Особенность речевого развития в детском возрасте
1. В детском возрасте в развитии речевых процессов значительную роль играет правое полушарие - связано с недостаточной осознанностью и произвольностью детской речи.
(В формировании сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи, обычно левого, полушария мозга – Э.Г. Симерницкая).
2. Речевые нарушения обратимы, что связано с высокой пластичностью детского мозга.
3. Классификации
Речевые нарушения в детском возрасте – по характеру причин | |
физиологические - связаны со сроками созревания периферических и центральных структур головного мозга | патологические - болезненные (клинические) |
Патологические нарушения речи | |||
в зависимости от характера нарушения | в зависимости от локализации (недоразвития, повреждения) | ||
органические | функциональные | периферические | центральные |
Патологические нарушения речи (клинические) | ||
периферического характера | центрального характера (нарушение центральных структур головного мозга) | |
1. Дислалия ¨ механическая - нарушения звукопроизношения, связаны с нарушениями строения артикуляционного аппарата; ¨ функциональная - нарушение функции артикулирования - неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата при сохранном строении органов артикуляции | 1. Дизартрия – нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики голоса) в результате органического поражения ЦНС. | |
2. Ринолалия - нарушения звукопроизношения, голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата | 2. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи ¨ моторная – трудности развития собственной речи (функция понимания речи относительно сохранна); ¨ сенсорная – нарушения понимания речи окружающих. = Вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга до формирования речи 1) во внутриутробном или 2) раннем периоде развития; | |
3. Ринофония - нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи | 3. Афазия – полная или частичная утрата сформированной речи. Утрачиваются навыки произношения или возможности понимания чужой речи. = В результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны. | |
4. Дисфония - расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата | 4. Дисграфия (илиаграфия) – частичное или полное расстройство процесса письма. § нестойкие оптико-пространственные образы букв; § искажение звукослогового состава; § искажение структуры предложения. = Поражение почти любого участка коры левого полушария мозга: заднелобных, нижне-темененных, височных, затылочных отделов | |
5. Дислексия (илиалексия) – стойкое нарушение чтения. = Связано с недоразвитием в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга. | ||