности ситуации, в которой совершаются определенные действия. Поскольку большинство правонарушений несовершеннолетних совершается в группе, при анализе их причин следует учитывать общую групповую настроенность, влияние других участников, которое может подавлять или видоизменять поведение индивидуализма при совершении конкретных действий.
Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.
Л.С. Выготский, как и П.П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества [2, с. 19].
Так, Л. С. Выготский считает, что специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Развитие человека происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. «Развитие, - пишет он, - есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» [2].
По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития - обучение. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. При этом, невозможна прямая «пересадка» знаний в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Влияние взрослого (среды) не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как деятельность будет построена и осуществлена, зависит развитие ребенка. Процесс развития - это самодвижение субъекта благодаря его деятельности в предмете, а факторы наследственности и среды являются необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость личности.
Следовательно, характер воспитания и поведения человекарассматриваются Л. С. Выготским в социально обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающей действительности и, соответственно, всецело определяется той общественной средой, в которой ребенок растет и развивается. Таким образом, с этой позиции феномен девиантного поведения рассматривается как результат влияния социальной среды. Именно в ней формируется фон поведенческого отклонения, играющий, как правило, активную роль.
Рассматривая девиации психосоциального развития подростков в рамках теории деятельности, опираясь на работы А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, можно отметить следующее. Ведущая деятельность в пубертатном периоде имеет такие компоненты как интимно-личностное общение с другими и учебно-профессиональная деятельность. Следовательно, выделяют три ключевых вида «деятельностных деформаций», которые являются базовыми основаниями отклоняющегося поведения подростков [6, стр. 404-411].
А.А. Александров[29] выделяет следующие группы нарушений поведения у подростков:
– реактивно обусловленные (побеги, суициды), вызванные в основном психотравмой;
– вызванные низким морально-этическим уровнем личности (наркотизм, алкоголизм, правонарушения);
– вызванные неправильной системой воспитания;
– обусловленные патологией влечения;
– вызванные действием биологического фактора.
А.Е. Личко[30] классифицирует нарушения поведения в двух направлениях:
– по форме проявления нарушения поведения (делинквентное, побеги из дому и бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидальное поведение);
– по причинам, факторам, мотивам, лежащим в основе поведения (генетические факторы, резидуально-органические поражения головного мозга, явления акселерации и инфантилизма, с одной стороны, и социопсихологические факторы – социальная среда и психологические особенности подросткового возраста – с другой).
Согласно последней классификации, рассмотрим некоторые характеристики основных форм девиантного поведения.
Делинквентное поведение – это комплекс поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т. е. не подлежащих наказанию по Уголовному кодексу. Сюда включается мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, угоны велосипедов, мотоциклов, мошенничество, мелкие кражи. К этой же форме относится антидисциплинарное поведение (прогулы, срывы уроков), антиобщественное поведение (нарушение общественного порядка, хулиганство). По данным Личко[31], до 40 % госпитализированных в психиатрическую клинику подростков 14–17 лет с непсихотическими нарушениями поведения имели в анамнезе делинквентное поведение. Склонность к делинквентности связана как со степенью аномалии характера (психопатии, акцентуации), так еще в большей степени с ее типом. При психопатиях делинквентное поведение опять-таки по данным Личко, отмечалось в 49 % случаев, наиболее часто при неустойчивой психопатии и акцентуации, что подтверждается также исследованиями, проведенными в детском отделении Ярославской областной психобольницы в 2003 г.
Несовершеннолетним правонарушителям присущи специфические социально-психологические особенности. По некоторым данным им свойственно отсутствие опыта нравственного поведения, незнание, извращение или примитивное представление о социальных ценностях, неадекватность самооценки (ее занижение или завышение), неправильное отношение к системе нравственных и правовых норм (безнравственное поведение оценивается как нормальное), податливость поведения внешнему воздействию, связанная с недостаточным социальным опытом.
Согласно исследованию Л.И. Божович (см.: [2. С. 433 - 434]), основной задачей, которую должен решить человек в юношеском возрасте, является формирование научного и морального мировоззрения, т.е. совокупности представлений о мире и о своем месте в нем. Человек решает для себя кто он в этом мире, и что он будет в этом мире делать, т.е. определяет себя самого, ищет смысл своего собственного существования и смысл различных реалий окружающего мира, связанных с его собственным существованием.
Английское слово "adolescence" (юность) происходит от латинского слова adulescentia. Этим словом обозначался возрастной период от 17 до 45 и даже до 50 лет. Первоначально имелась в виду способность носить оружие. Но, видимо, со временем этот термин трансформировался и стал обозначать время поиска себя, выстраивания мировоззрения, в отличие от зрелости, олицетворяющей мудрость. Юность человека заканчивается формированием мировоззрения, которое делает человека по-настоящему независимым от различного рода обстоятельств и тем самым самостоятельным. Поэтому проблемой является несформированность законченной формы мировоззрения у физически зрелого человека, что определяет его зависимость, незрелость.
Значительное место в психологии отводится изучению поведенческой активности. Здесь особый интерес представляют работы Дмитрия Узнадзеи его учеников в рамках теории установки. Согласно данной теории, в зависимости от потребности предметной и социальной среды создается определенная установка, в соответствии с которой осуществляются три типа поведения. Под влиянием потребности и окружающей ситуации в данный момент времени может возникнуть импульсивное поведение.Дмитрий Узнадзе выделяет также принудительное поведение, вызванное принуждением со стороны других людей, социальной среды и направленное на удовлетворение потребностей групп, общества, других людей. Поведение такого типа протекает на сознательном уровне вследствие признания субъектом норм общественного поведения. Установка на реализацию такого поведения может формироваться мотивацией опасности или потребностью признания, причастности к обществу (группе).
Если поведение формируется при активном участии самой личности и человек принимает решение действовать в определенном направлении, то у него возникает установка на волевое поведение. Это поведение связано с удовлетворением личностно значимых потребностей, соответствующих ценностным ориентациям индивида социальным требованиям, с осознанием возможных результатов поведения. Волевому поведению предшествует и сопутствует интенсивная внутренняя активность.