Утренний туалет новорожденного и грудного ребенка.
Оснащение:
кипяченая вода; стерильное растительное масло; ватные шарики и жгутики; лоток для обработанного материала; чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике; резиновые перчатки; дезраствор, ветошь; мешок для грязного белья.
1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры.
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
4. Обработать пеленальный столик дезраствором и постелить на него пеленку.
5. Раздеть ребенка (при необходимости подмыть) и положить на пеленальный столик.
6. Сбросить одежду в мешок для грязного белья.
7. Умыть ребенка промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипяченой водой.
8. Обработать глаза ребенка от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным кипяченой водой. Для каждого глаза использовать отдельный тампон. Аналогично обработке просушить глаза сухими ватными тампонами.
9. Вращательными движениями прочистить носовые ходя тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик).
10. Вращательными движениями прочистить слуховые проходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле (для каждого уха отдельный жгутик. Уши ребенку обрабатывать 1 раз в неделю или по мере необходимости.
11. И открыть рот ребенка, слегка нажав на подбородок, и осмотреть слизистую оболочку полости рта.
12. Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном растительном масле. Обрабатывать в строгой последовательности: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные, паховые, ягодичные.
13.Одеть ребенка и уложить в кроватку.
14.Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья.
15.Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.
16.Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Промежуточная аттестация
по учебной дисциплине:
«Сестринское дело в педиатрии»
По специальности 060501 «Сестринское дело»-51
(среднее профессиональное образование базовой подготовки)
Курс 5 семестр
Рассмотрен и утвержден на заседании Методического Совета ГОУ СПО МК № 4 Протокол №____ «__» ________2011 г. | ЭТАЛОН ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 26 | «Утверждаю» Заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО МК № 4 _________ А.В. Смирнова «__»_________2011г. |
1.Дискинезия желчевыводящих путей — это функциональное заболевание, связанное с нарушением регуляции желчевыделения в двенадцатиперстную кишку. Эта патология представляет собой определенный тип холестаза.
Причины дискинезии желчевыводящих путей являются погрешности в диете (нерациональное вскармливание на первом году жизни, нарушение режима питания, злоупотребление жирной пищей), психотравмирующие ситуации, хронические очаги инфекции, заболевания желудочно-кишечного тракта, глистная инвазия, малоподвижный образ жизни, отравления, экопатология
Лечебные мероприятия | Тип дискинезии | |
гипотонический | гипертонический | |
Диета | Стол №5 по Певзнеру. Рекомендуются продукты желчегонного действия, содержащие растительную клетчатку. | Диета №5 по Певзнеру. Ограничение механических и химических пищевых раздражителей, жиров. |
Нейротропные средства | Преимущественно стимулирующего действия: кофеин, элеутерококк, пантокрин, женьшень и ДР- | Преимущественно седативного действия: транквилизаторы, новокаин. |
Спазмолитические препараты | Применение не показано | Показаны папаверин, ношпа, ганглиоблокаторы. |
Тепловые процедуры | Применение не показано. | Широко рекомендуются. |
Лечебная физкультура | Назначение широко показано. Тонизирующего типа. | Щадящая методика. |
Физиотерапевтические процедуры | Тонизирующего типа: гальванизация, диаденамотерапия, грязелечение. | Седативного типа: электрофорез новокаина, папаверина, сульфата магния, воротник по Щербаку. |
Тюбаж (слепой дренаж) | Проведение широко показано (не реже 2-3 раз в неделю). | Назначают с осторожностью. |
Минеральные воды | Высокой и средней минерализации, комнатной температуры, преимущественно сульфатномагние-вые, не более 300-400 мл в день на 2 приема. | Гидрокарбонатно-хлоридно-натриевые, относительно низкой минерализации, с низким содержанием газа, в теплом виде, до 5-6 раз в день небольшими порциями. |
Особое значение в развитии дискинезии желчевыводящих путей имеет лямблиоз кишечника. Лямблии — одноклеточные простейшие, обитают в просвете двенадцатиперстной кишки, максимально концентрируются в области Фатерова соска и нарушают процесс выделения желчи
Различают два основных типа дискинезии желчевыводящих путей: гипотонический тип и гипертонический тип. При гипотоническом типе дискинезии снижается тонус и двигательная активность желчных путей особенно желчного пузыря и сфинктера Одди, в результате чего происходит застой желчи. При гипертоническом типе — тонус желчного пузыря и сфинктеров повышены, что нарушает процесс оттока желчи в двенадцатиперстную кишку.
Клиника
Клиническая картина определяется, прежде всего, типом дискинезии. Основной клинический признак дискинезии желчевыводящих путей — боль в правом подреберье. При гипотоническом типе дискинезии боли тупые, ноющие с чувством распирания в правом подреберье. Боли чаще постоянные, сочетающиеся с тошнотой, горечью во рту, уменьшающиеся после приема пищи. При гипертоническом типе дискинезии боли приступообразные, острые, но кратковременные. Чаще они связаны с эмоциональным или физическим напряжением, приемом жирной пищи. У большинства больных ДЖВП выявляются положительные желчепузырные симптомы. При гипертоническом типе дискинезии может отмечаться гепатомегалия в результате застоя желчи в печеночных ходах.
Диагностика.Дифференцировке типа дискинезии желчевыводящих путей помогают результаты эхографии (УЗИ). Этот метод является неинвазивным и наиболее информативным методом диагностики гепатобилиарной системы у детей. Данный метод позволяет определить сократительную способность желчного пузыря. В норме желчный пузырь через 40 минут после приема желчегонного завтрака должен сократиться примерно на 1/2. При гипотоническом типе ДЖВП желчный пузырь слабо сокращается (менее чем на 1/2), при гипертоническом типе — сократительная функция значительна, желчный пузырь сокращается более, чем на 1/2 своего объема.
Аналогичные результаты можно получить путем проведения контрастной холецистографии.
Профилактика.Укрепление нервной системы, организация рационального питания, лечение сопутствующих заболеваний ЖКТ.
Задача
1.Предположительный диагноз: асфиксия средней степени тяжести.
Состояние ребенка обусловлено, возможно, внутриутробной гипоксией, асфиксией в
связи с патологически протекающей беременностью и родами. Так как накладывались акушерские щипцы, возможна родовая травма.
2.Алгоритм действий акушерки:
а)сразу после рождения отсосать содержимое из полости рта электроотсосом;
б)если ребенок не дышит, провести тактильную стимуляцию: щелчок по подошве или
энергично обтереть спину;
в)околоплодные воды, слизь, материнскую кровь с кожи ребенка обтереть теплой
стерильной пеленкой и сразу же удалить (для предупреждения переохлаждения);
г)следить за цветом кожи, частотой дыхания, частотой сердечных сокращений.
3.Манипуляция.
1)Пеленание. Оснащение: тонкая и теплая распашонки; фланелевая и тонкая пеленки;
подгузник или памперс; полотенце; пеленальный стол; перчатки; емкость с дезраствором,
ветошь.
1.Объяснить маме цель и ход пеленания.
2.Подготовить необходимое оснащение.
3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
4.Обработать пеленальный стол дезинфицирующим раствором.
5.Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка, тонкая
пеленка, подгузник или выложить памперс).
6.Приготовить распашонки, вывернув швы наружу.
7.Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым
полотенцем), положить на пеленальный стол.
8.Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед.
9.Надеть подгузник.
10.Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»:
А) расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне
«подмышек»;
Б) один край пеленки провести между ножек;
В) другим краем обернуть малыша;
Г) подвернуть нижний край пеленки, оставив пр-во для движения ножек и обернуть им
туловище
Д) зафиксировать пеленку, расположив «замочек пеленки» спереди.
11.Запеленать ребенка в теплую пеленку «с ручками» при необходимости:
А) расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на
уровне козелка;
Б) одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть
туловища и подмышечную область другой стороны;
В) другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;
Г) подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось пространство для движения ножек
Д) зафиксировать пеленку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди.
12. Уложить ребенка в кроватку.
13. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.
14. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4