Принципы построения профилактических программ.
Антинаркотические профилактические программы представляют собой основу профилактической работы. Возможно выделение двух групп принципов (требований) построения программ: методологические и специальные (технологические). К первой группе относятся принципы научности, объективности и т.д. Содержание второй группы рассмотрим подробнее на примере целевых программ, программ в образовательном пространстве и зарубежных программ.
К принципам формирования территориальной целевой программы В. Теплицкий относит:
1. Базирование на организационных формах – групповые занятия и тренинги.
2. Обязательное сопровождение мониторингом подросткового наркотизма на территории.
3. Условие, что организационные формы должны отвлекать на себя не более 20% бюджета программы.
4. Перечень и бюджет мероприятий в общем случае индивидуален и может быть оптимизирован в каждом случае путем обработки и анализа объективной информации и экспертных оценок методами квалиметрии.
По мнению А. Надеждина, принципы построения профилактических программ выглядят следующим образом:
1. Комплексность – адекватное сочетание различных подходов к превентологической деятельности и взаимодействие различных ведомств в сфере профилактики.
2. Многополярность – необходимость учета всех факторов жизнедеятельности объектов профилактики.
3. Иерархичность – структурированность и ведомственная определенность различных областей профилактической деятельности.
4. Адаптированность – «привязка» к конкретным социокультурным условиям региона, где реализуется профилактическая программа.
5. Конвергентность – направленность на преодоление «разрыва» поколений, нивелирования конфликта «отцов и детей».
Н. Сирота и В. Ялтонский выделяют:
1. Принцип системности - разработка и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной, социальной и наркотической ситуации в стране.
2. Принцип стратегической целостности, определяющий единую стратегию профилактической деятельности, обуславливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции.
3. Принцип многоаспектности, предполагающий сочетание различных аспектов профилактической деятельности, личностно-центрированного, поведенчески-центрированного, средо-центрированного аспектов. Эта система может быть организована в отдельном округе, районе, стране, и должна носить организованный характер.
4. Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности, означающий соответствие профилактических действий реальной социально-экономической, социально-психологической и наркологической ситуации в стране.
5. Принцип континуальности, предполагающий обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности.
6. Принцип солидарности, означающий солидарное межведомственное взаимодействие между государственными и общественными структурами с использованием системы социальных заказов.
7. Принцип легитимности, предполагающий реализацию целевой профилактической деятельности на основе принятия ее идеологии и доверительной поддержки большинством населения.
8. Принцип полимодальности и максимальной дифференциации, предполагающий гибкое применение в профилактической деятельности различных подходов и методов, а не центрирование только на одном методе или подходе.
Отечественные исследователи выделяют и такие принципы как:
1. Системность – проведение профилактической работы со всеми участниками образовательного пространства (уч-ся, родители, педагоги).
2. Преемственность – проведение профилактической работы на протяжении всего периода обучения, с учетом возраста и уровней:
- младший школьный возраст – 1-4 кл.,
- младшие подростки – 5-6 кл.,
- старшеклассники – 9-11 кл.,
3. Комплексность – профилактическая работа затрагивает все основные аспекты развития человека.
4. Позитивность – профилактическая работа ведется без запугивания, на основе разумного эгоизма.
5. Компетентность – работа ведется подготовленными специалистами (психологами, социальным педагогом, специалистами – ЦСЗМиПС, подготовленными классными руководителями, педагогами).
6. Возможность – реализация программы в структуре внеклассной работы школьного коллектива, через классные часы, отдельные спецкурсы, тематические занятия.
Как указывают С. Березин и К. Лисецкий, ссылаясь на мнение наркологов, психологов, валеологов и социологов, система контрпропаганды наркотиков должна строиться на трех принципах, лежащих в основе построения школьных программ в области антиалкогольной и антинаркотической первичной профилактической работы:
1. Широкий выбор средств контрпропаганды.
2. Разумный выбор объектов профилактики.
3. Компетентность разработчиков программ и занятий.
Опираясь на рекомендации, содержащиеся как в отечественных исследованиях, так и в исследованиях "Школы оценки здоровья", на которую часто ссылаются, как на ориентир, при планировании обучения навыкам здорового стиля жизни в школах США, А. Данилин и И. Данилина считают, что:
1. Профилактическая работа наиболее эффективна среди умственно здоровых и хорошо адаптированных к условиям школьного обучения детей. Они относятся к группе меньшего риска. Менее способные и неблагополучные в поведении ученики принадлежат к группе большого риска. Программы профилактического обучения должны специально уделять внимание детям из группы большого риска, как нуждающимся в специальных подходах.
2. Наличие специальных знаний и даже изменение установок не может гарантировать желаемых изменений произвольного поведения. Поэтому программы должны сочетать различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы. Это позволяет всем учащимся освоить необходимые знания, развить полезные социально-психологические навыки и отработать поведенческие модели и схемы.
3. Все исследователи солидарны в убеждении, что хорошо подготовленные педагоги-наставники, пользующиеся доверием своих учеников, более эффективно осуществляют антинаркотическое обучение, чем приглашенные специалисты, родители или их сверстники.
4. При использовании профилактических программ, основанных на информационном подходе к антинаркотическому обучению, необходимо иметь в виду, что сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся со взглядами учащихся на окружающее и вызывают сомнения в достоверности источника.
5. Расхождение между представлениями подростков о наркомании, полученными из существующих форм антинаркотической пропаганды и теми образами, которые сформировались и функционируют в подростковых культурах, могут побуждать школьников искать истину опытным путем.
6. Как и в традиционной риторике, предъявленные осторожно и честно сведения о разных сторонах, плюсах и минусах явления дадут больший эффект, чем однобокая информация. Особенно, если в дальнейшем дети столкнуться с альтернативными или противоречивыми фактами. Опыт профилактики в отечественных школах показывает, что все школьники ценят, прежде всего, спокойный тон подачи информации и отсутствие прямого запугивания. Школьники, имеющие опыт употребления наркотиков обращают внимание на способность организаторов антинаркотических мероприятий не умалчивать о самых острых вопросах.
7. Доказана эффективность активного участия детей в различных специально моделируемых ситуациях, когда они формулируют свои личные позиции в отношении психоактивных веществ. Пассивное "присутствие" при "сообщении" информации неэффективно. Одной из главных причин отторжения прямой информации о наркотиках является поверхностное и пренебрежительное представление взрослых о сути вызываемых наркотиками состояний и их последствиях.
8. Доказана эффективность тренинговых техник. Ряд американских исследователей и специалистов по профилактике считают, что методы активного социально-психологического обучения стали привычными методиками преподавания в школах США, благодаря развитию в них программ профилактики наркомании. Педагогические методики и психологические техники на достижение личностной идентичности, в любом случае, являются профилактикой наркотизации школьников.
9. В настоящее время наибольший объем информации по проблемам наркотиков и наркомании школьники получают по "контролируемым" каналам: СМИ, учителя, врачи и т.д. Опрос, проведенный в отечественных школах, показывает, что 72% информации школьники получают из СМИ, причем в 90% случаев из телевизионных передач. Сохраняющееся высокое доверие к телевидению позволяет использовать специально подобранные фрагменты телепередач для эффективной профилактики наркомании. До 80% современных школьников предпочитают визуальный путь получения информации, что говорит о необходимости более широкого использования зрительного канала получения информации.
10. Восприятие информации о наркотиках напрямую зависит от степени доверия детей и подростков к людям, которые являются источником этой информации. Эффективность антинаркотической профилактики зависит от неформального отношения педагогов к самой проблеме .
Н. Федорова относит к основным принципам построения профилактических программ следующие правила:
1. любая работа в области профилактики ПАВ-зависимости должна проводиться только специально обученными педагогами в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы;
2. профилактическая работа должна осуществляться в течение всего периода обучения со всеми учащимися на различных этапах их психофизиологического развития и включать в себя модули для педагогов и воспитателей, для учащихся, для родителей;
3. в ходе реализации программы должна предоставляться только точная и достоверная информация;
4. предоставляемая информация должна учитывать особенности аудитории (возраст, пол, убеждения) и соответствовать теме занятия;
5. необходимо делать акцент на пропаганду здорового образа жизни и формирование жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать психоактивные вещества в момент стресса, изоляции или жизненных неудач;
6. в разработку стратегии антинаркотической деятельности должны вовлекаться родители (законные представители), играющие важную роль в жизни ребенка и формы:
- обучение навыкам отказа от табака, алкоголя, наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;
- меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативного отношения к употреблению наркотиков;
- обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими: как со сверстниками, так и со взрослыми).
К основным принципам построения профилактических программ директор Национального института по злоупотреблению наркотиками (NIDA) США Алан И. Лешнер относит следующие.
1. Профилактические программы должны быть составлены таким образом, чтобы усиливать «защитные факторы» и способствовать ликвидации или уменьшению известных «факторов риска».
2. Профилактические программы должны быть нацелены на все формы злоупотребления психоактивными веществами.
3. Профилактические программы должны включать:
- обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;
- меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативного отношения к употреблению наркотиков;
- обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими – как со сверстниками, так и со взрослыми).
4. В профилактических программах для подростков предпочтение должно отдаваться интерактивным способам работы (например, моделированию ситуаций, ролевым игры, дискуссиям, обратной связи и т.д.), а не дидактическим информационно-образовательным методам.
5. Профилактические программы должны включать модули для родителей или воспитателей, соответствующие тематике подростковых программ (например, содержащие информацию о наркотиках и их неблагоприятных эффектах), что создает возможность внутрисемейных обсуждений, посвященных разрешенным и запрещенным законом препаратам и способствует выработке четкой политики в отношении их использования в самих семьях.
6. Профилактические программы должны быть долгосрочными и не ограничиваться рамками школьного обучения, но предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта. Например, работа в начальной и средней школе должна продолжаться последовательно повторяющимися модулями, помогающими критическому периоду перехода от средних к старшим классам.
7. Профилактическая работа, направленная на семью, имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на родителей или только на детей.
8. Широкомасштабные программы, которые включают кампании в средствах массовой информации и изменения законодательства относительно психоактивных веществ (такие как ограничение доступа к алкоголю, табаку или другим наркотикам), являются более эффективными, когда сопровождаются профилактической работой в школе и семьях.
9. Широкомасштабные программы нуждаются в мероприятиях по усилению общественного мнения, направленного против использования психоактивных веществ во всех областях профилактической работы, включая семейную, школьную и общественную.
10. Школы предоставляют удобную возможность охватить всю молодежь и могут служить базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивных веществ (таких как дети с отклоняющимся поведением; отстающие в учебе; или таких, у кого существует вероятность изоляции от социально-позитивной среды).
11. Профилактические программы должны быть адаптированы к специфическим проблемам злоупотребления психоактивными веществами в данной общине.
12. Чем выше уровень риска среди населения, тем более интенсивными должны быть профилактические усилия и тем раньше они должны начинаться.
13. Профилактические программы должны соответствовать возрастным категориям, быть разработаны надлежащим образом и в соответствии с культурными особенностями района.
14. Эффективные профилактические программы являются эффективными и по затратам. Каждый доллар, истраченный на профилактику употребления наркотиков, может сберечь для региона 4-5 долларов, которые позже пришлось бы затратить на лечение наркоманов.
Как видим, содержание принципов весьма разнообразно. Однако, на наш взгляд, возможно выделение основных. Это: дифференцированность, системность, континуальность.