Установка по отношению к себе

Самооценка внешности – самооценка зависит от критерия, который используют дети:

а) ориентация на свое собственное представление о себе – построено на оценке своего положения;

б) ориентация на внешние оценки – зрячих людей.

Самое трудное - не слепота, а отношение зрячих к слепому.

 
  Установка по отношению к себе - student2.ru

Изменение в самооценке связано:

§ с адаптацией к своему состоянию (+);

§ с переживанием психологических кризисов (–).

Исследование подростков и старшеклассников

(Р.А. Курбанов, А.М.Виленская)

1. Уровень притязаний подростков занижен – неуверенность в себе.

Характерны - высокая самооценка и низкий уровень притязаний – их удовлетворяет средний уровень развития;

2. Для подростков личностно значимым является сфера отношений к сверстникам, близким взрослым, отношение к своему дефекту.

3. Большинство старшеклассников неадекватно относится к своему дефекту, игнорируя его или вытесняя;

4. Недостаточная адекватность оценки себя и свое место в среде зрячих – имеется у одних – тенденция к завышению самооценки, у других – к занижению.

Существенная психолого-педагогическая проблема – воспитание слепого ребенка в семье.Различают следующие модели неблагополучного семейного общения.

1. Гиперопека (чрезмерная забота, предупреждение любых желаний, захваливание, избавление от малейших проблем и усилий). § Ребенок превращается в потребителя - избалованное, эгоистическое существо, не готовое к будущей самостоятельной жизни. § У него не развиваются такие необходимые качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициативность, чувство ответственности, что препятствует формированию волевой и эмоциональной устойчивости к жизненным трудностям.
2. Деспотизм (подавление воли, твердость, строгость, жестокость, игнорирование трудностей слепых детей). У ребенка формируются такие негативные качества личности, как: § чувство неприязни по отношению к родителям, переходящее в открытое неповиновение; конфликтность, агрессивность; § замкнутость, уход от действительности (ребенок предается мечтам и фантазиям); § покорность, несамостоятельность, подавленность, малоинициативность.
3. Эмоциональная отчужденность (отсутствие взаимопонимания, разрыв духовной близости между родителями и ребенком). § Ребенок замыкается в себе, не испытывает потребности в общении с родителями и другими людьми. § У него обостряются чувства неполноценности и ненужности, нагнетается тревожность, снижается самооценка, нарушается процесс формирования личности.

В школе-интернате общение детей и взрослых формализованы, регламентированы, разнообразные индивидуально-эмоциональные контакты практически отсутствуют, что также неблагоприятно сказывается на личностном развитии слепых.

По мнению незрячих старшеклассников, наибольшую ценность имеют такие качества личности, как целеустремленность, терпимость, умение сдерживать себя в конфликте. Вместе с тем им свойственны социальные страхи, чувство вины, особенно по отношению к противоположному полу. Многие слепые стремятся доказать, что они лучше зрячих, в чем проявляются их внутренние конфликты. Установлено также, что в процессе переживания стрессогенных ситуаций у лиц с нарушением зрения чаще «срабатывают» такие механизмы психологической защиты, как вытеснение, сублимация и регрессия, что способствует невротизации их поведения, мешает конструктивному разрешению проблем.

Особенности деятельности

Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных видов деятельности, в т.ч. ведущей деятельности.

Предметная деятельность.

Установка по отношению к себе - student2.ru замедленный темп формирования предметных действий,

Установка по отношению к себе - student2.ru трудности переноса их в самостоятельную деятельность;

Установка по отношению к себе - student2.ru наблюдается значительное расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом.

Сюжетно-ролевая игра.

Трудности в овладении предметными действиями сказываются на формировании всех видов деятельности, в том числе игровой. У слепых детей отмечается:

Установка по отношению к себе - student2.ru бедность игрового сюжета и содержания игры;

Установка по отношению к себе - student2.ru схематизм игровых и практических действий;

Установка по отношению к себе - student2.ru конфликтность.

В тифлопсихологических исследованиях рассматривается положительная развивающая роль игровой деятельности -

Установка по отношению к себе - student2.ru возникновение компенсаторных процессов;

Установка по отношению к себе - student2.ru формирование предметных и игровых действий;

Установка по отношению к себе - student2.ru физическое развитие;

Установка по отношению к себе - student2.ru развитие зрительного восприятия;

Установка по отношению к себе - student2.ru развитие ориентации в пространстве;

Установка по отношению к себе - student2.ru формирование нравственных качеств;

Установка по отношению к себе - student2.ru коррекция и развитие средств общения.

Дети испытывают трудности общения и выстраивания социальных отношений в игре с 3-х лет, когда начинается совместная деятельность и предметное общение детей (до 3 лет деятельность построена на индивидуальном общении со взрослым). Подобные трудности сохраняются и в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность. Формирование учебной деятельности является длительным и сложным процессом.

1. Учебная деятельность протекает в более замедленном темпе, особенно на начальном этапе обучения Основа этого процесса – постепенное формирование готовности сознательно овладевать знаниями.

2. Учебная мотивация у слепых детей формируется позднее, чем у зрячих, поэтому их учебная деятельность часто протекает в форме игры дидактического характера.

3. У детей формируется особая чувствительность к оценке результатов учения – стремление исправить свои ошибки, желание решать “трудные” задачи.

4. Эмоционально-волевые усилия, связанные с выполнением заданий в процессе учебной деятельности, у слепых и зрячих не отличаются.

Успешность учебной деятельности детей с аномалией зрения обеспечивают умение добиваться результатов, регулирование своего поведения, преодоление трудностей, то есть волевые характеристики личности. Стимулирующую роль в формировании учебных навыков играет мотивация, в т.ч. интерес к содержанию и формам обучения, понимание поставленной цели, ее соотнесение со средствами выполнения.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектировать работу Выготского Л.С. «Слепой ребенок» / Коррекционная педагогика и специальная психология: Хрестоматия / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - Архангельск, 1999.

2. Составить и заполнить таблицу «Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения» (при выполнении задания использовать материал статьи Солнцевой Л.И. «Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения» // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. - С. 104-110.

Темы докладов и рефератов.

1. История развития учения о слепоте.

2. Изменение факторов, вызывающих нарушения развития зрительной системы у детей (сравнительный аспект середины и конца ХХ века).

3. Психологический портрет ребенка с нарушениями зрения: особенности познавательных процессов.

4. Психологический портрет ребенка с нарушениями зрения: особенности пространственной ориентации слепых.

5. Психологический портрет ребенка с нарушениями зрения: особенности речевой деятельности слепых и слабовидящих.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Брамбринг, М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. – М., 2003.

2. Выготский, Л.С. Слепой ребенок / Коррекционная педагогика и специальная психология: Хрестоматия / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В.Калинникова. - Архангельск, 1999.

3. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения // Дефектолог. – 2002. - № 6; - 2003. - № 3.

4. Каплан, А.И. Причины детской слепоты / Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. - С. 293-305.

5. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М., 1990. - С. 90-91.

6. Литвак, А.Г. Сорокин В.М., Головина Т.П. Практикум по тифлопсихологии / А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина. - М., 1989. - С.44-107.

7. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. – М., 2005.

8. Лонина В.А. Цели, задачи и содержание работы тифлопсихолога // Дефектология. – 1995. – № 1.

9. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002.

10. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения / Л.И. Плаксина. – М., 1998.

11. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста / Л.И. Солнцева. – М., 1998.

12. Солнцева, Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) / Л.И. Солнцева. - М., 2006.

13. Солнцева, Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии / Л.И. Солнцева // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. - С. 286-293.

14. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / В.А. Феоктистова. – СПб., 2005.

Дополнительная литература.

1. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2005. – № 6.

2. Развитие обоняния у детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2005. - № 4.

3. Развитие пространственного (глубинного) зрения на уроках ИЗО деятельности в школе для слабовидящих детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 2.

4. Развитие взаимодействия и общения у дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2.

5. Развитие осязательного восприятия у тотально слепых младших школьников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 1.

6. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. – № 4.

7. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возрастов. - М.: «Полиграф сервис», 2000.

8. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология). – М.: Классик-Стиль, 2006. – 256 с.

9. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб.: Речь, 2005.

Дети с нарушениями слуха

Сурдопсихология- психология лиц с нарушениями слуха.

Поражение внутреннего уха, стволовой части слухового нерва в большинстве случаев приводит к глухоте.

Поражение среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.

Этиология (причины нарушения слуха)связана с экзогенными и эндогенными факторами. В их числе:

1. Заболевания - менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения.

2. Врожденная деформация слуховых косточек, атрофии или недоразвитие слухового нерва, химические отравления (например, хинином), родовые травмы (например, деформации головы ребенка при использовании щипцов).

3. Механические травмы - ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т.п.).

4. Наследственные факторы - в семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встречаются значительно чаще, чем в семьях слышащих.

В последние годы ведущая роль отводится генетическим факторам - более 50% случаев глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными (глухота после перенесенной инфекции нередко объясняется наследственной предрасположенностью).

5. Вероятность рождения глухих детей повышается в случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возрасте вступивших в брак.

6. Алкоголизм родителей, “кессонная болезнь” у отца (летчика, водолаза).

Звуки характеризуются следующими свойствами:

· частотой,

· интенсивностью,

· продолжительностью звучания.

Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти диапазоны частот - это означает, что восприятие разговорной речи невозможно.

Сила, интенсивность звука измеряется в децибелах (дБ). Разные звуки имеют разную интенсивность звучания.

Например - шелест листьев -10 дБ,

шепот (около уха) - 25-30 дБ,

речь средней громкости -60-70 дБ,

громкая музыка по радио - 80 дБ и т.д.

Понижение слуха, при котором не воспринимается звук силой

· до 80 дБ - тугоухость;

· 80 дБ и более – глухота (Л.В. Нейман).

У детей с нарушенным слухом снижена способность к приему, переработке, хранению и использованию информации; обеднено взаимодействие со средой и затруднено общение с окружающими; преобладают наглядно-образное мышление и письменная речь.

Наши рекомендации