Упражнение 7. Проникновение в боль
Расслабьтесь удобным для вас способом и определите болевые точки, которые сохранились в вашем теле, или такие участки, которые, по вашим предположениям, могут заболеть. Сфокусируйте внимание на каждом из них в отдельности, но при этом не мешайте возникающим в ответ на ваши ощущения зрительным образам полностью сформироваться.
Старайтесь никак их не ограничивать и не подвергать критике, просто воспринимайте все, что только приходит вам в голову. Если ничего не возникает, не пытайтесь насильно вызвать образы, а расслабьтесь еще больше, продолжая удерживать интересующее вас больное место в фокусе внимания.
Когда образ сформируется, отметьте его особенности, обращая основное внимание на цвет, форму и размеры, а также подумайте, какие выводы вы способны извлечь из увиденного. Вероятно, вы сможете как-то общаться с возникшим в воображении образом, тогда спросите, зачем он появился и что предполагает сделать. Узнайте, что ему нужно от вас и можете ли вы что-то сделать для него.
Затем попробуйте изменить окраску образа и при этом обратите внимание на любые ваши реакции - физические, эмоциональные или мыслительные. Потом измените его форму и размеры. Поэкспериментируйте с различными превращениями, какие только вы способны произвести со зримым образом вашей боли, все время прислушиваясь к своим ощущениям и реакциям. Произведя как можно больше всяких изменений, сожмите прообраз боли в кулак, выведите ее за пределы вашего тела и выбросьте куда-нибудь подальше, чтобы она совсем скрылась с глаз долой. Если, напротив, захотите позволить боли вернуться и занять прежнее место в вашем теле, опять же обратите внимание на малейшие свои ощущения. Проделав все это, заставьте видения исчезнуть, возвратитесь в свое обычное состояние и запишите впечатления.
Большинству людей легче представить боль зрительно, чем описать словами. Это хорошо делают дети. Рассказывая о боли, они используют образные выражения, которые часто воспринимаются взрослыми как чепуха. При таком отношении, да еще убеждая ребят, что "чудищ в темноте" не бывает и "крокодилов под кроватью" тоже, взрослые не только частенько терпят неудачу в попытках понять, что стоит за этими образами, но и лишают детвору возможности излечиться самостоятельно. Значение зрительных образов для выявления природы и значения боли в наши дни признается все шире, и изображения охотно используются для ее исследования и лечения, особенно в сочетании с другими психологическими методами.
Словарь для описания боли весьма скуден, поэтому боль трудно выразить словами. Легче ее изобразить. Когда детей или взрослых просят нарисовать боль, чаще всего они используют черный, оранжевый и коричневый цвета, реже - пурпурный и зеленый. Чем сильнее боль, тем вероятнее, что она будет черной или красной. Обычно у изображений более острой боли и размеры получаются больше, а дети нередко рисуют острую боль в абстрактных формах, передающих понятие "остроты". Но очень сильную боль они обычно изображают более плавными линиями с округлыми, а не зазубренными краями.
Взрослые реже, чем дети, пользуются абстрактными рисунками и предпочитают вставлять в свои картинки слова и даже целые фразы.
Многие находят, что различные трансформации зрительных образов производят сильные и впечатляющие эффекты. Закругление краев видения может вызвать ослабление боли, так же, как и иное изменение его формы. Некоторым достаточно представить, как меняется цвет образа боли.
Облегчение может принести замена красного либо оранжевого цвета на голубой или зеленый, особенно если боль воспринимается как жгучая или свирепая. Головная боль от перенапряжения или от мигрени обычно благоприятно реагирует на голубой цвет.
Ощущения, которые передаются иссиня-черным цветом, хорошо отвечают на красный или оранжевый, а если цвет более интенсивный, то снизить боль можно ослабив интенсивность цвета.
Так, боль в горле у Роджера начала проходить, когда он стал менять красный цвет образа на синий. А Ширли добилась значительного облегчения ревматоидного артрита, изменив зеленую окраску боли на оранжевую.
Определить наиболее подходящий для облегчения вашей боли цвет можно, проведя различные пробы. Боль станет не такой мучительной, если представить себе, что она съеживается. Можно ее сжать так, что она совсем исчезнет, а еще лучше вообще вывести ее за пределы тела, чтобы не "видеть" и не чувствовать. Но если с самого начала опыта вы станете ожидать, что боль вернется, она так и сделает, потому что подобные ожидания равносильны приглашению. Однако, если вы сможете добиться хотя бы мимолетного облегчения, этого достаточно, чтобы убедиться - вы контролируете свое восприятие боли, а значит, и ее переживание. При постоянной практике вы сумеете развить свою способность контролировать и продлевать периоды избавления от боли.
Например, Эдит, безуспешно лечившаяся всеми доступными средствами, "увидела", как ее боль, лишенная тела, "плывет" вне ее и нисколько ее не беспокоит. Эдит поверила, что, научившись отделять боль от себя, она сможет отделаться от нее насовсем.
Удаление боли от тела приносит несомненную пользу при сильных и хронических приступах. Однако в большинстве случаев все же лучше не избегать боли, а бороться с ней. Ученые уподобляют ее голоду и жажде. Они считают боль не переживанием, ощущением, а скорее осознанием потребности, своего рода сигналом, что организм нуждается в лечении.
На боль всегда надо обращать пристальное внимание, а не избегать или игнорировать ее. Однако, так как природу боли трудно описать словами, ее смысл и значение нередко ускользают от нас.
Визуализация наделяет всех способностью не только рассматривать боль изнутри или находить новую точку зрения на нее, но и упрямо ей противостоять. Она позволяет нам разговаривать с болью, выслушивать ее и часто дает средства, позволяющие действовать в ответ на все, что она нам сообщает.
С детства вам внушали, что разговоры с самим собой - верный признак сумасшествия, поэтому идея поговорить с собственной шеей или коленом может казаться вам ненормальной. Но большее безумие - относиться халатно к собственному телу. Оно - часть нашей личности, не менее важная, чем рассудок, и нуждается в пристальном внимании.
На Западе считают, что ум помещается в черепе, а японцы думают - в желудке. Вот и выходит, что мы ограничиваем свой рассудок головой, а не считаем, что он распределен по всему телу. Поэтому и не получаем от него наибольшей пользы. Мы не прислушиваемся к мудрости нашего тела, но если попробовать сделать это, то можно поразиться информации, которая в результате откроется.
Вот типичная ситуация: когда Дэвид спросил у своей спины, отчего она болит, та ответила, что просто он, Дэвид, не хочет идти на работу. Потому-то он и оказался перед лицом связанной со службой проблемы, на которую раньше не обращал внимания. А внезапно заболевшие лодыжки Джилл подсказали ей, что без последствий для здоровья пройти через неминуемый и не очень ее радующий бракоразводный процесс ей не удастся.
Может показаться странным, что в конце упражнения вам предлагалось восстановить боль в ее прежнем виде. Естественно предположить, что любой человек всегда рад избавиться от боли и не захочет ее возвращения. Для людей таких, например, как Эдит, подобное желание вполне нормально.
Однако у многих внезапное исчезновение боли вызывает обеспокоенность. При ближайшем рассмотрении оказывается, что боль играет в жизни важную роль. Она может быть захватывающим предметом для беседы или способом привлечь к себе внимание. К ней прибегают для оправдания, когда не хочется выполнять какие-то неприятные обязанности.
Если окажется, что вы противитесь полному избавлению от боли, спросите себя, какую роль она играет в вашей жизни, чем она вам полезна, какие потребности удовлетворяет и можно ли удовлетворить их другим, менее болезненным способом.
Взаимодействовать с болью, разговаривать с ней проще, когда ее обличье не абстрактно. Может оказаться, что ваша боль примет вид человека, который хорошо вас знает, какого-нибудь родственника или даже супруга.
Для Джоан боль в шее явилась в облике немощной матери. Шейла описала стеснение в груди в виде собственной матери, расположившейся на ее ключице.
Мать или мачеха часто представляются как боль в шее, в груди или спине, особенно женщинам, которые должны за ними ухаживать. И нет ничего удивительного, что люди, воспринимаемые как обуза, вызывают ощущение боли у тех, кто их таковыми считает.
Дочери также часто оказываются полезными при описания боли, особенно в груди. Мэри часто говаривала, что "дочка ее просто душит" - в присутствии девочки она ощущала боль в сердце и затрудненное дыхание. Дороти связывала свою стенокардию с посещениями замужней дочери.
Для этих женщин такие физические боли - единственное средство выразить неоднозначное или же прямо-таки враждебное отношение к собственным детям. Невозможно допустить, чтобы мать испытывала к собственному ребенку неприязнь, поэтому им обычно трудно признать, даже наедине с собой, что их боль в сердце - не что иное, как показатель вражды с детьми.
Подобная ситуация может возникнуть у людей вроде Маргарет. Из-за религиозных убеждений, не допускающих развода, она
не могла признать, что ее брак несчастен. Схожие трудности у мужчин вызывают боль пониже спины, в ягодицах ''
или в прямой кишке. Значит, они склонны подавлять свои чувства как бы "засиживая" их.
Визуализация ставит вас лицом к лицу с вашими тайными недугами и выражает подлинные чувства к неприятным лицам, вызывающим у вас боль. Сделать это как-то иначе слишком трудно или вовсе невозможно. Может оказаться, что тот, к кому вы питаете подобные чувства, мертв. Вообразив встречу с ним, вы можете поставить все точки над "i" в ваших взаимоотношениях и добиться избавления от боли.
Когда вы сосредоточитесь на собственной физической боли, вы можете оказаться перед своими эмоциональными проблемами, как, например, Каролина, сказавшая: "Каждый раз, когда я фокусируюсь на своей боли, я прихожу к выводу, что это боль душевная". Обычно в таких случаях открывается какая-либо утрата - ребенка, возлюбленного, дружеских или семейных отношений, работы, положения в обществе, самоуважения.
Испытывая подобное, люди прячут свое горе, вместо того чтобы излить его и тем самым развеять. От причин раздражения можно отгородиться - словно наклеить пластырь на ссадину. Внешне все будет в порядке, но ссадина станет мокнуть, гноиться и создавать проблемы, несоизмеримые с их причиной. Нарыв может вскрыться много позже, оставив впечатление, что не имеет никакой связи с исходной травмой, но тем не менее вызвав отравление всего организма.
Возможно, вы и предавались скорби в связи с постигшей вас утратой, но недолго, и вам может показаться, будто все позади, но осадок в душе остался.
Этот осадок будет источником постоянного брожения отрицательных эмоций, а такое состояние никогда не идет здоровью на пользу. Если их не развеять, останется чувство обиды, что весьма опасно. С обидой связана возможность серьезных болезней, в том числе онкологических. Такой груз надо непременно выбрасывать наружу.
Даже нормальные здоровые чувства не следует прятать, так как нередко это тоже ведет к появлению злокачественных опухолей. Странно, но подобное часто стимулируется медициной, когда после тяжелой утраты или смерти близких прописываются транквилизаторы и антидепрессанты.
Если вы никогда не позволяли свои чувствам вырываться наружу, то вы никогда не могли получить о них должного представления. Вы можете посчитать, что всего лишь расстроились по какому-то поводу, хотя на самом деле сильно разозлились.
Так, Марджори оказалась в шоке, когда после несчастного случая, повлекшего трагическую гибель сына, ей в голову пришла мысль: "Если бы он выжил, я бы сама его убила!" Поразившись, она тщательно исследовала свои чувства и поняла, что гнев ее был вызван не только тем, что сын погиб из-за опасного хобби, которое она никогда не одобряла, но еще и тем, что его смерть поставила крест на ее собственных амбициях.
А вот Синтия в подобных обстоятельствах признала, что в ее чувствах, связанных с гибелью сына, преобладала обида оттого, что шофер, который вел машину, остался жив. Какова бы ни была травмирующая ситуация, утрата всегда сопровождается гневом. Если его не выразить, он будет разъедать вас изнутри, пока рано или поздно не прорвется на поверхность.
Такие болезненные чувства не следует оставлять без внимания, как нельзя не лечить физические травмы, иначе боль будет только усиливаться.
Визуализация обеспечит вам возможность разобраться с опасными проблемами, доступ к которым и их словесное осмысление могут быть затруднены, ибо в обществе выражать их открыто не принято, да к тому же по своей природе они не словесные, а эмоциональные.
Визуализация раскроет вам картину этих неосознанных чувств и обяжет встретиться с ними лицом к лицу.
Можно подумать, что отстранение от боли или избавление от нее с помощью визуализации противоречит привычным убеждениям, утверждающим, что боль служит предупредительным сигналом к действию. Однако под влиянием психологических факторов она может стать не только более терпимой, но и, напротив, усилиться до степени, которая совершенно не соответствует реальной травме.
Кроме того, боль способна долго сохраняться даже после того, как повреждение уже залечено. Такой сигнал не полезней гудка от сломанной машины.
Но от назойливого сигнала необходимо отвлечься. И все же многих боль доводит до одержимости, отвлекающей от всего остального. Людям, страдающим от шума в ушах, когда там непрерывно что-то шипит, звенит, булькает и тому подобное, не больно. Но для них это - пытка, сильнейший психологический стресс. Многие даже спать не могут из-за этого постоянного раздражителя. В результате напряжение и расстройство у них постоянно растет, а внимание все крепче приковывается к проблеме, которая грозит полностью их подавить.
Билл, едва у него проявился неумолкающий звон в ушах, оказался на грани нервного срыва. Он потерял работу и лишился многих радостей жизни, включая общение с книгами. После шести сеансов визуализации он не только опять смог подолгу читать, но и вообще сумел вернуться к нормальному существованию.
Открытие высшего "Я". Во многих культурах широко распространено убеждение, будто люди - это не только сумма физиологических и психологических элементов. В душе каждого индивидуума таится нечто нематериальное и вечное, действующее за пределами сознания, направляющее течение жизни и придающее ей смысл. Хотя эти процессы чаще всего неведомы сознанию, душа дает о себе знать, проявляясь в чувствах, интуитивных озарениях, снах и видениях.
В примитивных культурах душа воспринималась и сейчас воспринимается как нечто пронизывающее воздух, землю, воду и все сущее, включая людей, животных, растения, даже неодушевленные предметы. Дух не отделялся от мира природы и от тела, поскольку считалось, что он пронизал собою весь материальный мир.
Эта все прощаемая сущность является неотъемлемой частью бесконечной Вселенной, где все взаимосвязано. Дух объединяет человека с природой и соединяет настоящее с вечностью. Таким образом, духовность охватывает как пространство, так и время, и наделяет их жизнью и смыслом.
Цель и назначение существования состоит в поддержании контакта с душой, которая является сущностью каждого человека, его настоящим "я". Утрата ощущения души может обернуться катастрофой и сделать жизнь бесцельной и бессмысленной.
В европейской цивилизации идею о душе как носителе индивидуального существования можно проследить от античности до наших дней. Она была и остается излюбленным объектом восхищения в поэзии и спора в философии, но прежде всего к ней обратилась религия.
В древности причиной всех человеческих проблем считались отношения с душой. Потерять ее, прервать контакт с ней, иначе говоря, со своей сущностью - означает загубить себя. Физические недуги рассматривались как результат душевных расстройств, а их лечение состояло в лечении души в самом'буквальном смысле, то есть в психотерапии, в восстановлении контакта с душой и целостности человеческой личности.
Эти понятия нашли отражение в слове "исцелить", которое практически равнозначно слову "вылечить". Таким образом, быть здоровым - значит сохранять свою целостность, ибо здоровье подразумевает как физическую, так и духовную стороны жизни.
Практически во всех культурах религия и медицина весьма долго шли бок о бок, но примерно с XVII века медицина и религия стали все больше отдаляться друг от друга под натиском науки, которая основной упор делала на материальную сторону. И западная культура все больше теряла из виду человеческую душу.
Однако сейчас наблюдается значительное разочарование в материалистических концепциях. Для конца XX века характерно, наряду с подъемом интереса к духовным сторонам жизни, признание их исключительной важности для здоровья.
Движение "Новый век" породило свои представления и термины. То, что веками было известно человечеству как дух, или душа, теперь часто именуется "высшим Я". Одна из видных представительниц этого направления Ширли Мак -Лейн разъясняет: "Высшее Я" - это в точности то, что подразумевается под такими словами, то есть все лучшее, что есть в каждом человеке, самые вдохновляющие стороны его духовной силы, которые служат выражением присущего всем божественного начала. Оно связывает каждого индивидуума со всем сущим.
Это канал, по которому открывается доступ к огромному потенциалу личности. Мак -Лейн отмечает также, что это - та сторона души, с которой действительно можно обсудить самые разнообразные проблемы:
"Объединив себя со своим "высшим Я", легко разглядеть внутреннюю суть самой сложной проблемы, а прислушиваясь к нему - получить совет по любому вопросу".
Неудивительно, что для многих одной из главных задач в жизни сделалось установление или восстановление контактов со своим "высшим Я".
Как этого добиться? Для большинства надо просто принять во внимание, что у них есть душа. Чтобы понять эту простую вещь, существует множество подходов. Некоторые воспринимают душу как внутренний голос. Другие ее ощущают. Третьи видят ее как некий образ. Можно представить свое "высшее Я" в виде и человеческого существа, и животного, и светящегося тела, и какой-нибудь геометрической фигуры. Но, независимо от способа постижения собственной души, результат всегда оказывается впечатляющим.
Соприкосновение с моим "высшим Я" дало мне более глубокое представление о себе, что сразу же привело к более широкому и тонкому пониманию других. В то же время контакт с "высшим Я" породил чувство принадлежности ко вселенскому духу, и мне стало понятней, что означают слова: "Мы все суть одно и то же".
Заполнение этого пробела стало важнейшим событием в моей жизни, потому что оно дало мне ощущение силы и трансформировало представление о мире, в котором мне выпало жить. Когда представление о себе расширилось, я стала чувствовать себя менее беспомощной, у меня пропало подозрение, будто я жертва, и я, как никогда, осознала, что могу трансформировать все, что угодно, если трансформирую себя. И началась эта трансформация изнутри.5
Изменение личности обычно начинается с углубленного взгляда внутрь себя. У Ширли Мак -Лейн это произошло, когда она позволила возникающим в ее воображении образам разворачиваться свободно.
"Это походило, - пишет она, - на череду кадров из давно забытых фильмов". Когда она начала искать в них логику, те растаяли, и она позволила им сменять друг друга, избегая всяких суждений. Иными словами, ее трансформация стала результатом визуализации.
У многих духовный рост происходил под влиянием различного рода видений. Иногда они возникали самопроизвольно, но в большинстве своем были следствием намеренной визуализации. Ниже приводится упражнение, которое позволит вам достичь понимания своей сущности благодаря соприкосновению с "высшим Я" - духом, или душой.
Упражнение 8. Соприкосновение с высшим "Я"
Представьте, что вы совершаете прогулку в теплый, солнечный летний день. Вы подходите к пещере. В ее глубине виден большой валун. Вы входите в прохладный полумрак и садитесь на камень.
Оглядевшись, замечаете в глубине пещеры лампу. Идете к ней. Вспоминая историю об Аладдине, берете ее и начинаете тереть ладонью. И тут из лампы появляется джинн, а вы, продолжая думать об Аладдине, ловите себя на том, что произносите хорошо знакомые слова "Слушаю и повинуюсь!".
Внимательно рассмотрите джинна, отметьте все его особенности и определите свое отношение к ним. Особое внимание обратите на все, что он вам сообщит, неважно, каким способом, и отметьте, как вы на это реагируете. И наконец позвольте видению растаять, вернитесь в нормальное состояние и запишите свои впечатления.
Слово "джинн" (по-английски genie) происходит от латинского genius, что изначально означало "дух-хранитель". Корень его впоследствии вошел в слово "гений", то есть человек, наделенный исключительными способностями. Все вышеперечисленные значения отражены в упражнении 8.
Можно подумать, что каждый из вас с радостью воспримет возможность встретиться со своим духом-хранителем. Но это не совсем так.
Большинство людей, как ни странно, не желает встречаться со своим духом-хранителем. При внимательном рассмотрении оказывается, что они не хотят признавать свои потенциальные возможности, потому что им не нужны связанные с ними ответственность и возможные последствия. Ход мыслей их часто такой: если известны собственные возможности, то нет оправдания неудачам, и незачем даже делать какие-то попытки реализовать свой потенциал.
Если же, несмотря на внутреннее сопротивление, они все-таки вызовут джинна, то попытаются поскорее загнать его обратно в лампу, что подтверждает их стремление не признавать свой потенциал и желание подавить его. Таким образом, ваши реакции при выполнении этого упражнения со всей очевидностью выявят беспокойство и страх, мешающие вам выслушать собственное "высшее Я" и воспользоваться его советами и указаниями.
Многих путает рост джинна, который, как правило, очень высок, и они могут попытаться его уменьшить. Джулия рассказывала, как она старалась ужать великана, чтобы "поставить его на место". При этом она осознала, что всегда рассчитывала на малое, опасаясь, что на большое ее не хватит, и все подгоняла под уровень, который считала своим.
Кэт тоже уменьшила своего джинна настолько, что он вместе с тюрбаном уместился на ладони. На ее слова "Слушаю и повинуюсь!" он отозвался, что хотел бы вырасти побольше. Она согласилась и увеличила его от размера спичечного коробка до бутылки, но не больше. И она поняла, что стремится держать свой потенциал под контролем, именно в этом и состоит главная проблема ее жизни: она хотела бы развить собственные способности, но постоянно делает все вопреки такому стремлению. Исследовав свой вывод подробнее, Кэт признала, что такое самоограничение было для нее способом сохранить все как есть и избежать ответственности за возможные перемены.
Джекки рассердило, что в своем воображении она произнесла "Слушаю и повинуюсь!", вместо того чтобы услышать такие слова от джинна, и потеряла возможность осуществить свои желания, как удавалось другим при их встрече с джиннами. Она хотела, чтобы джинн работал на нее, а не она на него. С явной неохотой Джекки все же согласилась, что значительная часть ее сил уходит на зависть, когда кто-то достигает успеха, "не прикладывая рук".
При встрече с джинном или при ярком душевном переживании можно испытать умиротворение, ощутить спокойствие, тепло, радость любви и просветление.
Венди вообще не увидела никакого джинна, но почувствовала всей душой, что ее поддерживают, помогают, любят. Бывает, что джинн не произносит ни слова, но о многом дает понять своим поведением. Чаще всего он выражает свое стремление к контакту, протягивая руку для рукопожатия.
Когда джинн коснулся Дэвида, его охватило чувство единения с природой. А Кристин, когда джинн прикасался к ней, больше заинтересовалась не им самим, а огромным рубином на его тюрбане. Только много позже она поняла, что он, признанный ее "высшим Я" духовным наставником, для нее дороже любых сокровищ.
Ясно, что у многих образы джинна искажаются впечатлениями, полученными из детских сказок, где он рисуется пухлым, смуглым человечком в экзотических одеяниях с драгоценными камнями на чалме. Но его образ в действительности можно представить совершенно другим.
Некоторым он напоминает Иисуса Христа, как, например, Урсуле, испытавшей при виде своего джинна подлинное благоговение, несмотря на то, что у него отсутствовали ноги и он как бы висел в воздухе. Когда джинн опустился, чтобы приблизить девушку к себе, Урсула, принимая от него руку помощи, поняла, что это действительно ее ангел-хранитель.
Многим ангел-хранитель является именно так, даже если это случается не впервые. Гэти узнала в своем джинне того самого ангела-хранителя, присутствие которого она ощущала всегда, но с которым никогда прежде не встречалась. Он заговорил с ней, и она наконец услышала его советы и наставления.
Дэну ангел-хранитель показал свет, демонстрируя на стене пещеры картины, позволившие юноше осознать себя и свое место во Вселенной. Новое знание полностью перевернуло его представление о собственной жизни. Джинн Ивонны вручил ей свечу. Принимая дар, Ивонна "почувствовала озарение" и поняла, что "ее молитвы услышаны".
АМЕРИКАНСКИЙ МЕТОД Р. КАПЛАН
Р. Каплан - американка, известный врач-гипнолог:
Многие тысячелетия транс рассматривался как волшебный божественный дар, данный человеку для его духовной самореализации. Но в настоящее время транс привлекает миллионы исследователей как таинственный ключ, позволяющий каждому человеку открыть в себе самом самые разные, в том числе и необычные, сверх способности.
Наиболее интересным и перспективным является универсальный вид транса "СК" (Сверхсознание Кандыбы). СК получил свое название - "Сверхсознание Кандыбы" в 1984 году в честь открывшего его исследователя Дмитрия Викторовича Кандыбы, о чем было опубликовано в первой книге молодого автора "СК. Универсальная техника гипноза" (К., 1984 г.).
Современные ученые стали выделять три основных группы транса: 1. Медитацию; 2. Гипноз; 3. СК.
СК - это не только ключ к Сверхсознанию и Бессмертию, но, кроме того, в своей наиболее простой и общедоступной форме "СК-1" и "СК-2" он помогает качественно концентрировать интеллектуальные и физические силы, изменять и неограниченно раздвигать представления, ощущения, интуитивные и иные сверхчувственные способности.
Во время транса любой вид внушения вызывает серьезные изменения в механизмах нашего восприятия. Работа нашей нервной системы построена так, что "любое действие, будь то моргание глаз, движение пальцев или выдыхание сигаретного дыма, контролируется нашими мыслями. Боль и удовольствие, скука и радость - вот лишь некоторые реакции организма на промелькнувшую мысль".
Однако мысли некоторых людей могут их самих поработить так, что силы его разума обернутся против него самого, значительно отягощая проблемы, вместо того чтобы облегчить их разрешение. Так как левое полушарие мозга имеет словесно-логическую природу (Сознание), а правое полушарие - чувственно-образную (Бессознательное), то пребывание методом саморегуляции в трансе, позволяет воздействовать прямо на наше Бессознательное, в котором находятся почти все тайные ключи к нашим неограниченным сверхчувственным способностям.
СК - это инструмент, с помощью которого обучающиеся способны не только развивать возможности своего разума, но и более эффективно использовать его скрытый (на 90%) потенциал для личностного и профессионального роста.
Огромное влияние на людей, не знакомых с СК-наукой, оказывает современное телевидение с его патологически навязчивой рекламой. Здесь используются три основных принципа технологии пассивного транса (гипноза): релаксация, концентрация внимания и внушение. Расслабившись и сосредоточившись перед экраном телевизора, мы поглощаем всю внушаемую нам инфор
мацию, а так как у человека, в отличие от животных, две сигнальные системы, то это значит, что мы все одинаково реагируем как на реальный чувственный раздражитель (правый мозг), так и на человеческую речь (правый мозг). То есть для любого человека слово является таким же реальным физическим раздражителем, как и все остальные. Транс усиливает действие слов (левый мозг) и эмоционально воспринимаемых картинок-образов (правый мозг), поэтому, отдыхая у телевизора, мы становимся именно в этот момент и в этом состоянии чрезвычайно психофизиологически уязвимы, так как наше сознание переходит в гипнотическое состояние, так называемое "альфа-состояние" (состояние, которое нейрофизиологичес-ки сопровождается альфа-волнами на ЭЭГ6 коры головного мозга).
Кроме того, телевизионная реклама обязательно часто повторяется. Это используется еще один важный принцип гипноза. Повторение резко усиливает силу внушения, низводя в итоге поведение многих людей до уровня обычных рефлексов нервной системы. Поэтому именно знание основ СК-науки и саморегуляции поможет нам научиться мыслить самостоятельно, независимо от навязанных нам идей, чувств и образов. Только овладение СК позволяет человеку перестать быть объектом чужой манипуляции, как правило, имеющей самые негативные для нашего духа последствия. Изменить жизнь к лучшему вам помогут ваши собственные внутренние резервы, самым могущественным из которых является СК-Сверх-сознание, ваш личный, данный вам Богом Разум.
Бодрствуя, дети 5-12 лет около 50-90% времени находятся в состоянии СК. Их впечатлительность подобна губке, чем и объясняется поразительная способность малышей впитывать и удерживать массу информации.
Наш внутренний мир (наше Сознание и наше Бессознательное) всю жизнь борется с миром внешним за влияние на наше поведение, наши поступки и наш Разум. Некоторые из нас позволяют внешнему миру одержать верх, и в результате мы плывем по течению внешних обстоятельств, приобретая одну привычку за другой (один бездумный рефлекс за другим). Особенно это относится к людям со слабой психикой и небогатой внутренней жизнью. Их словесно-логический левый мозг не получил своевременного воспитания и образования, в его память не заложили никакие идеалы, убеждения и знания, а чувственно-образный правый мозг не развит чувством любви к людям и природе, не воспитана его чувственная природа волевым контролем, музыкой, искусством и поэзией. Бедное содержание внутреннего мира таких людей ничего не может противопоставить жизненным обстоятельствам и впечатлениям, поэтому эти люди всегда становятся жертвами гипнотического внушающего воздействия окружающей их жизни. Если они растут или Живут среди плохих людей, то они становятся также очень плохими людьми, совершают "за компанию" плохие поступки и даже преступления. Такие внутренне бедные и неразвитые "простые"
люди не способны к самостоятельному мышлению, к разумной критике и анализу, к сопереживанию чужой беде, к состраданию и желанию помочь слабому и униженному.
Внешняя реальность, или, как мы говорим, жизнь, подсовывает им зачастую обедненные стереотипы полуживотного поведения и антисоциального, а иногда и откровенно преступного мышления. Жизнь просто навязывает им в основном только негативные привычки, причем если некоторые привычки могут быть хоть частично полезны, то другие настолько пагубны и разрушительны, что приводят к болезням, дальнейшей деградации так и не сформированной личности, распаду семьи и общества, к преждевременному и скоротечному старению и смерти. Как только человек теряет способность к выбору, которая считается главной способностью, которую Бог дал человеку, чтобы выделить его из всего остального животного мира, навязанные обстоятельствами желания берут верх над личным разумом и здравым смыслом, и такой человек утрачивает всякую способность к объективной и здравой оценке происходящего. Такие люди быстро попадаются на крючок вредных привычек, а одна привычка или страсть обязательно влечет за собой другую, и так очень быстро формируется разрушительный стиль жизни.
Подражание - могучая сила, и как известно, дурной пример всегда очень заразителен. Это связано с т.ем, что начало любой привычки лежит в чувственном правомозговом восприятии. Известно, что наши мысли и действия, в основном, откликаются на то, что мы видим, что мы слышим, что мы вкушаем, что мы обоняем, что мы трогаем и как мы это все переживаем. Чувства поставляют человеческому мозгу информацию, и он реагирует на нее, посылая команды мышцам и нервной системе, при этом самыми эффективными являются чувства боли, страха, полового влечения, желание денег, власти и т. д. Любой человек постепенно осознает, что определенные слова обязательно влекут за собой специфическую реакцию. Каждое слово, которое человек слышит, каждый взгляд, который он ловит, каждое событие, свидетелем которого он становится, вызывает определенные образы и реакции. Такой отклик называется "выходом". Человеческий разум постоянно принимает и выдает информацию, а рефлексы - это устойчивые реакции, основывающиеся на определенных образах. Наш мозг постоянно анализирует множество сменяющих друг друга образов, состоящих не только из давно прошедших эпизодов, но и из тех, что подбрасывает жизнь в данный момент. Вот почему так важно развивать в себе способность отделять полезные впечатления от нежелательных.
Итак, СК-наука позволяет человеку контролировать свою психику, свои реакции и образные впечатления, не позволяя им действовать автоматически и безусловно, превращая человека в послушное полуживотное, плывущее по жизни по воле обстоятельств или по воле других людей.
Первый шаг к лучшей жизни - пересмотр всего, что уже давно было запечатлено в вашем сознании. Это дает вам
возможность начать жизнь заново.
Второй шаг - приобретение новых привычек, утверждающих ценности разума и здорового образа жизни. СК - незаменимый помощник на этом пути.
Условный рефлекс - это закрепленная реакция организма на внутренний или внешний сигнал. Условные рефлексы есть у каждого человека, они вырабатываются путем многократного повторения воздействия и без регулярного подкрепления постепенно угасают (последняя особенность может быть как полезной, так и вредной). Надо особо отметить, что человеческая мысль также может быть сигналом, включающим определенную последовательность действий.
Условный рефлекс - это корень любой привычки, это автоматическая (бессознательная) реакция на сенсорные сигналы внешней среды. Закрепление рефлексов происходит быстрее, если к ним подключаются эмоции - это очень важный знак, который мы должны знать. Известно, что условный рефлекс (привычка) может закрепиться даже после одного действия, если он подкрепляется достаточно сильными, выраженными эмоциями или переживаниями. На этом принципе Д. В. Кандыба лечит вредные привычки за один сеанс, используя, так называемый, "шоковый стрессопси-хотерапевтический метод" с фармакологическим закреплением рвотного рефлекса и чувства отвращения на физический фактор вредной привычки (наркотики, алкоголь, сигареты, жирная, сладкая, соленая пища и т. д.).
Давайте рассмотрим, каким образом автоматические реакции применимы к взаимоотношениям между людьми. Женщина, которая испытала в детстве унижение со стороны мужчины, будет всю оставшуюся жизнь трепетать от страха в присутствии любого представителя мужского пола. Возможно, что закрепившееся предубеждение помешает ей вступить в брак, создать семью и получать удовольствие от супружеских отношений.
Тот же механизм действует и в отношении мужчин, переживших в юности неудачу в интимных отношениях. Это они любят говорить: "Все женщины одинаковы!" Вот прекрасный пример негативной реакции, подкрепленной эмоциями.
Предположим, чернокожий сотрудник, подавляя в д<