Лечебно-охранительный режим отделения.

Лечебно-охранительный режим в ЛПУ предусматривает создание благоприятных условий для эффективного лечения, нравственного и психического покоя, уверенности пациентов в быстрейшем и полном выздоровлении.

Для организации работы по обеспечению должного лечебно-охранительного режима в ЛПУ разработаны «Инструктивно-методические указания по организации лечебно-охранительного режима в ЛПУ», утвержденные приказом МЗ СССР от 16.11.87г № 1204 «О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях». Этот документ сохраняет свою актуальность и в настоящее время.

В нашем ЛПУ разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих соблюдение сестринским персоналом лечебно-охранительного режима. Важнейшим элементом этого комплекса является обучение.

Со всем сестринским персоналом регулярно проводятся занятия. На этих занятиях рассматриваются: принципы этики и деонтологии, правила общения медицинских сестер с пациентами и их родственниками, с коллегами по работе, соблюдение внутреннего распорядка для пациентов; правила поведения медицинских сестер при выполнении своих функциональных обязанностей; соблюдение формы одежды; работа с документацией, сохранение медицинской тайны и другие темы.

Занятия в отделениях организуют и проводят старшие медицинские сестры, что позволяет добиться максимального приближения изучаемых вопросов к конкретным условиям работы. Для вновь принимаемых на работу медицинских сестер проводится инструктаж по вопросам лечебно-охранительного режима.

Общебольничные конференции проводятся ежемесячно по разработанному плану под руководством главной медицинской сестры.

Вопросам лечебно-охранительного режима обязательно обучают санитарок, буфетчиц, уборщиц и других младших медицинских работников. Таким образом, благодаря обучению и воспитательной работе со средними и младшими медицинскими работниками, как лечебных, так и вспомогательных, диагностических и лечебных служб удается обеспечить единство требований к персоналу по соблюдению лечебно-охранительного режима, всюду, где пациент встречается с персоналом.

Требования лечебно-охранительного режима распространяются не только на медицинский персонал, но и на пациентов, которые должны выполнять распорядок дня и другие требования по их пребыванию и в стационаре, и в поликлинике.

В стационаре на стендах отражены все права и обязанности пациентов.

К важным элементам лечебно-охранительного режима относится и создание уюта в ЛПУ, эстетическое оформление холлов, коридоров, столовых, комнат отдыха и особенно палат. Оформление помещений не должно вызывать у пациентов уныние, чувства тревоги, но и в то же время, обязано соответствовать требованиям санитарно эпидемиологического режима.

Контроль за выполнением лечебно-охранительного режима осуществляется в три этапа:

- первым этапом контроля является работа палатных медицинских сестер, сестер приемного отделения, участковых медицинских сестер;

- второй этап - контроль, осуществляемый старшими медицинскими сестрами подразделений;

- третий этап - контроль, осуществляемый главной медицинской сестрой и членами Совета сестер.

Главная медицинская сестра делает обходы отделений, проводит беседы со старшими медицинскими сестрами с пациентами и их родственниками, с врачами и заведующими отделениями.

Очень важным моментом является разбор жалоб пациентов.

Большое значение имеют рейды в выходные и праздничные дни по Совету сестер, осуществляемые старшими медсестрами.

Безусловно, контролирующие функции осуществляются и руководителями ЛПУ: заместителем главного врача по лечебной работе, заместителем главного врача по амбулаторно-поликлинической работе, заведующими отделениями. Работа по обеспечению лечебно-охранительного режима осуществляется совместно всем медицинским персоналом ЛПУ.

ЛОР– порядок работы ЛПУ, который ограждает пациентов (и персонал) от отрицательных воздействий больничной среды, щадит их психику и создаёт условия для полного физического и психического комфорта. Основная цель ЛОР - создание оптимальных условий для выздоровления пациента.

Создание ЛОР входит в обязанности всего медицинского персонала, в том числе медицинской сестры. Пациенты должны быть проинформированы о требованиях ЛОР, которые обычно отражаются на стендах, памятках и листовках.

Приказ МЗ СССР от 16.11.1987г. №1204 "О лечебно - охранительном режиме в лечебно - профилактических учреждениях"

Элементы ЛОР

1. Создание психологического комфорта:

ü Соблюдение тишины. Во все времена психологический покой пациента достигался прежде всего тишиной. Флоренс Найтингейл считала: «… на больного, тягостнее всего действует всякий ненужный шум и суматоха. Они возбуждают в нём в высшей степени напряжение и чувство ожидания чего-то». Для соблюдения тишины персоналу медицинского учреждения рекомендуется:

· носить бесшумную обувь;

· тихо говорить с коллегами и пациентами; следить, чтобы пациенты говорили тихо между собой;

· запрещать пациентам включать на большую громкость радио и телевизор;

· младший медицинский персонал не должен нарушать тишину при уборке помещений во время дневного и ночного сна.

ü Соблюдение психологической совместимости в палатах. Необходимо учитывать состояние пациентов, форму заболевания, психологический настрой. Особенно данный элемент важно учитывать в условиях хосписа.

ü Создание комфорта и уюта в палатах. При отделке помещений следует использовать экологичные материалы теплых цветов.

ü Ограждение пациентов от вида смерти, крови, неприятных запахов.

ü Соблюдение – этико-деонтологических норм поведения – должно быть строго и неукоснительно. Начиная с внешнего вида медсестры:

· опрятная одежда по установленным нормам;

· бейдж-визитка с указанием должности, Ф.И.О., отделения.

· волосы подобраны под колпак;

· ногти коротко острижены;

· умеренность в употреблении косметики.

ü Необходимо пользоваться правилами эффективного вербального и невербального общения, быть приветливой, спокойной, терпеливой с пациентами, родственниками, коллегами. Исключаются легкомысленные и неуместные шутки, фамильярность. Слово, сказанное пациенту, должно вселять в него надежду. Должны неукоснительно соблюдаться права пациентов на информацию, на соблюдение профессиональной тайны.

2. Соблюдение распорядка дня пациентами и медработниками:

ü не будить раньше времени (за исключением необходимых ситуаций), вовремя выполнять диагностические и лечебные процедуры, обход врача, приём пищи, уборку и т.д..

ü Организация досуга пациентов: просмотр телевизионных передач, чтение художественной литературы, настольные игры. Это способствует созданию положительных эмоций у пациентов, отвлекает их от переживаний, укрепляет веру и волю к выздоровлению.

ü Организация свиданий с родственниками в установленные часы (обычно с 12.00 до 14.00 и с 17,18 до 19.00). Необходимо следить, чтобы они не утомляли пациентов разговорами, громко не разговаривали, не сообщали неприятные новости. К свиданиям не допускаются дети младше 14 лет, лица в нетрезвом состоянии, с признаками респираторного заболевания.

3. Создание физического комфорта:

ü Интерьер и микроклимат в помещениях в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами:

· освещение естественное, искусственное, ночью индивидуальные ночники в палатах и настольные лампы на сестринских постах;

· достаточная вентиляция, проветривание по графику (в палатах 2-3 раза зимой и 4-5 в теплое время года);

· обеспечение комфортной температуры - 18-23 0С;

· использование удобной и комфортной мебели в палатах и холлах.

ü Поддержание чистоты в помещениях (регулярные ремонты, уборки);

ü Содержание в исправности санузлов, электрооборудования, телефонов.

ü Ограждение пациентов от болевых ощущений, применяя все возможные виды обезболивания, в том числе физиологическое.

ü Организация прогулок на территории больницы в летнее время года, при t не ниже +20 0С, с разрешения лечащего врача.

ü Рациональное ограничение физической (двигательной) активности в случаях, когда нагрузка на жизненно важные органы может вызвать развитие тяжёлых, иногда необратимых изменений, ухудшить состояние, привести к тяжёлым осложнениям, а иногда – к смерти. Режим физической активности пациенту назначает врач.

Наши рекомендации