Глава 7. нарушения интеллекта

Понятие интеллекта чрезвычайно сложно для определения и трактуется неоднозначно различными исследователями. Пред­полагается, что это понятие означает совокупный умственный потенциал человека, комплекс его способностей и путей их реализации для наиболее полной адаптации к жизни.

К.Ясперс (1883—1969) при анализе интеллекта предлагал различать предпосылки интеллекта, багаж знаний, интеллект в собственном смысле.

К предпосылкам интеллекта следует отнести психические процессы, позволяющие осуществлять получение, накопление информации и анализ приобретенного опыта. Это такие пси­хические функции, как память, речь, способность восприни­мать окружающее, возможность длительное время удерживать внимание и сохранять работоспособность ума. Нарушение пе­речисленных функций закономерно ведет к невозможности полноценно использовать разум, хотя не свидетельствует о низком интеллекте как таковом. Необходимо избегать попы­ток оценить интеллект человека во время острого психоза (деп­рессия, делирий, острый бредовый приступ), поскольку бес­помощное состояние может отражать временное бездействие предпосылок интеллекта.

Багаж знаний является, с одной стороны, базой для обшир­ной деятельности рассудка; с другой стороны, отражает богат­ство интеллектуального опыта, демонстрирует способность че­ловека к быстрому накоплению информации. Многие методи­ки исследования интеллекта включают задания на оценку ба­гажа знаний, однако понятно, что он не выражает непосред­ственно индивидуальных особенностей мышления человека, хотя во многом отражает условия его воспитания и реальные возможности при получении образования.

Интеллект в собственном смысле — это развивающаяся па­раллельно с формированием ЦНС способность находить суще­ственные для максимальной адаптации связи между предмета­ми и явлениями, умение понимать и предвидеть действитель­ность. Генетические исследования показывают существенную роль наследственности в формировании умственных способно­стей, однако понятно, что потенциал, заложенный генетичес­ки, реализуется в зависимости от условий, способствующих последовательному развитию психики.

В процессе становления человека постоянно обогащаются способности его мышления. Так, ребенок еще до формирова­ния полноценной речи, наблюдая и копируя действия взрос­лых, научается действовать в своих интересах: доставать спря­танные игрушки, есть ложкой без помощи взрослых, одевать-




ся — это наглядно-действенное мышление. Развитие речи и на­копление чувственного опыта позволяют делать выводы о ве­щах, не наблюдаемых в данный момент непосредственно, а лишь представляемых человеком. Такое основанное на пред­ставлениях мышление называется конкретно-образным. Посту­пая в школу, ребенок постепенно знакомится с миром абст­рактных понятий и символов, которые иногда невозможно представить, — математическими действиями, физическими законами, философскими категориями. Умение оперировать этими понятиями определяется как абстрактное (понятийное) мышление. Таким образом, интеллект взрослого человека пред­полагает сосуществование и взаимодействие практических на­выков, конкретно-ситуационных представлений и способнос­ти к абстрагированию. Недоразвитие каждой из этих способ­ностей ухудшает адаптацию человека: так, ученый, погружен­ный в мир абстрактных идей, может оказаться беспомощным в простейшей ситуации, требующей от него конкретных дей­ствий. Однако именно способность к абстрактному мышлению как свидетельство завершенности естественного развития нервной системы — наиболее важный показатель уровня ин­теллекта.

Уровень интеллекта можно охарактеризовать количественно с помощью индекса IQ (см. раздел 2.5), однако в клиничес­кой практике формальный подход не всегда позволяет правиль­но оценить особенности конкретного человека. Сопоставляя уровень образования, степень нарушения предпосылок интел­лекта, динамику способностей в течение жизни и их измене­ние за годы болезни, врач может составить более детальное заключение о состоянии интеллекта, чем при простом тести­ровании. При беседе с больным следует обратить внимание на самые различные его способности. Не нужно ожидать, что снижение интеллекта будет заметно из первых же высказыва­ний пациента. Необходимо учитывать, что при слабоумии больные могут обладать достаточным словарным запасом и сохранять многие практические навыки. Даже в процессе дли­тельной беседы можно не заметить расстройств абстрактного мышления, если темы разговора в основном конкретно-ситуа­ционные. Поэтому для оценки такого мышления необходимо специально поставить перед больным ряд логических задач, с которыми он не сталкивался ранее.

Невозможно оценить абстрактное мышление по вопросам, которые больной многократно решал в прошлом, и хорошо за­учил ответ. Даже имеющие очень глубокое нарушение интел­лекта больные могут назвать месяца года по порядку, расска­зать таблицу умножения. Однако стоит несколько изменить условия задания — и расстройства логики станут очевидны. Так, неумение перечислить месяцы года и дни недели в об­ратном порядке, оценить простейшие отношения родственни-

ков («Кем приходится мне сын моего родного отца?»), выпол­нить задания на сравнение предметов («Чем отличается трол­лейбус от трамвая?», «Что тяжелее — килограмм пуха или килограмм гвоздей?»), объяснить смысл картинок и образных выражений (пословиц и поговорок) позволяют выявить преоб­ладание конкретно-ситуационного мышления и снижение спо­собности к абстрагированию.

При некоторых заболеваниях с признаками слабоумия па­раллельно с разрушением интеллекта наблюдается заметное по­ражение праксиса, поэтому одновременно с интеллектом все­гда следует оценивать двигательные навыки — артикуляцию, умение пользоваться предметами, способность к письму и кон­струированию простейших фигур на бумаге.

Расстройства интеллекта могут быть представлены синдро­мами недоразвития интеллекта (олигофренией) или снижения (утраты) интеллекта (деменцией).

Наши рекомендации