Задачи на полигибридное скрещивание
15 (ПРИМЕР).У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в различных парах хромосом. Какими будут дети, если их родители кареглазые правши, гетерозиготные по обоим признакам?
Решение:
Дано: | |||||
А - ген карих глаз а - ген голубых глаз В - ген праворукости b - ген леворукости | Р: | ♀ АаBb | х | ♂ AаBb | |
кар. гл.; прав. | гол. гл.; лев. | ||||
G: | АB; Ab; аB; ab | АB; Ab; аB; ab | |||
F1 - ? | F1: |
I способ решения - с использованием решетки Пеннета:
♀ ♂ | АВ | Аb | аВ | аb |
АВ | ААВВ к. п. | ААВb к. п. | АаВВ к. п. | АаВb к. п. |
Аb | ААВb к. п. | ААbb к. л. | АаВb к. п. | Ааbb к. л. |
аВ | АаВВ к. п | АаВb к. п. | ааВВ г. п. | ааВb г. п |
аb | АаВb к. п. | Ааbb к. л. | ааВb г. п. | ааbb г. л. |
Ответ: вероятность рождения кареглазых праворуких детей 9/16, кареглазых леворуких - 3/16, голубоглазых праворуких - 3/16, голубоглазых леворуких - 1/16.
II способ решения - "по вероятностям" (выражение дигибридного скрещивания как два моногибридных):
Р: | ♀ Аа | х | ♂ Аа | Р: | ♀ Bb | х | ♂ Bb | |
G: | А а | А а | G: | B b | B b | |||
F1: | АА; 2 Аа; аа | F1: | BB; 2 Bb; bb | |||||
кар, кар, гол | прав, прав, лев | |||||||
3/4; 1/4 | 3/4; 1/4 |
Для получения вероятности проявления признаков при дигибридном скрещивании необходимо перемножить вероятности полученные при моногибридном скрещивании, в соответствии с рассматриваемым генотипом или фенотипом.
Вероятность рождения: кареглазых праворуких детей (А-В-) = 3/4 х 3/4 = 9/16;
кареглазых леворуких (А-bb) = 3/4 х 1/4 = 3/16;
голубоглазых праворуких (aaB-) = 1/4 х 3/4 = 3/16;
голубоглазых леворуких (aabb) = 1/4 х 1/4 = 1/16.
Ответ: вероятность рождения в этой семье кареглазых праворуких детей ~ 9/16, кареглазых леворуких ~ 3/16, голубоглазых праворуких ~ 3/16, голубоглазых леворуких ~ 1/16.
III способ решения - с использованием формулы (3+1)n из III закона Менделя:
Обязательным условием использования данного способа решения задачи является гетерозиготность особей (родителей) по всем признакам.
Исходя из формулы:
(3А+1а) х (3B+1b) = 9AB + 3Ab + 3aB + 1ab
9AB - кареглазые праворукие дети - 9/16;
3Ab - кареглазые леворукие дети - 3/16;
3aB - голубоглазые праворукие дети - 3/16;
1ab - голубоглазые леворукие дети - 1/16.
Ответ: вероятность рождения кареглазых праворуких детей 9/16, кареглазых леворуких - 3/16, голубоглазых праворуких - 3/16, голубоглазых леворуких - 1/16.
16. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз над голубым. Гены обеих пар находятся в разных хромосомах.
а) Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных по обоим признакам родителей?
б) Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготного мужчины с женщиной, имеющей голубые глаза и нормальное зрение?
17. Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. Известно, что у обоих супругов были братья и сестры, страдавшие фенилкетонурией, но сами они нормальны в отношении этого признака. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех трёх признаков, второй был близоруким левшой, третий оказался больным фенилкетонурией.
а) Определите генотипы родителей и всех детей.
б) Определите вероятность того, что четвертый ребенок будет нормален по всем трём признакам.
18. Фенилкетонурия и одна из редких форм агаммаглобулинемии швейцарского типа (обычно ведет к смерти до шестимесячного возраста) наследуются как аутосомные рецессивные признаки. Успехи современной медицины позволяют избежать тяжелых последствий нарушения обмена фенилаланина.
а) Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов?
б) Определите вероятность рождения больных фенилкетонурией и надежды на спасение новорожденных в семье, где оба родителя гетерозиготны по обеим парам признаков.
19. У человека имеется две формы глухонемоты, которые определяются рецессивными аутосомными несцепленными генами.
а) Какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где мать и отец страдают одной и той же формой глухонемоты, а по другой форме глухонемоты они гетерозиготны.
б) Какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где оба родителя страдают разными формами глухонемоты, а по второй паре генов глухонемоты каждый из них гетерозиготен?
20. Глаукома взрослых наследуется несколькими путями. Одна форма определяется доминантным аутосомным геном, другая - рецессивным тоже аутосомным несцепленным с предыдущим геном.
а) Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в случае, если оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов?
б) Какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где один из родителей гетерозиготен по обеим парам патологических генов, а другой нормален в отношении зрения и гомозиготен по обеим парам генов?
21. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы.
Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими, глухота- признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?
22. Полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные аутосомные признаки. Гены всех трёх признаков находятся в разных парах хромосом.
а) Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают всеми тремя недостатками, но гетерозиготны по всем трём парам генов?
б) Определите вероятность рождения детей без аномалий в семье, о которой известно следующее. Бабушка по линии жены была шестипалой, а дедушка - близорукий. В отношении других признаков они нормальны. Дочь же унаследовала от своих родителей обе аномалии. Бабушка по линии мужа не имела малых коренных зубов, имела нормальное зрение и пятипалую кисть. Дедушка был нормален в отношении всех трёх признаков, сын унаследовал аномалию матери.
23. Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как аутосомные рецессивные несцепленные между собой признаки. Отсутствие резцов и клыков верхней челюсти также может передаваться как рецессивный признак, несцепленный с катарактой и глухонемотой.
а) Какова вероятность рождения детей со всеми тремя аномалиями в семье, где оба родителя гетерозиготны по всем трем парам генов?
б) Какова вероятность рождения детей со всеми тремя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактой глухонемотой, но гетерозиготен по третьему признаку, а второй супруг гетерозиготен по катаракте и глухонемоте, но страдает отсутствием резцов и клыков в верхней челюсти?
24.Катаракты имеют несколько разных наследственных форм. Большинство из них наследуются как доминантные аутосомные признаки, некоторые - как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. Какова вероятность рождения детей с аномалией, если оба родителя страдают ее доминантно наследующейся формой, но гетерозиготны по ней и еще гетерозиготны по двум рецессивным формам катаракты?
6.2. Ответить на контрольные вопросы.
7. Вопросы к контролям по данной теме:
7.1. .Вопросы к текущим компьютерным контролям:
1.Согласно I закону Менделя в F1 наблюдается:
арасщепление по фенотипу 9:7;
бединообразие гибридов;
врасщепление по генотипу 1:2:1;
грасщепление по фенотипу 3:1;
драсщепление по фенотипу 1:2:2:1.
2.Организм называется гомозиготным, если он образует:
аодин тип гамет;
бразные типы гамет;
вдва типа гамет;
гчетыре типа гамет;
дтри типа гамет.
3.С какой целью применяется анализирующее скрещивание?
адля определения генотипа особи (АА или Аа);
бдля определения типа наследования;
вдля изучения множественного аллелизма;.
гдля определения расщепления в потомстве;
дни один из вышеназванных ответов.
4.Организм с генотипом АаBbccDdEe образует:
а2 сорта гамет;
б4 сорта гамет;
в8 сортов гамет;
г16 сортов гамет;
д32 сорта гамет.
5.Скрещиваются особи aaBb и AaBb. Какую часть потомства составят особи генотипа ааbb?
а1/8;
б1/4;
в1/16;
г1/64;
д1/2.
6.По II закону Менделя происходит расщепление признаков у гибридов в отношении:
а1:2:1 - по генотипу и 3:1 - по фенотипу;
б2:1 - по гено- и фенотипу;
в1:1:1:1 - по генотипу и 1:1 - по фенотипу;
г9:7 - по фенотипу;
д1:2:2:1 - по фенотипу.
7.Организм называется гетерозиготным (Аа), если он образует:
аодин тип гамет;
бдва типа гамет;
втри типа гамет;
гчетыре типа гамет.
дни один из вышеназванных ответов.
8.Условие менделирования признаков:
агены находятся в разных локусах одной хромосомы;
бгены находятся в Х-хромосомах;
вгены, детерминирующие признаки, находятся в разных парах гомологичных хромосом;
ггены находятся в У-хромосоме;
дни один из вышеназванных пунктов.
9.Организм с генотипом ааBbCcddeeFf образует:
а2 сорта гамет;
б4 сорта гамет;
в8 сортов гамет;
г16 сортов гамет;
д32 сорта гамет.
10.Скрещиваются особи ааBb и АаBb. Какую часть потомства составят особи генотипа АaBb?
а1/8;
б1/4;
в1/16;
г1/64;
д1/2.
7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену:
1. Предмет, задачи и методы генетики. Периоды развития генетики.
2. Гибридологический метод изучения наследственности.
3. Моногибридное скрещивание (определение). I, II законы Менделя, их цитологическое обоснование.
4. Ди- и полигибридное скрещивание. III закон Менделя и его цитологическое обоснование. Общая формула расщепления при независимом наследовании признаков.
5. Условия менделирования признаков. Менделирующие признаки у человека (аутосомно-доминантные, аутосомно-рецессивные, примеры).
8. Литература для подготовки к занятию:
8.1. Основная:
8.1.1. Биология, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2002 г.
8.1.2. Биология с генетикой, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2000г.
8.2. Дополнительная:
8.2.1. Биология. И.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г.
8.2.2. Цитология. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г.
8.2.3. Пехов А.П. Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000.
8.2.4. Общая и медицинская генетика: Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. /В.П. Щипков, Г.Н. Кривошеина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003г.
8.2.5. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека (в 3 томах). М., «Мир», 1989г.
8.2.6. Шевченко В.А. и др. Генетика человека. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2002г.
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
Утверждаю:
Зав. кафедрой медицинской
Биологии и генетики
Д.м.н., проф. Макеев О.Г.
________________________
«___»_____________2011 г.
Учебное задание
для студентов
Факультет: лечебно-профилактический
Курс 1 Семестр 1
Занятие №7
Тема занятия: Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм. Наследование групп крови по системе АВ0. Резус-фактор.
Екатеринбург
Г.
2. Цель занятия:изучение явления взаимодействия аллельных генов, умение решать задачи и давать заключение о проявлении признаков у потомства при взаимодействии генов.
3. Задачи занятия:
3.1. Изучить явление взаимодействия аллельных генов.
3.2. Иметь представление о наследовании групп крови и резус-фактора.
3.3. Уметь объяснять наследование патологических признаков у человека при взаимодействии генов.
3.4. Уметь решать задачи на наследование групп крови, резус-фактора, на взаимодействие аллельных генов.