Санитарно-гигиенический, санитарно-эпидемический и лечебно-охранительный режимы больниц, значение и условия их обеспечивающие

Лечебно-охранительные режимы больницы: 1. Лечебно-охранительный. Касается условий пребывания пациентов.

2. Санитарно-гигиенический. Предназначен для пациентов, персонала.

3. Санитарно-противоэпидемический. Предназначен и для пациентов, и для персонала.

От пребывания в больнице у больных возникает беспокойство и недовольство от больничной обстановки, что вызывает ухудшение их состояния. Поэтому в больницах должен соблюдаться лечебно-охранительный режим, заключающийся в устранении неблагоприятных раздражителей и включением мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на организм больного. Особое внимание придается мероприятиям, щадящим психику больного: а) необходимо помнить, что неосторожно сказанное слово может вызвать волнение и ухудшение состояния больного;

б) больные стремятся прочитать историю болезни и от этого могут расстроиться – поэтому надо упорядочить хранение историй болезни;

в) большое значение для покоя имеет удлинение физиологического сна – соблюдается дневной сон, в это время должна быть тишина в отделении, разговаривать тихо; использовать световую сигнализацию;

г) персонал должен носить мягкую обувь;

д) уборку в палатах делать после подъема больных;

е) немаловажное значение имеет устранение неприятных «больничных» запахов, опрятное содержание помещений, уютная обстановка в палатах и отделении;

ж) сюда же входит диетическое питание с учетом патологии больного

з) строгое соблюдение распорядка дня со стороны больных и персонала.

Изолированная секция отвечает важнейшему требованию лечебно-охранительного режима. Изолированная секция: - исключает возможность занесения инфекции извне

- обеспечивает максимум покоя больному

- способствует большей производительности труда персонала

- создает возможность полноценного использования оборудования.

Под санитарно-эпидемиологическим режимом подразумевается:

-влажная уборка помещения;

-генеральная уборка с помощью дезсредств;

-обеспечение спецодеждой и бельем;

-соблюдение правил личной гигиены;

-врачебный контроль за здоровьем персонала;

- уход за больными; контроль санитарного состояния палат;

-соблюдение правил внутреннего распорядка.

Под гигиеническим режимом понимают научно-обоснованную систему правил, регулирующих надлежащие коммунальные условия в помещениях больниц. Гигиенический режим обеспечивается санитарным благоустройством больниц.

Задачи и содержание гигиенического и лечебно-охранительного режимов в больнице тесно переплетаются между собой. Поэтому лечебно- охранительный режим немыслим в той больнице, где не соблюдается гигиенический режим.

Больница является для больного школой личной гигиены, а воспитание у больных гигиенических навыков способствует закреплению результатов лечения после выписки из больницы.

Гигиенический режим в больнице обеспечивается созданием оптимального микроклимата, световым комфортом, достаточным инсоляционным режимом, чистотой воздушной среды, санитарным содержанием помещений

Для больных и медицинского персонала в больницах должны быть созданы благоприятные условия для выполнения правил личной гигиены.

Этим вопросам будут посвящены отдельные темы практических занятий.

Санитарный режим и санитарное содержание. Чистота является необходимым элементом правильного гигиенического режима лечебно-профилактического учреждения.

Обстановка абсолютной чистоты в совокупности с другими сторонами больничного режима создает наилучшие условия для осуществления лечебного процесса. Она внушает больному доверие к персоналу больницы, создает благоприятное впечатление о больнице, способствует хорошему самочувствию больного.

Значение частоты больницы в осуществлении лечебного процесса и профилактики внутрибольничной инфекции можно иллюстрировать следующими примерами.

Недостаточно чистое содержание хирургического отделения и операционного блока, увеличивая запыленность и обсемененность воздуха, отрицательно сказывается на создании стерильных условий, необходимых при производстве операций и хранении стерильного материала и инструментов.

Плохое качество уборки полов, мебели в палатах и других местах пребывания больных, скопление пыли за шкафами и радиаторами отопления ведет к загрязнению воздуха и создает прямую угрозу возникновения инфекций, в передаче которых важную роль играет пыль.

Уборка должна повторяться в течение дня по мере надобности для обеспечения постоянной чистоты помещения. Столовые и буфеты убирают после каждого приема пищи. Перед отходом больных ко сну перестилают постели, подметают пол, проветривают помещение палаты. В зимнее время ночью несколько раз проветривают коридоры. Смена постельного белья обязательно должна производится один раз в 7-10 дней, а также по мере загрязнения для отдельных больных.

Применяя рациональные методы уборки и систематическую аэрацию, удается значительно снизить микробную обсемененность и запыленность воздуха больничных помещений. Однако растущий удельный вес капельных инфекции и все повышающиеся требования к асептике диктуют проведение мер пор еще большему уменьшению микробной обсемененности воздуха в палатах детских инфекционных отделений, в операционных, перевязочных, родовых и т.д. С этой целью в последние годы изучаются различные способы дезинфекции воздуха помещений. Гигиенические условия являются важной предпосылкой предупреждения госпитальной (внутрибольничной) инфекции. Борьба с госпитальной инфекцией актуальна не только для инфекционных, детских, хирургических, родильных, но и всех других отделений. В последние годы в больницах отмечается рост госпитальных заболеваний в особенности за счет стафилококковой инфекции, которую даже назвали «чумой больниц 20-го века». Так, в США госпитальной инфекцией болеет до 6,3% всех лечащихся в стационарах. В Англии в течение года около 1 млн. дополнительных койко-дней приходится на послеоперационные гнойно-септические и другие осложнения. В то же время все исследователи неизменно подчеркивают, что основой предупреждения госпитальной инфекции является гигиенически рациональное устройство, оборудование и содержание больниц.

18.Гигиенические требования к размещению, выбору и планировке земельного участка лечебно-профилактической организации

Специализированные отделения или комплексы свыше 1000 человек, для пребывания больных в течение длительного времени необходимо располагать в пригородной зоне или окраинных районах, по возможности в зеленых массивах или в непосредственной близости с ними, не менее 1 км от селительной зоны. Женские консультации, стоматологические и прочие амбулаторные учреждения: в пределах пешей доступности, в общественных зданиях, вблизи улиц и дорог с общественным транспортом. Территория больницы должна быть удалена от источников шума, загрязнителей воздуха, почвы, воды с санитарной зоной от 50 до 1000 м.

Участок должен быть под наклоном 0,5-10 градусов для обеспечения инсоляции и стока атмосферных вод. Грунты должны допускать использование естественных оснований без дополнительных мероприятий, иметь незагрязненную, фильтрующую почву. Участок не должен затопляться заболачиваться, не должно быть карстовых и оползневых явлений. При выборе участка для больницы следует учитывать возможность присоединения здания больницы к имеющимся сетям водопровода, канализации, электрификации, теплофикации и газификации. Участок больницы должен быть правильной формы, достаточным по площади, которая определяется в зависимости от мощности больницы (количества коек). Важно правильное «зонирование» больницы. Между зонами, корпусами должны иметься полосы зеленых насаждений, плотность застройки 12-15%. Поликлинический корпус должен находиться на периферии, графики и траектории передвижений между корпусами должны быть рациональными, максимально ограниченными в пересечении друг с другом. Так же следует предусматривать закрытые переходы между корпусами. Расстояние между лечебными корпусами до патологоанатомического не менее 30 м. Инфекционные, акушерские, психосоматические, кожно-венерологические, детские отделения должны находится в отдельных корпусах. Разрывы между палатными и лечебно-диагностическими корпусами составляют 2,5 высоты наиболее высокого противостоящего здания, расстояние от палатных отделений до красной линии и жилых зданий не менее 30-80 м. *Красная линия застройки – расстояние от забора до автомагистрали, 30 м.

При планировке участка и строительстве ЛПО необходимо исходить из двух взаимосвязанных положений:

- для больного необходимы благоприятные условия размещения и пребывания, создан лечебно-охранительный режим, проведена профилактика внутрибольничных инфекций;

- для медицинского персонала сформированы оптимальные условия труда с защитой от внутрибольничных инфекций и вредных, опасных факторов. Исходя из первичной профилактики ВБИ, величина, коечная мощность больницы целесообразна не более 500-600 коек. С этих позиций децентрализованная система архитектурно-планировочных решений имеет все санитарно-противоэпидемические достоинства. Смешанная система застройки и планировки больничного участка приемлема как с гигиенической позиции, так и с экономической. При этом основные соматические отделения размещаются компактно в 4-6 этажном корпусе, а лечебно-диагностический связан с ними переходами. Централизованная система застройки определяет рациональное использование коечного фонда, медицинской техники, лечебно-диагностических и вспомогательных отделений. С санитарно-гигиенических сторон и противоэпидемических такая система застройки не эффективна. Сложно организовать и поддерживать лечебно-охранительный режим, санитарно-эпидемический. Происходит шумовое загрязнение среды, нарушается оптимальный микроклимат в силу вертикальной тяги воздуха. Кроме того вертикальная тяга способствует распространению микрофлоры по всему зданию, по всем отделениям. Высокая концентрация больных активизирует распространение ВБИ.

В настоящее время используется три основных направления развития больничного строительства:

- моноблоки для палатных отделений 9-12 этажные и для лечебно-диагностических 2-3 этажные здания, соединенные крытым переходом;

- отдельные блоки на 300-500 коек с размещением в них однопрофильных больных (хирургических, терапевтических) и максимальное их соединение с лечебно-диагностическими и вспомогательными службами;

- расширение существующих больниц за счет строительства дополнительных палатных корпусов, отдельно стоящих хирургических, терапевтических, педиатрических, урологических и других отделений.

19.Гигиенические требования к планировке палатной секции: набор помещений, их взаимное расположение, основные гигиенические требования к устройству коридора, палат. Гигиеническая характеристика различных типов палат

Основным структурным элементом больницы является палатная секция на 30 коек, состоящая из нескольких палат с относящимися к ним лечебно-вспомогательными помещениями. Секция предназначена для лечения больных с однородными заболеваниями.

В состав палатной секции входят следующие помещения: а) для пребывания больных: палаты, комната дневного пребывания, застекленная веранда; б) лечебно-вспомогательные: кабинет врача, процедурная, пост медицинской сестры, перевязочная в отделениях хирургического профиля; в)хозяйственные: буфетная, столовая, бельевая, комнаты сестры-хозяйки и старшей медицинской сестры; г)санитарный узел: ванная, умывальни, туалеты для больных й персонала, санитарная комната; д)палатный коридор, связывающий перечисленные помещения.

Палатное отделение может состоять из 1 или 2 палатных секций. Некоторые вспомогательные помещения могут быть общими для всего отделения. Высота помещений палатной секции должна быть не менее 3,3 м. Площади помещений палатной секции: палаты для взрослых 9 м2, пост дежурной медсестры 6, кабинет врача 10, процедурная 12(с гинеколог креслом 18), клизменная 8.

Все больничные помещения должны иметь естественное освещение. Искусственное освещение допускается в санитарных узлах при палатах, клизменных, гигиенических ваннах, комнатах личной гигиены, душевых для персонала, наркозных, предоперационных, аппаратных, складских помещениях, фотолабораториях.

Основным помещением палатной секции является палата. Общие палаты для взрослых больных проектируются не более чем на 4 койки; при этом в каждой секции должны быть две палаты на 2 койки и не менее 2 палат по 4 койки. Кровати должны быть расположены параллельно стене с окнами, но не более чем в три ряда. Расстояние от кроватей до наружных стен должно быть не менее 0,9 м, между длинными сторонами рядом стоящих коек - не менее 0,8 м. Глубина палат при естественном освещении с одной стороны должна быть не более 6 м.

На каждого больного должно приходиться 25 м3 воздуха. Такой воздушный куб обеспечивается при высоте пола 3,2 –3,5 м и площади на 1-го больного – 7-7,5 м2 на койку – это норма.

Размеры палат зависят от профиля и возраста больных: в палатах общего типа на взрослого или ребенка – 9 м2, в 2-х-коечных – соответственно 7 и 6 м2; в ожоговых – 10 м2, интенсивной терапии – 13 м2.

Пост дежурной сестры проектируется как остекленная кабина площадью 4 м2, располагаемая с северной стороны коридора и несколько выступающая в коридор, чтобы обеспечить хорошее наблюдение за входом в палаты, располагается в центре секции.

Коридоры: двусторонняя застройка с устройством светового разрыва протяженностью не менее 40% его длины. Наличие светового разрыва и окон в торцах коридора позволяет создать удовлетворительные условия естественной освещенности и эффективное проветривание коридора. Ширина палатного кори-дора должна быть не менее 2,4 м.

Процедурная служит в палатной секции для проведения некоторых физиотерапевтических процедур массажа, инъекций. Площадь: 12 м2( с гинеколок креслом 18м2).

Столовую можно устраивать одну на отделение, располагая её рядом с буфетной комнатой. Количество посадочных мест в столовых принимают равным 80 % количества коек в отделениях послеродовых физиологических, кожно-венерологических, туберкулезных, психиатрических и восстановительного лечения и не менее 60 % - в остальных отделениях. В буфетной комнате подогревают и распределяют на порции пищу, поступающую из кухни, а также моют посуду. Площадь: столовая(в больницах восстановит лечения 2,5; в др больница 1,2(на 1 посадочное место);буфетная: для 1 секции 18; для 2- 22.

Санитарный узел состоит из умывальни, ванной, туалетов и санитарной комнаты. Санитарная комната служит помещением, где производятся мытьё, стерилизация подкладных суден, хранение материала для анализа, разборка и временное хранение грязного белья, мытье клеенок, хранение предметов уборки. Санитарные узлы для больных (умывальня: S 5м2, туалеты: S 1,76 на 1 кабину) должны иметь естественное освещение.

Палатное отделение, как правило, состоит из 2-х палатных секций и общих помещений, расположенных между секциями (лечебные, диагностические кабинеты, столовая, буфетная, служебные помещения).

Палатное отделение должна удовлетворять требованиям: - состав помещения должен соответствовать специфике отделения

- подсобные помещения максимально отдалены от палаты и кровати больного

- разграничение путей передвижение

- централизованные работы должны быть максимально выведены из отделения или сведены к минимуму

- «гибкая» планировка, для возможного разграничения или модернизации отделения

В зависимости от взаимодействия основных групп помещений выделяют следующие композиционные системы: - Павильонная - разные по функциональному назначению помещений или групп в отдельных корпусах, соединенных теплыми переходами;

- Моноблочная – концентрация служб в одном или двух тесно связанных блоках (административные и технические отделы первые этажи, палаты верхние этажи)

Отделение включает в себя секции, которые включают в себя палаты. Перед входом в каждую секцию должен быть шлюз. В каждой секции должна быть зона палат (с манипуляционной, кабинетом врача, постом медсестры, помещением дневного пребывания больных) и зона вспомогательных помещений (санузел, буфетная, кабинеты заведующего и старшей медсестры, хранилища аппаратуры, чистого и грязного белья,

Планировочные решения лечебных отделений: 1. Однокоридорные лечебные отделения (все палаты на одной стороне) Плюсы: благоприятная ориентация большинства палат, хорошие условия для естественной вентиляции, хороший обзор коридора, простые графики движения.

2. Т-образные лечебные отделения. Здесь общие помещения и специальные кабинеты выделены в самостоятельный блок, а палатные секции сближаются. Это обеспечивает ориентацию 50% палат на юг и юго-восток. Здесь рационально приближено расположение служебных помещений в палатах. Недостатки: затруднение наблюдения за отдельными палатами.

3. Двухкоридорное лечебное отделение. Палаты ориентированы на две стороны горизонта. Служебные, сантехнические и вспомогательные помещения расположены в центре отделения, медицинский персонал работает при искусственном освещении.

4. Лечебное отделение круговой формы. Палаты ориентированы на все стороны горизонта, служебные помещения размещены в центре. Данный вид приемлем для лечебно-диагностических отделений, так как при постоянном пребывании пациентов затруднены пути движения медперсонала.

График движения больным внутри секции дожжен быть прост, по возможности прямолинеен, и не перекрещиваться с путями хозяйственного и вспомогательного значения. Движение посетителей должно осуществляться по изолированному пути – из вестибюля в центральную зону, затем в палату или дневную комнату пребывания больных. Для удаления грязного белья должны быть предусмотрены специальные шахты или лифт, чистое белье доставляется из прачечной персоналом.

20.Гигиенические требования к размещению и планировке поликлиники.

Поликлиническое отделение по санитарным и эпидемиологическим показателям рациональнее изолировать от стационара и размещать в отдельном здании, на периферии, если она входит в лечебно-профилактический комплекс. Основные помещения: врачебные, лечебно-диагностические кабинеты, регистратура, вестибюль с гардеробной для больных.

По характеру оборудования кабинеты делятся на: - общего типа, площадью 12 м2

- специализированные кабинеты, площадью 16-18 м2

Ожидальни проектируются из расчета 1,2 м2 на каждого пациента, ожидающего прием. Изолированные ожидальни обустраиваются при акушерско-гиенекологическом, туберкулезном, кожно-венерологическом кабинетах. Инфекционный кабинет должен иметь изолированный вход.

Детское поликлиническое отделение изолируется от взрослого. Поступление детей осуществляется через фильтр (кабинет предварительного осмотра), в котором измеряют температуру и проводят первичный осмотр. Дети с признаками острого опасного заболевания направляются в боксированное отделение, а без признаков острого заболевания и с нормальной температуры направляются из фильтра в общее отделение. Ожидальню в детских отделениях не рекомендуется устраивать в виде общего большого зала , лучше устраивать ожидальни на небольшое количество ожидающих (не более 4 на один кабинет) из расчета 1,4 м2 на каждого взрослого с ребенком.

Здание поликлиники располагают изолированно от лечебных корпу­сов на расстоянии 30-50 м от них. Вход в зону поликлиники должен быть отдельный. В изолированном месте, не видном из окон больничных зда­ний, размещают патологоанатомическое отделœение с моргом.

При перефирии участка необходима посадка 15-метровой защитной зоны зелœеных насаждений, ограждающих больницу от шума, пыли и сильных ветров.

Поликлинические учреждения должны быть максимально приближены к населению, поэтому поликлиники размещаются в селитебной зоне и радиус обслуживания должен составлять 1,5 – 2 км для городских населенных пунктов, а для сельских пунктов может быть увеличен до 4 км. Радиус обслуживания обеспечивает предел пешеходной доступности. Радиус обслуживания детских поликлиник 800 метров.

21.Гигиенические требования к приемному отделению больниц

Приемное отделение должно быть так размещено и иметь такой набор помещений и внутреннюю планировку, чтобы предотвратить возможность возникновения ВБИ и способствовать ускорению и повышения качества лечебно-диагностического процесса

Функции: - регистрация

- медицинский осмотр

- обследование

- санитарная обработка

- возможность оказания медицинской помощи

Приемное отделение состоит из: - вестибюль

-ожидальня

- смотровая и кабинет дежурного врача

- санитарный пропускник с составе раздевальни, ванны с душем, одевальни

- манипуляционная с перевязочной

- бокс и диагностические палаты, куда помещаются больные с неясным диагнозом

- санузлы для больных и персонала

- подсобные помещения

Помещения выписки больных и приема должны быть разделены. Приемное отделение должно располагаться на первом этаже, в изолированной части здания,

желательно вблизи въезда на территорию больничного участка. Следует установить пандус для подъезда СМП с навесом для 1-2 машин. Не допускается размещение приемных отделений под окнами палатных отделений.

Расчетное количество больных, поступающих в приемные отделения в течение суток, следует принимать в зависимости от количества коек в больнице: 2% - в больницах туберкулезных, психиатрических, восстановительного лечения

15% - в больницах СМП, родильных домах

10% в остальных больницах

При планировке приемного отделения должен соблюдаться принцип поточности и движения поступающих и выписывающихся. Помещение приема и выписки из отделений (детского, акушерского, психоневрологического, туберкулезного и инфекционного) должны быть отдельными и находится при каждом из этих отделений.

22.Гигиенические требования к планировочным решениям инфекционных отделений больниц.

В основе планировки лежит система изоляции больных. Разделение пациентов и персонала на грязные и чистые потоки. Санитарная обработка и дезинфекция помещений, белья, оборудований, выделений больных.

Инфекционная больница должна иметь: - приемное отделение

- стационар

- лечебно-диагностические кабинеты

- лаборатории

- стерилизационную

- аптеку

- пищеблок

- очистные сооружения для обеззараживания сточных вод

- службу санитарной обработки медицинского транспорта.

Особое место занимают планировочные решения. В основе планировочных решении инфекционных отделений лежат разработка системы изоляции больных (разделение «грязных» и «чистых» потоков), санитарная обработка и дезинфекция помещений, белья, оборудования, выделений больных. Для предотвращения внутрибольничных заражений осуществляются индивидуальный прием больных, разобщение больных, страдающих различными инфекционными заболеваниями, специфическая планировка инфекционных отделений. С учетом различной степени изоляции больных используются особые приемы планировки палат-боксов, полубоксов и боксированных палат.

Инфекционное отделение должно состоять из боксов, полубоксов, палат. Каждое отделение может состоять из одной или двух секций, полностью изолированных друг от друга. В инфекционном отделении выделяют нейтральную зону, где размещаются ординаторские и комната сестры-хозяйки. Для предотвращения внутрибольничных заражений наиболее надежен бокс.

Бокс - это комплекс помещений, состоящих из: - входного тамбура - санитарного узла с ванной - палаты - шлюза - отдельный наружный вход. Больной поступает в бокс через входной тамбур непосредственно с улицы. Шлюз связывает бокс с центральным коридором, через который медицинский персонал проходит к больному. В шлюзе размещается раковина, шкаф для халатов, окно для передачи пищи в бокс.

Полубокс состоит из тех же помещений, что и бокс, за исключением выхода с улицы. Больные поступают в полубоксы из коридора отделения. В секции, состоящей из полубоксов могут находиться больные только с одинаковыми заболеваниями. Это группа кишечных инфекций: ротавирус, дизентерия, сальмонеллез, вирусный гепатит А. Прием инфекционных больных должен быть строго индивидуальным.

Большое значение имеет организация диагностического отделения как важного средства для профилактики внутрибольничных инфекций. Размещать его следует в приемном отделении. Диагностическое отделение должно состоять из одноместных мельцеровских боксов, число которых должно обеспечить возможность пребывания больных до уточнения диагноза на основании лабораторных исследований.

Приемное отделение состоит из изолированных приемно-смотровых боксов. Если отделение рассчитано на несколько инфекций, то число смотровых боксов должно соответствовать количеству инфекций. Приемно-смотровые боксы рассчитывают следующим образом: если отделение на 30 коек - 1 бокс;

30-60 коек - 2 бокса;

60-100 - 3 бокса;

более 100 - 3% от числа коек

Из приемно-смотрового бокса после осмотра врачом больной через наружную дверь поступает в соответствующее отделение инфекционной больницы, не встречаясь с другими больными. В боксе больной находится в среднем 5 дней, затем его переводят в палату. Этот срок определен противоэпидемическим соображениями. А также за этот срок устанавливают диагноз по данным лабораторных, бактериологических анализов. Индивидуальные боксы также служат для госпитализации инфекционных больных с особо опасными инфекциями. Наиболее рациональна павильонная система застройки инфекционной больницы, когда каждое отделение располагается в самостоятельном корпусе и обслуживает больных с одноименными заболеваниями. В многоэтажных корпусах отделений для однородных инфекций пациентов рекомендуется размещать поэтажно. Больных с воздушно-капельной инфекцией следует размещать только на верхних этажах во избежание распространения инфекционного аэрозоля из палат в помещения расположенные над этим отделением. В многоэтажных инфекционных больницах каждый этаж предназначен только для одной инфекции и имеет отдельный лифт и лестничную клетку, а также лабораторию экспресс-диагностики, кухню- доготовочную, стерилизационную, кладовые, шлюзы для персонала.

23.Гигиенические требования к планировочным решениям противотуберкулезных диспансеров

2 . 1 . Комплекс зданий противотуберкулезной больницы должен размещаться на изолированной территории.

2 . 2 . Территория противотуберкулезного стационара должна иметь ограждениепо периметру участка с полосой зеленых насаждений, в соответствии с СанПиНом № 231-07 «Санитарные нормы и правила проектирования, строительства к эксплуатации лечебно-профилактических учреждений».

2 . 3 . Плотность застройки участка больницы и диспансера, и со стационаром,должна быть в пределах 12 –15%. Остальная территория должна быть благоустроена и озеленена.

2 . 4 . Разрыв между палатными корпусами и жилыми домами должен быть не менее 50-ти метров, туберкулезных диспансеров, без стационаров, не менее 20-ти метров.

2 . 5 . Необходимо предусмотреть удобные транспортные связи больницы с населением.

2 . 6 . На территории противотуберкулезной больницы запрещено размещение учреждений, не имеющих к ней отношения.

2 . 7 . В планировке и размещения корпусов больницы необходимо строго соблюдать изоляцию корпусов для госпитализации бациллярных больных, а также функциональных зон.

2 . 8 . Хозяйственные сооружения (пищеблок, прачечная, дезинфекционное отделение) следует размещать на территории больницы с соблюдением санитарных разрывов, в соответствии с СанПиНом № 0231-07.

2 . 9 . Территория больницы должна иметь «чистую »и «грязную» зоны, изолированные друг от друга полосой зеленых насаждений.

2 . 10 . На выезде из «грязной» зоны должна быть предусмотрена площадка для дезинфекции транспорта.

2 . 11 . Проход персонала в здания противотуберкулезной больницы, а также выходиз них должен осуществляться из «чистой» зоны.

2 . 12 . Выписываемый (после лечения) должен выходить в «чистую» зону.

2 . 13 . Выезд на хозяйственный двор больницы должен быть отдельным от въезда больных в приемное отделение и проходить в стороне от лечебных корпусов.

2 . 14 . Выезд из паталогоанатомического корпуса больницы должен проходить в стороне от мест пребывания больных. Он может совмещаться с хозяйственным выездом.

2 . 15 . Подъездные пути и пешеходные дорожки должны быть заасфальтированыили иметь покрытие с достаточным уклоном для стока поверхностных вод в водоотводящие канавы.

2 . 16 . Через территорию противотуберкулезной больницы не должны проходить магистральные инженерные сооружения (водоснабжение, канализация, теплосеть, электросеть).

2 . 17 . Временные стоянки автотранспорта индивидуального пользования следует размещать не ближе 40 метров от здания больницы.

2 . 18 . В ночное время территория больницы должна быть освещена.

2 . 19 . Урны, установленные для сбора мусора у входов в здания, в местах отдыха и на территории (через каждые 50 м) должны очищаться от мусора ежедневно и содержаться в чистоте.

2 . 20 . Контейнеры для сбора твердых бытовых отходов должны быть обеспечены крышками, регулярно очищаться, мыться и дезинфицироваться после каждого опорожнения.

+предыдущий вопрос

24.Гигиенические требования к планировке хирургических и акушерско-гинекологических отделений больниц. Особенности санитарно-эпидемиологического режима.

К проектам хирургического отделения предъявляются следующие требования: а) наличие удобной связи с операционным блоком и диагностическим отделением;

б) наличие соответствующего числа перевязочных и процедурных;

в) организация условий для послеоперационного пребывания больных в специально оборудованных палатах;

г) исключение возможности контакта послеоперационных «чистых» - больных и так называемых «гнойных» больных, у которых появились послеоперационные осложнения.

Операционный блок - структурное подразделение хирургического отделения больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных и обеспечивающих помещений, предназначенное для проведения хирургических операций. Операционные блоки размещаются в изолированной пристройке-блоке (отдельном здании). Наиболее рациональным является размещение операционного блока в составе обособленного лечебно- диагностического корпуса, непосредственно примыкающего к палатному корпусу или соединяемому с ним утепленными переходами. Допускается размещение оперблока на верхнем этаже палатного корпуса

Все операционные блоки делятся на общепрофильные и специализированные (травматологические, кардиохирургические, ожоговые, нейрохирургические и др.)

Архитектурно-планировочные особенности хирургического отделения: - непроходные асептические и септические отделения

- рациональное зонирование:

Стерильная зона – операционные

Зона строгого режима:

Предоперационная

- наркозная

- аппаратная

- собственно палаты и пост дежурной медсестры

Зона ограниченного режима: - помещения для диагностических исследований

- стерилизационная, инструментально-материальная

- кабинеты хирургов, врача-анестезиолога, сестринская, санитарская

- склад

При наличии отделений ОРиИТ послеоперационные палаты обычно не предусматриваются

Хирургические отделения целесообразно размещать на верхних этажах зданий, поскольку выше от поверхности земли воздух менее запылен. Отделение должно занимать весь этаж, крыло здания или блок и таким образом быть изолированным от других отделений и служебных подразделений больницы. Особо важно обеспечить внутри отделения разделение потоков «чистых» (без инфицированных ран) и «гнойных» (с инфицированными ранами) больных, которые должны размещаться по меньшей мере в разных палатах, а лучше - в разных палатных секциях, блоках, крыльях здания. В крупных лечебных учреждениях целесообразна организация специального отделения гнойной хирургии.

В палатах 2 раза в день должна производиться влажная уборка с использованием 3% раствора хлорамина или других дезинфицирующих растворов.

В отделении необходимо предусмотреть наличие палат различной емкости: основной коечный фонд может быть размещен в 3-4 местных палатах, в то же время должно быть несколько двух- и одноместных палат для размещения тяжелых больных, больных с колостомами, гнилостными и анаэробными инфекционными процессами. Больные с гнойными заболеваниями по возможности должны помещаться в меньшие палаты, чем «чистые» больные, поскольку между ними возможно перекрестное инфицирование. На каждую койку в палате должно приходиться не менее 7 кв.м. В палатах целесообразно установить ультрафиолетовые лампы, мощностью 15-20 Вт которые должны включаться дважды в день на 15-20 мин. На время обработки «ходячие» больные должны покинуть палату, больным, находящимся на постельном режиме необходимо закрыть глаза полотенцами. Окна должны быть оснащены фрамугами для ежедневного двухразового проветривания. Целесообразно около каждой палаты иметь отдельный санитарный блок с туалетом и умывальником.

камера). Постель больного должна сменяться не реже чем один раз в неделю; обязательна смена постели накануне операции. У больных с открытыми ранами, пролежнями, свищами постель должна сменяться по мере загрязнения - каждый день и чаще. Одеяла должны помещаться в закрытые пододеяльники, подвергаться стирке после использования каждым больным. Матрацы и подушки - регулярно выколачиваться, один раз в год подвергаться сухожаровой обработке (пароформалиновая)

Архитектурно-планировочные особенности акушерских отделений: Акушерское и гинекологическое отделение могут входить в состав самостоятельного родильного дома или же входят в состав больницы и обслуживаются больничными службами. Роженицы, имеющие экстрагенитальные заболевания переводятся и лечатся в отдельных специализированных корпусах по профилю патологии. При наличии в составе учреждения родовспоможения гинекологического отделения, оно должно находится в отдельном блоке или отсеке здания. В акушерском отделении и роддомах присутствует четкое разделение помещений на группы: Помещение приема: «чистые» – в родовое физиологическое отделение, «грязные» – в обсервацию

- вестибюль-ожидальня

- смотровая

- комната для санобработки

- фильтр (чистый/грязный поток со своим гинекологическим креслом и помещением для сан обработки)

Родовое физиологическое отделение: разделено на 2 секции - предродовые палаты

- родовые палаты

- подготовительная для персонала

- манипуляционная

- палата интенсивной терапии

- оперблок

Послеродовое физиологическое отделение: раздельное пребывание новорожденных и рожениц

- шлюз при входе в отделение

- послеоперационные палаты

- помещения для мытья и стерилизации суден

- изолятор

- палаты новорожденных (15% от общего количества для недоношенных)

- пост акушерки

- палата для сцеживания молока

Обсервационное отделение: на 1 этаже и смещено относительно основного или на самом последнем над отделением патологии, физиологическим и гинекологическим.

- родовые палаты

- операционные

- родовой бокс

Отделение патологии беременности - кабинет пренатальной диагностики

Помещение выписки

Особенности санитарно-эпидемиологического режима родильного стационара:

-выделение двух акушерских отделений - физиологического и обсерв<

Наши рекомендации