Объясните, понятие «наркогенные вещества»?
Факультет психологии и педагогики
Рабочая тетрадь
Психолого-педагогические технологии профилактики зависимостей у молодежи.
Студентки 5 курса
группы ПД 5-2
Смольяниновой О.
Москва – 2012 г.
Составитель:
Кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики РосНОУ - Николаева Л.П.
.
Пояснительная записка
Дорогие студенты!
Перед Вами рабочая тетрадь, которая поможет Вам осознать вред, наносимый здоровью употреблением наркотических веществ, алкоголя и табакокурением. Перечисленные выше зависимости являются социально опасными психическими заболеваниями, приводят к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.
Наиболее актуальным в настоящее время является злоупотребление наркотическими веществами и алкоголем, что представляет угрозу здоровью населения, серьезную социальную, педагогическую и медицинскую проблему и приводит к тяжелым психическим, личностным и поведенческим расстройствам, различным формам сексуально-девиантного поведения, уходу из общеобразовательных учреждений, бродяжничеству, заражению гепатитом, СПИДом, административным правонарушениям и уголовным преступлениям.
В решении этих проблем необходимо участие многих специалистов разных областей знаний – это педагоги, социальные работники, психологи, юристы, социологи, врачи-наркологи, психиатры, религиозные деятели, работники пенитенциарных учреждений. А также необходимо участие родителей.
Анализируя задания рабочей тетради, Вы сможете не только осознать опасность наркомании, алкоголизма и табакокурения, но и быть полезными окружающим.
Рабочая тетрадь выполнена в контексте программы кафедры педагогической психологии.
С глубоким уважением, Николаева Л.П.
Наркомания
Наркомания - социально опасное психическое заболевание, в основе которого неудержимое стремление индивида к искусственной стимуляции особых «зон комфорта» в центральной нервной системе путем приема тех или иных химических соединений с целью погружения себя в «наркотическое» состояние.
Характеристика наркомании:
Выделяют следующие направления в исследованиях и практической деятельности проблемы наркомании: 1) юридический; 2) медицинский; 3) социально-психологический.
Психологи и врачи-наркологи отмечают обстоятельства, которые способствуют приобщению к наркотикам и повышают риск заболевания наркоманией.
Перечислите факторы, способствующие возникновению наркомании:
Социальные:
Семейное неблагополучие (употребление членами семьи наркотических веществ (НВ); отсутствие взаимопонимания, конфликты в семье, эмоциональное отвержение и безразличие, или потакание во всём ребенку со стороны родителей, определенный стиль семейного воспитания и роль ребёнка в семье; малообеспеченная семья или неконтролируемый доступ к материальным средствам); негативное социальное окружение (друзья, употребляющие НВ; давление со стороны референтной группы).
Психологические:
Неадекватная самооценка, несформированность системы ценностей, духовная пустота, гедонистическая мотивация поведения (получение удовольствия и наслаждения), низкий уровень самоконтроля и самодисциплины, определенный тип акцентуации характера (например, неустойчивый или истероидный тип; низкий уровень стрессоустойчивости, наличие психотравмирующей ситуации, неумение эффективно разрешать конфликтные ситуации.
Биологические:
Наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями родителей и ближайших родственников, патология беременности (инфекционные или тяжелые хронические заболевания, выраженный токсикоз), родовая травма, затяжные хронические заболевания у ребенка.
Известно несколько способов употребления наркогенных веществ молодежью: - экспериментальное употребление, употребление в компании во время отдыха, в ситуационно-обстоятельственное употребление, интенсивное употребление, вынужденное употребление.
По мнению С.Л.Кулакова (2000) несмотря на разные способы употребления наркогенных необходимо учитывать саму личность наркомана, его окончательный выбор варианта жизни.
Перечислите, какие наркотические вещества Вы знаете:
Ø Опиаты (героин, метадон, морфий).
Ø Стимуляторы ЦНС (амфетамины: эфедрон, перветин; кокаин).
Ø Барбитураты (фенобарбитал, феназепам).
Ø Производные конопли (гашиш, марихуана).
Также выделяют галлюциногены (ЛСД, псилоцибин) и летучие наркотические вещества ингалянты (клей, бензин, аэрозоли, лаки, растворители).
Битенский В.С. и другие исследователи считают, что подросток, юноша, как правило, руководствуется комплексом мотивов. Характер ведущего мотива определяется стадией наркомании, особенностями характера и личности подростка, юноши (Личко А.Е., Битенский В.С. 1991).
В большей степени будут способствовать реакция группирования со сверстниками, так как для подростка прежде всего важно мнение именно сверстников друзей, важно быть «своим в доску» и доказать, что он чего-то стоит. Референтная группа становится для подростка полем для самовыражения и самоутверждения.
Реакция эмансипации может выражаться в протесте против общепринятых правил, ценностей и традиций в семье, и средством для выражения протеста будет являться употребление подростком наркогенных веществ. В случае если речь идет о неблагополучной семье, где злоупотребление н.в. рассматривается как норма, подросток расценивает начало употребления н.в. как начало взрослой жизни.
Хобби-реакции в большей степени обусловлены особенностями личности подростка. И употребление н.в. будет характерно скорее для истероидных, шизоидных и гипертимных подростков.
Употребление н.в. также обуславливает и реакция формирования сексуального поведения. Так, одновременно боязнь и желание вступить в сексуальные отношения может спровоцировать начало употребления н.в., под действием которых подросток будет чувствовать себя более раскрепощенным и готовым к новым открытиям.
Зависимость
Зависимость, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – 1965 году дало следующие определение: «Состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества».
Зависимость подразделяют на химическую и информационную.
Приведите примеры химической зависимости:
Алкоголизм, токсикомания, наркомания, табакокурение.
Приведите примеры информационной зависимости:
Интернет-зависимость, зависимость от просмотра телевидения, «висение» на телефоне.
В настоящее время большинство людей разных возрастов более или менее постоянно производят прием разных лекарств. Реклама лекарственных средств, приводит к тому, что люди начинают заниматься самолечением. На сегодняшней день у врачей появились основания говорить о таблеткомании, так как многие пациенты чувствуют себя уверенно и спокойно лишь тогда, когда они принимают лекарства. Этих людей нельзя считать наркоманами, так как они относительно свободно меняют лекарства, у них нет привыкания к ним, и не имеется необходимости увеличивать их дозу.
Несмотря на наличие указаний на малую зависимость между видом лекарственного вещества и вызываемыми им психическими нарушениями, все же удается отметить некоторую избирательность, имеющуюся в этом отношении. Например, сонливость и нарушения сна могут вызвать транквилизаторы, барбитураты, антидепрессанты. Более выраженные психические расстройства – делирии, галлюцинации и даже шизофреноподобные психозы – наблюдаются при интоксикациях стимуляторами, антидепрессантами, антибиотиками, антиконвульсантами, кортикостероидами и т.д.
Причины возникновения нервно-психических осложнений разнообразны, в основном это превышение дозы и назначение медикаментов без учета возраста, пола, индивидуальной переносимости, длительного лечения сверх необходимости, побочный лекарственный эффект и т.д.
Следствием острой и хронической лекарственной интоксикации являются нарушения со стороны многих органов и систем организма.
Приведите примеры лекарственной зависимости в кругу ваших знакомых?
Приведу пример из собственного опыта. Во время лечения ОРВИ я начала использовать капли Нафтизин для снятия заложенности носа. Сначала несколько раз в день (утром и перед сном). И так в течение 4-5ти дней. Однако, когда я выздоровела, я продолжала капать Нафтизин уже чаще и при малейшем дискомфорте. Заканчивались капли, я шла в аптеку и покупала ещё. В общей сложности, я прокапала нос в течение 1.5 месяцев. Эффект от каплей стал минимальным. Начались головные боли. В итоге я поняла, что это ненормально и пора прекратить использовать капли для носа. Как только они закончились, я переборола желание купить ещё, и в течение суток приходилось дышать ртом, нос как будто «распирало». Особенно неудобно было при засыпании. Симптомы зависимости от Нафтизина прошли в течение недели. И теперь при ОРВИ я стараюсь не пользоваться каплями.
Психическая зависимость
Психическая зависимость – болезненное стремление (влечение) непрерывно или периодически принимать наркогенный препарат с тем, чтобы вновь и вновь, испытать определенные ощущения либо снимать явления психического дискомфорта. Она возникает во всех случаях систематического употребления наркогенных веществ, а в некоторых случаях и после однократного их приема.
Необходимо рассмотреть строение нервной клетки, как элементарной единицы нервной системы.
Удивительную клетку создала Природа – нервную клетку. Уникальна работа этой клетки, но и ее строение.
Нейрон как и все клетки, имеет клеточную мембрану, органеллы, ядро, как и многие клетки нашего организма. Внешнее строение нервной клетки действительно необычно.
У нейрона есть тело и отростки. Одни отростки короткие, сильно ветвятся, их очень много – это дендриты. А один отросток очень длинный, практически не ветвится – это аксон. Аксон – вырост цитоплазмы этой клетки. Аксоны могут быть разной длины: от нескольких долей миллиметра до полутора метра.
Место контакта между нервными клетками называется синапсом. Здесь отросток одного нейрона подходит к отростку другого нейрона, именно здесь информация с одной клетки передается на другую.
Как это происходит?
Окончание аксона имеет характерное расширение – оно называется синаптический бутон. Отростки нервных клеток, образующих синапс, никогда не подходят вплотную друг к другу, между ними всегда расстояние, которое называется синаптическая щель. Внутри нейрона информация проводится с помощью нервных импульсов, которые идут по аксону, но через синаптическую щель нервный импульс не перескакивает. С одной нервной клетки на другую информация передается с помощью специальных молекул – медиаторов, которые находятся внутри синаптических пузырьков. На мембране тела нейрона находятся специальные молекулы белков, которые называются белками-рецепторами. Когда нервный импульс приходит к окончанию аксона, синаптические пузырьки сливаются с мембраной аксона, медиаторы из них поступают в синаптическую щель и связываются с белками-рецепторами другой нервной клетки по принципу комплиментарности – подходя к ним, как ключ к замку. В результате такого межмолекулярного взаимодействия заряд на мембране второго нейрона меняется, а это и есть начало проведения импульса.
Что же происходит, если в кровь попадает наркотик?
Механизм действия наркотиков следующий: Молекулы наркотика с током крови разносятся по всему организму. Попадая, в область синапса, они связываются с белками-рецепторами постсинаптической мембраны и блокируют их. Эта связь настолько специфическая, что сами эти белки-рецепторы ученый назвали опиатными от слова опиум. Наркотик обеспечивая такую связь с опиатным рецептором, нейромедиатор этой клетки не может взаимодействовать с этим рецептором. Работа синапса настолько сильно изменяется под действием наркотика, что сохраняется на всегда.
Таким образом, нарушаются процессы нормального биосинтеза в живой клетке, нарушается нормальная жизнедеятельность клетки.
Какие клетки, в первую очередь, подвергаются действию наркотика?
Клетки тех органов, которые наиболее полно снабжаются кровью, ведь именно с кровью наркотик разносится по организму.
При воздействии наркотиков на клетки головного мозга, почек, печени происходит их разрушение. Поэтому практически все наркоманы имеют хронические болезни внутренних органов.
Паталогоанатомы часто говорят: «Проблема наркомании так просто решается – покажите Вы детям реально, что делают наркотики с телом человека, покажите им фотографии печени, почек, сердца, легких наркомана. Иногда вскрываешь череп, а там гной на месте полушарий…».
Первое, что возникает у человека, принявшего наркотик – это галлюцинации.
Почему это происходит?
Задача нервной системы – обеспечить связь организма с окружающей средой, мгновенно заметить любое значимое изменение – все увидеть, все услышать и быстро отреагировать. А когда наркотик попадает в нервную клетку, происходит сбой, возникает эффект измененного сознания.
В начальном периоде наркотизации человек основывается на рассказах более искушенных в этом деле людей о тех приятных ощущениях, которые они испытывают.
Физическая зависимость
Физическая зависимость – состояние, возникающее в результате перестройки жизнедеятельности организма в связи с хроническим употреблением наркогенных препаратов. Она представляется интенсивными физическими и психическими расстройствами, развивающимися сразу, как только действие препарата прекращается или нейтрализуется специфическими антогонистами. Эти расстройства, обозначенные как синдром «отмены» или абстинентный синдром (абстиненция – воздержание),облегчаются или полностью снимаются только новым введением данного вещества либо вещества со схожими фармакологическим действием.
Проявления физической зависимости:
Ø Физическое (компульсивное) влечение, желание употребить н.в.
Ø Способность достижения состояния физического комфорта только при употреблении н.в.
Ø Абстинентный синдром.
Что такое абстиненция:
Состояние, развивающееся при прекращении введения в организм н.в. на фоне физической зависимости от них. Характеризуется комплексом признаков вегетативных и физических расстройств (например, мышечные боли и судороги, тошнота, рвота, диарея, колебания АД, потливость, тахикардия, бессонница).
Фазы абстиненции:
1 Фаза проявляется по истечении 8-12 часов после последнего приема н.в. Возникают специфические эффекты со стороны вегетативных реакций организма: расширение зрачков; зевота; слезящиеся глаза; чихание и "гусиная кожа". Ухудшение аппетита, нарушение сна.
2 Фаза сопровождается судорогами, приступами потливости и слабости, а также более выраженной "гусиной кожей". В мышцах спины, рук и ног появляются неприятные ощущения при увеличении мышечного напряжения. Более интенсивно выступают все симптомы первой фазы, достигающие наибольшей степени на второй день от начала кризиса.
3 Фаза начинается под конец второго дня и, прежде всего, характеризуется мышечными болями. Наркоман не может усидеть на одном месте, он находится в постоянном движении. Жалуется на плохое самочувствие, просит о помощи и требует наркотика.
4 Фаза начинается на третий день абстиненции и к симптомам предыдущих фаз добавляются нарушение пищеварения с болями в животе. Чаще всего это происходит между 36-72 часами после первых проявлений симптомов абстиненции. Наркоман производит впечатление ошеломленного и напуганного. У него трясутся руки, зрачки сильно расширены. Он часто сморкается в результате обильного выделения слизи из носа, зевает, временами у него бывает икота, часто повышается температура тела. Возникают приступы рвоты и понос, сопровождающиеся острыми болями в животе.
5 Пик абстиненции характеризуется субфебрильной температурой (37,2 - 37,4 градуса С), умеренной артериальной гипертонией (120-150/90-110 мм рт. ст.) и увеличением ЧСС (90-110 ударов в минуту). Через 5-7 дней эти явления постепенно исчезают. Когда заканчивается острая фаза, длящаяся обычно 7-10 дней, наркоман еще долго может жаловаться на общую слабость, бессонницу, боли в мышцах и суставах.
Компоненты абстиненции:
ü Психопатологический.
ü Соматоневрологический (вегетативный).
Выраженность этих групп симптомов разная для различных форм наркоманий, например, при барбитуромании выражена психопатологическая симптоматика (депрессия, раздражительность, агрессивность), а при гашишизме – вегетативная (состояние сильного голода и жажды, покраснение глаз; заторможенность и вялость).
Табакокурение
Курение – привычная система действий, выражающая болезненное пристрастие человека к наркотическому веществу – никотину, содержащемуся в табаке.
Токсикомания
Токсикомания – болезненные состояния, возникающие в результате злоупотребления токсическими веществами, обусловленные зависимостью от них. Это средства бытовой и промышленной химии, способных вызывать состояние одурманивания.
Понятие «токсикомания» шире понятия «наркомания». Наркомании входят в токсикомании и выделяют из них как наиболее опасные виды с социальной и медицинской точек зрения.
Что такое ингалянты?
Ингалянты представляют собой разнородную группу летучих веществ, химических паров, которые при вдыхании производят психоактивное воздействие. Эти вещества содержат токсические пары – газ или испарения, которые могут вызывать раздражение или физический вред при вдыхании. Такие пары производят психоактивные эффекты при вдыхании через нос или рот.
Существуют три основных характеристики ингалянтов:
- Они являются неустойчивыми. Это означает, что они очень нестабильные и легко преобразуются к концентрированный пар при комнатной температуре.
- Они не подпадают под категорию препаратов, которые обычно вдыхаются через нос или рот, как например никотин или кокаин.
- Их сознательно вдыхают в больших объемах с целью получения опьяняющих эффектов.
Вещества, которые соответствуют этим характеристикам, включают бензин, газ для зажигалок, жидкие моющие средства и краски, если перечислить только основные ингалянты. Эти продукты изначально не предназначены для использования в качестве наркотиков.
Мотивы употребления ингалянтов:
Желание достичь состояния, сопровождающегося определенной степенью помрачения сознания с наплывом разнообразных галлюцинаций («мультиков»).
Диагностические признаки болезни токсикомании:
Существует ряд признаков, ориентируясь на которые можно обнаружить пристрастие подростка к вдыханию паров химических веществ:
-характерный внешний вид (бледное лицо зеленоватого оттенка, с синюшными кругами под глазами);
-химический запах дыхания или одежды подростка;
-пустые емкости из–под растворителей, бензина и клея, оставленные в разных местах;
-необычные болезненные участки на теле, покраснение или сыпь вокруг носа или рта;
-постоянный кашель;
-снижение аппетита;
-невнятная речь;
-странности в поведении, скрытность;
-снижение успеваемости в школе и прогуливание занятий.
Следует подчеркнуть, что определение состояния острой интоксикации токсикоманическим средством, и наличие его в биологических жидкостях еще не является основанием для диагноза «токсикомания», а только указывает на факт потребления ингалянта.
Основой диагностики токсикомании как заболевания служит появление симптомов психической зависимости или абстинентного синдрома, которые могут быть выявлены в процессе клинико-психопатологического обследования больного и сбора анамнестических сведений. При отсутствии признаков психической и физической зависимости следует говорить о немедицинском, эпизодическом употреблении ПАВ.
Стадии развития болезни токсикомании:
· Злоупотребление ингалянтами.
· Продром токсикомании.
1 стадия - синдром измененной реактивности и синдром психической зависимости - это показатель привыкания - свидетельствует об изменении биотрансформации вещества и искаженном ответе на интоксикацию физиологических систем. Прием вещества в прежних дозах не оказывает желаемого эффекта, действие его укорачивается, при передозировке не возникают защитные реакции. Рост переносимости проявляется в высоких разовых и суточных дозах, в способности переносить ежедневную интоксикацию, в исчезновении постинтоксикационных расстройств.
2 стадия - качественное изменение этих синдромов и присоединение синдрома физической зависимости - показывает, что в болезнь вовлечены все системы организма - образовался новый, наркоманический гомеостаз. Вне опьянения развивается абстинентное состояние: расслабленность, падение мышечного, сердечнососудистого тонуса, невозможность выполнять даже неквалифицированную физическую работу.
3 стадия - дальнейшее качественное изменение всех трех синдромов - Означает, что психическое состояние больного уже определяется наличием или отсутствием в его организме опьяняющего вещества. Отсутствие его вызывает раздражительность, конфликтность, беспокойство, невозможность на чем-либо сосредоточиться, так как мысли заняты только тем, где достать одурманивающее средство. Тот, кто препятствует достижению цели, вызывает ненависть, те, кто способствует – симпатию.
Итогом хронической интоксикации становятся довольно стойкий психоорганический синдром и симптомы токсической энцефалопатии.
Для хронической интоксикации бензином характерно также поражение печени и почек. Может развиваться малокровие с лейкопенией.
Психологическое обследование обнаруживает снижение интеллекта, нарушения внимания, кратковременной памяти, легкая отвлекаемость.
Полезные и вредные привычки
Привычка – это действие, постоянное осуществление которого стало потребностью.
Потребность – Действие – Привычка
Охарактеризуйте следующую последовательность понятий. Ответ обоснуйте.
Потребность можно обозначить как состояние внутреннего дискомфорта, нейтрализация которого требует от человека определенных действий. Опредмеченная потребность является мотивом. При этом у разных людей потребность может быть одна – например, получение удовольствия, а мотивы различны. В любом случае, человек совершает определенные действия для удовлетворения своих мотивов, которые определяются потребностью. А потребность провоцирует действие. В результате образуется замкнутый круг. Неоднократное выполнение какого-либо действия, имеющего важное значение для человека, приобретает характер привычки.
Что такое навык?
Навык – это деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.
Этапы формирования привычек:
Важно отметить, что формирование вредных привычек, как правило, происходит непроизвольно. Этот механизм уже описан выше.
Относительно формирования полезных привычек – здесь изначально необходимо увлечь, создать положительную мотивацию у человека на приобретение таких привычек, показать их целесообразность и роль в жизни человека. Дать ориентир развития привычки и возможность воплотить её в жизнь. Показать её благоприятные последствия и отметить успехи на пути её приобретения человеком.
Что такое полезная привычка:
Полезная привычка – это автоматическое действие, которое приносит положительный результат.
Технология воспитания полезных привычек:
Технология воспитания полезных привычек включает следующие этапы:
1. Осознание человеком необходимости воспитать полезную привычку (например, трудолюбие).
2. Привычка должна стать убеждением – основанных на определенных принципах и мировоззрении взглядов, которые служат руководством в жизни.
3. Формирование полезной привычки должно осуществляться на фоне положительного эмоционального настроя и поощрений, которые будут являться подкреплением.
4. И, наконец, для закрепления полезной привычки и перевод её в ранг автоматических действий, необходимо осуществлять систематическую целесообразную организованную деятельность.
Что такое вредная привычка:
Вредная привычка – это автоматическое действие, направленное на удовлетворение своих мотивов и носящее неблагоприятный характер для здоровья самого человека или его окружения.
Перечислите какие вредные привычки Вы знаете:
Помимо употребления алкогольных напитков и курения, можно выделить ещё такие: привычка грызть ногти и кусать губы, переедание (особенно на ночь), интернет-серфинг, времяпрепровождение в он-лайн казино и сетевых играх, сквернословие и др.
Особая группа вредных привычек – пагубные пристрастия. Приведите примеры пагубных пристрастий:
Алкоголизм, вдыхание ингалянтов, пищевая наркомания, пристрастие к азартным играм.
Что такое пристрастия:
Пристрастия – это влечения, сильная склонность к употреблению или использованию какого-либо вещества. Пристрастия носят характер навязчивой потребности.
Перечислите черты пагубных пристрастий:
Пагубные пристрастия обладают наркотическим эффектом, оказывают отрицательное действие на нервную систему, вызывают зависимость (психическую и физиологическую), подчиняют себе все действия человека, имеют негативное значение для здоровья (сокращают продолжительность жизни, приводят к смерти человека).
Полезные привычки носят характер угасания, а вредные – нет. Объясните подобное утверждение.
Как известно, всё невкусное – полезно, а всё вкусное – вредно. Вредные привычки являются самыми вкусными, они удовлетворяют потребность в получении удовольствия и наслаждения. При этом в коре головного мозга человека достаточно быстро происходит механизм замыкания условно-рефлекторных связей. Формируется след долговременной памяти, за счет чего вредные привычки носят автоматический непроизвольный характер.
Полезные же привычки скорее относят к навыкам. А навык необходимо тренировать и совершенствовать.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Предрасположен ли ты к наркотикам?
1. К сожалению, табак, сигареты в нашей жизни очень распространены среди молодежи, а ведь никотин «атакует» не только легкие, но и сердце, кровообращение. А как ты относишься к «голубому дымку» и к курильщикам?
А) я полагаю, что курильщики отравляют любое помещение и превращают всех окружающих в пассивных курильщиков;
Б) каждый должен сам решать, где курить, всякие ограничения излишни;
В) курить можно не везде.
1. Скоро экзамен. Все твои товарищи нервничают, волнение достигло наивысшего накала. Кто-то принес успокаивающие таблетки и предлагает их тебе. Возьмешь?
А) да, я возьму таблетку, но только в том случае, если я уже совсем «в ауте»;
Б) нет, мне лень думать о том, где брать эту таблетку в следующий раз, когда ее не предложат;
В) нет, я не нуждаюсь в искусственном успокаивании.
2. На вечеринке по кругу идет сигарета « с травкой». Все твои друзья один за другим затягиваются, и вот настала твоя очередь. Как ты поступишь?
А) я в любом случае хоть разок да попробую;
Б) нет, я не стану этого делать, лучше уйду с такой вечеринки;
В) я сам не возьму сигарету, а над этими дураками вдоволь посмеюсь.
3. Собралась веселая компания, гости смеются, танцуют. Ты приходишь с опозданием, когда другие уже немного выпили. Как ты поведешь себя?
А) выпью две-три рюмки, чтобы догнать других;
Б) терпеть не могу, когда в компании хорошее настроение зависит только от выпивки, я лучше побуду немного и уйду;
В) мне безразлично, если другие пьют, у меня самого настроение хорошее и без того.
4. Некоторые говорят: «Наркотики вовсе не опасны, нужно лишь правильно обращаться с ними». А ты, тоже в это веришь?
А) тот, кто так считает, обманывает самого себя;
Б) да, это соответствует действительности, за исключением особо сильных наркотиков.
5. Существует мнение, что «крутую» музыку и наркотики нельзя разделить. А ты как считаешь?
А) можно создавать прекрасную музыку, не прибегая к наркотикам;
Б) приняв наркотики, вообще нельзя воспринимать музыку;
В) все музыканты что-нибудь принимают.
6. Твой приятель настоятельно просит тебя срочно достать ему некоторую сумму в долг. Ты знаешь, что он регулярно принимает наркотики. Одолжишь ли ты ему деньги?
А) да;
Б) нет;
В) только в том, случае, если буду знать, зачем они ему.
7. Ты ужасно влюбился! С твоей новой пассией вы проводите вечера вместе в ее компании. Ты замечаешь, что все в этой компании, включая твою возлюбленную, не прочь пропустить рюмку-другую, а то и принять что-нибудь похлеще. Будешь ли ты чувствовать себя в своей тарелке?
А) если там весело, почему бы и нет?
Б) не обязательно часто проводить время в компании;
В) эта компания вредит моей любви.
Результаты теста:
Поставь крестик возле того ответа, который тебе больше подходит. По таблице подсчитай число очков. Исходя из полученной суммы авторы этого немецкого теста помогут тебе определить твой тип.
Номер вопроса | а | б | В |
- | |||
0-20 очков: ты ведешь себя так, словно проблемы с наркотиками вообще не существует. Оказывается, ты не относишь к наркотическим веществам алкоголь и никотин. А ведь опасны не только героин или кокаин, обрати внимание, что большинство наркоманов – алкоголики. Задумайся еще раз над своим отношением к наркотикам! Пожалуй, тебе стоило бы посоветоваться с тем, кому ты доверяешь, - с любимым учителем или с кем-то из родителей, со знакомым врачом.
25-30 очков: нельзя утверждать, что ты заядлый трезвенник. Время от времени ты не прочь пропустить рюмку, но считаешь, что тебе ничто не угрожает, что ты контролируешь ситуацию. Но следует быть начеку: под влиянием друзей ты можешь поддаться искушению и попробовать наркотики.
Тот, кто набрал 20-25 очков, относится к «группе риска», и ему нужно быть очень осторожным.
60-80 очков: наркотики никогда не станут для тебя серьезной проблемой. Но не впадай в другую крайность и не выступай по отношению к другим в роли проповедника морали.
Факультет психологии и педагогики
Рабочая тетрадь
Психолого-педагогические технологии профилактики зависимостей у молодежи.
Студентки 5 курса
группы ПД 5-2
Смольяниновой О.
Москва – 2012 г.
Составитель:
Кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики РосНОУ - Николаева Л.П.
.
Пояснительная записка
Дорогие студенты!
Перед Вами рабочая тетрадь, которая поможет Вам осознать вред, наносимый здоровью употреблением наркотических веществ, алкоголя и табакокурением. Перечисленные выше зависимости являются социально опасными психическими заболеваниями, приводят к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.
Наиболее актуальным в настоящее время является злоупотребление наркотическими веществами и алкоголем, что представляет угрозу здоровью населения, серьезную социальную, педагогическую и медицинскую проблему и приводит к тяжелым психическим, личностным и поведенческим расстройствам, различным формам сексуально-девиантного поведения, уходу из общеобразовательных учреждений, бродяжничеству, заражению гепатитом, СПИДом, административным правонарушениям и уголовным преступлениям.
В решении этих проблем необходимо участие многих специалистов разных областей знаний – это педагоги, социальные работники, психологи, юристы, социологи, врачи-наркологи, психиатры, религиозные деятели, работники пенитенциарных учреждений. А также необходимо участие родителей.
Анализируя задания рабочей тетради, Вы сможете не только осознать опасность наркомании, алкоголизма и табакокурения, но и быть полезными окружающим.
Рабочая тетрадь выполнена в контексте программы кафедры педагогической психологии.
С глубоким уважением, Николаева Л.П.
Наркомания
Наркомания - социально опасное психическое заболевание, в основе которого неудержимое стремление индивида к искусственной стимуляции особых «зон комфорта» в центральной нервной системе путем приема тех или иных химических соединений с целью погружения себя в «наркотическое» состояние.
Характеристика наркомании:
Выделяют следующие направления в исследованиях и практической деятельности проблемы наркомании: 1) юридический; 2) медицинский; 3) социально-психологический.
Психологи и врачи-наркологи отмечают обстоятельства, которые способствуют приобщению к наркотикам и повышают риск заболевания наркоманией.
Перечислите факторы, способствующие возникновению наркомании:
Социальные:
Семейное неблагополучие (употребление членами семьи наркотических веществ (НВ); отсутствие взаимопонимания, конфликты в семье, эмоциональное отвержение и безразличие, или потакание во всём ребенку со стороны родителей, определенный стиль семейного воспитания и роль ребёнка в семье; малообеспеченная семья или неконтролируемый доступ к материальным средствам); негативное социальное окружение (друзья, употребляющие НВ; давление со