В.и.сахно, г.и. захаров, н.е. карлин, н.м. пильник

В.И.Сахно, Г.И. Захаров, Н.Е. Карлин, Н.М. Пильник

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Учебное пособие

Рекомендовано учебно-методическим объединением

медицинских и фармацевтических вузов в качестве учебной

литературы для студентов медицинских вузов

Санкт-Петербург

ФОЛИАНТ

УДК 614.833/.838:616-001./.2 (06)

ББК 58

Научный редактор: Юрий Дмитриевич Игнатов, заведующий кафедрой фармакологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор.

Рецензенты: доцент кафедры медицины катастроф Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Н. В. Пожидаева.

Начальник кафедры организации и тактики медицинской службы Военно-медицинской академии, доктор медицинских наук, доцент А. М. Шелепов.

Сахно В.И., Захаров Г.И., Карлин Н.Е., Пильник Н.М.

Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях: Уч. пособие. - СПб.: ООО "Издательство ФОЛИАНТ", 2003. - 248с.

ISBN 5-93929-064-7

В пособии рассмотрены основные задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Всероссийской службы медицины катастроф. Освещены основные положения лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. В соответствии с современными научными представлениями особое внимание уделено организации оказания всех видов медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях мирного времени.

Изложены основные задачи и объем медицинской помощи, оказываемой медицинскими формированиями, рассматриваются вопросы организации работы больницы в чрезвычайных ситуациях и особенности организации оказания экстренной медицинской помощи детям.

Приводятся основы организации оказания медицинской помощи пораженным в очагах массового поражения военного времени.

Наименование глав и содержание вопросов в пособии изложены в соответствии с аналогичными темами действующей программы по "Организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях" для студентов медицинских вузов.

Пособие может быть использовано также в процессе последипломной подготовки медицинских кадров и быть полезным для практических врачей различных специальностей.

Авторы будут признательны за критические замечания, направленные в наш адрес.

Пособие составлено с использованием последних руководящих документов.

ISBN 5-93929-064-7

ã Коллектив авторов, 2003

ã ООО "Издательство ФОЛИАНТ", 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
ГЛАВА 1. Задачи и основы организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  
  1.1. Определение основных понятий и классификация чрезвычайных ситуаций  
  1.2. Задачи и основы организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  
  1.3. Режимы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  
  1.4. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения  
ГЛАВА 2. Задачи и организационная структура всероссийской службы медицины катастроф  
  2.1. Краткий очерк истории возникновения медицины катастроф  
  2.2. Роль и значение врача службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях  
  2.3. Определение, задачи и мероприятия по режимам деятельности службы медицины катастроф  
  2.4. Основные принципы организации службы медицины катастроф  
  2.5. Организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф  
  2.6. Организационная структура службы медицины катастроф министерства здравоохранения Российской Федерации  
  2.7. Служба медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации и силы МВД, МПС России, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС  
  2.8. Формирования и учреждения медицинской службы гражданской обороны  
  2.9. Санитарно-эпидемиологическая служба медицины катастроф  
ГЛАВА 3. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях  
  3.1. Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных  
  3.2. Понятие об этапе медицинской эвакуации  
  3.3. Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения  
  3.4. Виды и объем медицинской помощи  
  3.5. Понятие о медицинской сортировке пораженных (больных) в чрезвычайных ситуациях  
  3.6. Медицинская сортировка на этапах медицинской эвакуации  
  3.7. Медицинская эвакуация пораженных (больных) в чрезвычайных ситуациях  
ГЛАВА 4. Организация медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях мирного времени  
  4.1. Организация оказания первой медицинской помощи  
  4.2. Организация оказания доврачебной и первой врачебной помощи  
  4.3. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи  
  4.4. Организация работы этапов медицинской эвакуации в зоне (районе) ЧС  
    4.4.1. Развертывание и организация работы этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания первой врачебной помощи в ЧС  
    4.4.2. Развертывание и организация работы этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания квалифицированной медицинской помощи в ЧС  
    4.4.3. Основные положения организации работы функциональных подразделений этапа медицинской эвакуации, предназначенного для оказания квалифицированнои медицинскои помощи в ЧС  
  4.5. Подвижной многопрофильный госпиталь  
    4.5.1 Содержание деятельности и основные задачи госпиталя  
    4.5.2. Организационно-штатная структура госпиталя  
    4.5.3. Задачи основных подразделении госпиталя  
    4.5.4. Принципы развертывания госпиталя  
    4.5.5. Организация работы функциональных подразделений госпиталя  
    4.5.6. Организация материально-технического обеспечения  
    4.5.7. Перемещение и организация охраны госпиталя  
  4.6. Организация работы больницы в чрезвычайных ситуациях  
  4.7. Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях  
  4.8. Особенности организации медицинского обеспечения при ликвидации радиационных аварий и катастроф  
  4.9. Особенности организации медицинской помощи населению в очагах химического поражения АОХВ  
  4.10. Учет и отчетность в системе Всероссийской службы медицины катастроф  
  4.11. Некоторые социально-психологические аспекты управления службой медицины катастроф  
ГЛАВА 5. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах массового поражения военного времени  
  5.1. Организация ввода группировки сил ГО в очаг массового поражения  
  5.2. Организация оказания первой медицинской помощи в очаге ядерного поражения  
  5.3. Организация оказания первой врачебной помощи в очаге ядерного поражения  
  5.4. Особенности организации оказания первой медицинской и первой врачебной помощи в очаге химического поражения  
  5.5. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в очагах массового поражения  
Заключение  
Основные понятия  
Список сокращении  
Литература  


ВВЕДЕНИЕ

Аварии катастрофы и стихийные бедствия, происшедшие в последние годы в России и за рубежом, сопровождавшиеся значительными человеческими жертвами, заставляют пересмотреть многие, ставшие традиционными, подходы к организации и оказанию экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

Ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуации включает проведение в системе аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятии по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, созданию благоприятных условий для успешного их последующего лечения и реабилитации, а также по восстановлению жизнеобеспечения населения.

Выполнение этих мероприятий является приоритетной задачей Единой государ ственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ № 420 от 3 мая 1994 г. создана Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК), которая разрабатывает методические подходы по организации и порядку действия медицинских формировании и учреждении при чрезвычайных ситуациях.

Проблемы организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях требуют углубленной подготовки студентов медицинских вузов и врачей различных специальностей. В ее основу положено изучение организации оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

До настоящего времени недостаточно полноценных учебных материалов по этим важнейшим вопросам, отражающих современные взгляды данной проблемы. Этот пробел может восполнить данное пособие.

Авторы учебного пособия на основе собственного опыта преподавания, используя последние руководящие документы и методические материалы по службе медицины катастроф, предприняли попытку оказать методическую помощь профессорско-преподавательскому составу данной учебной дисциплины, студентам и врачам в формировании системных знаний, практических навыков и умений по организации оказания экстренной помощи при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это внешне неожиданная, внезапно возникающая и быстро изменяющаяся обстановка при промышленных авариях и катастрофах, стихийных и экологических бедствиях, характеризующаяся неопределенностью и сложностью принятия решения, остроконфликтностью и стрессовым состоянием населения, значительным экономическим ущербом, человеческими жертвами и, вследствие этого, необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасательныхработ и ликвидации последствий этих аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Таблица 1

Чрезвычайная ситуация - это крупномасштабное экстраординарное природное, техногенное или социальное событие, для ликвидации последствий которого требуется привлечение дополнительных сверхштатных сил и средств.

Чрезвычайная ситуация считается закончившейся, когда прекращается воздействие опасных факторов, характерных для данной ситуации, когда ликвидирована непосредственная угроза для жизни и здоровья людей, восстановлено движение транспорта и жизнедеятельность населения, когда начинается период восстановительных работ.

Условно чрезвычайные ситуации можно разделить на стихийные бедствия, аварии и катастрофы.

Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся:

- внезапным нарушением жизнедеятельности населения;

- разрушением и уничтожением материальных ценностей;

- поражением или гибелью людей.

Стихийные бедствия могут служить причиной многих аварий и катастроф.

Аварии - это повреждение машин, станков, оборудования, зданий, сооружений, в результате которых человеческих жертв нет или они единичны.

Катастрофа - это внезапное событие, влекущее за собой разрушения зданий, сооружений и гибель людей.

Общими признаками в определении понятия катастроф, имеющейся в литературе, являются такие, как непредвиденная, неожиданная ситуация, возникающая внезапно или несколько растянутая во времени, сопровождающаяся в результате воздействия различных поражающих факторов серьезной угрозой для здоровья и жизни отдельных групп или больших контингентов населения и даже всего общества в целом, а также нарушения привычного уклада жизни, целостности окружающей среды. Катастрофа в этом случае проявляется как острейшая форма социальной патологии вообще и медико-социальной в частности.

В интересах здравоохранения под катастрофой следует понимать внезапно возникшее явление природы или акция человека, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшие ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медицинской помощи и защите, вызвавшие диспропорцию между силами и средствами или формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возникшей потребностью пострадавших в экстренной медицинской помощи, с другой стороны. Своевременно медицинская помощь считается оказанной тогда, когда она спасает жизнь и предупреждает развитие неблагоприятных осложнений.

Массовые потери людей, когда число пораженных, нуждающихся в своевременной медицинской помощи, превосходит возможности в ее оказании имеющимися в зоне бедствия силами и средствами здравоохранения.

Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" разработана следующая классификация чрезвычайных ситуаций.

• локальные

• местные

• территориальные

• региональные

• федеральные

• трансграничные

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в них, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация региональной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражаю­щие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществля­ется по решению Правительства Российской Федерации в соответ­ствии с нормами международного права и международными догово­рами Российской Федерации.

Исходя из существующих классификаций (рис.1), катастрофы по причинам их возникновения (происхождения) подразделяются на при­родные (стихийные бедствия) и производственные (технологические).

К природным катастрофа.ч (стихийным бедствиям) относят­ся: метеорологические (ураганы, смерчи, циклоны, морозы, засухи, нео­бычайная жара, пожары), теллурические и тектонические (извержения вулканов, землетрясения), топологические (наводнения, сели, ополз­ни, снежные обвалы) и космические (метеориты и др.).

К технологическим катастрофам относятся: транспортные (же­лезнодорожные, авиационные, космические, автомобильные, на реч­ном и морском флоте), производственные (с высвобождением механи­ческой, химической, радиационной, термической энергии и бактерио­логического агента), специфические (эпидемии, войны) и социальные (голод, терроризм, общественные беспорядки, наркомания, токсико-мания, беженцы и др.).

Всемирная организация здравоохранения предлагает классифика­цию катастроф по происхождению:

— метеорологические: бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, необычайная жара, засухи и т. п.;

— топологические: наводнения, снежные обвалы, оползни, снеж­ные заносы, сели;

— теллурические и тектонические: землетрясения, извержения вулканов и т. п.;

— аварии: выход из строя технических сооружений (плотин, тун­нелей, зданий, шахт и т. п.), пожары, кораблекрушения, крушения по­ездов, крупные взрывы и др.

Англичанин W.Н. Rutherford в 1981 г. предложил классификацию катастроф по числу пострадавших:

- малые — 25-100 человек раненых и погибших или 10-50 чело­век, нуждающихся в госпитализации;

- средние — 101—1000 человек раненых и погибших или 51-150 человек, нуждающихся в госпитализации;

- большие - более 1000 человек раненых и погибших или более 350 человек, нуждающихся в госпитализации.

Для здравоохранения основным показателем или критерием, характеризующим чрезвычайную ситуацию, является количество пораженных. Например, в США (Нью-Йорк) любой несчастный случай, на который диспетчер отправляет более трех автомобилей скорой помощи, считается потенциальной массовой катастрофой и сразу приводится в действие мобилизационный резерв службы.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 261 от 18 апреля 1992 г. критерием чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера является:

- число пораженных от 10 до 15-25 человек, а погибших - 2-4 человека;

- групповые заболевания острыми инфекциями у 50 человек и более;

- групповые заболевания невыявленной этиологии у 20 человек и более;

- лихорадочные заболевания неустановленного характера - у 15 человек и более;

- если уровень смертности или заболеваемости при эпидемиях превышает среднестатический в три раза и более.

Представленный материал дает основание к выделению и оформлению нового учебно-практического направления в медицине, получившего наименование "медицина катастроф", к созданию службы медицины катастроф и новой системы организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Эта система подготавливается заблаговременно с учетом специфики поражающих факторов, возникающей при этом патологии поражений и использования адекватных форм и методов работы ее сил и средств в условиях экстремальной обстановки при чрезвычайных ситуациях.

КАТАСТРОФЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ (не зависящие от деятельности человека) ИСКУССТВЕННЫЕ (вызываемые деятельностью человека)
ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ (стихийные бедствия) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ (технологические)
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ   ТЕЛЛУРИЧЕСКИЕ И ТЕКТОНИЧЕСКИЕ     ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ     КОСМИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ     ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ (с высвобождением энергии)   СПЕЦИФИЧЕСКИЕ     СОЦИАЛЬНЫЕ
ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ (стихийные бедствия)
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕЛЛУРИЧЕСКИЕ И ТЕКТОНИЧЕСКИЕ ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ
БУРИ (УРАГАНЫ, СМЕРЧИ, ЦИКЛОНЫ) МОРОЗЫ ЗАСУХИ НЕОБЫЧАЙНАЯ ЖАРА ПОЖАРЫ ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНОВ   ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ НАВОДНЕНИЯ     СЕЛИ     ОПОЛЗНИ     СНЕЖНЫЕ ОБВАЛЫ МЕТЕОРИТЫ   ПРОЧИЕ КОСМИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ (технологические)
ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ (с высвобождением энергии) СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ
АВИА- И КОСМИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ   ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КАТАСТРОФЫ   АВТОДОРОЖНЫЕ КАТАСТРОФЫ   КАТАСТРОФЫ НА МОРСКОМ И РЕЧНОМ ФЛОТЕ (транспорте) МЕХАНИЧЕСКОЙ   ХИМИЧЕСКОЙ   РАДИАЦИОННОЙ   ТЕРМИЧЕСКОЙ   БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТА ЭПИДЕМИИ   ВОЙНЫ ГОЛОД   ТЕРРОРИЗМ   ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЕСПОРЯДКИ   АЛКОГОЛИЗМ   НАРКОМАНИЯ   ТОКСИКОМАНИЯ
         

Рис. 1. Классификация катастроф

Плановый характер.

Он предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств, планирование взаимодействия с другими службами системы быстрого реагирования, прогнозирование вариантов использования сил и средств в различных регионах, специальную подготовку и повышение квалификации всего личного состава службы (руководителей, специалистов. в т. ч. инженерно-технических и др.).

Принцип универсализма.

Это создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых очагах поражения без существенной их перестройки.

Служба медицины катастроф Министерства Обороны Российской Федерации и силы МВД, МПС России, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС

Служба медицины катастроф Минобороны России является мощной ведомственной службой, входящей в состав ВСМК и хорошо подготовленной к работе в очагах (зонах) санитарных потерь, возникающих вследствие аварий и катастроф техногенного и природного характера.

Главной задачей СМК является своевременное и эффективное оказание медицинской помощи личному составу Вооруженных Сил и гражданскому персоналу в районах размещения войск и военно-стратегических объектов в период ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Организация и руководство деятельностью СМК возлагается на Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации.

В состав службы медицины катастроф МО РФ входят: органы военного управления медицинской службы Вооруженных Сил РФ; силы и средства медицинских воинских частей и учреждений видов ВС рф, округов (флотов), медицинских воинских частей и учреждений центрального подчинения, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы центрального подчинения.

Постоянным (штатным) органом военного управления службой является Всеармейский центр медицины катастроф МО РФ, который организован и функционирует при Главном военно-медицинском управлении.

Силы и средства медицинской службы, предназначенные для предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, созданы и имеются на следующих уровнях.

На федеральном уровне (на уровне Министерства обороны РФ) служба представлена:

- летающей лабораторией операционно-реанимационного самолета;

- нештатными бригадами специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами специалистов лечебно-профилактических учреждений Центра, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы;

- резервными койками клиник Военно-медицинской академии, главного и центральных военных клинических госпиталей;

- запасами текущего медицинского имущества центральных медицинских складов;

- воздушными (операционно-реанимационный самолет), наземными (санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учреждений) эвакуационными средствами, используемыми в интересах службы.

На региональном и территориальном уровне (на уровне округа, вида Вооруженных Сил, флота) служба представлена:

- медицинскими отрядами специального назначения округов (флотов), отдельными автомобильными санитарными взводами округов;

- нештатными бригадами специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений округов (видов Вооруженных Сил, флотов), военно-учебных заведений медицинской службы;

- резервными койками военных госпиталей округов (видов Вооруженных Сил, флотов), запасами текущего медицинского имущества на медицинских складах округов (видов Вооруженных Сил, флотов);

- воздушными (операционно-реанимационные самолеты "Спасатель", операционно-реанимационные эвакуационные вертолеты "Биссектриса", санитарный вариант транспортных вертолетов округов), морскими (госпитальные суда флотов) медицинскими эвакуационными средствами, наземными (санитарно-транспортными средствами медицинских воинских частей и учреждений), используемыми в интересах службы.

На местном уровне (на уровне гарнизона) служба представлена: дежурными силами и средствами медицинской службы;

- нештатными бригадами специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений гарнизонов, военно-учебных заведений медицинской службы;

- запасами текущего медицинского имущества медицинских складов;

- медицинскими эвакуационными средствами - штатными санитарно-транспортными средствами медицинских воинских частей и учреждений, транспортными средствами, выделяемыми начальником гарнизона.

Органы военного управления медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, медицинские воинские части и учреждения службы медицины катастроф МО РФ в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации функционируют в общепринятых режимах.

Основным формированием службы медицины катастроф Министерства обороны РФ, обеспечивающим оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в зоне чрезвычайной ситуации или на ее границе, является медицинский отряд спасательного назначения (МОСН).

В Вооруженных Силах имеется 12 отрядов. По своей сути МОСН - это многопрофильный, мобильный полевой госпиталь, который способен принять и оказать медицинскую помощь до 300 пораженным за одни сутки. В отряде имеется все необходимое для развертывания стационара на 100 коек; наличие медицинского имущества и других материальных средств обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи до 1200 пораженным при автономном режиме работы в течение 5 суток. В течение 16 часов работы в отряде может быть выполнено до 60 сложных хирургических вмешательств.

На всех уровнях службы медицины катастроф Минобороны России на базе лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы создаются следующие нештатные формирования.

Врачебно-сестринские бригады для оказания первой врачебной помощи в военных госпиталях, санаториях, создаются из расчета: при их мощности до 200 коек - одна бригада, от 200 до 400 коек - две; свыше 400 коек - на каждые последующие 100 штатных коек - одна. В составе бригады 5-7 специалистов (2 врача, 3-5 медицинских сестер). Кроме того, для обеспечения их работы выделяется санитарный автомобиль.

Бригады специализированной медицинской помощи, предназначенные для усиления отрядов и военно-лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием пораженных, создаются в военных госпиталях на 500 и более коек, а также в клиниках военно-учебных заведений медицинской службы. В составе каждой бригады имеется 3-5 специалистов (1-2 врача, 2-3 медицинские сестры).

Подвижные группы специалистов создаются:

- в санитарно-профилактических учреждениях для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации радиационных и химических поражений, по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск в учреждениях Центра - из 10-12 специалистов (4-5 врачей, 6-7 средних медицинских работников выделяются в состав группы),

- в санитарно-эпидемиологических отрядах округов (флотов) - из 8-10 специалистов (3-4 врача, 5-6 средних медицинских работников);

- в санитарно-эпидемиологических отрядах гарнизонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах - из 4-6 специалистов (1-2 врача, 3 средних медицинских работника).

Для организации их работы выделяется необходимое медицинское имущество и специальная техника.

Основной задачей Медицинского управления Министерства внутренних дел (МВД) России по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является оказание медицинской помощи личному составу органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск, привлеченным к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

Для работы в районе ЧС в структуре МВД России предусмотрено Управление по чрезвычайным ситуациям, а в Медицинском управлении - группа организации медицинской помощи в ЧС.

На базе Главного военно-клинического госпиталя внутренних войск создан медицинский отряд специального назначения, предназначенный для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи.

В клиническом госпитале ГУВД Москвы организовано отделение экстренной медицинской помощи.

В лечебных учреждениях системы здравоохранения МВД России в 15 субъектах Российской Федерации развернуты отделения экстренной медицинской помощи, которые могут быть в случае необходимости задействованы и включены в общую систему медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на конкретной территории.

Кроме того, на базе окружных госпиталей четырех округов внутренних войск организованы и функционируют отделения неотложной медицинской помощи.

Материально-технические возможности отделений медицинской помощи, созданных в госпиталях и больницах МВД, ГУВД, УВД, позволяют оказывать первую врачебную и квалифицированную медицинскую помощь личному составу у органов внутренних дел как непосредственно в пределах территорий субъектов РФ, так и за их пределами.

В Москве, Санкт-Петербурге и центрах субъектов Российской Федерации для оказания медицинской помощи пораженным предусмотрены мобильные врачебно-сестринские бригады хирургического, терапевтического, педиатрического профиля, способные осуществить доврачебную и первую врачебную помощь.

Оказание экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи осуществляется в больнично-поликлинических объединениях и госпиталях при медицинских отделах МВД, ГУВД, УВД.

Министерство путей сообщения.

В решении общеотраслевых задач по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС важная роль отводится отраслевому (железнодорожному) здравоохранению, силы и средства которого являются составной частью железнодорожной транспортной системы предупреждения и ликвидации ЧС и одновременно функциональной подсистемой ВСМК.

Общую координацию и контроль за проведением необходимых лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ЧС на железных дорогах осуществляет Департамент здравоохранения МПС России через отдел оперативно-распорядительной работы.

Для медицинской службы железных дорог приоритетным является организация своевременной медицинской помощи пораженным на месте трагедии. Реализация этой важной задачи имеет существенные сложности, которые связаны с многообразием специфических условий и факторов, влияющих на масштабы последствий железнодорожных аварий и катастроф, а также на характер и объем оказываемой медицинской помощи.

На каждой железной дороге в особых условиях предусмотрено развертывание и работа в очагах санитарных потерь соответствующих формирований, комплектуемых на базе центральных, дорожных и отделенческих лечебно-профилактических учреждений.

Выездные врачебные бригады постоянной готовности (медицинская аварийная, хирургическая, реанимационная) формируются на базе лечебно-профилактических учреждений железных дорог. Профиль бригад обусловлен характером и особенностями железнодорожной травмы.

Бригады специализированной медицинской помощи (хирургические, травматологические, реанимационные, нейрохирургические, токсико-терапевтические, терап

Наши рекомендации