Критерии компенсации углеводного обмена при СД 1 типа

ПОКАЗАТЕЛЬ   Компенсация   Субкомпенсация   Декомпенсация  
НЬА1с, %   6,0-7,0 5,0-6,0 (90-109)   7,1-7,5 6,1-6,5 (110-117)   >7,5 >6,5 (>117)  
Самоконтроль глюкозы в капиллярной крови, ММОЛЬ/Л (мг%)   Гликемия натощак  
Постпрандиаль- ная гликемия (2 ч после еды)   7,5-8,0 (135-144)   8,1-9,0 (145-162)   >9,0 (>162)  
Гликемия Перед сном   6,0-7,0 (110-126)   7,1-7,5 (127-135)   >7,5 (>135)  

Однако критерии компенсации углеводного обмена в детском возрасте должны быть менее строгими, чем у взрослых. ВОЗ (1995 год) рекомендует следующие показатели гликемии у детей и подростков.

• уровень глнкемии натощак от 5 до 7 ммоль/л;

• уровень постпрандиальной гликемии 10 ммоль/л;

• в отношении гликированного НЬ - конuентрация его должна быть насколько возможно приближена к норме, чтобы риск гипогликемий был сведен к минимуму. Уровень НЪА ниже 8 ммоль/л следует расценивать как показатель хорошей компенсации.

Критериями компенсацни патологического процесса кроме компенсации углеводного обмена являются:

• нормальные показатели липидного обмена;

• общий холестерин < 6 ммоль/л;

• отсутствие жалоб;

• нормальные размеры печени;

• физическое и половое развитие по возрасту.

VI. Литература.

Основная:

1. Баранов В. Г. Сахарный диабет у детей/ В. Г. Баранов, А. С. Стройкова. – М.: Медицина, 1998.

2. Дедов И. И. Сахарный диабет у детей и подростков: руководство для врачей/ И. И. Дедов. – М.: Универсум Паблишн, 2003.

3. Дедов И. И. Введение в диабетологию/ И. И. Дедов, В. В. Фадеев. – М.: Берег, 1998.

4. Касаткина Э. П. Сахарный диабет у детей и подростков/ Э. П. Касаткина. – М.: Медицина, 1997.

Дополнительная:

1. Вельтищев Ю. Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция. Лекция для врачей/ Ю. Е. Вельтищев. – М.: (б.и.), 1998.

2. Дедов И. И. Федеральная целевая программа «Сахарный диабет». Методические рекомендации/ И. И. Дедов, М. В. Шестакова, М. А. Максимова. – М.: (б.и.), 2002.

3. Жуковский М. А. Детская эндокринология/ М. А. Жуковский – М.: Медицина, 1995.

4. Касаткина Э. П. Профилактика, скрининг и лечение поздних диабетических осложнений у детей и подростков. Актуальные вопросы детской и подростковой эндокринологии/ Э. П. Касаткина. – М.: (б.и.), 1999.

5. Кравец Е. Б. Клинические лекции по детской эндокринологии. – Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2007.

6. Петеркова В. А. Диагностика, лечение и профилактика диабетических осложнений у подростков/ В. А. Петеркова. – М.: (б.и.),1997.

7. Сивоус Г. И. Диабетическая периферическая сенсорно-моторная полиневропатия у детей и подростков: нейрофизиология, патогенез, клиника, диагностика: пособия для врачей/ Г. И. Сивоус, И. А. Старков, Э. П. Касаткина. – М.: (б.и.),2002.

VII. Ситуационная задача.

Ребенок 8 лет предъявляет жалобы на выраженную постоянную сухость во рту, жажду (выпивает за сутки больше 4 литров жидкости), слабость в течение дня, снижение умственной способности к учебе. В течение последних 3 месяцев ребенок похудел на 3 кг. Объективно: общее состояние ближе к удовлетворительному; кожные покровы бледные, сухие; периферических отеков нет. Тоны сердца ритмичные, приглушены. ЧСС=Ps=100 ударов в минуту. Язык сухой, запаха ацетона изо рта нет. Живот мягкий, безболезненный.

Лабораторные данные: глюкоза крови натощак – 10,5 ммоль/л, через 2 часа после еды – 12,3 ммоль/л. Глюкозурия – 85,2 ммоль/л.

VIII. Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные этиопатогенетические механизмы развития СД 1 типа у детей и подростков.

2. Какова этиологическая классификация нарушений углеводного обмена?

3. Укажите основные клинические проявления СД у детей и подростков.

4.Назовите лабораторно-инструментальные методы, которые используются в диагностике нарушений углеводного обмена.

5.Составьте план обследования пациента с СД 1 типа. Какие результаты обследования наиболее вероятно будут получены?

6.На основании каких критерий устанавливается степень тяжести и степень компенсации СД 1 типа?

План работы студента на занятии:

1. Провести объективное обследование ребенка, выявить ведущие синдромы.

2. Проанализировать клинические и лабораторные данные обследования.

3. Составить дифференциально-диагностический ряд по ведущим синдромам.

4. Сформулировать предварительный диагноз.




Занятие 2. Осложнения сахарного диабета. Лечение сахарного диабета.

I. Мотивация цели.

Сахарный диабет без преувеличения занимает одну из драматических страниц мировой медицины. Самая ранняя из всех заболеваний инвалидизация, высокая смертность (третье место после сердечно-сосудистой патологии и злокачественных новообразований) определили СД в качестве первых приоритетов национальных систем здравоохранения всех стран мира. Такие поздние осложнения диабета, как ретинопатия, нефропатия, полинейропатия являются главной причиной инвалидизации и смертности больных диабетом. В настоящее время научно обоснованы эффективные методы ранней диагностики, лечения и профилактики осложнений диабета. Ключевым фактором в профилактике поздних осложнений является оптимальная компенсация метаболических нарушений и прежде всего нормализация гликемии.

II. Цель самоподготовки.

В результате самостоятельного изучения теоретического материала по данной теме студент должен знать:

1) этиопатогенез поздних осложнений СД;

2) классификацию, клинические проявления и методы диагностики хронических диабетических осложнений;

3) современные подходы к лечению СД 1 типа и распространенных хронических (поздних) диабетических осложнений.

III. Исходный уровень знаний.

Для успешного освоения материала необходимо знание современных классификаций, клинических проявлений СД, а также студент должен знать анатомию и физиологию почек, органа зрения и нервной системы.

IV. План изучения темы:

1. Определение диабетической нефропатии, ретинопатии, нейропатии.

2. Этиология микроангиопатий, нейропатии и патогенетические механизмы развития поздних осложнений СД 1 типа.

3. Классификация и клинические проявления диабетической микроангиопатии и диабетической нейропатии у детей и подростков.

4. Инструментальные и лабораторные методы обследования больных СД с наличием диабетической нейропатии, ретинопатии, нефропатии.

5. Принципы комплексного лечения СД 1 типа у детей и подростков.

6. Роль диетотерапии в компенсации углеводного обмена и ее основные принципы.

7. Значение физических нагрузок, обучения детей и самоконтроля как необходимые условия достижения устойчивой метаболической компенсации.

8. Показания и основные методики инсулинотерапии у детей и подростков.

9. Классификация инсулинов по видовой специфичности, степени очистки и по длительности действия.

10. Ориентировачная суточная потребность в инсулине при СД 1 типа в зависимости от давности заболевания.

11. Основные принципы лечения наиболее распространенных хронических (поздних) диабетических осложнений: нейро-, нефро- и ретинопатий.

V. Краткое содержание темы.

Наши рекомендации