Правила профилактики потницы у детей.
Комната, где находится ребенок, должна быть светлой, температура воздуха в пределах 20-22 градусов, кроватка не должна стоять у окна, не должно быть сквозняков. Ежедневно необходимо проводить влажную уборку и проветривание. Одевать ребенка необходимо согласно температуре окружающей среды. Постельное и нательное белье необходимо менять по мере загрязнения. Белье для ребенка стирать отдельно и специальными моющими средствами. После каждой дефекации ребенка подмывают и обрабатывают кожные складки. Каждое утро проводится утренний туалет грудного ребенка. Ежедневно проводят гигиеническую ванну. С мылом ребенка моют 1 раз в неделю.
Манипуляция
Гигиеническая ванна (для грудного ребенка)
Оснащение:ванночка для купания; пеленка для ванны; кувшин для воды; водный термометр; махровая или фланелевая рукавичка; детское мыло или флакон с 5% раствором перманганата калия; большое махровое полотенце; резиновые перчатки; дезинфицирующий раствор, ветошь; мешок для грязного белья.
1. Объяснить маме цель и ход проведения предстоящей процедуры.
2. Подготовить необходимое оснащение, поставить ванночку в устойчивое положение.
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
4. Обработать ванночку дезраствором. Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком.
5. Протереть пеленальный столик дезраствором и постелить на него пеленку.
6. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев.
7. Положить в ванну водный термометр.
8. Наполнить ванну водой на 1\2 или 1/3 , T°=36-37°С.
9. Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка.
10. Раздеть ребенка (при необходимости подмыть). Сбросить одежду в мешок для грязного белья.
11. Взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, ягодицы и бедра.
12. Медленно погрузить малыша в воду. Вода должна доходить до линии сосков ребенка.
13. Освободить правую руку, продолжая левой рукой поддерживать голову и верхнюю половину туловища.
14. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) помыть ребенка в следующей последовательности: голова (ото лба к затылку) - шея - туловище - конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). В последнею очередь обмыть половые органы и межъягодичную область.
15. Приподнять ребенка над водой, перевернуть ребенка лицом вниз. Ополоснуть ребенка водой из кувшина.
16. Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный столик.
17. Осушить кожные покровы промокательными движениями.
18. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой.
19. Одеть ребенка и уложить в кроватку.
20. Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья (рукавичку обязательно прокипятить).
21. Слить воду из ванночки и сполоснуть ее.
22. Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.
23. Снять перчатки, вымыть и осушить руки
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Промежуточная аттестация
по учебной дисциплине:
«Сестринское дело в педиатрии»
По специальности 060501 «Сестринское дело»-51
(среднее профессиональное образование базовой подготовки)
Курс 5 семестр
Рассмотрен и утвержден на заседании Методического Совета ГОУ СПО МК № 4 Протокол №____ «__» ________2011 г. | ЭТАЛОН ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8 | «Утверждаю» Заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО МК № 4 _________ А.В. Смирнова «__»_________2011г. |
1. Сепсис— тяжелое общее инфекционное заболевание, возникающее вследствие недостаточности местного и общего иммунитета организма при наличии очага воспаления.
Этиология.Основными этиологическими факторами сепсиса у доношенных детей является: золотистый стафилококк (50-60%) и грамотрицательная флора (36%). У недоношенных его причиной в 60-70% случаев бывают грамотрицательные бактерии.
Факторы, способствующие развитию сепсиса: хронические очаги инфекции у матери; недоношенность, незрелость, врожденная гипертрофия, родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденных; нарушение ухода и санитарно-противоэпидемическая обстановка в роддоме и в домашних условиях; заболевания кожи и пупка.
Патогенез.В месте внедрения инфекции возникает первичный очаг воспаления (омфалит, везикулопустулез и т. п.), поражаются близлежащие сосуды и окружающие ткани. При ослаблении защитных факторов организма ребенка, микроорганизмы со свойственной им скоростью размножаются, часть бактерий и продуктов их жизнедеятельности попадает в кровь, — возникает массивная бактериемия, токсемия, приводящие к сенсибилизации. В случае «оседания» возбудителя в органах образуются метастатические очаги.
Воздействие микробов и токсинов, извращение нервной регуляции приводят к поражению и дисфункции всех органов и систем.
По времени возникновения различают внутриутробный и постнатальный (неонатальный) сепсис. В зависимости от входных ворот инфекции различают сепсис пупочный, легочный, кожный, кишечный, катетеризационный, криптогенный (входные ворота не установлены).
Клиника.По клиническому течению и патоморфологической картине различают две формы сепсиса новорожденных — септицемию и септикопиемию.
Предвестниками заболевания у новорожденных нередко являются следующие симптомы: позднее отпадение пуповинного остатка, упорные срыгивания и длительное сохранение желтухи новорожденных.
Характерными начальными клиническими симптомами заболевания является нарастающие признаки интоксикации.
Септицемия — форма сепсиса без явных гнойных очагов, чаще наблюдается у недоношенных детей. У ребенка снижается двигательная, рефлекторная и сосательная активность, наблюдаются субфебрилитет, гипотония, упорные срыгивания, метеоризм, диспепсические расстройства. Ребенок не прибавляет в весе, в последующем динамика нарастания массы тела становится отрицательной. Кожные покровы бледно-серого цвета с мраморным рисунком, появляется акроцианоз, что свидетельствует о недостаточности кровообращения и нарушении микроциркуляции. Тоны сердца глухие, аритмичные, границы сердца расширены. Увеличивается печень и селезенка. Отмечаются пастозность н отечность подкожно-жировой клетчатки, выражена сосудистая сеть на животе. В тяжелых случаях развивается геморрагический синдром.
Септикопиемия характеризуется присоединением симптомов пораженного органа (т. е. развитием гнойных метастатических очагов). Чаще всего имеют место гнойный менингит, остеомиелит, пневмония, энтероколит, парапроктит и др. Септикопиемия, как правило, протекает остро с высокой температурой, развитием токсикоза с последующей выраженной гипотрофией. Нередко оба варианта септического процесса на разных этапах его развития переплетаются между собой.
Для клинического течения сепсиса у недоношенных детей характерно отсутствие четкой клинической картины начала заболевания, вялое, волнообразное, затяжное течение с явлениями постепенно нарастающего истощения. Общее состояние у этих детей, как правило, бывает тяжелым.
Выделяют молниеносное (1-7 дней), острое (4-8 недель) и затяжное (более 8 недель) течения заболевания. Для молниеносного течения характерно развитие септического шока.
Осложнения.Самые частые осложнения, которые наблюдаются при сепсисе, — это ДВС-синдром, дисбактериоз, язвенно-некротический энтероколит.
Диагностика.При постановке диагноза учитывают данные анамнеза (течение беременности, родов, наличие у матери хронических очагов инфекции, заболевания ребенка в периоде новорожденности и т. д.), особенности клинического течения сепсиса, изменения в общем анализе крови (лейкоцитоз, нейтрофилез, увеличение СОЭ, снижение эритроцитов и гемоглобина), данные исследования крови на стерильность (2-3 раза), результаты бактериологического исследования флоры из первичного очага инфекции с определением чувствительности к антибиотикам. Большое значение имеет идентичность флоры в посевах крови и отделяемом из гнойного очага. Однако отрицательный результат посевов крови на стерильность не исключает диагноз сепсиса при наличии яркой клинической картины.
Лечениесепсиса должно быть направлено на подавление возбудителя, повышение свойств микроорганизма, санацию гнойных очагов. Антибактериальная терапия проводится с учетом чувствительности возбудителя одновременно 2-3 антибиотиками в течение 10-15 дней в максимальных возрастных дозах с последующей сменой препаратов. Предпочтение отдается полусинтетическим пенициллинам, цефалоспоринам, аминогликозидам.
Дезинтоксикационная терапия осуществляется методом форсированного диуреза, назначается обильное питье.
С целью повышения сопротивляемости организма проводится специфическое лечение антистафилококковой плазмой, антистафилококковым гамма-глобулином, стафилококковым бактериофагом. Нормализации нарушенных обменных процессов способствует проведение витаминотерапии (витаминами группы С, В, А. Е). Для профилактики дисбактериоза при массивной антибиотикотерапии важную роль приобретают биопрепараты: лактобактерин, бифидумбактерин, бификол. Проводится посиндромная и симптоматическая терапия, местное лечение очагов инфекции. Исключительно важно обеспечить ребенка естественным вскармливанием. При отсутствии такой возможности используют сцеженное перед кормлением непастеризованное грудное молоко, которое вводят через соску или желудочный зонд. В период реконвалесценции большое значение имеют массаж, лечебная гимнастика, прогулки на свежем воздухе, гигиенические процедуры, общее УФО.
Профилактика.Должна начинаться еще до рождения ребенка. Она включает: наблюдение за беременной женщиной с самых ранних сроков (в первые 1,5-2 мес.) беременности, выявление и лечение хронических и острых заболеваний, правильную организацию питания и режима беременной женщины, достаточное пребывание на воздухе, профилактику и своевременное лечение осложнений беременности. В предупреждении сепсиса новорожденных большое значение имеет соблюдение гигиенических мероприятий матерью. Необходимо тщательное соблюдение асептики при проведении родов, а также при обслуживании новорожденных. Обязательно раннее прикладывание ребенка к груди. Своевременное выявление и лечение «малых септических форм».
Задача
1. Проблемы пациента:
Настоящие:
- зуд кожных покровов;
- снижение аппетита;
- плохой сон.
Потенциальные:
- высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи.
Приоритетная проблема - зуд кожных покровов.
Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение зуда к концу педели.
Долгосрочная цель: кожный зуд значительно уменьшится или исчезнет
Оценка: кожный зуд значительно уменьшился. Цель достигнута. 2.Студент проводит беседу с матерью о диетическом питании.
План | Мотивация |
Обеспечить гигиену кожи пациента (ванна). | Для уменьшения высыпаний. |
Обеспечить строгое соблюдение назначенной диеты. | Для уменьшения высыпаний и зуда на коже. |
Провести беседу с родственниками о строгом соблюдении диеты | Для профилактики высыпаний на коже. |
Убедить в необходимости смены нательное и постельное пациента. | Для соблюдения правил личной гигиены. |
2. После исчезновения сыпи на коже, показано введение соков, фруктового и овощного пюре. С этой целью используются овощи фрукты зеленого цвета: зеленые сорта яблок, груша. Зеленые овощи: капуста, кабачки, патиссоны. Соки начинают вводить каплями. Овощное и фруктовое пюре с двух трех ложек. С осторожностью вводятся окрашенные овощи и фрукты: морковь, свекла, красные сорта яблок. При ведении пищевого дневника исключается прием лекарственных средств, проведение профилактических прививок. В пищевой дневник вносятся название всех продуктов, которые принимал в течение суток ребенок. При этом отмечается состояние кожи ребенка. При появлении сыпи отмечается время ее появления.
Манипуляция
Для лечебных ваннприменяют отвары ромашки, коры дуба, череды.
В ванну 1-2 л отвара из 30-50 г сырья
Отвары готовят так: заливают кипятком растительное сырье и кипятят, плотно закрыв крышку, 10-30 мин, затем раствор охлаждают при комнатной температуре, процеживают. Приготовленные и отвары используют в течение 1— 2 суток. В лечебной ванне с растительными добавками мыло не применяют, а обливают ребенка водой с лекарственным раствором в течение 5-15 мин. Температура воды - +37-38 °С. Курс лечения составляет 10—15 ванн.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4