Психолого-педагогическая симптоматика детей-олигофренов.

Младенчество. В этот период психическое развитие ребенка неотделимо от его физического развития и общей жизнедеятельности. Наблюдается отставание ребенка-олигофрена в общем психофизическом развитии от нормативно развивающихся сверстников. Это отставание проявляется в задержке появления ряда психофизических симптомов: позже начинает держать голову, следить за яркими предметами, манипулировать ими, переворачиваться, ползать, стоять, ходить, произносить первые слова, маловыражена реакция оживления на знакомого человека («комплекс оживления»). Задержка в появлении данных симптомов сопровождается биологическими анамнестическими данными.

Ранний возраст. У детей-олигофренов наблюдается отставание в развитии предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Они не умеют играть игрушками, даже к 3-м годам отсутствует понимание элементов сюжета в игровой деятельности. Наблюдается запаздывание в общем речевом развитии: появление первых фраз, предложений. Общая психологическая симптоматика носит еще недифференцированный, диффузный характер и обнаруживается в общем поведении ребенка: в умении понимать взрослых, элементах самообслуживания, общении со своими сверстниками и проявлении интереса к окружающему, в двигательной и эмоционально-волевой сферах.

Дошкольный возраст. Психологическая симптоматика ребенка-олигофрена дошкольного возраста выявляется через тщательный анализ игровой деятельности и его умение понимать и усваивать дидактические задачи. В познавательной деятельности обнаруживается бедный запас слов, понижен интерес к слушанию рассказов и сказок, к рассматриванию и описанию детских картинок. В игровой ситуации не понимают сложные формы сюжетно-ролевой игры. Не усваивают смысл сюжета коллективной игры, не понимают своей индивидуальной роли в общей сюжетной игровой ситуации. Они часто конфликтуют, проявляют аффективную раздражительность. В деятельности наблюдается выраженная склонность к стереотипным, примитивным играм, долго задерживаются на уровне манипуляций. Дошкольники-олигофрены обнаруживают выраженную неспособность к обучению в дидактической игре: не усваивают тех знаний и навыков, которые даются в этих играх.

Младший школьный возраст. Все вышеперечисленные особенности психического развития особенно отчетливо проявляются при поступлении в школу и на первом году обучения. Обнаруживается неспособность к усвоению учебного программного материала, отклонения в поведении (негативизм, непонимание своего положения в классе как ученика, неустойчивость внимания и т.п.). Ребенок не может следовать тем темпам обучения, которые предусмотрены требованиями массовой школы. Все это влечет за собой стойкую неуспеваемость уже на первом году обучения в массовой школе.

На всех возрастных этапах дети-олигофрены испытывают затруднения в усвоении знаний, имеют обедненный и суженный круг знаний и представлений, плохо ориентируются в пространстве, времени, в обыденной жизни, не знают своего адреса, имена близких, бедны знания об окружающих предметах и их свойствах, наблюдается стереотипность в мышлении и действиях, недостаточно хорошо понимают ситуацию и не могут изменить поведение в зависимости от нее, у них снижена критичность по отношению к себе и окружающим, такие дети импульсивны, возбудимы, недисциплинированны, могут быть замкнуты, пассивны.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задача 1.

На развитие личности умственно отсталых так же, как и на развитие нормальных детей, оказывают влияние биологические и социальные факторы.

Имеются ли особенности влияния биологических и социальных факторов на развитие личности умственно отсталого по сравнению с нормой?

Задача 2.

В систему направленности личности умственно отсталых школьников так же, как и нормальных, входят потребности, мотивы, интересы, идеалы.

В чем состоит дисгармония развития потребностей у детей-олигофренов?

В чем своеобразие этапов развития познавательных интересов у умственно отсталых школьников?

Каковы особенности эмоций школьников-олигофренов?

Задача 3.

Определите о каком из процессов памяти идет речь (запечатление, сохранение, воспроизведение). Какими особенностями характеризуются эти процессы у детей с олигофренией?

А) Ученик рассказывает своим товарищам содержание просмотренного фильма, излагая события подробно, выдерживая их последовательность. Через месяц события этого фильма воспроизводятся этим учеником лишь в общих чертах.

Б) На уроке можно наблюдать такую картине: учитель называет фамилию школьника, который должен выйти к доске и прочитать наизусть заданное накануне стихотворение. Ученик встает неохотно, а его глаза устремлены в раскрытую книгу. Он медлит и старается удержать взор на странице учебника. Чем объясняется медлительность ученика?

Задача 4.

Какая мыслительная операция нарушена у испытуемого?

А) Испытуемому дается задача на классификацию предметов: яйцо, ложка, нож, вилка, хлеб. Испытуемый объединил предметы в виде придуманного им сюжета: «Все эти предметы можно соединить вместе, потому что можно составить такой рассказ: «Папа пришел с работы, съел яйцо из ложки, отрезал ножом хлеб и стал вилкой есть картошку»».

Б) Испытуемого спрашивают: «Что такое треугольник?». Он отвечает: «Треугольник из картона делают. Они разного цвета бывают».

В) Испытуемому дается задание на исключение лишнего из ряда: лопата, грабли, носилки, машина. Испытуемый определяет лишний предмет – носилки. Объясняет свое решение так: «Человек может собрать мусор граблями, лопатой погрузить на машину и увезти, а носилки можно не использовать, когда машина есть».

Задача 5.

Какие нарушения мышления имеются в описанных случаях?

А) Перед испытуемым ставится вопрос: «Чем похожи тетрадь и книга?» Он отвечает: «Книга толстая, а тетрадь тонкая; книга большая, а тетрадь маленькая; в тетради пишут, а книгу читают».

Б) Испытуемому предлагается задача: «У мальчика было 4 марки, одну марку он потерял. Что надо сделать, чтобы узнать, сколько марок осталось у мальчика?». Испытуемый отвечает: «Надо искать марку и найти ее».

В) Дана задача на классификацию предметов. Испытуемый бездумно манипулирует предметами. Над правильностью своей деятельности не задумывается.

Задача 6.

В семьях часто неправильно относятся к воспитанию детей-олигофренов. Одни родители их балуют, оберегают от забот, выполняют все капризы. Другие – постоянно одергивают, ругают, наказывают.

Каким должно быть отношение родителей к умственно отсталому ребенку? Почему?

Какие черты характера могут сформироваться у ребенка-олигофрена при указанных примерах воспитания?

Задача 7.

Проанализируйте причины, приводящие к недоразвитию коммуникативной деятельности детей-олигофренов. Охарактеризуйте связь коммуникативного поведения ребенка с олигофренией и ведущей деятельности, особенностей социально-личностного развития.

Лабораторные задания.

1. Изучение направленности личности.

Определите особенности направленности личности умственно отсталого школьника, предложив ему следующий рассказ: «Целую ночь шел снег. Занесло весь школьный двор и каток. Утром ребята вышли на улицу гулять. Они увидели, как дворник убирает снег во дворе. Кто-то крикнул: «Давайте поможем дворнику!». Все дружно взялись за работу. Только Миша стоял в стороне с коньками в руках. «Ты чего смотришь?» - кричали ребята. «Жду, когда очистят каток, - ответил Миша, - нам же никто не велел убирать снег».

Вопросы к ребенку:

· Как бы в этом случае поступил ты? Почему?

· Кто поступил правильно?

· Оцени поступок Миши.

· В чем его ошибка?

2. Изучение самооценки и уровня притязаний.

Определите особенности уровня притязаний ребенка-олигофрена по методу, аналогичному методике немецкого психолога Хоппе.

Ученику предлагается 10 карточек с номерами от 1 до 10. Предлагается возможность выбрать любую карточку с задачей, предварительно объяснив, что с возрастанием номера карточки возрастает трудность задачи. Правильность решения учеником задачи значения не имеет.

Примерные задания:

1) придумай три слова на букву «ш»;

2) назови пять овощей;

3) назови четыре имени на букву «С»;

4) назови шесть ягод;

5) придумай пять цветов и т.п.

Темы докладов и рефератов.

1. Коррекционно-развивающее влияние игры на психическое развитие ребенка-олигофрена.

2. Специфичность личностного развития умственно отсталых детей.

3. Особенности социального развития детей с нарушением интеллекта.

4. Коррекционное значение конструирования для развития мышления детей с нарушением интеллекта.

5. Особенности подготовки к школе детей с нарушением интеллекта.

6. Особенности восприятия сверстника детьми-олигофренами.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д.Соколова. – М., 1985.

2. Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия. – СПб., 1999.

3. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М., 1998.

4. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1989.

5. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей /В.В.Лебединский. – М, 1985.

6. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей/В.И. Лубовский. – М., 1989.

Раздел III.

Наши рекомендации