Психология детей с нарушениями функций
Опорно-двигательного аппарата
Понятие “нарушение функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)” носит собирательный характер и включает в себя различные по происхождению и проявлениям двигательные расстройства.
К категории детей с нарушениями ОДА относятся дети:
§ с детскими церебральными параличами (ДЦП);
§ с последствиями полиомиелита (поражение спинного мозга инфекционного происхождения);
§ с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.);
§ с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и степени сформированности двигательных навыков дети делятся на следующие три группы.
1. Дети с тяжелыми нарушениями -
· не сформированы прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания;
· передвижение осуществляется с помощью ортопедических приспособлений; навыками самообслуживания владеют частично.
2. Дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа) –
· могут самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние;
· владеют недостаточно автоматизированными навыками самообслуживания.
3. Дети с легкими нарушениями –
· ходят уверенно, самостоятельно (в пределах помещения и на улице);
· навыки самообслуживания сформированы;
· имеют место патологические позы, нарушения походки, насильственные движения (например, тремор) и др.
Этиология.
1. Генетические факторы играют ведущую роль и, как правило, обуславливают негрубые варианты конституциональной недостаточности моторики.
2. Поражения ЦНС – пренатальные, натальные и ранние постнатальные.
3. Поражение спинного мозга (в детском возрасте – чаще инфекционного происхождения, особенно при заболевании полиомиелитом).
4. Ранний детский аутизм – особые формы аномалии развития моторной сферы.
5. Эмоциональная депривация – своеобразные нарушения моторного развития.
6. Умственная отсталость – стойкое недоразвитие моторики.
Двигательная система.
Двигательные функции человека регулируются многими уровнями нервной системы: корой головного мозга, мозжечком, подкорковыми узлами, спинным мозгом, мозговым стволом.
Движения | |
произвольные (целенаправленные) | непроизвольные (автоматизированные) |
интегрируются пирамидной системой | интегрируются экстрапирамидной системой и мозжечком |
§ Пирамидная система играет особую роль в обеспечении наиболее «человеческих» двигательных функций – прямохождение, движение пальцев рук, речевой акт. § С помощью пирамидной системы вырабатываются индивидуальные социально-бытовые и профессиональные двигательные навыки. | ЭПС регулирует непроизвольные движения; мозжечок отвечает за равновесие тела, координацию движений и мышечный тонус. |
В двигательную зону коры постоянно поступают сигналы от кожно-мышечного, зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов – что необходимо для создания пространственной матрицы движения.
Согласованная деятельность всех систем делает каждое движение человека соразмерным, точным, плавным, поддерживает нормальную моторную активность.
Нарушение отдельных компонентов моторики по-разному влияет на общее психомоторное развитие ребенка.
Структура дефекта зависит от типа пораженного анализатора.
Дети с детскими церебральными параличами составляют основную массу детей с нарушениями ОДА. Частота ДЦП, по разным данным, составляет от 2-6 до 13 случаев на 1000.
ДЦП возникает при поражении двигательных систем головного мозга, проявляется в недостатке или отсутствии контроля ЦНС за функционированием мышц и является непрогрессирующим неврологическим заболеванием. У такого ребенка последовательность и темп созревания двигательных функций нарушены. Например, здоровый ребенок к 3 месяцам уверенно держит голову в вертикальном положении, а с ДЦП – к 3-5 годам; поза сидения формируется, соответственно, к 7-9 месяцам и 2-3 годам; ходьба – к 1 году у здоровых детей и только у 50% детей с ДЦП – к 4 годам (остальные больные дети овладевают ею значительно позже или не овладевают совсем). Таким образом, для детей с ДЦП свойственны следующие отклонения в развитии.
1. Наличие примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности (не характерных для данного возраста ребенка) – цеплятельный (хватательный), отталкивания (ползания). У детей нормы к 3 месяцам эти рефлексы исчезают/угасают. При этом у детей с ДЦП хватание и ползание (подлинное) как произвольный акт формируются не на основе врожденных рефлексов, а позже – в процессе взаимодействия ребенка со взрослым.
Сохранение этих примитивных рефлексов тормозит формирование произвольной моторики и может являться симптомом (риска) поражения двигательных зон коры головного мозга.
2. Задержка формирования основных моторных функций – удержание головы; повороты со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину; поза сидения, ползания, прямостояние, ходьба.
Причины ДЦП –недоразвитие или повреждения мозга в следующие периоды (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Н.М. Всеволожская, 1980):
1) внутриутробное развитие(30 случаев из 100) - инфекционные заболевания матери, интоксикации, ушибы, травмы (в т.ч. психические), несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группе;
2)во время родов (60 случаев из 100) - кровоизлияния в мозг, асфиксия (основные причины), родовая травма.
3) первый год жизни ребенка (10 случаев из 100) - нейроинфекции, травмы.
В качестве других причин разные авторы называют недоношенность и переношенность, эндокринные и сердечно-сосудистые заболевания матери.
ДЦП не считается наследственным заболеванием, но неблагоприятная наследственность может предрасполагать к нему.
Также причиной нарушений ОДА является все большее несоответствие между двигательными возможностями ребенка и возрастающими требованиями, предъявляемыми к растущему организму.
несоответствие
|
| ||||||
| |||||||
| |||||||
Структура дефекта.
Координатой основного нарушения является направление «снизу вверх».
При коррекции целесообразно использовать воздействия «сверху вниз».
В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные расстройства. В связи с этим выделяют 5 форм ДЦП. Вместе с тем можно выделить общие для всех форм ДЦП нарушенные звенья, которые и составляют структуру двигательного дефектапри ДЦП.
Нарушение | Характеристика |
1. Наличие параличей и парезов (слабая форма паралича) | полное или частичное отсутствие возможности совершать произвольные движения |
2. Нарушение мышечного тонуса | 2.1. Повышение МТ (мышечная гипертония –гиперкинез – повышенная напряженность мышц при движении) – определяет специфическую позу детей: ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы сжаты в кулаки. 2.2. Изменчивый МТ (мышечная дистония) – в покое мышцы кажутся расслабленными и гиперкинезы исчезают или ослабевают. При попытке совершить произвольное движение – тонус резко возрастает и гиперкинезы усиливаются; § или возникает червеобразный, непрерывно перемещающийся спазм. 2.3. Понижение МТ (мышечная гипотония) – мышцы характеризуются слабостью, дряблостью, вялостью. |
3. Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных) рефлексов (гиперрефлексия) | - признак поражения пирамидных путей. Крайняя степень повышения сухожильных рефлексов - ритмичные, долго не прекращающиеся сокращения какой-либо мышцы, возникающее вслед за резким ее растяжением (системы стопы и коленной чашечки) |
4. Синкинезии (содружественные движения) | непроизвольные движения, сопутствующие произвольным (поражение пирамидной системы). Физиологические С. – движение рук при ходьбе. Патологические С. – при действиях с рукой – непроизвольное сопровождение движениями языка и губ. |
5. Недостаточное развитие (цепных) выпрямительных рефлексов | трудно удерживать в нужном положении голову и туловище |
6. Несформированность реакций равновесия и координации движений | проявляется в патологической походке |
7. Нарушение ощущения движений (кинестезий) | § искаженное представление о собственных действиях (движение руки вперед ощущается как движение в сторону) § затруднения в определении положения тела в пространстве |
8. Насильственные движения | § быстрые размашистые, неритмичные непроизвольные движения – непроизвольное нахмуривание бровей, зажмуривание глаз, беспорядочные движения конечностей и др. § медленные, червеобразные движения пальцев рук, выпячивание губ, перекашивание рта и др. § судорожные сокращения мышц шеи, непроизвольный поворот головы в сторону и наклон к плечу и др. |
9. Защитные рефлексы | Непроизвольные движения, выражающиеся в сгибании и разгибании парализованной конечности при ее раздражении |
10. Патологические рефлексы | |
11. Позотонические рефлексы |
В зависимости от локализации нарушения различают следующие четыревида ДЦП:
1) тетраплегия –поражение всех конечностей;
2) диплегия – поражение верхних или нижних конечностей;
3) гемиплегия –поражение правой или левой половины тела;
4) моноплегия –поражение одной конечности (встречается редко).