Радиобиологии и медицинской защите

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ВОЕННОЙ ТОКСИКОЛОГИИ,

РАДИОБИОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ЗАЩИТЕ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Под редакцией профессора С. А. Куцепко

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

Санкт-Петербург

ФОЛИАНТ

УДК 615.9 + 612.014.482 4 614, ББК 58; 52.84 + 53.6 : 51.26

Рецензенты://. М. Пильник

начальник кафедры военной и экстремальной медицины

Санкт-Петербургской государственной медицинской педиатрической академии доктор медицинских наук, профессор;

С. К. Маслов

начальник кафедры военной токсикологии и медицинской защиты

Самарского Военно-медицинского института

кандидат медицинских наук, доцент

Башарин В. А., Маркизова Н. Ф., Бутомо Н. В., Гребешок А. Н.с

Тестовые задания по военной токсикологии, радиобиологии и медицинской защите:Учебное пособие / Под ред. С. А. Куценко. — СПб.: Издательство «ФОЛИАНТ», 2005. — 224 с.

ISBN 5-93929-123-6

Учебное пособие подготовлено и составлено в соответствии с учеб­ной программой по военной токсикологии, радиобиологии и медицин­ской защите для медицинских вузов.

В пособии представлено 1200 вопросов по основным разделам учебной дисциплины и ответы на них. Пособие может быть использо­вано для оценки исходного уровня знаний, текущего и экзаменацион­ного контроля, а также для самоконтроля в процессе подготовки к за­нятиям по соответствующим темам. Содержание вопросов и ответов преследует цель добиться активной работы студентов с рекомендуемой литературой для более полного усвоения предмета.

Пособие предназначено для студентов медицинских вузов, но мо­жет быть использовано идля послевузовской подготовки врачей.

Авторский коллектив учебного пособия — сотрудники кафедры

военной токсикологии и медицинской защиты Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова:

КУЦЕНКО Сергей Алексеевич (редактор) — начальник кафедры — Главный токсиколог-радиолог МО РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор медицинских наук, профессор;

БАШАРИН Вадим Александрович — преподаватель кафедры, кандидат медицинских наук;

МАРКИЗОВА Нина Федоровна — старший преподаватель кафедры, кандидат медицинских наук, доцент;

БУТОМО Николай Викторович — профессор кафедры, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор медицинских наук, профессор;

ГРЕБЕНЮК Ачександр Николаевич — заместитель начальника кафедры, доктор медицинских наук, профессор.



ISBN5-93929-123-6

© Коллектив авторов, 2005

© ООО «Издательство ФОЛИАНТ». 2005

Раздел I. ВОЕННАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ

Тема № 1.

ТОКСИКОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ ТОКСИКОЛОГИИ

1. Токсикология изучает:

а) токсичность химических веществ;

б) физические и химические свойства веществ;

в) токсический процесс и его проявления в биосистемах.

2. Токсичность — это:

а) способность химических веществ вызывать механическим путем повреждение или гибель биосистем;

б) высокая чувствительность организма к действию отравляющего вещества;

в) вероятность неблагоприятного воздействия химического вещества на организм.

3. Формирование и развитие реакций биосистемы на действие
токсиканта, приводящих к ее повреждению или гибели, — это:

а) токсический процесс;

б) механизм действия токсиканта;

в) токсический эффект.

4. Какие проявления токсического процесса можно отнести к
транзиторным токсическим реакциям:

а) седативно-гипнотические состояния;

б) гепатит;

 

в) миоз;

 

г) токсический дерматит;

д) отек легких.

5. По продолжительности контакта организма с токсикантом
выделяют интоксикации:

а) острые;

б) хронические;

в) молниеносные;

г) затяжные;

д) подострые.

6. Подострыми называются интоксикации, развивающиеся
в результате:

а) непрерывного действия вещества продолжительностью до 1 года;

б) непрерывного действия вещества продолжительностью до 90 суток;

в) прерывистого (интермиттируюшего) действия токсиканта продолжительностью до 90 суток;

г) контакта с ядовитым веществом на протяжении 1—2 суток.

7. Острые интоксикации возникают в результате контакта с веществом:

а) однократно в течение 90 суток;

б) однократно в течение нескольких дней;

в) повторно в течение нескольких дней;

г) повторно в течение года;

д) повторно в течение 2—5 недель.

8. Стойкие изменения реактивности организма на воздействие
патогенных факторов окружающей среды, в том числе и химических, имеют название:

а) транзиторная токсическая реакция;

б) аллобиоз;

в) заболевания;

г) функциональные реакции.

9. К специальным формам токсического процесса можно отнести:

а) эмбриотоксичность;

б) нарушение репродуктивной функции;

 

в) канцерогенез;

г) интоксикацию;

д) аллобиоз.

10. К токсическим процессам, развивающимся по беспороговому
принципу, можно отнести:

а) канцерогенез;

б) интоксикацию;

в) транзиториые токсические реакции;

г) тератогенез.

11. Раздел токсикологии, который изучает систему принципов и методов количественной оценки токсичности, называется:

а) токсикодинамика;

б) токсикокинетика;

в) токсикометрия.

12. В основе методов определения токсичности лежит нахождение зависимости:

а) время — доза;

б) доза — эффект.

13. Центральная точка кривой «доза — эффект» отражает:

а) значение максимальной дозы;

б) величину среднеэффективной дозы;

в) величину пороговой дозы.

14. Количество вещества, попавшее во внутренние среды организма и вызвавшее токсический эффект, называется:

а) токсической концентрацией (С);

б) токсодозой (W);

в) токсической дозой (D).

15. Количество вещества, находящееся в единице объема (массы) объекта окружающей среды, при контакте с которым развивается токсический эффект, называется:

а) токсической концентрацией (С);

б) токсодозой (W);

в) токсической дозой (D).

16. Количество вещества, вызывающее нарушение дееспособности (транзиторные токсические реакции), — это:

а) пороговая доза;

б) смертельная доза;

в) непереносимая (выводящая из строя) доза;

г) максимальная несмертельная токсодоза.

17. Характер наклона кривой «доза — эффект» свидетельствует о:

а) величине токсической дозы;

б) разбросе доз, вызывающих изучаемый эффект;

в) характере распределения вещества в организме.

18. Какие свойства веществ оказывают влияние на проявление токсичности:

а) размер и пространственная конфигурация молекулы;

б) молекулярная масса;

в) химическая активность;

г) агрегатное состояние при нормальных условиях.

19. Основные физико-химические свойства токсикантов, влияющие на их токсичность:

а) растворимость в воде;

б) температура кристаллизации;

в) температура плавления;

г) растворимость в липидах и органических растворителях;

д) плотность;

е) кислотно-основные характеристики.

20. Размерность токсической концентрации химического вещества при ингаляции:

а) единица массы/кг, единица массы/чел.;

б) моль/кг, моль/г;

в) единица массы/объем вдыхаемого воздуха;

г) единица объема/объем вдыхаемого воздуха;

д) объемные проценты.

21. Пороговыми дозами (концентрациями) называются:

а) дозы (концентрации), не вызывающие эффектов, выяв­ляемых современными методами исследования;

б) наименьшие дозы (концентрации), вызывающие началь­ные проявления токсического процесса;

в) наименьшие дозы (концентрации), вызывающие гибель животных в эксперименте.

22. Токсикокинетика — это раздел токсикологии, который изучает:

а) электронное строение химических соединений;

б) поступление химических веществ в организм;

в) природу связей в химических соединениях;

г) транспортировку химических веществ;

д) распределение в организме химических веществ;

е) превращение и выведение химических веществ из орга­низма.

23. Понятие «элиминация» химических веществ включает:

а) биотрансформацию;

б) поступление;

в) выведение;

г) распределение.

24. Посредством каких процессов осуществляется всасывание, распределение и выделение токсикантов:

а) конвекция;

б) диффузия;

в) осмос;

г) фильтрация;

д) цитозы.

25. Для распределения токсикантов в организме имеют значение:

а) свойства биомембран;

б) объем и скорость кровотока в органах и тканях;

в) плотность специфических мишеней в органах и тканях.

26. Какие характеристики биологических барьеров влияют на токсикокинетику веществ:

а) суммарная площадь и толщина;

б) размеры имеющихся пор;

в) наличие механизмов активного и облегченного транс­ порта.

27. Наиболее высокую специфичность в переносе токсикантов через биологические мембраны обеспечивает:

а) простая диффузия;

б) осмос;

в) фильтрация;

г) активный транспорт;

д) рецептор-обусловленный эндоцитоз.

28. Наличие сравнительно большого количества пор делает мембрану капилляров хорошо проницаемой:

а) для липофильных веществ;

б) для водорастворимых веществ.

29. Диссоциированные молекулы (ионы) токсикантов:

а) плохо проникают через ионные каналы;

б) хорошо проникают через ионные каналы;

в) плохо проникают через липидные мембраны;

г) хорошо проникают через липидные мембраны.

30. Скорость резорбции веществ в легких:

а) пропорциональна градиенту концентрации в системе «воздух — кровь»;

б) не зависит напрямую от разницы парциальных давле­ний газа в альвеолах и крови;

в) увеличивается при усилении легочного кровотока;

г) уменьшается в условиях гипервентиляции;

д) увеличивается при гипервентиляции.

31. Резорбция в дыхательной системе аэрозолей:

а) зависит от концентрации аэрозоля;

б) определяется размером частиц аэрозоля;

в) зависит от частоты и глубины дыхания.

радиобиологии и медицинской защите - student2.ru радиобиологии и медицинской защите - student2.ru 32. Процесс проникновения токсикантов из внешней среды в кровь или лимфу — это:

а) элиминация;

б) экскреция;

в) резорбция;

г) биотрансформация.

33. Поступление токсикантов в организм может быть:

а) ингаляционным;

б) перкутанным;

в) пероральным;

г) через раневые и ожоговые поверхности.

34. Быстрое проникновение токсикантов в кровь при ингаляции объясняется:

а) большой поверхностью легочных альвеол;

б) большим количеством пор и незначительной толщиной альвеолярных мембран;

в) интенсивным током крови в легочных капиллярах.

35. Через кожные покровы плохо проникают вещества:

а) липофильные;

б) гидрофильные.

36. Наиболее благоприятными условиями для резорбции слабых кислот через слизистую оболочку желудка являются:

а) низкие значения рН;

б) высокие значения рН;

в) нейтральные значения рН.

37. Алкалоиды (слабые основания) лучше всасываются:

а) в желудке;

б) в тонкой кишке;

в) одинаково проникают через слизистые оболочки желудка и тонкой кишки.

38. Вещества, хорошо растворимые в липидах:

а) с трудом проникают через гематоэнцефалический барьер;

б) хорошо проникают через гематоэнцефалический барьер.

39. Распределение ксенобиотиков в организме — это:

а) метаболические превращения ядовитых веществ;

б) элиминация токсических веществ;

в) процесс перехода токсикантов из крови в ткани и органы и обратно.

40. Биотрансформация ксенобиотиков может приводить к:

а) детоксикации;

б) трансформации токсичности;

в) токсификаиии (биоактивации).

41. Процесс увеличения активности токсиканта в ходе его метаболизма называется:

а) детоксикацией;

б) трансформацией;

в) биоактивацией (токсификацией).

42. Чем обусловлено плохое выделение с мочой жирорастворимых веществ:

а) изменением рН;

б) плохой растворимостью в воде;

в) снижением образования первичной мочи;

г) нарушением реабсорбции натрия;

д) всем перечисленным.

43. Слабые кислоты лучше выделяются, если реакция мочи:

а) кислая;

б) щелочная;

в) нейтральная;

г) не влияет.

44. Токсикодинамика — это раздел токсикологии, который изучает:

а) способы нейтрализации отравляющих веществ;

б) механизмы токсического действия и закономерности формирования токсического процесса;

в) способы дезактивации зараженных территорий;

г) методологию оценки токсичности.

45. Механизм токсического действия — это:

а) взаимодействие на молекулярном уровне токсиканта с биосубстратом, приводящее к развитию токсического процесса;

б) развитие патологических процессов в органах и системах.

46. Мишенями (рецепторами) для токсического воздействия являются:

а) структурные элементы межклеточного пространства;

б) структурные элементы клеток;

в) структурные элементы систем регуляции клеточной активности.

47. Токсиканты в клетке взаимодействуют с:

а) белками;

б) нуклеиновыми кислотами;

в) липидами биомембран;

г) селективными рецепторами эндогенных биорегуляторов.

48. Нарушение свойств белка при действии токсиканта могут явиться результатом:

а) денатурации белка;

б) блокады активных центров белковой молекулы;

в) связывания активаторов молекул белка;

г) инактивации молекул, стабилизирующих протеин;

д) все перечисленное.

49. К общим механизмам цитотоксичности относят:

а) нарушение процессов биоэнергетики;

б) активация свободно-радикальных процессов в клетке;

в) повреждение клеточных мембран;

г) нарушение гомеостаза внутриклеточного кальция;

д) нарушение процессов синтеза белка и клеточного деле­ния.

50. Предметом изучения военной токсикологии являются:

а) физико-химические свойства боевых токсичных агентов;

б) способы применения и средства доставки отравляющих веществ;

в) токсичность веществ, способных при экстремальных си­туациях вызывать групповые и массовые поражения людей;

г) токсические процессы, инициируемые применением токсикантов с военными целями или при действии токсикантов в экстремальных ситуациях.

51. Отравляющие и высокотоксичные вещества (ОВТВ):

а) применяются с военными целями;

б) способны формировать зоны химического заражения;

в) хранятся в больших количествах на производственных
объектах и базах хранения;

г) обладают свойствами легко резорбироваться при инга­ляционном и перкутанном поступлении.

52. К числу ОВТВ относят:

а) боевые отравляющие вещества;

б) фитотоксиканты боевого применения;

в) минеральные и органические удобрения;

г) диверсионные яды;

д) сильнодействующие ядовитые вещества.

53. Задачи военной токсикологии:

а) изучение свойств ОВТВ и токсических процессов, вы­зываемых ими;

б) разработка методов своевременной диагностики химиче­ских поражений ОВТВ;

в) создание медицинских средств защиты и профилактики при воздействии ОВТВ;

г) разработка системы мер предупреждения и минимиза­ции пагубных последствий химических воздействий;

д) разработка нормативных актов и соответствующих доку­ментов, направленных на обеспечение химической бе­зопасности личного состава;

е) создание средств доставки ОВТВ.

54. Отравляющие вещества (ОВ) — это:

а) ядовитые вещества, применяемые в качестве инсекти­цидов;

б) пестициды боевого применения;

в) токсиканты, применяемые в боевых условиях с целью поражения живой силы, заражения местности и боевой техники.

55. К отравляющим веществам смертельного действия относятся:

а) психотомиметики;

б) ОВ нервно-паралитического действия;

в) ОВ общеядовитого действия;

г) ирританты;

д) ОВ кожно-нарывного действия;

е) ОВ удушающего действия.

56. Вещества, которые могут быть использованы для заражения воды, продовольствия, обмундирования и иных предметов, — это:

а) гербициды военного предназначения;

б) боевые отравляющие вещества;

в) диверсионные яды;

г) акарициды.

57. Отличительные признаки диверсионных ядов:

а) высокая токсичность при пероралыюм поступлении;

б) наличие приятного запаха, способность окрашивать водные растворы;

в) отсутствие запаха, цвета, вкуса;

г) хорошая растворимость в воде;

д) устойчивость к нагреванию и гидролизу;

е) трудности обнаружения и индикации;

ж) стремительность развития клинической картины;

з) медленное развитие заболевания и отсутствие специ­фичных клинических симптомов.

58. Вещества, способные формировать очаги массовых санитарных потерь при авариях и катастрофах на промышленных объектах, называются:

а) боевые отравляющие вещества;

б) диверсионные агенты;

в) сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ).

59. Химическая обстановка:

а) условия, создаваемые в результате попадания ОВТВ в окружающую среду;

б) характеризуется масштабом заражения и его опасностью;

в) характеризуется продолжительностью химического зара­жения.

60. Площадь, в пределах которой существует вероятность сверхнормативного воздействия ОВТВ,называется:

а) район химического заражения;

б) зона химического заражения;

в) область выпадения ОВТВ;

г) район техногенной аварии.

Тема № 2.

Тема № 3.

Тема № 4.

Тема № 5.

Тема № 6.

Тема № 7.

Тема № 8.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ

РАДИОБИОЛОГИИ

646. Предметом изучения радиобиологии являются:

а) радиационные эффекты на молекулярном, клеточном, тканевом, организменном уровнях организации живого;

б) механизмы развития радиационных эффектов в живых системах;

в) модифицирующие влияния на проявления биологических эффектов радиации;

г) самопроизвольный распад радиоактивных элементов;

д) распад ядер атомов тяжелых элементов под влиянием воздействия нейтронов;

е) модификация действия ионизирующих излучений на живое факторами нерадиационной природы.

647. Задачи радиобиологических исследований:

а) обоснование способов прогнозирования последствий радиационных воздействий;

б) обоснование средств и методов диагностики и прогнозирования степени тяжести радиационных поражений;

в) оценка возможного повреждения электронной аппаратуры при воздействии ионизирующих излучений;

г) обоснование пределов дозы для лиц, работающих с источниками ионизирующих излучений;

д) разработка способов повышения контрастности рентгенограмм.

648. В число целей и задач, решаемых военной радиобиологией,

входят:

а) обоснование способов прогнозирования последствий радиационных воздействий;

б) обоснование средств и методов диагностики и прогнозирования степени тяжести радиационных поражений;

в) разработка медицинских средств противорадиационной защиты;

г) разработка рациональных режимов облучения при лече­нии злокачественных новообразований;

д) обоснование режимов поведения и защитных мероприятий при вынужденном пребывании в зонах воздействия ионизирующих излучений.

649. Рентгеновы лучи были открыты:

а) в 1807 г.;

б) в 1855 г.;

в) в 1895 г.;

г) в 1916 г.;

д) в 1934 г.

650. Явление естественной радиоактивности было впервые обнаружено:

а) в 1809 г.;

б) в 1853 г.;

в) в 1896 г.;

г) в 1914 г.;

д) в 1933 г.

651. С именами каких ученых из приведенного перечня связаны перечисленные ниже события?

А) обнаружение связи между радиочувствительностью тка­ни и уровнем пролиферативной активности составляю­щих ее клеток;

Б) открытие невидимого Х-излучения; В) открытие явления радиоактивности;

Г) формулирование принципов структурно-метаболической теории действия излучений;

а) Бергонье и Трибондо;

б) В. Рентген;

в) А. Беккерель;

г) А. Кузин.

652. Расположите приводимые ниже источники ионизирующего излучения в порядке убывания доли их участия в облучении населения промышленно развитых стран:

а) работа предприятий ядерной энергетики;

б) естественный радиационный фон;

в) облучение в медицинских целях.

653. К ионизирующим излучениям относятся:

а) инфракрасное излучение;

б) альфа-излучение;

в) рентгеновское излучение;

г) радиоволны;

д) бета-излучение;

е) гамма-излучение;

ж) ультрафиолетовое излучение;

з) нейтронное излучение.

654. Какой показатель имеет единицу измерения Кл/кг (кулон на килограмм)?

а) гамма-эквивалент;

б) поглощенная доза;

в) экспозиционная доза;

г) активность;

д) эффективная доза.

655. Какой показатель имеет единицу измерения Гр (грей)?

а) гамма-эквивалент;

б) поглощенная доза;

в) экспозиционная доза;

г) активность;

д) эквивалентная доза.

656. Какой показатель имеет единицу измерения Зв (зиверт)?

а) гамма-эквивалент;

б) поглощенная доза;

в) экспозиционная доза;

г) активность;

д) эквивалентная доза.

657. Какой показатель имеет единицу измерения Бк (беккерель)?

а) гамма-эквивалент;

б) поглощенная доза;

в) экспозиционная доза;

г) активность;

д) эквивалентная доза.

658. Какие из перечисленных видов излучений относятся к группе
электромагнитных?

а) рентгеновы лучи;

б) альфа-частицы;

в) бета-частицы;

г) гамма-лучи;

д) нейтроны;

е) протоны.

659. Какие из перечисленных видов излучений относятся к группе
корпускулярных?

а) рентгеновы лучи;

б) альфа-частицы;

в) бета-частицы;

г) гамма-лучи;

д) нейтроны;

е) протоны.

660. Какие из перечисленных видов излучений относятся к группе
электрически нейтральных?

а) рентгеновы лучи;

б) альфа-частицы;

в) бета-частицы;

г) гамма-лучи;

д) нейтроны;

е) протоны.

661. Какие из перечисленных видов излучений относятся к группе
ускоренных заряженных частиц?

а) рентгеновы лучи;

б) альфа-излучение;

в) бета-излучение;

г) гамма-лучи;

д) нейтроны;

е) протоны.

662. Какие из перечисленных ниже видов излучений испускаются
ядрами атомов?

а) рентгеновское характеристическое;

б) рентгеновское тормозное;

в) ультрафиолетовое;

г) гамма-излучение;

д) бета-излучение.

663. Какое количество энергии поглощается, в среднем, при образовании одной пары ионов в результате прохождения ускоренной заряженной частицы через живое вещество?

а) 4 эВ;

б) 34 эВ;

в) 182 эВ;

г) 2,63 кэВ;

д) 4,88 кэВ.

664. Как меняется интенсивность электромагнитного излучения в вакууме при увеличении расстояния до источника излучения?

а) увеличивается прямо пропорционально расстоянию;

б) уменьшается обратно пропорционально расстоянию;

в) увеличивается прямо пропорционально квадрату расстояния;

г) уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния.

665. Что происходит с энергией квантов электромагнитного излучения в результате эффекта Комптона?

а) энергия увеличивается;

 

б) энергия остается прежней;

в) энергия уменьшается;

г) может уменьшаться или увеличиваться.

666. Что является основной непосредственной причиной ионизации и возбуждения атомов вещества при гамма-облучении?

а) воздействие ускоренных альфа-частиц;

б) воздействие ускоренных электронов;

в) воздействие ускоренных протонов;

г) воздействие нейтронов.

667. По какому значению линейной передачи энергии проводят
границу между плотно- и редкоионизирующими излучениями?

а) 1 кэВ/мкм;

б) 10 кэВ/мкм;

в) 50 кэВ/мкм;

г) 100 кэВ/мкм;

д) 500 кэ В/мкм.

668. Какие из перечисленных видов излучений относят к плотноионизирующим?

а) рентгеновы лучи;

б) альфа-частицы;

в) бета-частицы;

г) гамма-лучи;

д) протоны;

е) нейтроны;

ж) ядра отдачи.

369. Какие из перечисленных видов излучений относят к редкоионизирующим?

а) рентгеновы лучи;

б) альфа-лучи;

в) бета-лучи;

г) гамма-лучи;

д) протоны;

е) нейтроны;

ж) ядра отдачи.

670. Единицами измерения экспозиционной дозы являются:

а) рад;

б) Гр;

в) Р;

г) Зв;

д) бэр;

е) Кл/кг.

671. Единицами измерения поглощенной дозы являются:

а) рад;

б) Гр;

в) Р;

г) Зв;

д) бэр;

е) Кл/кг.

672. Единицами измерения эквивалентной дозы являются:

а) рад;

б) Гр;

в) Р;

г) Зв;

д)бэр;

е) Кл/кг.

673. В системе СИ приняты следующие единицы измерения дозы облучения:

а) рад;

б) Гр;

в) Р;

г) Зв;

д) бэр;

е) Кл/кг.

674. Следующие единицы измерения дозы облучения являются
внесистемными:

а) рад;

б) Гр;

в) Р;

г) Зв;

д) бэр;

е) Кл/кг.

675. 1 Зв соответствует:

а) 1000 Р; ....

б) 100 рад;

в) 100 бэр;

г) 1000 бэр;

д) 10 бэр.

676. 1 Гр соответствует:

а) 1000 Р;

б) 100 рад;

в) 100 бэр;

г) 1000 бэр;

д) 10 рад;

е) ОД рад.

677. Слой половинного ослабления гамма-излучения по мере увеличения порядкового номера в таблице Менделеева элементов, входящих в состав вещества экрана:

а) увеличивается;

б) уменьшается.

678. Радиоактивность — это:

а) способность вещества испускать радиоволны при нагревании;

б) свойство самопроизвольного испускания ионизирующих излучений;

в) применение радиоволн для передачи информации.

679. Период полураспада радионуклида — это;

а) интервал времени, в течение которого распадается половина атомов радионуклида;

б) время, в течение которого масса вещества, содержаще­го радиоактивные атомы, уменьшается вдвое;

в) время, за которое масса ядра радиоактивного атома уменьшается в два раза.

680. Величина периода полураспада радионуклида:

а) сокращается при повышении температуры среды;

б) увеличивается при повышении температуры среды;

в) сокращается при интенсивном освещении;

г) не зависит от условий среды.

681. Мерой количества радиоактивных веществ является:

а) масса;

б) объем;

в) активность;

г) вес;

д) удельный вес.

682. Единицами радиоактивности являются:

а) Гр;

б) Ки;

в) Р;

г) Кл/кг;

д) Бк;

е) Зв.

683. В образце радионуклида активностью 1000 Бк совершается за 1 секунду:

а) 1 распад;

б) 100 распадов;

в) 1000 распадов;

г) 3,7 • 109 распадов.

684. Радионуклиды представляют собой источник радиационной
опасности для человека при:

а) нахождении на местности, загрязненной продуктами ядерного взрыва;

б) нахождении на местности, загрязненной продуктами аварийных выбросов при авариях на ядерных энергети­ ческих установках;

в) проведении рентгеноскопии грудной клетки;

г) работе с открытыми источниками ионизирующих излу­чений;

д) облучении ультрафиолетовыми лучами;

е) работе в урановых рудниках.

685. Основные пути поступления радионуклидов в организм:

а) ингаляционное поступление;

б) алиментарное поступление;

в) поступление через раневые и ожоговые поверхности.

686. В случае поступления в организм разных радионуклидов при
одинаковых значениях активности каждого более опасны:

а) имеющие более короткий период полураспада;

б) имеющие более длительный период полураспада;

в) период полураспада в этом случае не имеет значения.

687. Экспозиционная доза облучения — это:

а) количество радионуклидов, поступивших в организм любым путем;

б) количество энергии, переданной излучением веществу в расчете на единицу его массы;

в) суммарный электрический заряд ионов одного знака, образующихся при облучении воздуха, отнесенный к единице его массы.

688. Поглощенная доза облучения — это:

а) количество радионуклидов, поступивших в организм любым путем;

б) количество энергии, переданной излучением веществу в расчете на единицу его массы;

в) суммарный электрический заряд ионов одного знака, образующихся при облучении воздуха, отнесенный к единице его массы.

689. Эффективная доза облучения — это:

а) величина, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения всего тела человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствите­ льности;

б) поглощенная доза в органе или ткани, умноженная на
соответствующий взвешивающий коэффициент для данного вида излучения;

в) средняя энергия, переданная веществу, находящемуся в элементарном объеме;

г) средняя доза в определенной ткани или органе челове­ка.

690. Наиболее эффективно от гамма-излучения защищают материалы, в которых преобладают:

а) тяжелые металлы;

б) легкие металлы;

в) водород.

691. Укажите единицы измерения в системе СИ для каждого из перечисленных способов выражения дозы облучения:

А) экспозиционная;

Б) поглощенная;

В) эквивалентная;

а) Гр;

 

б) Зв;

в) Кл/кг.

692. Перечислите ионизирующие излучения трех видов в порядке возрастания их биологической эффективности для организма человека при внешнем облучении:

а) бета-излучение;

б) нейтроны;

в) альфа-излучение.

693. Наиболее эффективно защищают от нейтронного излучения материалы, в которых преобладают:

а) тяжелые металлы;

б) легкие металлы;

в) водород.

694. К показателям, характеризующим экранирующую

способность материалов, используемых для физической защиты от ионизирующих излучений, относятся:

а) линейная передача энергии;

б) слой половинного ослабления;

в) фактор изменения дозы;

г) коэффициент ослабления;

д) линейная плотность ионизации.

695. В основе поражающего действия ионизирующих излучений на макроорганизм лежат:

а) возникновение молекулярных повреждений в результате поглощения энергии излучения и развития процессов на физической, физико-химической и химической стадиях;

б) стимуляция излучением микрофлоры;

в) повышение чувствительности (3-адренорецепторов;

г) нарушение кислородтранспортных функций крови;

д) активация потребления кислорода тканями.

696. Во время физической стадии действия излучений происходят следующие события:

а) поглощение энергии излучения;

б) повышение проницаемости внутриклеточных мембран;

в) образование возбужденных молекул;

г) взаимодействие свободных радикалов друг с другом;

д) образование ионизированных молекул.

697. Процессы ионизации и возбуждения во время физической стадии в действии излучений происходят:

а) только в молекулах белков;

б) только в молекулах нуклеиновых кислот;

в) только в молекулах липидов;

г) только в молекулах углеводов;

д) с равной вероятностью во всех типах молекул.

698. Какие процессы происходят во время физико-химической стадии действия излучений?

а) миграция поглощенной энергии по макромолекулярным структурам;

б) нарушения синтеза ДНК;

в) перераспределение поглощенной энергии между молекулами;

г) разрывы химических связей;

д) образование свободных радикалов.

699. Во время химической стадии в действии излучений происходят:

а) реакции между свободными радикалами;

б) реакции между радикалами и неповрежденными молекулами;

в) образование молекул с измененными структурой и свойствами;

г) процессы репарации повреждений ДНК.

700. В ходе биологической стадии в действии ионизирующих излучений реализуются следующие процессы:

а) перераспределение поглощенной энергии внутри моле­кул и между ними;

б) образование свободных радикалов;

в) поглощение энергии излучения;

г) биологическое усиление и репарация первичных по­вреждений;

д) образование ионизированных и возбужденных атомов и молекул;

е) реакции между свободными радикалами, радикалами и интактными биомолекулами.

701. Расположите основные стадии в действии ионизирующих излучений на биологические системы по последовательности их развития:

а) химическая;

б) физическая;

в) физико-химическая;

г) биологическая.

702. К проявлениям непрямого действия ионизирующих излучений относят:

а) передачу кинетической энергии ускоренных заряженных

частиц биомолекулам;

б) изменения биомолекул, возникающие в результате поглощения энергии излучения самими молекулами;

в) изменения молекул, вызванные действием продуктов радиолиза воды.

703. Под результатом прямого действия ионизирующего излучения понимают:

а) изменения молекул, возникшие в результате поглоще­ния энергии излучения самими молекулами;

б) изменения молекул, вызванные продуктами радиолиза воды;

в) изменения молекул, вызванные действием гидроперекисей.

704. Какое влияние на проявления биологического действия ионизирующих излучений оказывает повышенное содержание кислорода в организме?

а) усиливает;

б) уменьшает;

в) может усиливать и уменьшать;

г) не изменяет.

705. Развитие радиобиологических эффектов может привести к:

а) возникновению острого лучевого поражения организма;

б) развитию злокачественных новообразований;

в) сокращению продолжительности жизни;

г) возникновению аномалий развития у потомков;

д) нарушению сперматогенеза.

706. Повреждение каких типов макромолекул имеет наибольшее значение для судьбы облученной клетки?

а) белки;

б) липополисахариды;

в) полисахариды;

г) нуклеиновые кислоты;

д) мукополисахариды.

707. Какие из нижеперечисленных групп соединений получили наименование первичных радиотоксинов?

а) гидроперекиси липидов;

б) перекиси липидов;

в) бактериальные эндотоксины;

г) биогенные амины;

д) хиноны;

е) альдегиды;

ж) семихиноны.

708. Признаками стохастического эффекта облучения являются:

а) наличие дозового порога;

б) отсутствие зависимости выраженности эффекта от дозы;

в) увеличение вероятности проявления с увеличением

дозы;

г) возможность возникновения в результате облучения в самой малой дозе.

709. Признаками детерминированного эффекта облучения являются:

а) наличие дозового порога;

б) увеличение выраженности эффекта с увеличением дозы;

в) 100%-ная вероятность проявления после достижения определенного уровня дозы;

г) возможность

Наши рекомендации