Особенность речевого развития в детском возрасте

1. В детском возрасте в развитии речевых процессов значительную роль играет правое полушарие - связано с недостаточной осознанностью и произвольностью детской речи.

(В формировании сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи, обычно левого, полушария мозга – Э.Г. Симерницкая).

2. Речевые нарушения обратимы, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

3. Классификации

Речевые нарушения в детском возрасте – по характеру причин
физиологические - связаны со сроками созревания периферических и центральных структур головного мозга   Особенность речевого развития в детском возрасте - student2.ru патологические - болезненные (клинические)
Патологические нарушения речи
в зависимости от характера нарушения в зависимости от локализации (недоразвития, повреждения)
органические функциональные периферические Особенность речевого развития в детском возрасте - student2.ru центральные
       
Патологические нарушения речи (клинические)
периферического характера центрального характера (нарушение центральных структур головного мозга)
1. Дислалия ¨ механическая - нарушения звукопроизношения, связаны с нарушениями строения артикуляционного аппарата; ¨ функциональная - нарушение функции артикулирования - неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата при сохранном строении органов артикуляции Особенность речевого развития в детском возрасте - student2.ru 1. Дизартрия – нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики голоса) в результате органического поражения ЦНС.
2. Ринолалия - нарушения звукопроизношения, голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата 2. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи ¨ моторная – трудности развития собственной речи (функция понимания речи относительно сохранна); ¨ сенсорная – нарушения понимания речи окружающих. = Вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга до формирования речи 1) во внутриутробном или 2) раннем периоде развития;  
3. Ринофония - нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи 3. Афазия – полная или частичная утрата сформированной речи. Утрачиваются навыки произношения или возможности понимания чужой речи. = В результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны.
4. Дисфония - расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата 4. Дисграфия (илиаграфия) – частичное или полное расстройство процесса письма. § нестойкие оптико-пространственные образы букв; § искажение звукослогового состава; § искажение структуры предложения. = Поражение почти любого участка коры левого полушария мозга: заднелобных, нижне-темененных, височных, затылочных отделов
  5. Дислексия (илиалексия) – стойкое нарушение чтения. = Связано с недоразвитием в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга.
     


Наши рекомендации