Психология детей с нарушениями функций

Опорно-двигательного аппарата

Понятие “нарушение функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)” носит собирательный характер и включает в себя различные по происхождению и проявлениям двигательные расстройства.

К категории детей с нарушениями ОДА относятся дети:

§ с детскими церебральными параличами (ДЦП);

§ с последствиями полиомиелита (поражение спинного мозга инфекционного происхождения);

§ с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.);

§ с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и степени сформированности двигательных навыков дети делятся на следующие три группы.

1. Дети с тяжелыми нарушениями -

· не сформированы прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания;

· передвижение осуществляется с помощью ортопедических приспособлений; навыками самообслуживания владеют частично.

2. Дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа) –

· могут самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние;

· владеют недостаточно автоматизированными навыками самообслуживания.

3. Дети с легкими нарушениями –

· ходят уверенно, самостоятельно (в пределах помещения и на улице);

· навыки самообслуживания сформированы;

· имеют место патологические позы, нарушения походки, насильственные движения (например, тремор) и др.

Этиология.

1. Генетические факторы играют ведущую роль и, как правило, обуславливают негрубые варианты конституциональной недостаточности моторики.

2. Поражения ЦНС – пренатальные, натальные и ранние постнатальные.

3. Поражение спинного мозга (в детском возрасте – чаще инфекционного происхождения, особенно при заболевании полиомиелитом).

4. Ранний детский аутизм – особые формы аномалии развития моторной сферы.

5. Эмоциональная депривация – своеобразные нарушения моторного развития.

6. Умственная отсталость – стойкое недоразвитие моторики.

Двигательная система.

Двигательные функции человека регулируются многими уровнями нервной системы: корой головного мозга, мозжечком, подкорковыми узлами, спинным мозгом, мозговым стволом.

Движения
произвольные (целенаправленные) непроизвольные (автоматизированные)
интегрируются пирамидной системой интегрируются экстрапирамидной системой и мозжечком
§ Пирамидная система играет особую роль в обеспечении наиболее «человеческих» двигательных функций – прямохождение, движение пальцев рук, речевой акт. § С помощью пирамидной системы вырабатываются индивидуальные социально-бытовые и профессиональные двигательные навыки.   ЭПС регулирует непроизвольные движения; мозжечок отвечает за равновесие тела, координацию движений и мышечный тонус.


В двигательную зону коры постоянно поступают сигналы от кожно-мышечного, зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов – что необходимо для создания пространственной матрицы движения.

Согласованная деятельность всех систем делает каждое движение человека соразмерным, точным, плавным, поддерживает нормальную моторную активность.

Нарушение отдельных компонентов моторики по-разному влияет на общее психомоторное развитие ребенка.

Структура дефекта зависит от типа пораженного анализатора.

Дети с детскими церебральными параличами составляют основную массу детей с нарушениями ОДА. Частота ДЦП, по разным данным, составляет от 2-6 до 13 случаев на 1000.

ДЦП возникает при поражении двигательных систем головного мозга, проявляется в недостатке или отсутствии контроля ЦНС за функционированием мышц и является непрогрессирующим неврологическим заболеванием. У такого ребенка последовательность и темп созревания двигательных функций нарушены. Например, здоровый ребенок к 3 месяцам уверенно держит голову в вертикальном положении, а с ДЦП – к 3-5 годам; поза сидения формируется, соответственно, к 7-9 месяцам и 2-3 годам; ходьба – к 1 году у здоровых детей и только у 50% детей с ДЦП – к 4 годам (остальные больные дети овладевают ею значительно позже или не овладевают совсем). Таким образом, для детей с ДЦП свойственны следующие отклонения в развитии.

1. Наличие примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности (не характерных для данного возраста ребенка) – цеплятельный (хватательный), отталкивания (ползания). У детей нормы к 3 месяцам эти рефлексы исчезают/угасают. При этом у детей с ДЦП хватание и ползание (подлинное) как произвольный акт формируются не на основе врожденных рефлексов, а позже – в процессе взаимодействия ребенка со взрослым.

Сохранение этих примитивных рефлексов тормозит формирование произвольной моторики и может являться симптомом (риска) поражения двигательных зон коры головного мозга.

2. Задержка формирования основных моторных функций – удержание головы; повороты со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину; поза сидения, ползания, прямостояние, ходьба.

Причины ДЦП –недоразвитие или повреждения мозга в следующие периоды (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Н.М. Всеволожская, 1980):

1) внутриутробное развитие(30 случаев из 100) - инфекционные заболевания матери, интоксикации, ушибы, травмы (в т.ч. психические), несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группе;

2)во время родов (60 случаев из 100) - кровоизлияния в мозг, асфиксия (основные причины), родовая травма.

3) первый год жизни ребенка (10 случаев из 100) - нейроинфекции, травмы.

В качестве других причин разные авторы называют недоношенность и переношенность, эндокринные и сердечно-сосудистые заболевания матери.

ДЦП не считается наследственным заболеванием, но неблагоприятная наследственность может предрасполагать к нему.

Также причиной нарушений ОДА является все большее несоответствие между двигательными возможностями ребенка и возрастающими требованиями, предъявляемыми к растущему организму.

несоответствие

               
 
Двигательных возможностей
 
Требований к организму
 
 
   
возрастают
   
ограничены
 

Психология детей с нарушениями функций - student2.ru Структура дефекта.

Координатой основного нарушения является направление «снизу вверх».

При коррекции целесообразно использовать воздействия «сверху вниз».

В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные расстройства. В связи с этим выделяют 5 форм ДЦП. Вместе с тем можно выделить общие для всех форм ДЦП нарушенные звенья, которые и составляют структуру двигательного дефектапри ДЦП.

Нарушение Характеристика
1. Наличие параличей и парезов (слабая форма паралича) полное или частичное отсутствие возможности совершать произвольные движения
2. Нарушение мышечного тонуса 2.1. Повышение МТ (мышечная гипертония –гиперкинез – повышенная напряженность мышц при движении) – определяет специфическую позу детей: ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы сжаты в кулаки. 2.2. Изменчивый МТ (мышечная дистония) – в покое мышцы кажутся расслабленными и гиперкинезы исчезают или ослабевают. При попытке совершить произвольное движение – тонус резко возрастает и гиперкинезы усиливаются; § или возникает червеобразный, непрерывно перемещающийся спазм. 2.3. Понижение МТ (мышечная гипотония) – мышцы характеризуются слабостью, дряблостью, вялостью.
3. Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных) рефлексов (гиперрефлексия) - признак поражения пирамидных путей. Крайняя степень повышения сухожильных рефлексов - ритмичные, долго не прекращающиеся сокращения какой-либо мышцы, возникающее вслед за резким ее растяжением (системы стопы и коленной чашечки)
4. Синкинезии (содружественные движения) непроизвольные движения, сопутствующие произвольным (поражение пирамидной системы). Физиологические С. – движение рук при ходьбе. Патологические С. – при действиях с рукой – непроизвольное сопровождение движениями языка и губ.  
5. Недостаточное развитие (цепных) выпрямительных рефлексов трудно удерживать в нужном положении голову и туловище
6. Несформированность реакций равновесия и координации движений проявляется в патологической походке
7. Нарушение ощущения движений (кинестезий) § искаженное представление о собственных действиях (движение руки вперед ощущается как движение в сторону) § затруднения в определении положения тела в пространстве
8. Насильственные движения § быстрые размашистые, неритмичные непроизвольные движения – непроизвольное нахмуривание бровей, зажмуривание глаз, беспорядочные движения конечностей и др. § медленные, червеобразные движения пальцев рук, выпячивание губ, перекашивание рта и др. § судорожные сокращения мышц шеи, непроизвольный поворот головы в сторону и наклон к плечу и др.
9. Защитные рефлексы Непроизвольные движения, выражающиеся в сгибании и разгибании парализованной конечности при ее раздражении
10. Патологические рефлексы    
11. Позотонические рефлексы    

В зависимости от локализации нарушения различают следующие четыревида ДЦП:

1) тетраплегия –поражение всех конечностей;

2) диплегия – поражение верхних или нижних конечностей;

3) гемиплегия –поражение правой или левой половины тела;

4) моноплегия –поражение одной конечности (встречается редко).

Наши рекомендации