Действие животных ядов на организм человека
Представители ядовитых Животных | Характер действия яда |
Кишечнополостные: 1. Медуза-крестовичок 2. Медуза-корнерот | Яд паралитического (общего) действия Яд местного действия |
Членистоногие: 3. Скорпионы 4. Каракурт 5. Пчела 6. Осы | Яды нейротоксического действия, влияют на мембранные потенциалы, натриевые каналы в нервномышечных и межнейронных синапсах. Ингибиторы белков-ферментов. Яд каракурта вызывает некроз ткани на месте поражения. Яд пчел сложен по составу (протеины, аминокислоты, ферменты,соли,соляная кислота) Действие яда обычно местное, возможны аллергические реакции. Реакции на ужаление быстро развиваются и могут стать причиной смерти. |
Хордовые: 7. Змеи: гюрза, гадюка, эфа 8. Кобра, аспид | Яд геморрагического действия, свертывающий кровь, и местноотечного – некротического действия. Действуют как гидролитические ферменты, вызывают гемолиз эритроцитов. Яды нейротоксичны, курареподобны, блокируют нервную систему, вызывают угнетение дыхательного и сосудодвигательного центра головного мозга. |
Таблица 2
Принципы оказания первой медицинской помощи и профилактика
Симптомы | Первая помощь |
Кишечнополостные: 1. Наблюдается судороги, общая слабость, резкая боль, потеря сознания. Может наступить смерть. 2. Дает сильный болезненный “ожег”, не опасный для жизни. | Если есть необходимость – искусственное дыхание. Пострадавшего уложить, срочно вызвать врача. В тяжелых случаях подкожно ввести адреналин и эфедрин. |
Членистоногие: 3. В месте укуса – отек, отмечается сонливость, головная боль, озноб, температурная реакция, кашель, учащение дыхания, иногда рвота. 4. Укус самки каракурта болезненен, местная реакция почти не выражена, общетоксические явления развиваются через 10-30 мин. Сильные мышечные боли, возбуждение, страх смерти, сухость языка, температурная реакция. 5. Местная болевая и воспалительная реакция: жжение и боль, отечность, слабые общетоксичные явления – тошнота, озноб, сухость во рту. 6. Общая реакция может быть в виде крапивницы, анафилактического шока, асфиксии, бронхоспазма. | Смазать место поражения растительным маслом, прикладывание теплой грелки и др. предмета. Удалить жало пчелы из ранки, место поражения смазать спиртом (одеколоном), приложить холод, принять димедрол или пипольфен. При аллергической реакции в зависимости от симптома – супрастин, димедрол, пипольфен с анальгином (антигистаминные препараты). |
Хордовые: 7. На месте укуса – две колотые ранки. Отечность, кожа над отеком багрово-синюшная, иногда некротические язвы, воспаления лимфоузлов. Может быть кровотечение – носовое, желудочно-кишечное, почечное. Слабость, иногда рвота, головокружение, ослабление сердечной деятельности. 8. При укусе боль, чувство онемения лица, языка, головокружение, иногда обморочное состояние, нарушение глотания, речи, затруднение дыхания. | Отсасывание яда в течение 10-15 мин., собрав кожу в месте укуса в складку. Поврежденная конечность и сам человек фиксируется неподвижно. Жгут не накладывать. Наложение жгута выше укуса на 30-40 мин., отсасывание яда, при необходимости искусственное дыхание. |
Студент___________________ Преподаватель________________
«____»______________201_г.
ЗАНЯТИЕ № 11 (37)
ТЕМА: Человек и биосфера (семинар).
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить современные концепции биосферы, ее структуры и функции; разобрать формы биотических связей в природе и формы взаимоотношений человека с окружающей средой.
ЛИТЕРАТУРА: I. С.367-379; II. С.305-318; III.С. 292-312.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:
1. Понятие биосфера.
2. Учение о биосфере, границы биосферы.
3. Круговорот веществ как необходимое условие существования биосферы.
4. Антропогенные экосистемы как результат индустриализации, урбанизации, развития транспорта, овладения космосом.
5. Человеческая деятельность и биосферный гомеостаз (народонаселение, миграция населения, обеспечение населения питанием).
6. Понятие о ноосфере и необходимость охраны окружающей среды.
7. Эволюция биосферы. Глобальные проблемы биосферы и экологии человека.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ:
Антропогенные факторы-
Биогенное вещество-
Биогеоценоз-
Биокосное вещество-
Биосфера-
Биосферный гомеостаз-
Биоценоз-
Гидросфера-
Косное вещество-
Литосфера-
Ноосфера-
Урбанизация-
Студент_______________________ Преподаватель_________________