Анализ систем управления и финансирования здравоохранения
субъекта федерации и муниципальных образований
Анализ систем управления и финансирования здравоохранения различных уровней проводится аппаратом органа управления здравоохранением и исполнительной дирекцией территориального фонда ОМС.
Выявляются:
· соответствие структуры органов управления задачам и эффективной реализации государственных гарантий;
· возможности органов управления здравоохранением, территориального фонда активно проводить в жизнь реформу здравоохранения;
· наличие механизмов проведения согласованной политики государственными и муниципальными органами управления здравоохранением и территориальным фондом и степень их соответствия поставленным задачам;
· возможности существующей системы финансирования обеспечить эффективное использование ресурсов, согласованность финансовых механизмов бюджета и ОМС для решения указанной проблемы;
· степень эффективности взаимодействия территориального фонда ОМС и страховых организаций в деле финансового обеспечения территориальной программы ОМС;
· затраты на содержание системы управления здравоохранением и системы ОМС, возможности их оптимизации;
· наличие механизмов, заинтересовывающих ЛПУ и систему ОМС в эффективной рациональной деятельности при реализации государственных гарантий.
По результатам анализа вырабатываются предложения по совершенствованию систем управления и финансирования здравоохранения.
Установление стратегических целей, задач и приоритетов
В развитии здравоохранения и деятельности
лечебно-профилактических учреждений
Формирование стратегического направления развития здравоохранения и деятельности лечебно-профилактических учреждений осуществляется рабочей группой с участием представителей органов управления здравоохранением, территориального фонда ОМС, страховых организаций, ведущих ученых, экспертов и организаторов здравоохранения с целью максимального обеспечения потребностей населения.
При этом важное место должно уделяться выявлению неэффективных секторов деятельности здравоохранения и системы ОМС с последующей разработкой предложений по их ликвидации либо реорганизации.
При реорганизации лечебно-профилактических учреждений возможны следующие решения:
1. Использование непопулярных мер, т.е. сокращение имеющихся мощностей и кадрового потенциала;
2. Поиск дополнительных источников финансирования, перепрофилирование деятельности лечебно-профилактического учреждения, переподготовка кадров.
3. Сокращение необоснованных расходов.
Поиск дополнительных источников финансирования, а также сокращение необоснованных расходов, являются предпочтительными и предполагают оказание отдельных услуг, не предусмотренных территориальной программой государственных гарантий на платной основе, в том числе и по добровольному медицинскому страхованию.
Определение реальной потребности в медицинских услугах
На основе экспертной оценки
Исходным материалом для изучения потребности населения в медицинской помощи являются данные о заболеваемости, полученные:
· по обращаемости в лечебно-профилактические учреждения;
· на основании медицинских осмотров;
· при анализе причин смерти.
Указанные данные необходимо брать за последние 5-10 лет и экспертную оценку проводить на достаточном объеме наблюдений.
Цель экспертной оценки заключается в определении целесообразности, продолжительности и объема оказания медицинской помощи с учетом профиля, нозологии и тяжести заболевания на следующих этапах медицинского обслуживания:
· амбулаторное лечение;
· коррекция неотложных состояний (краткосрочное пребывание);
· интенсивное лечение;
· долечивание в стационаре с круглосуточным пребыванием;
· дневной стационар лечебно-профилактического учреждения;
· стационар на дому;
· стационар медико-социальной помощи, хоспис.
При проведении экспертной работы необходимо учитывать, что пациент может поступить на любой из вышеперечисленных этапов. При улучшении состояния здоровья его переводят на этапы с меньшей интенсивностью лечения, при ухудшении - на этапы с более интенсивными технологиями оказания медицинских услуг.
Для проведения экспертизы необходимо иметь:
· стандарты медицинских технологий с учетом этапного лечения;
· данные о числе зарегистрированных заболеваний, в том числе впервые в жизни в динамике;
· данные о числе пролеченных в стационаре с указанием средней длительности лечения;
· нормативную функцию койки по профилям на каждом этапе.
Основной задачей экспертизы является определение потребности в пребывании пациентов на каждом из вышеуказанных этапов. Экспертиза осуществляется с использованием стандарта медицинских технологий, который содержит код, шифр по МКБ, показания для пребывания на этапе, сроки лечения, диагностические процедуры (на 100 пациентов), лечебные мероприятия (на 100 пациентов), лечебные процедуры, выполняемые врачом, медсестрой, перечень консультаций на 100 пациентов, критерии завершенности этапа, дальнейший маршрут пациента.
Ключевым звеном экспертизы является формирование маршрутов движения пациентов по этапам оказания медицинской помощи, адекватным их состоянию здоровья.
Маршрут движения пациентов может быть представлен в виде схемы, которая содержит следующие данные:
· код стандарта медицинской технологии. Например, «Гипертоническая болезнь II ст. с впервые в жизни установленным диагнозом» - «60201»;
· перечень рубрик МКБ, входящих в данный стандарт - J10, J11, J13;
· наименование стандарта медицинской технологии, например «Гипертоническая болезнь II ст. - с впервые установленным диагнозом»;
· прогнозное число заболеваний (по данным обращаемости и с учетом мнения экспертов);
· мнение экспертов об ожидаемом числе госпитализаций в год;
· удельный вес первичного «попадания» пациентов на различные этапы лечения. Полный маршрут лечения должен составить 100%.
Кроме того, устанавливается средняя длительность пребывания пациента на каждом этапе. С учетом ожидаемого числа госпитализаций, экспертных маршрутов движения по этапам, экспертной средней длительности пребывания на этапе, идет подсчет числа койко-дней на каждом этапе и в целом. В конечном итоге, суммируются данные по всем стандартам медицинских технологий, определяется необходимое число коек для каждого этапа с учетом интенсивного их использования. Возможен вариант просчета числа пролеченных и необходимого количества коек на каждом этапе традиционным методом или с использованием ЭВМ.
В качестве примера предлагается рассмотреть маршруты движения пациентов на этапах оказания медицинской помощи и определение реальной потребности в больничных койках для больных с диагнозом «Гипертоническая болезнь II ст. с впервые в жизни установленным диагнозом».